Герои сказок
<<  Баба-Яга, кто она на самом деле Добрыня Никитич и Змей Горыныч  >>
Баба Яга, кто Вы
Баба Яга, кто Вы
Цель нашей работы: на примере сказок и преданий Самарского края
Цель нашей работы: на примере сказок и преданий Самарского края
Источники исследования
Источники исследования
Дмитрий Николаевич Садовников— русский поэт, фольклорист и этнограф,
Дмитрий Николаевич Садовников— русский поэт, фольклорист и этнограф,
Баба Яга: тайна происхождения
Баба Яга: тайна происхождения
Чтобы выяснить ее происхождение, я обратилась к энциклопедическому
Чтобы выяснить ее происхождение, я обратилась к энциклопедическому
Баба Яга – вещая сказочная старуха – колдунья, заправляющая бурями,
Баба Яга – вещая сказочная старуха – колдунья, заправляющая бурями,
Баба яга в «сказках и преданиях самарского края»
Баба яга в «сказках и преданиях самарского края»
В сказках «Царь Водяной Дедушка» и «Сказке про Девяткина» Баба Яга
В сказках «Царь Водяной Дедушка» и «Сказке про Девяткина» Баба Яга
Какой же видим мы Бабу Ягу в сказках и преданиях Самарского края
Какой же видим мы Бабу Ягу в сказках и преданиях Самарского края
Кукобой – родина Баба Яги
Кукобой – родина Баба Яги
Бабе Яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях
Бабе Яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях
Литература: Белякова Г.С. Славянская мифология
Литература: Белякова Г.С. Славянская мифология

Презентация: «Баба Яга, кто Вы». Автор: . Файл: «Баба Яга, кто Вы.ppt». Размер zip-архива: 8381 КБ.

Баба Яга, кто Вы

содержание презентации «Баба Яга, кто Вы.ppt»
СлайдТекст
1 Баба Яга, кто Вы

Баба Яга, кто Вы

Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Автор: Шевцова Валерия, Ученица 4 б класса МОУ школы № 102 г. Самара Руководитель Шевцова Т.Н.

2 Цель нашей работы: на примере сказок и преданий Самарского края

Цель нашей работы: на примере сказок и преданий Самарского края

исследовать образ Бабы Яги, определить ее место и роль в русской народной сказке. Задачи: Узнать значение слова «Баба Яга» и его происхождение. Изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги. Выявить характерные черты героини на примере сказок и преданий Самарского края. Предмет исследования: сказки и предания Самарского края. Объект исследования: образ Бабы Яги.

3 Источники исследования

Источники исследования

Методы и формы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, а именно наблюдение, интерпретация , обобщение, анкетирование и анализ.

Лингвистические данные языка

Фольклор: сказки и предания

Этнографические данные

4 Дмитрий Николаевич Садовников— русский поэт, фольклорист и этнограф,

Дмитрий Николаевич Садовников— русский поэт, фольклорист и этнограф,

певец Волги.

Он любил Волгу, волжан, родные края, которые исходил и изъездил вдоль и поперек, отыскал талантливых и самобытных сказочников, бережно записал их вдохновенные рассказы, передал их трепетный голос и живую речь. Все лучшее из собранного Дмитрием Николаевичем вошло в его сборники "Загадки русского народа" (1876) и "Сказки и предания Самарского края" (1884).

Некоторые сказки, записанные им, уникальны в сказочной традиции: ни до Садовникова, ни после него эти сказки не встречались фольклористами

5 Баба Яга: тайна происхождения

Баба Яга: тайна происхождения

Происхождение слова я нашла в «Этимологическом словаре»: Баба Яга – (ведьма) исконно русское, сращение баба – «старуха» и яга «злая». Баба – замужняя женщина, старая женщина, старуха. Ягать – кричать, бушевать, ругаться. Но почему «ведьма»? Смотрим в словаре дальше: Ведьма – общеславянское, первоначально – «знающая, ведающая», сравнивается со «знахарь» - исконно русское – «знающий».

Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля: Яга, или Яга-баба, баба-Яга - род ведьмы. Яга – шуба, тулуп халатного покроя – вид одежды шерстью наружу из жеребячьих шкур, а дорогие из гагачьих шеек, подбивают тканью; ягушка – женская яга с узким воротом для дороги.

6 Чтобы выяснить ее происхождение, я обратилась к энциклопедическому

Чтобы выяснить ее происхождение, я обратилась к энциклопедическому

словарю «Мифология» и «Словарю славянской мифологии». Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха - волшебница, ведьма.

Образ Бабы Яги пришел в русские народные сказки из славянской мифологии. С начала XVIII века Баба Яга известна по двум лубочным изображениям. Но верование в Бабу Ягу носят дохристианский характер и имеют чрезвычайно древние корни. Есть такие исторические сведения:” За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое. О нем есть предание, будто бы в древности при том озере стояли капища Перуна и Бабы Яги”. Стало быть, Баба Яга была полноправной богиней и почиталась нашими предками наравне с таким богом как Перун.

Баба Яга – изначально заботливая берегиня (заступница), прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

7 Баба Яга – вещая сказочная старуха – колдунья, заправляющая бурями,

Баба Яга – вещая сказочная старуха – колдунья, заправляющая бурями,

ветрами, метелью, вихрями, олицетворяющая зимнее состояние земли, а с другой светлая героиня, помощница добрым молодцам, олицетворяющая летний природный цикл.

В образе Бабы Яги отразились представления славян о космосе, не случайно в народных преданиях она символизирует ветер – помощника весеннего возрождения природы.

В период принятия христианства на Руси всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей берегиням, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница была превращена в злую колдунью.

8 Баба яга в «сказках и преданиях самарского края»

Баба яга в «сказках и преданиях самарского края»

В сказках «Иван –царевич и Марья-краса, черная коса» и «Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну» Иван-царевич войдя в избушку увидел «… лежит в ней Ягая Баба, из угла в угол ноги уперла, титьки через грядки висят, маленькие робятенки посасывают, страшный большой железный нос в потолок уперла». Однако, несмотря на весь свой страшный облик, она оказывает Ивану-царевичу гостеприимство. Она знает, где скрыты красавицы, которых ищут главные герои этих сказок, как достать те диковины, которые им нужны: «Поезжай еще столько да полстолько, да четверть столько».

9 В сказках «Царь Водяной Дедушка» и «Сказке про Девяткина» Баба Яга

В сказках «Царь Водяной Дедушка» и «Сказке про Девяткина» Баба Яга

дает герою советы и прямо помогает ему. Она дает герою клубочек, который может докатиться, если его бросить, до того места, которое герою нужно. Иногда, при помощи этого клубочка можно спастись от преследования врага: если его бросить, он превращается в огромную гору, мешающую врагу догнать героя. Кроме клубочка-самоката Баба Яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой. Если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река. Гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щетка – в огненную реку. У нее есть гусли - самогуды («сами пляшут, сами песни играют»), золотое яблочко («само катается»), золотые пяльца и серебряная иголка(«сама шьется»).

10 Какой же видим мы Бабу Ягу в сказках и преданиях Самарского края

Какой же видим мы Бабу Ягу в сказках и преданиях Самарского края

Таинственной и непостижимой, могущественной и ужасной, хитрой и коварной и, вместе с тем, полной сказочного очарования. Это мудрый вещий персонаж, покровительница и советчица, но только тем героям, которые знают, как нужно себя вести с ней.

11 Кукобой – родина Баба Яги

Кукобой – родина Баба Яги

Родина Бабы Яги – село Кукобой, которое находится в 180 км от Ярославля и в 58 км от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в Первомайском районе. Село расположено в живописном месте на берегу реки Ухтомы. Вокруг села непроходимые леса, болота, глухомань. Здесь как будто все пропитано сказкой.

26 июня здесь празднуется день рождения Бабы Яги. Это не случайно. 26 июня считается началом лета, а еще 177 день в календаре, до конца года остается 188 дней. А мы уже знаем, что Баба Яга в древности олицетворяет летний природный цикл.

12 Бабе Яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях

Бабе Яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях

славян: она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Нас, людей XXI века, мудрая, вещая Баба Яга учит быть смелыми, добрыми, рассудительными, трудолюбивыми, искать правду. Только по- настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться с победой. Вот чему учат нас волшебные сказки и предания Самарского края, бережно собранные в конце XIX века нашим земляком Садовниковым Д.Н.

Очарование прекрасных «Сказок и преданий Самарского края» не стерлось со временем.

13 Литература: Белякова Г.С. Славянская мифология

Литература: Белякова Г.С. Славянская мифология

Книга для учащихся. М, 1995г. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород,1995г. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. т. IV. М,1980г. Забылин М. Русский народ. Обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. М,1997г. Усачев А. Большая книга Бабы Яги. М,2008 г. Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. т I. Самара, 1991г. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М, 1994г. Мифологический иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб,1996г. Садовников Д.Н. Сказки Волжской вольницы сборник. Тольятти, 2002г

«Баба Яга, кто Вы»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/baba-jaga-kto-vy-183314.html
cсылка на страницу

Герои сказок

22 презентации о героях сказок
Урок

Литература

183 темы
Слайды