История живописи
<<  Строение первого парохода Судьба картины в живописи авангарда  >>
Как понимать живопись авангарда
Как понимать живопись авангарда
Как понимать живопись авангарда
Как понимать живопись авангарда
Картины или скульптуры XX в. через столетие все еще называются
Картины или скульптуры XX в. через столетие все еще называются
Что изображено на этих картинах
Что изображено на этих картинах
Импрессионизм: остановленное мгновение
Импрессионизм: остановленное мгновение
Импрессионисты так внимательно и напряженно вглядывались в мимолетное
Импрессионисты так внимательно и напряженно вглядывались в мимолетное
Импрессионизм подошел к абстракции, но эту грань еще не перешел
Импрессионизм подошел к абстракции, но эту грань еще не перешел
Художественную ситуацию на рубеже XIX
Художественную ситуацию на рубеже XIX
«Идея человека» Ортеги-и-Гассета
«Идея человека» Ортеги-и-Гассета
Наиболее ярко и полно тенденция выразить незримое визуальными образами
Наиболее ярко и полно тенденция выразить незримое визуальными образами
Простая техника и сложное содержание
Простая техника и сложное содержание
Путь Пикассо к новым формам: ранние периоды
Путь Пикассо к новым формам: ранние периоды
На портретах работы Пикассо совмещенное изображение фаса и профиля так
На портретах работы Пикассо совмещенное изображение фаса и профиля так
Р. Магритт
Р. Магритт
Вариант IV
Вариант IV
Переменная настройка зрительского взгляда
Переменная настройка зрительского взгляда
В искусстве авангарда предмет изображения может деформироваться,
В искусстве авангарда предмет изображения может деформироваться,
Рассмотрите картину Рене Магритта «Телескоп»
Рассмотрите картину Рене Магритта «Телескоп»
Самоценность изобразительных средств
Самоценность изобразительных средств
История мазка, первоэлемента живописи
История мазка, первоэлемента живописи
Экспрессивные мазки Ван Гога «живут» на холсте своей жизнью
Экспрессивные мазки Ван Гога «живут» на холсте своей жизнью
В XX веке несколько мазков кистью на чистом холсте
В XX веке несколько мазков кистью на чистом холсте
Конец живописи
Конец живописи
Некоторые художники занимаются чистым цветом и создают равномерно
Некоторые художники занимаются чистым цветом и создают равномерно
В работе Лючио Фонтаны разрез на ткани выглядит материализованной
В работе Лючио Фонтаны разрез на ткани выглядит материализованной
В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая
В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая
Весь ХХ век
Весь ХХ век
Право на интерпретацию
Право на интерпретацию
Казимир Малевич о творчестве и о себе
Казимир Малевич о творчестве и о себе
«Черный квадрат» как метафора столетия
«Черный квадрат» как метафора столетия
Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу:
Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу:
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала М. Сартана
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала М. Сартана
Элементы общего контекста авангардной живописи
Элементы общего контекста авангардной живописи
Именно контекстное понимание наполняет смыслом внешне совсем простое
Именно контекстное понимание наполняет смыслом внешне совсем простое
Новые ключи к пониманию живописи авангарда:
Новые ключи к пониманию живописи авангарда:
Взгляните на хрестоматийную картину Левитана как на авангардную
Взгляните на хрестоматийную картину Левитана как на авангардную

Презентация: «Как понимать живопись авангарда». Автор: world. Файл: «Как понимать живопись авангарда.ppt». Размер zip-архива: 6539 КБ.

Как понимать живопись авангарда

содержание презентации «Как понимать живопись авангарда.ppt»
СлайдТекст
1 Как понимать живопись авангарда

Как понимать живопись авангарда

VI

Расщепление и распад. Судьба картины в живописи авангарда

К. Малевич. Супрематизм. 1913

2 Как понимать живопись авангарда
3 Картины или скульптуры XX в. через столетие все еще называются

Картины или скульптуры XX в. через столетие все еще называются

«современным искусством» и способны вызывать сильную эмоциональную реакцию.

Смотря на «Черный квадрат» Казимира Малевича, зрители до сих пор недоумевают, возмущаются и требуют разъяснений.

Действительно ли зритель понимает классическую живопись или просто удовлетворяется тем, что изображенные предметы и сюжеты ему знакомы?

К. Малевич. Черный квадрат. 1915

4 Что изображено на этих картинах

Что изображено на этих картинах

П. Пикассо. Плачущая женщина. 1949

П. Мондриан Трафальгарская площадь 1939?1943

Дж. Поллок Из паутины 1949

5 Импрессионизм: остановленное мгновение

Импрессионизм: остановленное мгновение

Импрессионисты изображали на полотне только то, что они действительно видели, а не то, что знали об изображаемом предмете.

К. Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872

6 Импрессионисты так внимательно и напряженно вглядывались в мимолетное

Импрессионисты так внимательно и напряженно вглядывались в мимолетное

мгновение, что потеряли «предмет». Они развеществили натуру, превратив материю в бесплотную игру света и тени.

К. Моне. Японский мостик и кувшинки. 1899

К. Моне. Японский мостик. 1918?1924

7 Импрессионизм подошел к абстракции, но эту грань еще не перешел

Импрессионизм подошел к абстракции, но эту грань еще не перешел

Ее преодоление и полный отказ от пресловутого мимесиса выпали на долю художников следующего века и следующих поколений.

Импрессионизм стал высшим напряжением той «живописи глаза», что ставила своей задачей точное следование природе. И потому импрессионизм можно считать концом классического искусства, а постимпрессионизм ? началом авангардной живописи. Именно между ними пролегает условный водораздел.

8 Художественную ситуацию на рубеже XIX

Художественную ситуацию на рубеже XIX

XX веков часто уподобляют некоему взрыву. Действительно, накопилась и уплотнилась «энергия» художественных исканий, их «масса» превысила критическую, сработал «детонатор» отказа от видимого... и осколки стремительно полетели в разные стороны.

Художники, преодолев необходимость миметически запечатлевать реальность с помощью жизнеподобных образов, приобрели новые возможности для творчества. В зависимости от целей и от степени радикализма вариантов выражения незримого было несколько.

9 «Идея человека» Ортеги-и-Гассета

«Идея человека» Ортеги-и-Гассета

…А что если бы вместо попытки нарисовать человека художник решился бы нарисовать свою идею, схему этого человека? Тогда картина была бы самой правдой и не произошло бы неизбежного поражения.

Живописью зрачком вовнутрь называл искусство авангарда Ортега-и-Гассет. Художник не смотрит на натуру глазами, он постигает ее какими-то другими, возможно, даже мистическими способами, а вот уже результат такого постижения, свое представление о натуре рассматривает зрачком, повернутым внутрь себя. Тогда его художественный гений позволяет найти живописные образы, эквивалентные тому, что он там, внутри себя, увидел.

Хосе Ортега-и-Гассет

10 Наиболее ярко и полно тенденция выразить незримое визуальными образами

Наиболее ярко и полно тенденция выразить незримое визуальными образами

проявилась в творчестве Пабло Пикассо

Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю.

Я не пишу с натуры. Я пишу при помощи натуры.

Пабло Пикассо

П. Пикассо Автопортрет Фрагмент 1901

П. Пикассо. Большой натюрморт с круглым столиком. 1931

11 Простая техника и сложное содержание

Простая техника и сложное содержание

Толпа полагает, что это легко ? оторваться от реальности, тогда как на самом деле это самая трудная вещь на свете. Легко произнести или нарисовать нечто начисто лишенное смысла, невразумительное, никчемное: достаточно пробормотать слова без всякой связи или провести наудачу несколько линий. Но создать нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако, обладало бы определенным содержанием, ? это предполагает дар более высокий.

В XX веке зритель потерял привычные ему ключи к пониманию живописи: ключ первый ? визуальное подобие, ключ второй ? понятие красоты, ключ третий ? сложную живописную технику.

Слышать не могу, когда говорят о красоте. Что такое красота? Нужно говорить о проблемах в живописи. Картина ? не что иное, как поиск и эксперимент.

Хосе Ортега-и-Гассет

Пабло Пикассо

П. Пикассо. Муза. 1935

12 Путь Пикассо к новым формам: ранние периоды

Путь Пикассо к новым формам: ранние периоды

приглядывание; кубизм ? прорыв вглубь в поисках основы мироздания; коллаж ? рассыпание на мелкие детали (1); обращение к классицизму ? временное отступление (2); новая живопись ? «пересобирание» и скрепление разобранных частей (3).

(1) Натюрморт со стулом. 1912

(2) Фигуры на берегу моря. 1931

(3) Женщина с цветком. 1932

13 На портретах работы Пикассо совмещенное изображение фаса и профиля так

На портретах работы Пикассо совмещенное изображение фаса и профиля так

же парадоксальны, как открытия в квантовой механике.

П. Пикассо. Портрет Хайме Сабартеса. 1939

П. Пикассо. Портрет Доры Маар 6. 1937

14 Р. Магритт

Р. Магритт

Привкус слез. 1948 г

Р. Магритт. Неожиданный ответ. 1933 г

Я при помощи живописи делаю мысли видимыми.

Рене Магритт

15 Вариант IV

Вариант IV

Не изображать никакую реальность

На картинах возникают абстрактные формы, случайно выпавшие обрывки бумаги фиксируются в коллажи, появляются однородно закрашенные холсты или наоборот, одиночные мазки на незакрашенной поверхности.

Живопись получила возможность полного отхода от изобразительных задач.

Ив Клейн. IKB 2. 1961

16 Переменная настройка зрительского взгляда

Переменная настройка зрительского взгляда

Много лет в живописи господствовала метафора окна.

Если художник целенаправленно закрывает ставни, препятствует нам выскользнуть за пределы картины, то мы чувствуем, что упираемся в нее, как в тупик.

Г.Ф. Керстинг Каспар Давид Фридрих в своей мастерской. 1819

Р. Магритт. Пустая картинная рама. 1934

17 В искусстве авангарда предмет изображения может деформироваться,

В искусстве авангарда предмет изображения может деформироваться,

заменяться авторским представлением, воображаться, но все же присутствовать ? и лишь в самом радикальном случае отвергаться полностью.

Для понимания авангардной живописи настройка зрительского взгляда должна быть переменной, как в фотообъективе.

Р. Магритт. Великий Потоп. 1951

18 Рассмотрите картину Рене Магритта «Телескоп»

Рассмотрите картину Рене Магритта «Телескоп»

Как вы ее понимаете? Почему она так называется? Можно ли определить, какое время суток за окном? Действительно ли прозрачны стекла изображенного окна?

Р. Магритт. Телескоп. 1963

19 Самоценность изобразительных средств

Самоценность изобразительных средств

1

3

1

2

4

«Я компоную», ? так искусствовед Валерий Турчин определил способ создания авангардной картины, ведь она даже не столько выражает какие-то свойства, сколько обладает ими. И добился этого художник не подражанием реальности, а ее созданием, пользуясь чисто живописными средствами, то есть нанесением красок (берем традиционный случай) на поверхность холста.

Новое искусство создавалось не с целью что-то изобразить, а исходя из потребности что-то выразить. Поэтому правомерно задавать вопрос: не «Что здесь изображено?», а «Что художник хотел выразить?».

Важно видеть картину как вещь, как самоценное произведение, сосредоточиваться на чисто живописных свойствах картины (цвет, ритм, линия, композиция, фактура) или на ее эмоционально-духовных характеристиках (энергия, экспрессия, настроение, музыкальность, одухотворенность).

В живописи авангарда живописные средства стали цениться и сами по себе и смогли во многих случаях превратиться в цель живописи. Картина стала распадаться на составные части.

20 История мазка, первоэлемента живописи

История мазка, первоэлемента живописи

В академическом искусстве из-за лессировки мазка не видно.

Пуантилизм Жоржа Сёра технически совершенен и статичен.

Мазки импрессионистов заметны, словно пиксели на компьютерном мониторе.

Ф. Гойя Герцогиня Альба Фрагмент 1797

Ж. Сёра. Парад. Фрагмент. 1888–1889

О. Ренуар Завтрак гребцов Фрагмент 1880–1881

21 Экспрессивные мазки Ван Гога «живут» на холсте своей жизнью

Экспрессивные мазки Ван Гога «живут» на холсте своей жизнью

Розы Фрагмент 1890

Оливковые деревья 1889

В. Ван Гог. Автопортрет с кистями и палитрой. Сен-Реми. Фрагмент. 1889

22 В XX веке несколько мазков кистью на чистом холсте

В XX веке несколько мазков кистью на чистом холсте

картина.

(1)

(2)

(5)

(1) Б. Ньюмен. Голос огня. 1967 (2) Б. Ньюмен. Конкорд. 1949 (3) Ю. Злотников. Из серии «Сигнальная система». 1957–1962 (4) О. Розанова. Зеленая полоса. 1917 (5) М. Ротко. Оранжевый, красный и желтый. 1961

(3)

(4)

23 Конец живописи

Конец живописи

Картина как целостный организм умирает, постепенно распадаясь на отдельные составные элементы художественного образа.

У Пита Мондриана остается только ритм.

В картинах Ханса Хартунга остается только прочерченный след его жеста.

В панно Марка Ротко остается только цвет.

Ирина Данилова

М. Ротко. Красный на темно-синем поверх темно-серого. 1961

П. Мондриан. Композиция № 1 1934–1936

Х. Хартунг. Без названия № 2575-108. 1956

24 Некоторые художники занимаются чистым цветом и создают равномерно

Некоторые художники занимаются чистым цветом и создают равномерно

закрашенные холсты.

Другие совершенствуются, сочетая абстрактные детали.

У Лючио Фонтаны остались только движения руки, взрезавшие ножом пустое полотно.

Ив. Клейн. IKB 296. 1961

К. Малевич. Супрематизм Автопортрет в двух измерениях. 1915

Л. Фонтана. Пространственная концепция 1966–1967

25 В работе Лючио Фонтаны разрез на ткани выглядит материализованной

В работе Лючио Фонтаны разрез на ткани выглядит материализованной

энергией творца. И одновременно воплощением смерти картины.

Л. Фонтана. Пространственное представление: Ожидание. 1966–1967

26 В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая

В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая

страница, с которой все смыто. «Небо свернется, как свиток, и времени больше не будет», говорится в Апокалипсисе, но «будет новое небо и новое солнце». Искусство призвано начинать все сначала, как бы на пустом месте».

Живопись отразила мироощущение своего времени. Апокалиптические настроения весьма характерны для ХХ века, да и сегодня мы остро чувствуем и кризисы глобальной экономики, и политические пертурбации мирового масштаба, и исчерпанность художественных идей. В воздухе носится ожидание конца, за которым есть надежда на новое начало.

Ирина Данилова

27 Весь ХХ век

Весь ХХ век

это время нарушений табу, развенчания норм, борьбы с запретами. То, о чем раньше нельзя было и помыслить, стало возможным и даже обыденным. И относится это правило как к вершинам человеческого гения, так и к глубинам его низости. ХХ век полон экстремальных, гипертрофированных примеров трактовки любых норм и в любую сторону.

В XX веке показательны не только крайности, повседневная жизнь обычного человека тоже изменилась: моральные стандарты размылись, а «остатки незыблемых авторитетов ? государство, семья, церковь ? находятся в опасности и могут быть сметены» (Ханс Рокмакер).).

28 Право на интерпретацию

Право на интерпретацию

Авангардный художник ведет со зрителем диалог, а не произносит монолог, поэтому зритель имеет право на собственное понимание и интерпретацию.

Интерпретация должна идти от текста, опираться на то, что художник действительно сделал, на явно заданный им контекст (в переводе «со-текст»), а не на собственную фантазию.

Появление «Черного квадрата» в «красном углу» как раз и задало точный контекст для его прочтения.

Экспозиция последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль-десять). 1915

29 Казимир Малевич о творчестве и о себе

Казимир Малевич о творчестве и о себе

Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры.

Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой.

Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно что восторгаться вору на свои закованные ноги.

К. Малевич. Автопортрет. 1933

30 «Черный квадрат» как метафора столетия

«Черный квадрат» как метафора столетия

Главный смысл «Черного квадрата» ? это нуль, за которым новое начало.

К. Малевич. Черный квадрат. 1915

31 Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу:

Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу:

это икона в мире, где Бог умер.

Если создать парадоксальную икону, на которой не было бы Бога, последовательно удаляя признаки и символы божественного присутствия: лик (1), крест (2), нимб (3) и золотой фон (4), то останется черный квадрат.

Спас Нерукотворный XII в.

(1)

Экспозиция последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль-десять). 1915

(2)

(3)

(4)

32 Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала М. Сартана

Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала М. Сартана

Газета «Искусство» № 5?6/2011

Л. Фонтана Пространственный концепт, конец Бога 1963

33 Элементы общего контекста авангардной живописи

Элементы общего контекста авангардной живописи

Отказ от видимого Конец времен Художник в роли бога Равноправие миров и реальностей Живопись зрачком вовнутрь Исчерпанность метафоры окна Понимание картины как самодостаточной вещи Самоценность изобразительных средств Расщепление и распад живописи Разрушение границ

34 Именно контекстное понимание наполняет смыслом внешне совсем простое

Именно контекстное понимание наполняет смыслом внешне совсем простое

произведение.

Название «Ожидание» заставляет вглядываться в черноту разреза и ждать возрождения живописи после смерти картины.

Разрез на ткани выглядит материализованной энергией творца.

Лючио Фонтана за работой

35 Новые ключи к пониманию живописи авангарда:

Новые ключи к пониманию живописи авангарда:

Доверие название ассоциации контекст детали вчувствование

36 Взгляните на хрестоматийную картину Левитана как на авангардную

Взгляните на хрестоматийную картину Левитана как на авангардную

живопись, и вы увидите вовсе не часовенку над рекой, а холст, покрытый красками, рукотворное произведение Мастера, гармонию цветовых пятен, точно найденную композицию, которая передает ощущение величественной грусти. А за всем этим ? идея. Идея России с ее бескрайними просторами, для которой бесконечность пространства одновременно и величие, и трагедия. Добавьте чисто экзистенциальные мотивы одиночества и конца земного пути в равнодушно-пустом мире, и всё найденное сольется в художественный образ, прекрасно обходящийся без иллюзорно фотографического изображения.

И. Левитан. Над вечным покоем. 1894

«Как понимать живопись авангарда»
http://900igr.net/prezentacija/izo/kak-ponimat-zhivopis-avangarda-117802.html
cсылка на страницу

История живописи

14 презентаций об истории живописи
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > История живописи > Как понимать живопись авангарда