Изобразительное искусство
<<  Изобразительное искусство Средних веков Изобразительное искусство Средних веков  >>
Изобразительное искусство Средних веков
Изобразительное искусство Средних веков
Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к
Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к
Скульптура романского стиля
Скульптура романского стиля
Химеры
Химеры
Химеры
Химеры
Собор в Реймсе
Собор в Реймсе
Химеры
Химеры
Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина –
Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина –
Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно
Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно
Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала
Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала
Этот сюжет повторяется и в рельефе церкви Сен-Трофим в Арле
Этот сюжет повторяется и в рельефе церкви Сен-Трофим в Арле
Христос
Христос
Скульптуры алтаря аббатства в Муссаке
Скульптуры алтаря аббатства в Муссаке
Фигуры выглядят естественно просто и реалистично
Фигуры выглядят естественно просто и реалистично
Скульптура собора в Шартре
Скульптура собора в Шартре
Страшный суд
Страшный суд
Скульптура готики
Скульптура готики
Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные
Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные
Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура
Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура
Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); и лишь
Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); и лишь
Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию в
Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию в
Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и
Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и
Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся
Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся
Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к
Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к
В искусство вошли темы страдания
В искусство вошли темы страдания
Образ Маркграфини Уты — одно из наиболее тонких и проникновенных
Образ Маркграфини Уты — одно из наиболее тонких и проникновенных
Искусство витража
Искусство витража
Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в
Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в
Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари
Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари
Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей
Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей
Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре
Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре
Сен-Дени
Сен-Дени
Витражи собора Нотр-Дам де Пари
Витражи собора Нотр-Дам де Пари
Вопросы и задания
Вопросы и задания
Домашнее задание
Домашнее задание

Презентация на тему: «Изобразительное искусство Средних веков». Автор: User. Файл: «Изобразительное искусство Средних веков.ppt». Размер zip-архива: 6441 КБ.

Изобразительное искусство Средних веков

содержание презентации «Изобразительное искусство Средних веков.ppt»
СлайдТекст
1 Изобразительное искусство Средних веков

Изобразительное искусство Средних веков

2 Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к

Основное назначение искусства Средневековья сводилось в то время к

внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное влиянию церкви, оно последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу. Обращали на себя внимание и разные масштабы фигур, размеры которых зависели от их иерархической зависимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.

3 Скульптура романского стиля

Скульптура романского стиля

Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.

4 Химеры

Химеры

Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв.

5 Химеры

Химеры

Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв.

6 Собор в Реймсе

Собор в Реймсе

Франция .Химеры. XII в.

7 Химеры

Химеры

Скульптура собора в Шартре. Середина 12 в. Франция

8 Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина –

Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина –

техника живописи. Водяные краски на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей – агнец, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам. Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе. 1145-1155 гг. Франция.

9 Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно

Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно

широко распространился начиная с XII в. Ниже располагались апостолы, ангелы и святые. Вглядываясь в разномасштабные изображения фигур, нельзя не отметить их теснейшую связь с традициями народного творчества. Мадонна с веретеном. Испания. 12 в.

10 Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала

Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала

собора в Шартре (середина XII в., Франция). В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время сердечной мягкости. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, орел, лев и бык – не внушают страха, напротив, - это мирные стражи и верные помощники Бога.

11 Этот сюжет повторяется и в рельефе церкви Сен-Трофим в Арле

Этот сюжет повторяется и в рельефе церкви Сен-Трофим в Арле

Франция.

12 Христос

Христос

Скульптура собора в Шартре. 1145-1155 гг. Франция.

13 Скульптуры алтаря аббатства в Муссаке

Скульптуры алтаря аббатства в Муссаке

10 в. Франция. Главной задачей средневековых художников стало украшение храмов, создание произведений, которые должны были отражать образы божественного мира и наставлять верующих на путь истинный. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей.

14 Фигуры выглядят естественно просто и реалистично

Фигуры выглядят естественно просто и реалистично

Наивные в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.

Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен -Пьер в Муссаке.

15 Скульптура собора в Шартре

Скульптура собора в Шартре

12 в.Франция. Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой.

16 Страшный суд

Страшный суд

Собора Сен – Лазар в Отене. 1130 – 1140 гг. Над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела воображением: романский бог – это не тот парящий высоко над миром Воздержитель, которого создавали византийцы, но судья и защитник. Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия. (деталь рельефа собора Сен – Лазар в Отене). 1130 – 1140 гг.

17 Скульптура готики

Скульптура готики

Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.

18 Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные

Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные

черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево. 1410 г.

19 Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура

Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура

превращается в возвышенные и одухотворенные образы. Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Марбургский всадник. 1245 – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.

20 Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); и лишь

Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); и лишь

случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. Их держат в равновесии консоли, где целый мир, но он неведом им,- мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. Э.М.Рильке. «Портал». Скульптура собора в Бамберге. Германия.

21 Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию в

Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию в

рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы. Скульптура собора в Бамберге. Германия.

22 Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и

Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и

Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция. Скульптура Реймсского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.

23 Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся

Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся

к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.

24 Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к

Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к

зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священого Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.

25 В искусство вошли темы страдания

В искусство вошли темы страдания

Например эмоциональный строй готического искусства создается устремлением скульптурных фигур, их легким изгибом, выразительным ритмом драпировок. Скульптурные портреты маркграфа Эккерхарда и его жены Уты – первые реалистические портреты в скульптурном искусстве готики. Здесь переданы душевное состояние и особенности характера героев. Маркграф Эккерхард и его жена Ута. Собор в Наумбурге. 13 в. Германия.

26 Образ Маркграфини Уты — одно из наиболее тонких и проникновенных

Образ Маркграфини Уты — одно из наиболее тонких и проникновенных

созданий Наумбургского мастера среди статуй западного хора. «Ута». Деталь статуи западного хора собора в Наумбурге. Ок. 1250. Германия.

27 Искусство витража

Искусство витража

На смену фреске в изобразительном искусстве готики приходит витраж, изображение которое составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах. Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».

28 Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в

Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в

вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника. Окно – роза в церкви Сен-Дени. 12 век. Франция.

29 Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари

Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари

Франция. 12-14 вв.

30 Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей

Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей

Средневековья XII – XIV вв. находится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы. Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII –XIII вв. Витраж собора в Шартре. Франция.

31 Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре

Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре

Франция.

32 Сен-Дени

Сен-Дени

Франция.

33 Витражи собора Нотр-Дам де Пари

Витражи собора Нотр-Дам де Пари

Франция.

34 Вопросы и задания

Вопросы и задания

Расскажите об особенностях романского стиля изобразительного искусства? Как переданы душевное состояние и особенности характера героев скульптуры маркграфа Эккерхарда и его жены Уты? Какие сюжеты и орнаментальные мотивы преобладают в витражах готических соборов.

35 Домашнее задание

Домашнее задание

Подготовить сообщения: «Особенности романского стиля изобразительного искусства». «Скульптура готических соборов». «Искусство витража».

«Изобразительное искусство Средних веков»
http://900igr.net/prezentacija/izo/izobrazitelnoe-iskusstvo-srednikh-vekov-239992.html
cсылка на страницу

Изобразительное искусство

11 презентаций об изобразительном искусстве
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Изобразительное искусство > Изобразительное искусство Средних веков