Островский
<<  Александр Николаевич Островский 1823 -1886 Александр Николаевич Островский (1823-1886)  >>
Александр Николаевич Островский 1823 - 1886
Александр Николаевич Островский 1823 - 1886
Александр Николаевич Островский Родился 31 марта 1823 г. в Москве,
Александр Николаевич Островский Родился 31 марта 1823 г. в Москве,
Это интересно
Это интересно
Дом-музей писателя в Москве
Дом-музей писателя в Москве
Увлечение чтением
Увлечение чтением
Детство и юность писателя
Детство и юность писателя
Отец нанял мальчику учителей; это снова были семинаристы
Отец нанял мальчику учителей; это снова были семинаристы
Университет
Университет
Увлечение театром
Увлечение театром
Уволен из университета
Уволен из университета
Начало творчества
Начало творчества
«Молодая редакция» журнала «Москвитянин»
«Молодая редакция» журнала «Москвитянин»
Из истории театра Комедия «Не в свои сани не садись» была первой
Из истории театра Комедия «Не в свои сани не садись» была первой
Служба театру
Служба театру
Уваровская премия
Уваровская премия
Последние годы жизни
Последние годы жизни
Новая должность
Новая должность
Похоронен писатель в Щелыково – родовом поместье Островских, где
Похоронен писатель в Щелыково – родовом поместье Островских, где
Только цифры
Только цифры
Проверь себя
Проверь себя
Проверь себя
Проверь себя
Проверка
Проверка
Проверь себя
Проверь себя
Проверка
Проверка
Домашнее задание
Домашнее задание
Проверка Д/З
Проверка Д/З
Проверка Д/З
Проверка Д/З
Проверка Д/З
Проверка Д/З

Презентация на тему: «Александр Николаевич Островский 1823 - 1886». Автор: Смирнова. Файл: «Александр Николаевич Островский 1823 - 1886.ppt». Размер zip-архива: 1738 КБ.

Александр Николаевич Островский 1823 - 1886

содержание презентации «Александр Николаевич Островский 1823 - 1886.ppt»
СлайдТекст
1 Александр Николаевич Островский 1823 - 1886

Александр Николаевич Островский 1823 - 1886

1846 1871 1884

2 Александр Николаевич Островский Родился 31 марта 1823 г. в Москве,

Александр Николаевич Островский Родился 31 марта 1823 г. в Москве,

между Малой Ордынкой и Голиковским переулком. Это Замоскворечье; район, где жили купцы, мещане и чиновники.

Москворецкая улица

3 Это интересно

Это интересно

Предки будущего писателя и драматурга – из костромских земель. По рождению он принадлежал к духовенству: его дед Федор Иванович Островский приехал в Кострому в 90-е годы XVIII века для учебы в духовной семинарии. Позже он постригся в монахи (в монашестве отец Феодот); со временем принял схиму в Донском монастыре, умер в 1843 году и погребен у стен Большого собора Донского монастыря.

Донской монастырь в Москве

4 Дом-музей писателя в Москве

Дом-музей писателя в Москве

5 Увлечение чтением

Увлечение чтением

У отца Островского была большая библиотека. Едва Николай Фёдорович встал на ноги, он завёл в доме большую библиотеку. Юный Островский читал романы Нарежного, Загоскина, Анны Радклиф; на полках стояло первое издание комедии «Горе от ума» Грибоедова, поэмы Пушкина, выпуски известных литературных журналов («Московского телеграфа» Н.Полевого, «Телескопа» Н.Надеждина, «Современника» А.Пушкина, «Литературных приложений» к «Русскому инвалиду» А.Краевского, «Библиотеки для чтения» С.Сенковского). Благодаря этим изданиям, А.Островский хорошо знал лучших современных литераторов и деятелей культуры: Пушкина, Грибоедова, Чаадаева, Хомякова, Веневитинова, Погодина, Лермонтова, Герцена.

6 Детство и юность писателя

Детство и юность писателя

Образование.

Отец писателя Николай Федорович сначала пошел по пути деда Островского – он учился в Московской духовной академии, но затем стал чиновником: титулярным советником и выслужил потомственное дворянство (в 1829 г.). Любовь Ивановна – мать писателя – была дочерью просвирни (просвирня - женщина, входившая в церковный штат, изготовляла просфоры). Когда Островскому не было ещё и 9 лет , мать умерла и отец снова женился.

Мачеха – Эмилия Андреевна Тессин – занималась воспитанием пасынков. Детей учили европейским языкам и музыке.

Портрет Эмилии Андреевны Тессин

7 Отец нанял мальчику учителей; это снова были семинаристы

Отец нанял мальчику учителей; это снова были семинаристы

Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано мелодию и записать ее. Затем Островский поступил в Московскую губернскую гимназию сразу же в третий класс!

В гимназии А.Островский серьезно занимался латынью. Возможно, с этим увлечением древним языком связан тот факт, что в пьесах «В чужом пиру похмелье» и "Трудовой хлеб" он изобразил учителей-латинистов. В 1859 году перевел "Гециру" древнеримского драматурга Теренция, в которой раскрыта тема невестки и свекрови (вспомним драму "Гроза").

Первая Московская гимназия, где учился Островский

8 Университет

Университет

После окончания гимназии А.Н.Островский собирался избрать словесный (историко-филологический) факультет Московского Университета. Однако отец – человек практичный и деловой – не позволил этого сыну. С 1840 по 1843 гг. А.Н.Островский учится на юридическом факультете Московского университета.

Московский университет первой половины XIX в

9 Увлечение театром

Увлечение театром

Тем временем, еще в последние гимназические годы, Островский увлекся театром. Драматическая труппа (одновременно с оперной и балетной труппой) Московского императорского театра занимала тогда помещение Большого театра (его называли тогда Петровским). Островский посещал и драматические, и оперные, и балетные спектакли. Всю жизнь потом вспоминал Островский труппу 1840-х годов, блестящее исполнение актерами гоголевских пьес - "Ревизора", "Женитьбы", "Игроков".

Памятник Островскому у Малого театра

Большой (Петровский)театр

10 Уволен из университета

Уволен из университета

Увлекшись театром, А.Н.Островский забросил учебу и сам подал прошение об уходе. Ему было выдано свидетельство об «увольнении из университета».

В 1840-е годы университет и Московский императорский театр были тесно связаны. Не случайно великий комик Щепкин дружил с профессорами Грановским и Крюковым, знаменитый трагик Мочалов – со многими из студентов. В профессуре и студентах артисты находили прекрасных зрителей. В состав труппы Московского императорского театра, занимавшего тогда помещение Большого Петровского театра, входили как драматические, так и оперные и балетные артисты.

Портрет Мочалова

Портрет Щепкина

11 Начало творчества

Начало творчества

В 1951 году А.Н.Островский уходит со службы и становится профессиональным литератором. Однако первые литературные опыты писателя появились раньше – в 1847 году. Это была и проза в духе натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя»), и драматургия (пьеса "Картина семейного счастья", написанная в 1847 году, была запрещена к постановке в театре).

Осенью 1849 года Островский закончил комедию «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»), в декабре читал ее у Погодина, где присутствовал Гоголь. Пьеса была напечатана (в журнале славянофильского направления «Москвитянин», в марте 1850 года, № 6, кн. 2). Затем последовало разбирательство в Бутурлинском Комитете и в III Отделении. В результате пьеса запрещена для сцены, а ее автор отдан под негласный надзор полиции.

Москва. Вид на Замоскворечье. Фотография начала ХХ века.

12 «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»

«Молодая редакция» журнала «Москвитянин»

С 1850 года А.Н.Островский становится сотрудником (помощником редактора) журнала «Москвитянин», который издает историк М.П.Погодин. Журнал был "третьесословным", т.е. разночинным. Островский вместе с Ап. Григорьевым, Б. Алмазовым, Т. Филипповым, Е. Эдельсоном, П. Садовским, И. Горбуновым входит в «молодую редакцию» этого журнала, а также становится его автором – пожалуй, самым значительным из публикующихся в журнале.

Евгений Эдельсон

Борис Алмазов

Тертий Филиппов

13 Из истории театра Комедия «Не в свои сани не садись» была первой

Из истории театра Комедия «Не в свои сани не садись» была первой

пьесой Островского, увидевшей сцену в январе 1853 года. На другой день вся Москва заговорила о спектакле.

Программа «молодой редакции» во многом определялась интересом к национальной самобытности русского народа и фольклору. Если славянофилы наиболее ценный культурный слой видели в крестьянстве (причина: крестьянство сохранило русские национальные обычаи и веру), то «молодая редакция» - в купечестве. Сотрудники журнала Погодина полагали, что купечество больше, нежели какой-то иной слой населения, верно патриархальным обычаям. Здесь патриархальная культура не тронута ни крепостным правом, ни западным влиянием. Островский и его друзья отказываются и от другой идеи славянофилов – от идеализации прошлого; положительные начала они ищут в современной национальной жизни. Члены «молодой редакции» (один из ее создателей – поэт и критик Аполлон Григорьев) исповедают новую идеологию, которая получила название «почвенничества». Островский активно работает в «Москвитянине» до 1855 г. В это время он пишет пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедная невеста», «Бедность не порок».

14 Служба театру

Служба театру

1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актёров, увлечённых его пьесами. Август 1853 г. В Малом театре сыграна пьеса «Бедная невеста». Имя Островского укоренялось в репертуаре. Ноябрь 1859 г. Состоялась премьера «Грозы» в Малом театре. 1860 г. Была разрешена для представления пьеса «Свои люди – сочтёмся». С триумфом прошёл десятилетие запрещённый «Банкрот» (другой вариант названия пьесы).

15 Уваровская премия

Уваровская премия

Положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. Пьесы «Гроза» и «Грех да беда...» были увенчаны большой академической «Уваровской» премией, которую присуждали выдающимся произведениям драматургии. В 1863 году Островский был избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1868 году дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты», затем одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес» и другие. Успех пьес вернул Островскому силы.

16 Последние годы жизни

Последние годы жизни

Однако в 70-е годы внешние события жизни Островского были бедны, заурядны. Открывал газеты после премьер спектаклей с недоверием и опаской. Газеты писали: «Как измельчал талант первого нашего драматурга! Он пережил свой талант!..» Островский продолжал работать в «Отечественных записках», исследовал историю русского театра, заботился о молодых драматургах.

Портрет А.Н.Островского. В.Г.Перов. 1871

17 Новая должность

Новая должность

В последний год жизни под давлением общественности были официально признаны заслуги Островского : он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Ревностно взялся за новое дело писатель, настало время, о котором он мог только мечтать... Однако уже в первые дни службы с ужасом ощутил, что взятая на себя задача ему не по силам. Утром 2 июня 1886 года он, как всегда работал, просматривал перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира. Смерть застала его за письменным столом...

18 Похоронен писатель в Щелыково – родовом поместье Островских, где

Похоронен писатель в Щелыково – родовом поместье Островских, где

сейчас находится музей-заповедник.

Семейный некрополь Островских на кладбище в Николо-Бержках (в Щелыково Костромской губернии недалеко от музея- усадьбы Островского)

19 Только цифры

Только цифры

41 год жизни отдан драматургии 35 лет посвящены театру, полностью и безраздельно 47 пьес написано 547 героев действует в пьесах 1469 постановок пьес Островского в московском Малом театре 1445 – в петербургском Александринском По праву Островского можно назвать великим тружеником и создателем репертуара русского национального театра.

20 Проверь себя

Проверь себя

Какие пьесы А.Н.Островского посвящены театру или актерам? «Свои люди – сочтемся»________________ «Бесприданница»______________________ «Гроза»______________________________ «Лес» ______________________________ «Без вины виноватые»_________________ «На всякого мудреца довольно простоты»

21 Проверь себя

Проверь себя

Вставьте цифру, соответствующую пропущенному слову, которому ниже дается определение:1 – драма, 2 – трагедия, 3 – комедия, 4 – фабула, 5 – реплика, 6 – ремарка, 7- конфликт. Жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил, напряжённую интригу. Острое столкновение противоборствующих сторон, характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения Жанр драматургии, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Цепь, череда событий, положенная в основу сюжета произведения. Жанр драматургии, в котором изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые противоречия, а главный герой, как правило, погибает. Фраза, которую произносит персонаж в ответ на высказывание другого действующего лица. Замечание, пояснение автора к тексту пьесы.

22 Проверка

Проверка

1 – драма 7 – конфликт 3 – комедия 4 – фабула 2 – трагедия 5 – реплика 6 – ремарка

23 Проверь себя

Проверь себя

Вставьте цифру, соответствующую пропущенному слову, которому ниже дается определение: 1. Бутафория 2. Реквизит 3. Амплуа 4. Трагик 5. Водевиль 6. Куплеты – нужные по ходу действия пьесы и употребляемые на сцене предметы, подделанные под настоящие. – небольшая пьеска веселого содержания, сопровождающаяся пением куплетов и часто танцами – подлинные вещи, взятые на сцену из обихода. – стихотворные вставки в текст водевиля, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение и часто с танцевальными движениями. – в XVIII веке и в первой половине XIX в. обязательное в каждой труппе амплуа актера первого положения, исполнявшего центральные роли в трагедии. – термин, пришедший в русский театр из Франции: цикл ролей, соответствующих внутренним, а чаще – внешним данным исполнителя (голосу, фигуре, манере держаться).

24 Проверка

Проверка

1 – бутафория 5 – водевиль 2 – реквизит 6 – куплеты 4 – трагик 3 – амплуа

25 Домашнее задание

Домашнее задание

Заполните таблицу, прочитав драму «Гроза»: Выпишите первые реплики героев пьесы, какую черту характера она раскрывает? Какой смысл вкладывает Островский в название пьесы «Гроза»?

«Хозяева жизни»

«Жертвы» г. Калинова

26 Проверка Д/З

Проверка Д/З

«Хозяева жизни»

«Жертвы» г. Калинова

Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется», «Вот куда воля-то ведёт». Кудряш: Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась», «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди хозяев жизни оказались Кудряш и Феклуша?

27 Проверка Д/З

Проверка Д/З

2. Роль первой реплики, раскрывающей характер героя. КУЛИГИН: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» КУДРЯШ: «А что?» ДИКОЙ: «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» БОРИС: «Праздник; что дома-то делать!» ФЕКЛУША: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная» КАБАНОВА: «Если ты хочешь мать послушать, как ты приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». ТИХОН: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» ВАРВАРА: «Не уважишь тебя, как же!» КАТЕРИНА: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

28 Проверка Д/З

Проверка Д/З

3. Какой смысл вкладывает Островский в название пьесы «Гроза»? Гроза как физическое явление ( IVдействие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.

«Александр Николаевич Островский 1823 - 1886»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/aleksandr-nikolaevich-ostrovskij-1823-1886-124041.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Островский > Александр Николаевич Островский 1823 - 1886