Солженицын
<<  Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького Библиографический центр Александр Солженицын Великий праведник земли русской: Александр Исаевич Солженицын  >>
Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А
Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А
Матрёнин двор
Матрёнин двор
Матрёнин двор
Матрёнин двор
Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти
Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти
Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой:
Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой:
В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки
В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки
Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А
Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А
А. Т. Твардовский о главной героине
А. Т. Твардовский о главной героине
Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа
Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа
Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна
Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна
Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей
Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей
Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний,
Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний,

Презентация: «Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына)». Автор: Customer. Файл: «Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына).ppt». Размер zip-архива: 746 КБ.

Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына)

содержание презентации «Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына).ppt»
СлайдТекст
1 Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А

Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А

И.Солженицына)

Авторы: Шляхтенко Екатерина, Величковская Екатерина, ученицы 9Б класса СОШ №4 г. Полярные Зори. Учитель: Киселёва Н.А.

2 Матрёнин двор

Матрёнин двор

3 Матрёнин двор

Матрёнин двор

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, а опубликован в 1964. «Матренин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря.

4 Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти

Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти

тихий уголок России подальше от железных дорог. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

5 Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой:

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой:

образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Не стоит село без праведника». Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены - то пристанище, которое обретает, наконец, в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.

6 В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки

В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки

Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны - германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом, стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека - «по ребрышкам», и «все показывало, его ломатели - не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

7 Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А
8 А. Т. Твардовский о главной героине

А. Т. Твардовский о главной героине

«Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын: «Вы указали самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

9 Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа

Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа

олженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрена противопоставлена корыстным и недоброжелательным односельчанам, считающим ее "дурочкой". Вопреки всему Матрена не озлобилась, осталась сострадательной, открытой и бескорыстной. Матрена из рассказа Солженицына — воплощение лучших черт русской крестьянки, ее лицо подобно лику святой на иконе, жизнь — почти житие. Дом — сквозной символ рассказа — соотнесен с ковчегом библейского праведника Ноя, в котором его семья спасается от потопа вместе с парами всех земных животных. В доме Матрены с животными из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.

10 Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна

о и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте — плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

11 Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей

ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

12 Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний,

Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний,

приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».

«Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына)»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/chitatelskaja-konferentsija-pravednik-i-prorok-po-zhizni-i-tvorchestvu-a.i.solzhenitsyna-61586.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Солженицын > Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына)