Военная литература
<<  Эх, дорожка фронтовая… Тенденции развития деревенской прозы  >>
«Деревенская проза» в современной литературе Урок-презентация Учитель
«Деревенская проза» в современной литературе Урок-презентация Учитель
Деревенская проза-направление, которое существовало на протяжении 20
Деревенская проза-направление, которое существовало на протяжении 20
Основные направления деревенской прозы
Основные направления деревенской прозы
Писатели деревенской прозы
Писатели деревенской прозы
Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне
Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне
Василий Иванович Белов (род
Василий Иванович Белов (род
Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе
Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе
Валентин Григорьевич Распутин (род
Валентин Григорьевич Распутин (род
Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая
Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая
Евгений Иванович Носов (род
Евгений Иванович Носов (род
Первая его книга - “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе
Первая его книга - “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе

Презентация на тему: «Деревенская проза». Автор: Ирина. Файл: «Деревенская проза.ppt». Размер zip-архива: 252 КБ.

Деревенская проза

содержание презентации «Деревенская проза.ppt»
СлайдТекст
1 «Деревенская проза» в современной литературе Урок-презентация Учитель

«Деревенская проза» в современной литературе Урок-презентация Учитель

русского языка и литературы г.Краснодара МБОУ лицей №90 Рылова Ольга Алексеевна

2 Деревенская проза-направление, которое существовало на протяжении 20

Деревенская проза-направление, которое существовало на протяжении 20

лет (60е-80е года)

В него входят такие авторы, как А.Яшин, В.Тендряков, Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, Б.Можаев, В.Шукшин, Е.Носов, И.Акулов, М.Алексеев, В.Личутин, В.Лихоносов, Б.Екимов... Кроме того, поскольку литература в СССР считалась единой советской литературой, в этом ряду обычно упоминались молдаванин И.Друцэ, литовец Й.Авижюс, армянин Г.Матевосян, азербайджанец А.Айлисли и прочие представители братских республик, пишущие на данную тему. Помимо прозаиков, большую роль в разработке деревенской проблематики сыграли известные публицисты. Наиболее ярким произведением стал цикл очерков Валентина Овечкина, объединённый под общим названием “Районные будни”, печатавшийся в 50-е годы. Более того, Ефим Дорош с его известным в своё время “Деревенским дневником” (1956--1972), и К.Буковский, а впоследствии - Ю.Черниченко, А.Стреляный и другие публицисты оставили свой след в литературе, посвящённой деревенской теме.

3 Основные направления деревенской прозы

Основные направления деревенской прозы

Мотив целительной силы природы — один из основных в «деревенской» прозе. Сокровенное общение с природой способствует духовно-нравственному становлению личности, суть которого не только в постижении прекрасного, но и в осмыслении себя как частицы всеобщего, как звена в длинной, нескончаемой цепи человеческих поколений.

Многие произведения «деревенской» прозы и поэзии проникнуты стремлением осознать свою первооснову, осмыслить корни, связывающие человека с народом и придающие смысл его существованию. Без осмысления этой связи с истоками народного сознания не может существовать нормальный человек

Отсюда и сокровенная тема возвращения в «отчий дом», которая проходит через всю поэзию Н. Рубцова, прозу В. Шукшина и его фильм «Калина красная». Свидание с «отчим домом» перед большой дорогой, перед расставанием с жизнью способствует душевному очищению героев. В этом смысле возвращение к родным пригоркам и березкам — это великое чувство, чувство Родины, чувство России, которое немыслимо вне любви к той «малой родине», к деревне, где прошли детские годы.

,

4 Писатели деревенской прозы

Писатели деревенской прозы

Фёдор Александрович Абрамов (1920--1983)

Писатель родился в селе Веркола Архангельской области, в крестьянской семье. С третьего курса филологического факультета Ленинградского университета ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки “Смерш”, где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы.

5 Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне

Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне

Главным детищем Абрамова стала поначалу трилогия, затем превратившаяся в тетралогию, повествующая о большой семье Пряслиных и - шире - о жизни их дальнего села Пекашина.

Когда, чем был так сломлен человек, возможно ли его “распрямление” и “выздоровление” в России -- над этими вопросами писатель думал постоянно. Записи показывают, что у него не оставалось иллюзий по поводу существующего строя, что стране, по его мнению, необходимы были серьёзные перемены. В деревне это - “раскрепощение сил производителя, крестьянина”, некогда задавленных коллективизацией. По цензурным соображениям “подкоп” под саму идею коллективизации был невозможен; лишь в повести “Деревянные кони” (1974) Абрамов смог вскользь коснуться темы несправедливо репрессированных работящих крестьян.

6 Василий Иванович Белов (род

Василий Иванович Белов (род

1932)

Уроженец деревни Тимониха Вологодской области. Крестьянский сын, он после школы работал колхозным счетоводом, перебравшись в город, освоил профессии плотника, слесаря, радиотелеграфиста... Затем закончил Литературный институт. Учился здесь на отделении поэзии, однако известность и признание принесла ему проза.

Одно из первых произведений Белова, повесть “Привычное дело” (1966), стало заметнейшим явлением деревенской прозы. Герой повести, Иван Африканович Дрынов - многодетный колхозник, человек добрый и терпеливый, воспринимает свои бедность и бесправие как данность (“Жись она и есть жись”). Единственная его попытка улучшить своё положение, уехав в город на заработки, кончается поспешным возвращением назад - ибо не в силах он поменять место и привычный уклад своей жизни, своей деревни, своего колхоза.

7 Василий Макарович Шукшин (1929-1974)

Василий Макарович Шукшин (1929-1974)

Его родина -- село Сростки Алтайского края, родители -- крестьяне. После окон чания школы Шукшин служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, после чего начался его триумфальный путь в кинематографе как режиссёра, актёра и сценариста. Дебют в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы опубликовал журнал “Октябрь”, а уже через два года (одновременно с выходом первого режиссёрского фильма по его же сценарию -- “Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов “Сельские жители”. Впоследствии при жизни автора выходили сборники “Там, вдали” (1968), “Земляки” (1970), “Характеры” (1973).

8 Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе

Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе

сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы. Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе “Чудик” (1967). По словам Л.Аннинского, “главным пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню”. Это, впрочем, отнюдь не означает, что Шукшин деревню идеализирует: у него встречается немало вполне отталкивающих типов самого что ни на есть крестьянского происхождения (например, в рассказах “Вечно недовольный Яковлев” (1974), “Срезал”, “Крепкий мужик” (оба -- 1970) и других).

9 Валентин Григорьевич Распутин (род

Валентин Григорьевич Распутин (род

1937)

Родился в посёлке Усть-Уда Иркутской области; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ “Уроки французского” -- 1972). Затем закончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, после чего работал журналистом. Дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники “Край возле самого неба” и “Костровые новых городов” вышли в 1966 году). Первым произведением, принёсшим ему известность, стала повесть “Деньги для Марии” (1967)

10 Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая

Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая

Распутина. Две героини его повестей - старые Анна из “Последнего срока” (1970) и Дарья из “Прощания с Матёрой” (1976) -- готовятся встретить свою смерть спокойно, достойно, с осознанием выполненного земного долга. Обе не просто не боятся - торопят её, ибо уверены, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда он живёт ради дела, ради близких; осознавать себя существами бесполезными для них -- мука. Но особенно тяжело им видеть перед смертью, как рушатся жизненные устои -- последние земные сроки Дарьи совпадают с уничтожением родной деревни (в связи с затоплением её водами строящейся ГРЭС), у Анны - с фактическим распадом родной семьи, отчуждением друг от друга братьев и сестёр, её детей

11 Евгений Иванович Носов (род

Евгений Иванович Носов (род

1925)

Его родина - село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец -- рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награждён орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.

12 Первая его книга - “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе

Первая его книга - “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе

родного Курского края - “порубежной окраине России”. И в первом, и в последующих сборниках рассказы Носова, несмотря на иногда заметный налёт газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля. Как отмечал критик В.Васильев, “...его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав... до необычайной остроты развили... способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”. Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских, -- таковыми они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) - “Мост” и “Дом за триумфальной аркой”, в “Когда просыпается солнце”, “Подпаске”, “Радуге”, “Шурупе”...

«Деревенская проза»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/derevenskaja-proza-92977.html
cсылка на страницу

Военная литература

15 презентаций о военной литературе
Урок

Литература

183 темы
Слайды