Русский портрет
<<  Жанр портрета Психологический портрет Ребенка 5-6 лет  >>
Портрет в русской живописи XVIII века
Портрет в русской живописи XVIII века
Рубеж XVII-XVIII вв
Рубеж XVII-XVIII вв
Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения
Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения
Перед вами разные виды портрета
Перед вами разные виды портрета
Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский
Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский
Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов
Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов
Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия
Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия
Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол
Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол
Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской
Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской
Портрет Е.И.Нелидовой
Портрет Е.И.Нелидовой
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего
Определите тип этих портретов кисти Боровиковского
Определите тип этих портретов кисти Боровиковского
И.Никитин «Портрет канцлера Г.И.Головкина»
И.Никитин «Портрет канцлера Г.И.Головкина»
Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
А.Матвеев «Автопортрет с женой»
А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку
Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку
А.Антропов «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой»
А.Антропов «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой»
Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
И.Вишняков «Портрет Сарры Фермор»
И.Вишняков «Портрет Сарры Фермор»
И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»
И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»
Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»
Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»
Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»
Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»
Д.Левицкий 1.Портрет дочери художника
Д.Левицкий 1.Портрет дочери художника
Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II
Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II
Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»
Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»
Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»
Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»
Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
Д.Левицкий «Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Д.Левицкий «Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель
Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель
В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»
В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»
В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»
В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»
В.Боровиковский «Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
В.Боровиковский «Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в полный рост,
Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в полный рост,
Парсуна (искажение слова «персона», от латинского persona – личность)
Парсуна (искажение слова «персона», от латинского persona – личность)
Домашняя работа:
Домашняя работа:

Презентация на тему: «Портрет в русской живописи XVIII века». Автор: user. Файл: «Портрет в русской живописи XVIII века.pptx». Размер zip-архива: 2863 КБ.

Портрет в русской живописи XVIII века

содержание презентации «Портрет в русской живописи XVIII века.pptx»
СлайдТекст
1 Портрет в русской живописи XVIII века

Портрет в русской живописи XVIII века

2 Рубеж XVII-XVIII вв

Рубеж XVII-XVIII вв

Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.

Парсуна М.В.Скопин-Шуйского. XVII в.

Никитин И.Н. Портрет Петра I. 1717 г.

3 Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения

4 Перед вами разные виды портрета

Перед вами разные виды портрета

Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742), талантливым русским живописцем. Определите вид каждого портрета.

Портрет напольного гетмана. 1720 г.

Портрет канцлера Г.И.Головкина.1720 г.

5 Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский

живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.

Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

Портрет Петра I

6 Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов

Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов

Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета в русской живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадного окружения. Создал одухотворенные образы своих современников. Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)

7 Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия

Григорьевича Левицкого (1735-1822). Имеют ли скрытый смысл предметы интерьера?

Портрет Екатерины II. 1783 г.

Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

8 Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол

XVIII в. Его мастерство позволяло ему свободно передавать тончайшие переживания человека, сокровенные черты его характера. Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.

9 Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской

1773г.

10 Портрет Е.И.Нелидовой

Портрет Е.И.Нелидовой

1773г.

11 Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего

времени, по праву считается одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.

Самый знаменитый портрет его кисти – портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому типу он относится? Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет взгляд ее и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. Полонский

12 Определите тип этих портретов кисти Боровиковского

Определите тип этих портретов кисти Боровиковского

Портрет А.И.Безбородко с дочерьми. 1803 г.

Портрет князя А.Б.Куракина. 1871-1802 гг.

13 И.Никитин «Портрет канцлера Г.И.Головкина»

И.Никитин «Портрет канцлера Г.И.Головкина»

Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.

Г. А. Головкин - начальник Посольской канцелярии, затем Посольского приказа, государственный канцлер, граф, сенатор, президент Коллегии иностранных дел, член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны.

14 Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской

ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светло-коричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный платок, длинные локоны роскошного парика.

Но главное – лицо, с внимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайны двора. Предельное внутреннее напряжение, душевная сосредоточенность.

15 А.Матвеев «Автопортрет с женой»

А.Матвеев «Автопортрет с женой»

Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы. В это время ему было около тридцати лет, а его супруге - четырнадцать. На портрете художник обнимает свою юную супругу, которая изображена по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета.

Возможно, таким образом живописец хотел подчеркнуть значимость своей избранницы, он как бы выдвигает ее на первый план, приближая к зрителю. Супруги одеты в изысканные платья, сшитые по придворной моде. Работа незавершена. На обороте портрета имеется надпись: «Матвеевъ, Андрей, первый Русскiй живописецъ и его супруга. Писалъ самъ художникъ»

16 Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку

Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку

к его личным качествам и к возможности выразить их живописными средствами. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось одновременно первым автопортретом и первым семейным портретом.

17 А.Антропов «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой»

А.Антропов «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой»

Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был для А. П. Антропова экзаменом на звание портретиста после окончания учебы. С этого произведения начинается период наивысшего расцвета его творчества. Живописец изобразил статс-даму прямо и просто, с предельной честностью: обрюзгшая старуха, с нарочитым искусственным румянцем, насурьмленными бровями и чуть-чуть слезящимися глазами. Сочетание темного ровного фона с объемной трактовкой образа Измайловой способствует достоверности. Возникает эффект выталкивания изображения из плоскости холста на зрителя.

18 Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений

Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений

в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой.

Портрет А. М. Измайловой открывает в русской живописи новый тип камерного портрета, который был уже не просто версией парадного изображения, а произведением, обладающим своей спецификой. Благодаря погрудному срезу и крупному плану, максимально приближающему модель к зрителю, происходит полная нивелировка жеста и переключение внимания на лицо.

19 И.Вишняков «Портрет Сарры Фермор»

И.Вишняков «Портрет Сарры Фермор»

Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века. Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста, Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет. Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами, исполненное живости и эмоциональности. В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур, неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела. Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века, производимого в Англии по французским рисункам

20 И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»

И.Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»

Аргунов тщательно выписывает фактуры, любуясь переливами тканей, сверканием драгоценностей, каскадами воздушного кружева. Восхищение красотой материального мира свойственна всей живописи 18в. В камерных портретах кисти Аргунова психологическая характеристика выходит на первый план. Художник вглядывается в лица пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера, иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней.

21 Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

На полотне обаятельная юная женщина. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. В глазах ее гордость и душевная чистота.

22 Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Ф.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Александра Петровна - вторая жена пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского. На портрете ей восемнадцать лет. Поэт Струйский издал целый сборник стихов, состоящий лишь из признаний в любви жене. Струйская стала радушной и гостеприимной хозяйкой усадьбы в Рузаевке, где молодоженами был выстроен новый роскошный особняк. Вокруг располагался парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Благополучная супружеская жизнь длилась двадцать четыре года, вплоть до внезапной кончины Николая Струйского в 1796 году. За это время Александра Петровна родила ему восемнадцать детей. Струйская пережила мужа на сорок четыре года. Умерла в 1840 году, ей было восемьдесят пять лет.

23 Д.Левицкий 1.Портрет дочери художника

Д.Левицкий 1.Портрет дочери художника

2.Портрет вице-канцлера князя А.М.Голицина.

Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого выразили дух Екатерининской эпохи. Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому.

2

1

24 Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II

Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших портретов императрицы, в 1780-х — пятнадцать. Первый из них был неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без интереса. Она позировала иностранным мастерам.

25 Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»

Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»

Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям. Одновременно на государыне царская мантия, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красная лента и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и

покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.

26 Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»

Д.Левицкий «Екатерина II -законодательница в храме Правосудия»

«Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ее Императорское Величество. Сжигая на алтаре маковые цветы, она жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны она увенчана лавровым венцом. Знаки ордена Св. Владимира изображают пользу для Отечества. Лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину закона. Победоносный орел заботится о соблюдении правосудия. В дали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю». Левицкий «Собеседник любителей российского слова». СПб., 1783г.

27 Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»

Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»

Картину можно расценить как пародию на парадный портрет. Прокофий Акинфиевич Демидов – владелец крупнейших горнопромышленных предприятий. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались любознательность, образованность и щедрость мецената. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом. В типичных парадных портретах XVIII века все компоненты определяли социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют другое значение. Каждая деталь - от гербария и лейки на столе до фасада здания - свидетельствует о его увлечениях и характере. Вместо официального мундира на Демидове домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак, и шарф.

28 Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза

портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.

Замысел портрета принадлежит, вероятно, самому Демидову. Левицкий ни до, ни после этого произведения никогда не выходил за установленные рамки парадного изображения.

29 Д.Левицкий «Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»

Д.Левицкий «Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»

Новая для русского искусства разновидность жанра – «портрет в роли». Д.Г. Левицкий воспроизводит сцену из спектакля с участием воспитанниц Смольного института. Тоненькие фигурки актрис особенно пластичны на фоне условных декораций с плоско написанными деревьями. В изысканный цветовой аккорд сливаются шелк светлого платья и насыщенный тон серого сюртука. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской.

30 Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель

Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель

сентиментального портрета, образов человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное изображение фигуры, опирающейся на тумбу или дерево, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного и светлого.

Портрет Е.А. Нарышкиной

31 В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»

В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»

Таинственный портрет. Как всегда у Боровиковского, она в белом платье и цветном шарфе, немного отодвинута вправо, чтобы мы видели пейзаж. Она чуть кокетлива в повороте, независима, смотрит с некоторым вызовом. свет, скользящий по лицу, кудри, губы, - все в ее лице полно мягкости и лиризма.

32 В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»

В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»

Но ощущение лиризма и доверчивости исчезает, стоит лишь заглянуть в ее глаза - в них отчужденность, чуть ли не враждебность. С большим реалистическим мастерством выписано лицо Лопухиной, но высшей реальностью оказывается неведомое глубинное переживание, о котором мы только догадываемся.

33 В.Боровиковский «Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»

В.Боровиковский «Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»

Портрет двойной (по числу изображений на холсте). Девушек объединяет и кровное родство, и то особое слияние душ, которое даруется музыкой и пением.

34 Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в полный рост,

Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в полный рост,

на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля.

В Камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение на нейтральном фоне. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и моделью, это проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека.

35 Парсуна (искажение слова «персона», от латинского persona – личность)

Парсуна (искажение слова «персона», от латинского persona – личность)

– название русской портретной живописи 16-17в. Парсуна лишь условно передавала портретное сходство, по стилистическим особенностям была тесно связана с иконописью, сохраняла идеальность и каноничность образов, плоскостное узорное письмо.

Иоанн Грозный

Князь Скопин-Шуйский

Атаман Ермак

Петр I в детстве

36 Домашняя работа:

Домашняя работа:

Творческое задание: создать альбом «Мой вернисаж»: оформить репродукцию понравившегося портрета и придумать его «поэтическую» историю.

«Портрет в русской живописи XVIII века»
http://900igr.net/prezentacija/izo/portret-v-russkoj-zhivopisi-xviii-veka-83291.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Русский портрет > Портрет в русской живописи XVIII века