Пастернак
<<  Цикл выставок «Русские поэты»: К 125-летию со дня рождения Б. Л. Пастернака (1890-1960) Борис Пастернак Золотая осень  >>
Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня
Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня
За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох,
«Я родился в Москве 29 января 1890 года по старому стилю в доме Лыжина
«Я родился в Москве 29 января 1890 года по старому стилю в доме Лыжина
«В 1901 году я поступил во второй класс Московской пятой гимназии,
«В 1901 году я поступил во второй класс Московской пятой гимназии,
«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина… Но
«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина… Но
«Стихи Пастернак начал писать летом 1909 года, но первое время он не
«Стихи Пастернак начал писать летом 1909 года, но первое время он не
«Первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник
«Первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник
«Жарким летом 1914 года с засухой и полным затмением солнца…<…>
«Жарким летом 1914 года с засухой и полным затмением солнца…<…>
«Начальная пора» «Близнец в тучах» (1914) «Поверх барьеров» (1917)
«Начальная пора» «Близнец в тучах» (1914) «Поверх барьеров» (1917)
Вопросы
Вопросы
Особенности лирики Б. Пастернака предреволюционных лет
Особенности лирики Б. Пастернака предреволюционных лет
«Сестра моя – жизнь» (1922) «Темы и вариации» (1923)
«Сестра моя – жизнь» (1922) «Темы и вариации» (1923)
Вопросы
Вопросы
Особенности лирики Б. Пастернака первых послереволюционных лет
Особенности лирики Б. Пастернака первых послереволюционных лет
Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, – тоской
Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, – тоской
«Поверх барьеров» (1929, 1931) «Второе рождение» (1932)
«Поверх барьеров» (1929, 1931) «Второе рождение» (1932)
Вопросы
Вопросы
Особенности поэзии Б. Пастернака 1920–1930 годов
Особенности поэзии Б. Пастернака 1920–1930 годов
Зинаида Николаевна Нейгауз
Зинаида Николаевна Нейгауз
«На ранних поездах» (1943)
«На ранних поездах» (1943)
Вопросы
Вопросы
Особенности поэзии Б. Пастернака в годы Великой Отечественной войны
Особенности поэзии Б. Пастернака в годы Великой Отечественной войны
Стихи и проза Б. Пастернака в послевоенные годы
Стихи и проза Б. Пастернака в послевоенные годы
«Когда разгуляется» (1959)
«Когда разгуляется» (1959)
Снег идет
Снег идет
Особенности поздней лирики Б. Пастернака
Особенности поздней лирики Б. Пастернака
Автограф стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»
Автограф стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»
Ольга Всеволодовна Ивинская
Ольга Всеволодовна Ивинская
«Ее посадили из-за меня, как самого близкого мне человека, чтобы на
«Ее посадили из-за меня, как самого близкого мне человека, чтобы на
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке
Каждый человек, каждый в отдельности единственен и неповторим
Каждый человек, каждый в отдельности единственен и неповторим
Единственные дни На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И
Единственные дни На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация: «Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения». Автор: Бел. Файл: «Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения.ppt». Размер zip-архива: 4460 КБ.

Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения

содержание презентации «Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения.ppt»
СлайдТекст
1 Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня

Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня

рождения

2 За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох,

За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох,

За то, что мир наполнил новым звоном В пространстве новом отраженных строф, – Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил. А. Ахматова. Борис Пастернак (Поэт)

«Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – на концертах, в гостях, дома, на улице, – делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время… Его старший сын… делал то же самое в поэзии – он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери – известной пианистки Розалии Кауфман: ее полная самоотдача…». Д. С. Лихачев

3 «Я родился в Москве 29 января 1890 года по старому стилю в доме Лыжина

«Я родился в Москве 29 января 1890 года по старому стилю в доме Лыжина

против Духовной семинарии, в Оружейном переулке… Когда мне было три года, переехали на казенную квартиру при доме Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой против Почтамта. Квартира помещалась во флигеле внутри двора вне главного здания… Я преждевременно рано на всю жизнь вынес пугающую до замирания жалость к женщине и еще более нестерпимую жалость к родителям, которые умрут раньше меня и ради избавления которых от мук ада я должен совершить что-то неслыханно светлое, небывалое». Б. Пастернак. Люди и положения

Б. Пастернак с родителями и братом Александром в квартире на Мясницкой (начало XX века)

4 «В 1901 году я поступил во второй класс Московской пятой гимназии,

«В 1901 году я поступил во второй класс Московской пятой гимназии,

оставшейся классической после реформы Ванновского и сверх введенного в курс естествознания и других новых предметов сохранившей в программе древнегреческий». Б. Пастернак. Люди и положения

Выпуск Московской Пятой гимназии. 1908

5 «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина… Но

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина… Но

у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общей музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя». Б. Пастернак. Охранная грамота «…Под влиянием обожания, которое я питал к Скрябину, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. <…> Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Б. Пастернак. Люди и положения

Л. О. Пастернак. Набросок к портрету А. Н. Скрябина. 1909

6 «Стихи Пастернак начал писать летом 1909 года, но первое время он не

«Стихи Пастернак начал писать летом 1909 года, но первое время он не

придавал им серьезного значения и свои занятия поэзией не выказывал. <…> Пастернак окончил классическую гимназию в 1908 году и затем учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета и окончил его в 1913 году». Д. С. Лихачев На летний семестр 1912 года Пастернак уезжает в Марбург знакомиться с философской школой Германа Когена, но вскоре бросает занятия философией.

Экзаменационный лист Б. Пастернака. 1913. Фотография с экзаменационного листа

7 «Первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник

«Первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник

“Лирика” (изданный в 1913 году)... В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, претенциозно, согласно моде тех лет, названный им “Близнец в тучах”». «Пастернак считался в это время примкнувшим к футуристической группе “Центрифуга”. Но как для Маяковского, так и для Пастернака вхождение в литературные и поэтические группы не было определяющим. Творческая свобода никогда не изменяла обоим». Д. С. Лихачев.

8 «Жарким летом 1914 года с засухой и полным затмением солнца…<…>

«Жарким летом 1914 года с засухой и полным затмением солнца…<…>

началась война. В те же годы… я ездил на Урал и в Прикамье. Одну зиму я прожил во Всеволодо-Вильве, на севере Пермской губернии, в месте, некогда посещённом Чеховым и Левитаном… Другую перезимовал в Тихих Горах на Каме, на химических заводах Ушковых. <…> Когда в марте 1917 года на заводах узнали о разразившейся в Петербурге революции, я поехал в Москву». Б. Пастернак. Люди и положения

Б. Пастернак. Урал. 1916

9 «Начальная пора» «Близнец в тучах» (1914) «Поверх барьеров» (1917)

«Начальная пора» «Близнец в тучах» (1914) «Поверх барьеров» (1917)

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез Благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912, 1928

10 Вопросы

Вопросы

– Как в стихотворении проявилась убежденность поэта в том, что в мире все взаимосвязано? – Какую роль играет кольцевая композиция текста? – Проанализируйте цветовые и звуковые образы стихотворения. Какие основания находит поэт для сопоставления предметов и явлений? – Какой смысл приобретают в тексте образы «огня» и «воды»? – Проанализируйте глагольную лексику. Какие глаголы автор употребляет, изображая внешний мир, а какие – изображая чувства лирического «я»? С какой целью?

11 Особенности лирики Б. Пастернака предреволюционных лет

Особенности лирики Б. Пастернака предреволюционных лет

Необычный взгляд на мир, убежденность в том, что все в мире взаимосвязано: человеческие эмоции, творчество, город, природа. (Кольцевая композиция текста подчеркивает единство мира и человека.) Неожиданные основания для сопоставления предметов и явлений: черный цвет (чернила, чернота тающего снега, черные грачи, похожие на обугленные груши, черные проталины на земле); мотивы огня (слякоть горит, обугленные груши, сухая грусть поэта) и воды (чернила, плакать, навзрыд, слякоть, ливень, слезы, лужи, проталины); «звучащие» образы (плакать, навзрыд, грохочущая, благовест, клик колес, ливень, шумней чернил и слез, шум взлетающих грачей, ветер криками изрыт); ощущение весны в феврале, связанное с днем рождения поэта (29 января/10 февраля – это день смерти Пушкина, и в ритме текста звучат онегинские ямбы). Отстраненность автора от динамики мира: явления и предметы действуют (личные глаголы), автор наблюдает (безличные глаголы).

12 «Сестра моя – жизнь» (1922) «Темы и вариации» (1923)

«Сестра моя – жизнь» (1922) «Темы и вариации» (1923)

Сестра моя – жизнь» (1922) «Темы и вариации» (1923)

Определение поэзии Это – круто налившийся свист, Это – щелканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках, Это – с пультов и с флейт – Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде – духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная – место глухое.

Борис Пастернак. 1924

Л. О. Пастернак. Мой сын Борис. Берлин. Март, 1923

13 Вопросы

Вопросы

– Как в стихотворении проявилась убежденность поэта в том, что поэзия существует в природе независимо от человеческой воли? – Почему лирический герой ищет поэзию в повседневности, в окружающей обыденности и видит во всем ее приметы? – Приведите примеры, что все в природе живо и действует. Как в этом проявляется философская позиция поэта? – Какой смысл в том, что в стихотворении «сосуществуют» высокая лексика и прозаизмы? – Докажите, что лирический герой тонко чувствует музыку мира и близок в этом автору.

14 Особенности лирики Б. Пастернака первых послереволюционных лет

Особенности лирики Б. Пастернака первых послереволюционных лет

Сближение с Маяковским и участие в работе группы ЛЕФ. Убежденность, что поэзия существует в природе независимо от человеческой воли. Мир человеческий и Вселенная – две равные беспредельности. Общность человека и Вселенной. Многоликость проявлений поэзии в природе (анафоры в 1-7 стихах). Поиск поэзии в повседневности, в окружающих обыденных предметах и явлениях (свист, льдинки, ночь, соловьи, горох, музыка, грядки). «Высокое косноязычие» и сложность поэтических ассоциаций. Все в природе живо и действует (поединок соловьев, ночь леденит лист и ищет звезду, небосвод завалился ольхою, звезды хохочут, но они далеко, и этого не слышно во Вселенной). «Сосуществование» высокой лексики (поединок, Вселенная, низвергается, звезда, небосвод) и прозаизмов (круто, горох, лопатки, грядки, ладони, духота, завалился, хохотать, ан). Уверенность в гармонии мироздания. Музыкальность образов природы и богатая звукопись текста.

15 Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, – тоской

Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, – тоской

изойду. Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый, Прогулки, купанье и клумбу в саду. Художницы робкой, как сон, крутолобость, С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлёб, Улыбкой, огромной и светлой, как глобус, Художницы облик, улыбку и лоб.

Моя жена порывистый, нервный, избалованный человек. Бывает хороша собой, и очень редко в последнее время, когда у ней обострилось малокровье. В основе она хороший характер… Из письма М. И. Цветаевой 25 марта 1926 г.

16 «Поверх барьеров» (1929, 1931) «Второе рождение» (1932)

«Поверх барьеров» (1929, 1931) «Второе рождение» (1932)

Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это – не большая хитрость.

«Я оставил семью, жил одно время у друзей…<…> Я ничего не могу сказать, потому что человек, которого я люблю, не свободен, и это жена друга, которого я никогда не смогу разлюбить. И все-таки это не драма, потому что радости здесь больше, чем вины и стыда». Из письма С. Д. Спасскому 15 февраля 1931 г.

17 Вопросы

Вопросы

– Как поэту удалось выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха? – Показал ли поэт, что любовь – это воплощение гармонии мира и естественное проявление жизни? Свой ответ обоснуйте. – Какими способами создается поэтическое напряжение текста? – Какова роль в тексте смысловых антитез и оппозиций? – Приведите примеры, показывающие, как богатая звукопись текста объединяет слова при помощи звуковых перекличек в единые смысловые ряды.

18 Особенности поэзии Б. Пастернака 1920–1930 годов

Особенности поэзии Б. Пастернака 1920–1930 годов

Выход из ЛЕФа (1927). Попытка осмыслить и принять социальные изменения в стране. Боязнь стать официальным поэтом. Стремление выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха. Воплощение в любви гармонии мира. Ощущение любви как естественного проявления жизни, ее красоты, бескорыстия и загадочности. Создание поэтического напряжения при помощи нравственных и образных параллелей (тяжелый крест – ты прекрасна, прелесть любимой – разгадка смысла жизни, твои основы так же естествен- ны, как обновление весны, твой смысл – бескорыстная самоотдача, как воздух для человека; любовь «без извилин», т. е. открытость, «незапутанность» отношений – это способ «прозреть и не засоряться впредь» «словесным сором», т. е. ложными словами). Богатая звукопись текста, объединение слов при помощи звуковых образов в единые смысловые ряды.

19 Зинаида Николаевна Нейгауз

Зинаида Николаевна Нейгауз

1930-е гг.

Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь, – Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют. 1931

20 «На ранних поездах» (1943)

«На ранних поездах» (1943)

Зима приближается. Сызнова Какой-нибудь угол медвежий По прихоти неба капризного Исчезнет в грязи непроезжей. Домишки в озерах очутятся. Над ними закурятся трубы. В холодных объятьях распутицы Сойдутся к огню жизнелюбы. Обители севера строгого, Накрытые небом, как крышей, На вас, захолустные логова, Написано: «Сим победиши». Люблю вас, далекие пристани В провинции или деревне. Чем книга чернее и листанней, Тем прелесть ее задушевней. Обозы тяжелые двигая, Раскинувши нив алфавиты, Россия волшебною книгою Как бы на середке открыта. И вдруг она пишется заново Ближайшею первой метелью, Вся в росчерках полоза санного И белая, как рукоделье. Октябрь серебристо-ореховый, Блеск заморозков оловянный, Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана.

Б. Пастернак. Чистополь. 1943

21 Вопросы

Вопросы

– В чем особенности изображения военного времени в этом стихотворении? Как в нем отразились факты биографии поэта? – Почему лирический герой так уверен в победе? В каких словах виден духовный и патриотический подъем поэта, его мысли о победе? – Докажите, что образов и ассоциации стихотворения отличаются высокой сложностью. Приведите примеры. – Чем можно объяснить единство образов природы и культуры? – В чем неожиданность и оригинальность поэтической лексики: эпитетов, метафор и сравнений?

22 Особенности поэзии Б. Пастернака в годы Великой Отечественной войны

Особенности поэзии Б. Пастернака в годы Великой Отечественной войны

Неожиданность образов и картин, взгляд на войну глазами мирного жителя, находящегося в эвакуации. Духовный и патриотический подъем, чувство общности с народом, гордость за свою Родину. Поэтизация самых отдаленных уголков России, уверенность, что исконный дух русской земли, который хранят «захолустные логова» – это залог победы людей-«жизнелюбов» над всеми катаклизмами жизни. Сложность образов и ассоциаций (сравнение России с прелестью зачитанной книги, глубокие провинции – как волшебная книга, раскрытая в середине). Единство образов природы и культуры, связь духовного обновления нации (книга «пишется заново») с основами русской культуры (Чеховым, Чайковским, Левитаном). Неожиданность эпитетов (неба капризного , октябрь серебристо- ореховый), метафор (объятья распутицы, нив алфавиты, она [книга] пишется заново ближайшею первой метелью) и сравнений (накрытые небом, как крышей; белая, как рукоделье).

23 Стихи и проза Б. Пастернака в послевоенные годы

Стихи и проза Б. Пастернака в послевоенные годы

«Юрий Андреевич Живаго – это и есть лири-ческий герой Пастернака, который и в прозе остается лириком… Живаго – поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произ-ведению. Это не случайно. Стихи Живаго – это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица – у стихов один автор и один общий лирический герой». Д. С. Лихачев

«Юра обратил внимание на черную прота-явшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с созна-тельностью взгляда, точно пламя подсматри-вало за едущими и кого-то поджидало. “Свеча горела на столе. Свеча горела…” – шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолже-ние придет само собой без принуждения. Оно не приходило». Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зима 1945/46 гг. – 10 декабря 1955 г.

24 «Когда разгуляется» (1959)

«Когда разгуляется» (1959)

«Книга – это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена». Марсель Пруст

Автограф стихотворения «Во всем мне хочется дойти…»

25 Снег идет

Снег идет

Каковы особенности поздней лирики Б. Пастернака?

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься – и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и все в смятеньи, Все пускается в полет, – Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

26 Особенности поздней лирики Б. Пастернака

Особенности поздней лирики Б. Пастернака

«Борьба Пастернака за “неслыханную простоту” поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности, “поэтичности”, шаблонности… Пастернак стремился создавать метафору необычную, неожиданную и тем самым особенно поражающую воображение. Никакого деления слов и образов на поэтические и обыденные не должно быть. Обыденность возводилась в царство поэзии исключительно с помощью точности и неожиданности». Д. С. Лихачев

27 Автограф стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»

Автограф стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»

Б. Пастернак в кабинете дома в Переделкине. 1957

28 Ольга Всеволодовна Ивинская

Ольга Всеволодовна Ивинская

конец 1940 гг.

«Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать…» Из письма к Ренате Швейцер.

Без названия Недотрога, тихоня в быту, Ты сейчас вся огонь, вся горенье. Дай запру я твою красоту В темном тереме стихотворенья… <…> П?шло слово любовь, ты права. Я придумаю кличку иную. Для тебя я весь мир, все слова, Если хочешь, переименую. Разве хмурый твой вид передаст Чувств твоих рудоносную залежь, Сердца тайно светящийся пласт? Ну так что же глаза ты печалишь?

29 «Ее посадили из-за меня, как самого близкого мне человека, чтобы на

«Ее посадили из-за меня, как самого близкого мне человека, чтобы на

мучительных допросах добиться от нее достаточных показаний для моего судебного преследования. Ее геройству и выдержке я обязан своей жизнью и тому, что меня в те годы не трогали...» Из письма к Ренате Швейцер от 7 мая 1958 г.

30 Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке

плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.

Как птица, мне ответит эхо. Б. П. Умолк вчера неповторимый голос И нас покинул собеседник рощ. Он превратился в жизнь дающий колос Или в тончайший, им воспетый дождь. И все цветы, что только есть на свете Навстречу этой смерти расцвели. Но сразу стало тихо на планете, Носящей имя скромное… Земли. 1 июня 1960 Москва. Боткинская больница

31 Каждый человек, каждый в отдельности единственен и неповторим

Каждый человек, каждый в отдельности единственен и неповторим

Потому, что целый мир заключен в его совести. Потому, что в единстве идеи, в символе находит этот мир свое окончание и завершение. Б. Пастернак. Что такое человек? (1959)

Памятники Б. Пастернаку в Перми

32 Единственные дни На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И

Единственные дни На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И

каждый был неповторим И повторялся вновь без счета. И целая их череда Составилась мало-помалу – Тех дней единственных, когда Нам кажется, что время стало. Я помню их наперечет: Зима подходит к середине, Дороги мокнут, с крыш течет И солнце греется на льдине. И любящие, как во сне, Друг к другу тянутся поспешней, И на деревьях в вышине Потеют от тепла скворешни. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье.

Дом-музей Пастернака в Переделкине

33 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Контактная информация: Беляева Наталья Васильевна, главный научный сотрудник лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО (Москва) n-belyaeva@yandex.ru

«Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/boris-pasternak-byt-zhivym-zhivym-i-tolko-k-120-letiju-so-dnja-rozhdenija-191037.html
cсылка на страницу

Пастернак

15 презентаций о Пастернаке
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Пастернак > Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения