Блок
<<  Александр Александрович Блок (1880-1921) Был Пушкин и был Блок… Все остальное между ними  >>
Блок и революция
Блок и революция
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные
Творческая история поэмы «Двенадцать»
Творческая история поэмы «Двенадцать»
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
«Сегодня я – гений
«Сегодня я – гений
56-я записная книжка поэта
56-я записная книжка поэта
Смысл заглавия
Смысл заглавия
12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов
12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов
Стилистика, жанровое своеобразие поэмы
Стилистика, жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» - поэма
«Двенадцать» - поэма
Жанровое своеобразие поэмы
Жанровое своеобразие поэмы
«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в
«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее
Единство замысла и композиции
Единство замысла и композиции
Единство замысла и композиции
Единство замысла и композиции
Единство замысла и композиции
Единство замысла и композиции
Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях
Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на
Контрастность произведения
Контрастность произведения
Контрастность произведения
Контрастность произведения
Основные образы поэмы
Основные образы поэмы
Система образов
Система образов
Блок и революция
Блок и революция
Гуляет ветер, порхает снег
Гуляет ветер, порхает снег
Товарищ, винтовку держи, не трусь
Товарищ, винтовку держи, не трусь
Революционный отряд
Революционный отряд
Блок и революция
Блок и революция
Образ красноармейцев
Образ красноармейцев
…Ко всему готовы, ничего не жаль…
…Ко всему готовы, ничего не жаль…
Характеристика двенадцати
Характеристика двенадцати
В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница
В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница
Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке
Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке
От здания к зданию Протянут канат
От здания к зданию Протянут канат
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что
И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…
И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…
Буржуи
Буржуи
Катька
Катька
– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке
– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке
Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический
Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический
«А Катька где
«А Катька где
Образ Христа
Образ Христа
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию
«…почему Христос
«…почему Христос
Изобразительно-выразительные средства
Изобразительно-выразительные средства
Изобразительно-выразительные средства
Изобразительно-выразительные средства
«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская
«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская
Музыка революции
Музыка революции
Музыка революции
Музыка революции
Образы - символы
Образы - символы
Герои поэмы
Герои поэмы
Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии,
Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии,
Блок и революция
Блок и революция
Полемика:
Полемика:
«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы
«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы
3 марта 1918 года
3 марта 1918 года
Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в
Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в

Презентация на тему: «Блок и революция». Автор: User. Файл: «Блок и революция.pptx». Размер zip-архива: 6614 КБ.

Блок и революция

содержание презентации «Блок и революция.pptx»
СлайдТекст
1 Блок и революция

Блок и революция

Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие

Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

2 Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные

особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

План урока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

3 Творческая история поэмы «Двенадцать»

Творческая история поэмы «Двенадцать»

4 «Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к

жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок.

5 «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию

» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

6 Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года

Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

Черновики А.Блока

7 Исторические и политические предпосылки создания поэмы

Исторические и политические предпосылки создания поэмы

Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

8 «Сегодня я – гений

«Сегодня я – гений

».

«Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

9 56-я записная книжка поэта

56-я записная книжка поэта

3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

10 Смысл заглавия

Смысл заглавия

12

11 12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов

Христа – разносчики учения Христа.

Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

12 Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

12

13 «Двенадцать» - поэма

«Двенадцать» - поэма

Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ

14 Жанровое своеобразие поэмы

Жанровое своеобразие поэмы

«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

15 «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в

«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в

прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике». Л. Дологополов

16 Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее

интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.

« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А. Блок «Народ и интеллигенция».

17 Единство замысла и композиции

Единство замысла и композиции

12

18 Единство замысла и композиции

Единство замысла и композиции

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».

19 Единство замысла и композиции

Единство замысла и композиции

Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

20 Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях

– природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.

Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

21 Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на

контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

22 Контрастность произведения

Контрастность произведения

Основа содержания поэмы ? «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

23 Контрастность произведения

Контрастность произведения

В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

24 Основные образы поэмы

Основные образы поэмы

12

25 Система образов

Система образов

12, идущие «державным шагом»

Иисус Христос

Новый мир

Старый мир

Экспозиция

Будущее?

Катька

Старушка

Барыня в каракуле

Писатель

Поп

Паршивый пёс

26 Блок и революция
27 Гуляет ветер, порхает снег

Гуляет ветер, порхает снег

Идут двенадцать человек.

Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

28 Товарищ, винтовку держи, не трусь

Товарищ, винтовку держи, не трусь

Пальнем-ка пулей в святую Русь…

29 Революционный отряд

Революционный отряд

« Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

30 Блок и революция
31 Образ красноармейцев

Образ красноармейцев

И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

32 …Ко всему готовы, ничего не жаль…

…Ко всему готовы, ничего не жаль…

Красногвардейский патруль в Петрограде.

33 Характеристика двенадцати

Характеристика двенадцати

2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

34 В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница

В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница

Ох, большевики загонят в гроб!.. Предатели! Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…»

35 Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке

оставшийся «с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

36 От здания к зданию Протянут канат

От здания к зданию Протянут канат

На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

37 В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только

«двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

38 Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что

пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

39 И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

40 Буржуи

Буржуи

Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.

41 Катька

Катька

– Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

42 – А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке

43 Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический

фонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!..

44 «А Катька где

«А Катька где

– Мертва, мертва! Простреленная голова!»

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

45 Образ Христа

Образ Христа

Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

46 Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию

жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

47 «…почему Христос

«…почему Христос

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

48 Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно-выразительные средства

12

49 Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно-выразительные средства

50 «Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская

революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

51 Музыка революции

Музыка революции

«Слушайте музыку революции», ? призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

52 Музыка революции

Музыка революции

В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Есть интонация плача. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

53 Образы - символы

Образы - символы

Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика: цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число – «двенадцать»; старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.

54 Герои поэмы

Герои поэмы

обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб». Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…». Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:

«Зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»

55 Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии,

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии,

но и грядущих перемен.

56 Блок и революция
57 Полемика:

Полемика:

«Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-» 1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего». 2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа» «дневниковая запись революционных дней». 3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».

58 «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы

«недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г.) «Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский. «Двенадцать» - поэма-предупреждение. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию. Христа видит только автор.

59 3 марта 1918 года

3 марта 1918 года

Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи А. Блока)

60 Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в

Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в

Сибири. 1919 год.

«Блок и революция»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/blok-i-revoljutsija-137241.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды