Пьесы Островского
<<  Драма А.С.Пушкина « Борис Годунов» «Луч света в темном царстве» в драме А.Н. Островского «Гроза»  >>
Драма А.Н.Островского «Гроза»
Драма А.Н.Островского «Гроза»
Идейно-художественное своеобразие пьесы
Идейно-художественное своеобразие пьесы
Творческая история драмы
Творческая история драмы
Русские писатели
Русские писатели
Верхняя Волга
Верхняя Волга
Место действия пьесы
Место действия пьесы
Актёры Малого театра
Актёры Малого театра
Друзья Островского
Друзья Островского
Рассказы
Рассказы
Роли
Роли
Конфликт пьесы
Конфликт пьесы
Частные темы:
Частные темы:
Интересы
Интересы
Широкая картина
Широкая картина
Конфликт
Конфликт
Кулигин
Кулигин
3.Система художественных образов
3.Система художественных образов
Значение имён в драме
Значение имён в драме
4.Композиция пьесы
4.Композиция пьесы
Завязка
Завязка
Развитие конфликта
Развитие конфликта
Грозовая туча
Грозовая туча
Кульминация
Кульминация
Самоубийство Катерины
Самоубийство Катерины
5.Жанровое своеобразие пьесы
5.Жанровое своеобразие пьесы
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Источники:
Источники:

Презентация на тему: «Драма Островского «Гроза»». Автор: антон. Файл: «Драма Островского «Гроза».ppt». Размер zip-архива: 2076 КБ.

Драма Островского «Гроза»

содержание презентации «Драма Островского «Гроза».ppt»
СлайдТекст
1 Драма А.Н.Островского «Гроза»

Драма А.Н.Островского «Гроза»

Идейно-художественное своеобразие

Автор: Фомичева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ школа 464 г. Павловска

2 Идейно-художественное своеобразие пьесы

Идейно-художественное своеобразие пьесы

Цель урока:

Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

3 Творческая история драмы

Творческая история драмы

1. Творческая история драмы «Гроза»

Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов XIX века.

4 Русские писатели

Русские писатели

По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

5 Верхняя Волга

Верхняя Волга

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.

6 Место действия пьесы

Место действия пьесы

В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.

7 Актёры Малого театра

Актёры Малого театра

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.

8 Друзья Островского

Друзья Островского

Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.

9 Рассказы

Рассказы

Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.

10 Роли

Роли

В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.

11 Конфликт пьесы

Конфликт пьесы

2. Тема, идея, конфликт пьесы

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками

12 Частные темы:

Частные темы:

- рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; - излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

13 Интересы

Интересы

- рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; - отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве; - наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

14 Широкая картина

Широкая картина

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».

15 Конфликт

Конфликт

- В чём заключается конфликт?

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

16 Кулигин

Кулигин

К нему присоединяются конфликты : Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

17 3.Система художественных образов

3.Система художественных образов

«Темное царство»:

Жертвы «тёмного царства»:

Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша.

Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон

18 Значение имён в драме

Значение имён в драме

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

19 4.Композиция пьесы

4.Композиция пьесы

Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление 1-4).

20 Завязка

Завязка

Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение. (Д.I, явление 5).

21 Развитие конфликта

Развитие конфликта

Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д.I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.

22 Грозовая туча

Грозовая туча

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

23 Кульминация

Кульминация

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д.V, явление 4).

24 Самоубийство Катерины

Самоубийство Катерины

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д.V, явление 7).

25 5.Жанровое своеобразие пьесы

5.Жанровое своеобразие пьесы

Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/ Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

26 Домашнее задание:

Домашнее задание:

Перечитать Д.1-4. Подготовиться к беседе о городских порядках и жителях города Калинова

27 Источники:

Источники:

Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс Интернет

«Драма Островского «Гроза»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/drama-ostrovskogo-groza-65583.html
cсылка на страницу

Пьесы Островского

22 презентации о пьесах Островского
Урок

Литература

183 темы
Слайды