Иконы
<<  Символика православной иконы Икона  >>
Символика православной иконы
Символика православной иконы
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на
Каждый предмет в иконе-символ: Дуб – древо жизни
Каждый предмет в иконе-символ: Дуб – древо жизни
Символика цвета
Символика цвета
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и
Белый цвет - символ Божественного света
Белый цвет - символ Божественного света
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а
Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи
Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи
Символика предметов и животных
Символика предметов и животных
Символы евангелистов
Символы евангелистов
Ангел – символ евангелиста Матфея
Ангел – символ евангелиста Матфея
Лев – символ евангелиста Марка
Лев – символ евангелиста Марка
Орёл – символ евангелиста Иоанна
Орёл – символ евангелиста Иоанна
Телец – символ евангелиста Луки
Телец – символ евангелиста Луки
«Город золотой» (другие названия — «Город», «Рай», «Над твердью
«Город золотой» (другие названия — «Город», «Рай», «Над твердью
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме
Домашнее задание
Домашнее задание

Презентация на тему: «Символика православной иконы». Автор: user. Файл: «Символика православной иконы.pptx». Размер zip-архива: 4854 КБ.

Символика православной иконы

содержание презентации «Символика православной иконы.pptx»
СлайдТекст
1 Символика православной иконы

Символика православной иконы

2 Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос

нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

3 Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального

Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального

человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение.

Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

4 Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на

иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

5 Каждый предмет в иконе-символ: Дуб – древо жизни

Каждый предмет в иконе-символ: Дуб – древо жизни

Дом – символ домостроения, созидания. Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения. Красный крест – символ мученичества (и Возрождения). Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»). Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества. Юноша с трубой – ветер. Пеликан – символ чадолюбия. Золотой венец – символ духовной победы. Два-три дерева символизируют лес. Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

6 Символика цвета

Символика цвета

Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

7 Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и

цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

8 Белый цвет - символ Божественного света

Белый цвет - символ Божественного света

Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

9 Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а

потому "означает" или символизирует свет.

10 Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи

Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи

Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

11 Символика предметов и животных

Символика предметов и животных

Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия.

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека

12 Символы евангелистов

Символы евангелистов

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

13 Ангел – символ евангелиста Матфея

Ангел – символ евангелиста Матфея

Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

14 Лев – символ евангелиста Марка

Лев – символ евангелиста Марка

Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

15 Орёл – символ евангелиста Иоанна

Орёл – символ евангелиста Иоанна

Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения

16 Телец – символ евангелиста Луки

Телец – символ евангелиста Луки

Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

17 «Город золотой» (другие названия — «Город», «Рай», «Над твердью

«Город золотой» (другие названия — «Город», «Рай», «Над твердью

Город золотой» (другие названия — «Город», «Рай», «Над твердью голубой…») — песня из репертуара Бориса Гребенщикова. Занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке.

В стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля

Другие видят в тексте описание Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова(Апокалипсиса), в христианской традиции считающегося образом рая.

18 Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме

Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме

слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

19 Домашнее задание

Домашнее задание

Описать икону, читая символы, изображенные на ней.

Икона «Умягчение злых сердец»напоминает людям о спасительной для души необходимости милосердия, терпимости, иначе все проявления недобрых чувств, будто стрелы, пронзают грудь Богоматери. Многие семьи, в которых супружеские отношения складываются неблагополучно, прибегают к молитвам перед этой иконой, и в дом возвращаются взаимопонимание и лад.

Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке на иконе Неувядаемый цвет, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».

Образ семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Неувядаемый цвет

Умягчение злых сердец

«Символика православной иконы»
http://900igr.net/prezentacija/izo/simvolika-pravoslavnoj-ikony-173259.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Иконы > Символика православной иконы