Рисование
<<  Давайте рисовать Перспективный план кружка по рисованию «Акварелька»  >>
Возрастные этапы детского рисования
Возрастные этапы детского рисования
Для детского творчества необходим эстетический опыт
Для детского творчества необходим эстетический опыт
Подражая родителям, ребенок с раннего возраста «пишет» каракули, чтобы
Подражая родителям, ребенок с раннего возраста «пишет» каракули, чтобы
В современных психолого-педагогических исследованиях эстетический опыт
В современных психолого-педагогических исследованиях эстетический опыт
Начальное школьное рисование – процесс умения видеть и передавать,
Начальное школьное рисование – процесс умения видеть и передавать,
В возрасте 6 -7 лет ребенок с удовольствием занимается открытиями в
В возрасте 6 -7 лет ребенок с удовольствием занимается открытиями в
А задача педагога и родителей в это время не давить на его умения (или
А задача педагога и родителей в это время не давить на его умения (или
В каждом творчестве, и в детском в частности, нужно осознавать
В каждом творчестве, и в детском в частности, нужно осознавать
Навыки и умения воспринимать искусство формируются у детей при умении
Навыки и умения воспринимать искусство формируются у детей при умении
Разумная критика нужна и полезна, а ребенок должен быть настроен на
Разумная критика нужна и полезна, а ребенок должен быть настроен на
Процесс умения видеть и переосмысливать формы ребенок может
Процесс умения видеть и переосмысливать формы ребенок может
Процесс умения передавать увиденное, вновь сталкиваемся с изображением
Процесс умения передавать увиденное, вновь сталкиваемся с изображением
Психологическую основу искусства составляют ассоциации
Психологическую основу искусства составляют ассоциации
В рисовании композиций, очень важно обучать элементам композиции и
В рисовании композиций, очень важно обучать элементам композиции и
Умению украшать свой рисунок деталями связано с умением фантазировать
Умению украшать свой рисунок деталями связано с умением фантазировать
Фантазии обязательно основываются на богатом зрительском опыте
Фантазии обязательно основываются на богатом зрительском опыте
Фантазии – сложная психологическая субстанция, не всегда
Фантазии – сложная психологическая субстанция, не всегда
Научить любованию такими природными формами как травка и цветы,
Научить любованию такими природными формами как травка и цветы,
Итак, художественное образование в младшем школьном возрасте процесс
Итак, художественное образование в младшем школьном возрасте процесс
Опыт, опыт и еще раз опыт…Подводя черту в рассуждениях о рисунке
Опыт, опыт и еще раз опыт…Подводя черту в рассуждениях о рисунке

Презентация: «Возрастные этапы детского рисования». Автор: 1. Файл: «Возрастные этапы детского рисования.ppt». Размер zip-архива: 6556 КБ.

Возрастные этапы детского рисования

содержание презентации «Возрастные этапы детского рисования.ppt»
СлайдТекст
1 Возрастные этапы детского рисования

Возрастные этапы детского рисования

Младший школьный возраст.

Психологический и педагогический аспекты.

2 Для детского творчества необходим эстетический опыт

Для детского творчества необходим эстетический опыт

Задолго до школьного рисования ребенок берет в руки материалы для изображения – это и пластилин, и карандаши, и фломастеры, и краски. И потому в школьное рисование он приходит уже со своим опытом изображения. Иногда это штампы в виде домиков, деревьев со стволами похожими на пирамидки -морковки, человечки с огурчиками вместо туловища и т.д. Иногда это копированные с мультяшных героев образы. Не задумываясь, красиво это или не красиво, эстетично или нет.

Детское рисование – это особый вид труда ребенка, не схожий по своим истокам ни с каким другим.

3 Подражая родителям, ребенок с раннего возраста «пишет» каракули, чтобы

Подражая родителям, ребенок с раннего возраста «пишет» каракули, чтобы

почувствовать свою взрослость и рассказать о ней близким. Он набирается опыта в рисовании у родителей, которые не всегда могут грамотно помочь в рисунке. И в этом ничего плохого вообщем-то нет – ведь любой опыт переосмысливается при разумном ведении детского творчества хорошим педагогом. Главное – в своем детском творении не поддаться соблазну слепого копирования этих штампов.

4 В современных психолого-педагогических исследованиях эстетический опыт

В современных психолого-педагогических исследованиях эстетический опыт

ребенка рассматривается в нескольких аспектах:

5 Начальное школьное рисование – процесс умения видеть и передавать,

Начальное школьное рисование – процесс умения видеть и передавать,

фантазировать и украшать свой рисунок. Но видеть с эстетической точки зрения – то есть, видеть приобретая опыт, а не просто смотреть.

6 В возрасте 6 -7 лет ребенок с удовольствием занимается открытиями в

В возрасте 6 -7 лет ребенок с удовольствием занимается открытиями в

области рисования.

Открытия происходят, если ребенок увлечен изображением мира. Увлечь можно не каждого ребенка, уже потому, что все дети разные, и естественно, по – разному относятся к изобразительному искусству, творчеству. Принято считать, что младшие школьники в 100% случаев очень любят изображать. Исследования по этому поводу не проводились, но, действительно, большинство детей этого возраста рисуют с удовольствием.

7 А задача педагога и родителей в это время не давить на его умения (или

А задача педагога и родителей в это время не давить на его умения (или

неумения), а найти в рисовании ребенка такого возраста нишу для научения к изображению предметов и возможностей передачи своего настроения в рисунке, своего отношения к событиям, происходящим в картине или рисунке. Для этого очень важно доказать ребенку, что в его рисунке все правильно хотя бы уже потому, что он выражает свою мысль. Это то, что мы назвали выше внутренний опыт при осмыслении окружающей действительности и при самопознании.

8 В каждом творчестве, и в детском в частности, нужно осознавать

В каждом творчестве, и в детском в частности, нужно осознавать

неповторимость художественного произведения. Психология детского художественного творчества этого возраста – зависимость от взрослой оценки, а порой и оценки сверстников.

9 Навыки и умения воспринимать искусство формируются у детей при умении

Навыки и умения воспринимать искусство формируются у детей при умении

анализировать свои и чужие работы, рисунки, а также умении рассуждать, рассматривая произведения художников. Кроме создания продукта на уроке изобразительного искусства – рисунка, важна роль публичных просмотров детских работ. При таких просмотрах ребенок учится рассуждать, анализировать рисунок на основе своего опыта изображения. Кроме того, ребенок получает опыт аналитико-синтетического восприятия: от непосредственного восприятия реальных объектов, эмоционального отношения к ним – к созданию моделей, то есть от простого к сложному, от чувственного к рациональному.

10 Разумная критика нужна и полезна, а ребенок должен быть настроен на

Разумная критика нужна и полезна, а ребенок должен быть настроен на

стремление учиться и его неудача, как любая неудача в учебе любому делу – это нормальный процесс обучения. Ведь он учился говорить не за один день, даже месяц, даже год. Также и с ходьбой – сколько шишек набил он, будучи малышом, прежде чем научился ходить! Ребенок должен преодолеть свой страх перед «не умею» и достичь уверенности «могу» при постоянной поддержке учителя и родителей. То есть ребенок младшего школьного возраста учится не только воспринимать искусство, но и духовно-чувственно его преобразовывать, создавая при всем этом продукт переосмысления – рисунок.

11 Процесс умения видеть и переосмысливать формы ребенок может

Процесс умения видеть и переосмысливать формы ребенок может

зафиксировать в своем зрительском опыте как «на что это похоже?». Например, при рисовании натюрморта, рисуем яблоко и перец. Кроме обучения, что все предметы находятся в пространстве (изображаем подмалевок, на каком фоне находятся предметы) сравниваем яблоко с формой сначала круга, а с изображением объема (тени собственной на яблоке) и с формой шара. То же и с рисованием перца сначала сравниваем с простой формой лежащей на боку пирамидки, а затем с формой усеченного конуса (рисуя объем тенью собственной на перце). От простого - к сложному - это главный прием в любом изображении, в частности в изображении натюрморта.

12 Процесс умения передавать увиденное, вновь сталкиваемся с изображением

Процесс умения передавать увиденное, вновь сталкиваемся с изображением

«штампов». Здесь важно определить отношение ребенка к натуре, к зрительскому опыту маленького художника. Убедить ребенка в том, что его собственное восприятие объекта гораздо ценнее того, что придумал и нарисовал когда-то другой художник или просто взрослый, у которого ребенок перенял изображение. Для этого психологический настрой его, как художника, должен преодолеть убеждение правильности «взрослого рисования». И в этом опять большая работа педагога – учителя по возвышению значимости собственно детского творчества. При обсуждении рисунка ребенка, важно всегда подчеркивать стремление его к старанию в рисовании, его трудолюбию и непохожести его работы на другие.

13 Психологическую основу искусства составляют ассоциации

Психологическую основу искусства составляют ассоциации

Это могут быть ассоциации зрительные со зрительными (одноименные) и зрительные со слуховыми (разноименные). При рисовании очень естественно работает не только первый аспект «что на что похоже», но и создание в классе музыкального фона, для творческой атмосферы на уроке. Ассоциации слуховые помогают активизировать процесс представлений, чувств. Уже доказано, что под влиянием музыки средней громкости повышается чувствительность цветового зрения. А также, рисуя под музыкальное сопровождение, ребенок с большей легкостью уходит в мир своих чувств. Особенно, если подобран музыкальный ряд в соответствии с темой композиции. Младшие школьники, о которых идет речь, справляются с задачей определить настроение картины и музыки, интонации стиха очень легко, при этом они могут вживаться в образ природы на полотнах художников и в рисунках одноклассников, представляя, как дует холодный ветер или грустно падают в тишине капли дождя. Разглядывая краски картин, ребенок уже начинает рассуждать, почему он чувствует этот ветер или ощущает влажные капли на своей коже. Для обучения законам красоты важны и такие уроки, на которых идет долгое созерцание, а также любование чужими произведениями. Это дает результаты в практической деятельности ребенка не сразу, а через определенное время. А иногда, кажется, что вообще ребенок ничего не вынес с такого урока, но это не так. Он приобрел личные впечатления от просмотра картин, прослушивания музыкального произведения или стиха, выслушал комментарии учителя и мнения учеников и стал чуточку богаче эмоционально, получил эстетический опыт.

14 В рисовании композиций, очень важно обучать элементам композиции и

В рисовании композиций, очень важно обучать элементам композиции и

законам (ритма, контраста, центра и так далее), но обучать с оглядкой на собственный детский опыт в изображении. Например, рисуем композицию на тему «морское дно». Создав подмалевок, в котором звучит и глубина водного пространства, и камни, и песок, и расщелины, наконец, приступаем к самому главному - населению этого пространства элементами композиции. Многие дети при предложении нарисовать ракушек, креветок, морских коньков, да и просто рыб – больших и маленьких, спрашивают «а как?». И это нормально, так как зрительский опыт в этих изображениях недостаточен. Если учитель научит изображать эти элементы, существует опасность возникновения научения новых «штампов» в детском рисовании. Что же делать в таком случае? Я не против показа детям на своей работе, или просто на чистом листе данных элементов, рассказав о построении форм ракушек, креветок и прочего населения будущей композиции, опять же через сравнения «на что это похоже». В таком случае идет не просто механическое копирование форм, а переосмысление на своем возрастном уровне умения показать знание этого животного, его строения, его цвета, умение выявлять на контрастных сочетаниях красок, ритмов объемов и форм. А затем, при обсуждении работ детей, обязательно найти и похвалить самое малое отступление от предложенного изображения в пользу «собственного» детского изображения. Чтобы маленький художник формировал уверенность в своем сознании важности его собственного видения, его собственного умения изображать.

15 Умению украшать свой рисунок деталями связано с умением фантазировать

Умению украшать свой рисунок деталями связано с умением фантазировать

А это, пожалуй, самый трудный момент в научении ребенка изобразительному творчеству. Ведь не секрет, что фантазии детей ограничены зрительным опытом. Из словаря Даля: ФАНТАЗИЯ – воображение, изобретательная сила ума, творческая сила художника, самобытная сила созидания. ФАНТАЗИРОВАТЬ – мечтать, воображать, созидая мысленно, умственно.

16 Фантазии обязательно основываются на богатом зрительском опыте

Фантазии обязательно основываются на богатом зрительском опыте

Воображать, созидать мысленно можно лишь на основе увиденного ранее. Но в наше время не все дети с раннего возраста живут в мире книг, рассматривании прекрасных иллюстраций, что уже говорить о приобщении ребенка к образцам высокого искусства профессиональных художников. А если ребенок и видит порой эти образцы, то хорошо, если находящийся рядом взрослый способен объяснить ребенку это творчество.

17 Фантазии – сложная психологическая субстанция, не всегда

Фантазии – сложная психологическая субстанция, не всегда

присутствующая даже во взрослом художественном творчестве. А украшение – это древнейшее из человеческих стремлений (человечеству с древних времен было присуще украшать себя и свое жилище), маленький художник должен еще постичь, чем и как украшать и для чего. Вот для чего – первое что должен уяснить ребенок. Объяснить чем рисунок станет значимее, более художественным, если его украсить деталями, в умении педагога увлечь прекрасными «мелочами» в творчестве. Для этого подойдут примеры из народного творчества, когда ребенок познакомится с шедеврами народных росписей. Прекрасные «мелочи» выйдут на первый план в разглядывании хохломской и мезенской, городецкой и других росписей.

18 Научить любованию такими природными формами как травка и цветы,

Научить любованию такими природными формами как травка и цветы,

снежинка и паутинка, и другого - вот задача педагога, работающего с детьми начального обучения рисованию. Ведь каждая фантазия должна основываться на конкретностях. Кажется все просто, но это только с первого взгляда. Из опыта работы могу сказать, что вывести ребенка на собственное фантазирование, с использованием прекрасных «мелочей» очень нелегко. Может быть оттого, что ребенок пресыщен разнообразием этих «мелочей»? Отнюдь, он просто в силу своего возраста не может сформировать из них грамотное украшение, ведь важно знать приемы работы над композицией: ритм, симметричность, центр композиции. Показав некоторые приемы композиций украшений, и рассказав об элементах украшения, необходимо ограничение в теме украшений. Допустим, украшаем кокошник русской красавицы, на тему «зима». Такой кокошник может надеть снегурочка или снежная королева. А тема «лето» может звучать на кокошнике, надетом на Елену Прекрасную. Тогда маленький художник выбирает необходимые детали украшений осознанно и с большим увлечением. И, увидев работу с элементами украшения, ребенок оценивает ее как более удачную нежели ту, что была в процессе работы изначально (не украшенную). Кроме того, используя фантазию в украшении своего рисунка, ребенок развивает собственную изобретательную силу ума, тренируя воображение, возможность детского созидания продукта творчества.

19 Итак, художественное образование в младшем школьном возрасте процесс

Итак, художественное образование в младшем школьном возрасте процесс

необходимый. Выше в этой статье уже говорилось, что небольшой процент детей не любят и не хотят рисовать. И в школе у таких детей возникают проблемы с предметом ИЗО. Это проблема и учителя, и ребенка, и его родителей, которые в свое время не привили ребенку навыки и всесторонний опыт в этой области. Возможно, причина этого родительский опыт рисования, изображения, при котором сами взрослые не научившись этого делать, считают, что генетически их дети не предрасположены к такому виду творчества. И оттого считают это занятие несерьезным., а время, потраченное на обучение рисованию и изображениям – потраченное даром. Это непростительная недальновидность! Ребенок, научившись изображать мир, становится богаче не только духовно, но и связывает изображения с логикой этого мира, понимая явления, события и делая собственные умозаключения с возможностью выразить свои чувства, мысли. И это замечательно, так, как маленький человек получает еще одну возможность общения, разностороннего понимания окружающего мира. Ведь развитие ребенка немыслимо без воспитания внимательно вглядываться в окружающий его мир и преломляя через свое понимание уметь рассказать о нем любыми средствами, в том числе средствами изображения. При этом необходимо заботиться о ненавязывании взрослого взгляда на этот мир. И тогда радость от работ ваших воспитанников получат и сами ученики, и их родители и, конечно, педагог. И кто знает, может взрослые – родители и учителя, смогут по-новому взглянуть на мир вокруг себя благодаря своим детям, открывая заново явления этого мира и красоту его.

20 Опыт, опыт и еще раз опыт…Подводя черту в рассуждениях о рисунке

Опыт, опыт и еще раз опыт…Подводя черту в рассуждениях о рисунке

младшего школьника, необходимо, прежде всего, обогащать ребенка эстетическим опытом для его всестороннего развития, очеловечивания искусством, духовного богатства.

«Возрастные этапы детского рисования»
http://900igr.net/prezentacija/izo/vozrastnye-etapy-detskogo-risovanija-156923.html
cсылка на страницу

Рисование

34 презентации о рисовании
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Рисование > Возрастные этапы детского рисования