Биография Лермонтова
<<  Детство михаила лермонтова М.Лермонтов «Валерик»  >>
Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова
Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова
ЕКАТЕРИНА СУШКОВА
ЕКАТЕРИНА СУШКОВА
Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи
Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи
МАРИЯ ЩЕРБАТОВА
МАРИЯ ЩЕРБАТОВА
ЕВДОКИЯ РОСТОПЧИНА
ЕВДОКИЯ РОСТОПЧИНА
М.Ю. Лермонтов и современники
М.Ю. Лермонтов и современники
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1802—1839) - русский поэт, автор
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1802—1839) - русский поэт, автор
СВЯТОСЛАВ АФАНАСЬЕВИЧ РАЕВСКИЙ (1808 — 1876) — государственный
СВЯТОСЛАВ АФАНАСЬЕВИЧ РАЕВСКИЙ (1808 — 1876) — государственный
АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН, (1816-1858) – двоюродный дядя и друг М.Ю
АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН, (1816-1858) – двоюродный дядя и друг М.Ю
Периоды творчества М.Ю. Лермонтова
Периоды творчества М.Ю. Лермонтова
Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он
Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1832-1836) – от юношеского творчества к зрелому
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1832-1836) – от юношеского творчества к зрелому
Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние
Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние
В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон»
В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон»
Лермонтовские места
Лермонтовские места
СЕРЕДНИКОВО
СЕРЕДНИКОВО
ГЕЛЕНДЖИК
ГЕЛЕНДЖИК
ПЯТИГОРСК
ПЯТИГОРСК
Ещё немного о Кавказе
Ещё немного о Кавказе
"С тех пор как выехал из России, – писал он Раевскому из Тифлиса, –
"С тех пор как выехал из России, – писал он Раевскому из Тифлиса, –
Род Лермонтовых и костромской край
Род Лермонтовых и костромской край
Усадьбы
Усадьбы
Усадьбы
Усадьбы
Михаил Николаевич Лермонтов
Михаил Николаевич Лермонтов
М.Ю. Лермонтов - художник
М.Ю. Лермонтов - художник
ГРУППА 1. ПОРТРЕТЫ (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в
ГРУППА 1. ПОРТРЕТЫ (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в
ГРУППА 3. ПЕЙЗАЖИ (составляют большую часть картин Лермонтова,
ГРУППА 3. ПЕЙЗАЖИ (составляют большую часть картин Лермонтова,
Группа 5. Военная тема
Группа 5. Военная тема

Презентация: «Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова». Автор: Мария. Файл: «Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова.pptx». Размер zip-архива: 2260 КБ.

Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова

содержание презентации «Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова.pptx»
СлайдТекст
1 Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова

Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова

Любовь – всепроникающая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова. И, прежде всего, любовь к женщине, от бескорыстно-идеального “небесного” чувства до всепоглощающей любви-страсти. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи. ВАРВАРА ЛОПУХИНА. Одна из самых глубоких привязанностей Лермонтова. В воспоминаниях современников Варенька была “натура пылкая, восторженная, поэтическая в высшей степени симпатичная”. Она нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным, но такой манящий. Этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произведениях он вольно или невольно описывает его.

Чувства молодых людей были взаимными, но так произошло, что Лопухина отдала свою судьбу другому человеку, штабс-капитану Бахметеву, став госпожой Бахметевой. Поэт же продолжал испытывать к ней сильную привязанность до конца своих дней.

В.А. Лопухина

2 ЕКАТЕРИНА СУШКОВА

ЕКАТЕРИНА СУШКОВА

С ней Лермонтов познакомился в 1830 г. Е.А. Сушкова не воспринимала его всерьез, т.к. он был юн, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества. Сушкова подсмеивалась над поэтом. Лермонтов же испытывал к Сушковой глубокое чувство первой любви.

Они провели вместе лето 1830 г., после чего 4 года не виделись. В конце 1834 г. они неожиданно повстречались в Петербурге. Лермонтов узнал, что его друг хочет жениться на легкомысленной кокетке, и не дал этого ему сделать, начав ухаживать за бывшей возлюбленной. Екатерина не раскусила расчетливой игры поэта и, по собственному признанию, искренне полюбила Михаила, когда тот только тешил свое самолюбие. Елизавета Негурова из незаконченного произведения поэта «Княгиня Лиговская» появилась благодаря Сушковой,

которая стала её прототипом. Также в поэзии Лермонтова присутствует так называемый «Сушковский цикл»: 11 стихотворений, посвященных Екатерине.

Е.А. Сушкова

3 Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи

Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи

и обиды. Расставание с Ивановой вызвало у Лермонтова мстительное чувство, ощущение оскорблённой гордости. Эти чувства выразились в стихотворении “Я не унижусь пред тобой…” Любовь к Ивановой уходила, приходило столь нужное для успокоения разочарование. Но любовь не покинула оскорблённого поэта. После разрыва с Ивановой Лермонтов понял, что настоящая его любовь – это Варенька Лопухина.

НАТАЛЬЯ ИВАНОВА. Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству. В 1930 г. поэт познакомился с Натальей Федоровной Ивановой, которая стала его печальной любовью. Как только поэт увидел Наташеньку, его сердце стало биться быстрее: она была хороша и удивительна. Ободрённый в начале знакомства её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. А вскоре девушка выбрала для себя другого кавалера.

Н.Ф. Иванова

4 МАРИЯ ЩЕРБАТОВА

МАРИЯ ЩЕРБАТОВА

Это была высокая, тонкая женщина, с бронзовым блеском в волосах, красивая и образованная, но рано овдовевшая. В Петербурге вела светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Он говорил с теплотой: “Мне грустно, что я вас люблю и знаю, что за этот лёгкий день нам придётся дорого рассчитаться”. В 1840 г. у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом, который, по словам современников, “волочился” за вдовой Щербатовой.

Состоялась дуэль Лермонтова с Дебарантом, окончившаяся примирением. У Марии и Михаила возникло серьезное чувство друг к другу, ведь между ними было много общего. Им обоим по душе уединённая жизнь, а не светские развлечения. Чувство самого Лермонтова к Машеньке Штерич (Щербатовой) отражено в стихотворении “Отчего”.

М.А. Щербатова

5 ЕВДОКИЯ РОСТОПЧИНА

ЕВДОКИЯ РОСТОПЧИНА

Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей несколько стихотворений. Позже их стала связывать крепкая дружба. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 г., перед отъездом Лермонтова на Кавказ. Тогда же поэт настойчиво говорил ей об ожидавшей его смерти. Уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение "Я верю: под одной звездою…".

ЕКАТЕРИНА БЫХОВЕЦ. Являлась кузиной Лермонтова. Внешностью она напоминала ему В. Лопухину. Именно Екатерине поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Они встретились после разлуки, прямо в день последней дуэли в его жизни. Утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Она же принимала участие в похоронах.

6 М.Ю. Лермонтов и современники

М.Ю. Лермонтов и современники

НИКОЛАЙ СОЛОМОНОВИЧ МАРТЫНОВ (1815 – 1875) – офицер, получивший прекрасное образование, увлекавшийся написанием стихов. Почти одновременно с М.Ю. Лермонтовым поступил в юнкерскую школу, где был его партнёром по фехтованию на эспадронах. По воспоминаниям современников, поэту принадлежат два экспромта 1841 года, высмеивающих Н.С. Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш», а Н.С. Мартынову — подобная же эпиграмма «Mon cher Michel».

Постоянные и резкие взаимные колкости стали причиной вызова М.Ю. Лермонтова на дуэль, которая состоялась 15 (27) июля 1841 года и привела к гибели поэта. Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июля, около 5-ти часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

Н.С. Мартынов

Подножие горы Машук, г. Пятигорск (место дуэли)

7 АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1802—1839) - русский поэт, автор

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1802—1839) - русский поэт, автор

знаменитого стихотворения «Струн вещих пламенные звуки…», написанного в ответ на «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина. После декабрьских событий 1825 года он был заключен в Петропавловскую крепость, а через год, сослан в Сибирь. В 1837 году А.И. Одоевский был отправлен из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с М.Ю. Лермонтовым. Возможно, эта дружба способствовала тому, что два последних года жизни стали временем необычайно интенсивной поэтической деятельности А.И. Одоевского. Кроме того, свидетельством их крепкой дружбы является стихотворение «Памяти А.И. Одоевского» (1839), написанное М.Ю. Лермонтовым после гибели друга на Кавказе.

«Я знал его: мы странствовали с ним В горах востока, и тоску изгнанья Делили дружно; но к полям родным Вернулся я, и время испытанья….» («Памяти А.И. Одоевского» М.Ю. Лермонтов).

8 СВЯТОСЛАВ АФАНАСЬЕВИЧ РАЕВСКИЙ (1808 — 1876) — государственный

СВЯТОСЛАВ АФАНАСЬЕВИЧ РАЕВСКИЙ (1808 — 1876) — государственный

чиновник, литератор. С 1836 года работал столоначальником Департамента военных поселений Военного министерства Российской империи. В эти годы проживал в доме своей крёстной Е. А. Арсеньевой, где их знакомство с М.Ю. Лермонтовым ещё в детстве, переросло в настоящую дружбу. С.А. Раевский познакомил поэта со своим товарищем, журналистом А. А. Краевским, в лице которого М.Ю. Лермонтов получил поддержку в решении стать писателем.

В феврале 1837 года С. А. Раевский был арестован за распространение стихотворения М.Ю. Лермонтова «На смерть Пушкина» и вскоре выслан в Петрозаводск. В декабре 1838 года С.А. Раевский получил освобождение от ссылки. В 1840 году он вышел в отставку и поселился в своём имении в Пензенской губернии.

Когда к нему обращались с вопросами о М.Ю. Лермонтове, Святослав Афанасьевич охотно делился воспоминаниями и бумагами с автографами поэта.

Из письма М.Ю. Лермонтова: «Любезный друг, не позабудь меня и верь все-таки, что самой моей большой печалью было то, что ты через меня пострадал. Вечно тебе преданный М. Лермонтов»

9 АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН, (1816-1858) – двоюродный дядя и друг М.Ю

АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН, (1816-1858) – двоюродный дядя и друг М.Ю

Лермонтова. Известен под прозвищем «Монго». Начиная с юнкерской школы, А.А. Столыпин и М.Ю. Лермонтов почти всегда были рядом: несколько лет служили в одном гусарском полку, проживали на одной квартире, посещали высший петербургский свет.

Кроме того, они вместе участвовали в Галафеевской экспедиции 1840 года в Чечне, а также прожили в Пятигорске последние месяцы перед дуэлью, на которой близкий друг выступил секундантом поэта. Известно, что А.А. Столыпин питал интерес к литературным занятиям М,Ю. Лермонтова, о чём свидетельствует перевод на французский язык поэмы «Герой нашего времени».

А.А. Столыпин

Дуэль М.Ю. Лермонтова и Н.С. Мартынова. А.А. Столыпин в роли секунданта

10 Периоды творчества М.Ю. Лермонтова

Периоды творчества М.Ю. Лермонтова

ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД (1828-1831) – время первых литературных опытов.

Творчество поэта - поступательное движение, суть которого - в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных "чертежей", создавшихся на предшествующем. Учитывая "спиралеобразный" характер творческого развития Лермонтова, можно выделить в нем три периода.

Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. Скоропостижная смерть матери, недостаток внимания отца к судьбе мальчика не могли не повлиять на характер ребенка. Его детство протекало в поместье бабушки, в любви и заботе — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования.

11 Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он

Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он

встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение «К Гению». «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.

Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем немного отрады. «Мой дух погас и состарился», — говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу; юноша считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежит несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью.

12 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1832-1836) – от юношеского творчества к зрелому

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1832-1836) – от юношеского творчества к зрелому

К 1829 году относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», предвещающее «Думу». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!..»

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования». В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного беспокойства, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона - в них выразился порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Моряк» (1832).

13 Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние

Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние

лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, - создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в "Парусе" психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни.

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1837-1841) - время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы.

14 В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон»

В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон»

«Песня.... про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа.

Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов» его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

15 Лермонтовские места

Лермонтовские места

ТАРХАНЫ — государственный Лермонтовский музей-заповедник, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово.

Здесь в 1828 году (в 14 лет) были написаны «Черкесы», спустя несколько лет драма «Два брата», поэма «Сашка». Здесь истоки поэзии Лермонтова.

16 СЕРЕДНИКОВО

СЕРЕДНИКОВО

Усадьба расположена в Солнечногорском районе Московской области. В 1825 году Середниково приобрел генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин, брат бабушки М. Ю. Лермонтова Е. А. Арсеньевой. Сюда поэт вместе с бабушкой в 1829—1832 приезжал на летние каникулы. Здесь Лермонтов испытал чувство первой любви, писал юношеские стихи, читал, переводил.

Плафон в музыкальном кабинете расписан по мотивам поэмы «Демон»

17 ГЕЛЕНДЖИК

ГЕЛЕНДЖИК

Лермонтов, в наказание за своё стихотворение «Смерть поэта», был переведён из лейб-гвардии (где служил корнетом) в Нижегородский драгунский полк действующей армии. По одной из версий, в сентябре 1837 года поэт прибыл в Геленджик, где тогда располагалась ставка генерала Вельяминова, морским путём из Тамани.

В Геленджике в память об этих обстоятельствах неподалёку от берега Геленджикской бухты был воздвигнут памятник Лермонтову.

По воспоминаниям жителей города, современников Лермонтова, поэт любил прогуливаться по сосновой роще, направляясь к берегу моря.

18 ПЯТИГОРСК

ПЯТИГОРСК

В этом доме в 1841 году последние два месяца своей жизни — с 14 (26) мая по 15 (27) июля 1841 года — прожил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь им были написаны последние стихи, отсюда он отправил своё последнее, известное нам письмо, адресованное бабушке. Сюда же с места дуэли привезли его окровавленное тело, отсюда 17 (29) июля 1841 года его провожали в последний путь.

Кабинет поэта

Дом капитана Василия Чилаева

19 Ещё немного о Кавказе

Ещё немного о Кавказе

Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука.

“Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов …”(В.Г. Белинский).

Памятник Лермонтову в Кисловодске

Памятник поэту в Железноводске

20 "С тех пор как выехал из России, – писал он Раевскому из Тифлиса, –

"С тех пор как выехал из России, – писал он Раевскому из Тифлиса, –

поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами…»

«Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ…»

«Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ…»

21 Род Лермонтовых и костромской край

Род Лермонтовых и костромской край

Родоначальник русской дворянской фамилии, уроженец Шотландии, Георг (или Джордж) Лермонт оказался в России в начале XVII века, будучи наемным солдатом польской армии. По собственному желанию перешел от поляков на русскую службу и был принят в московское войско.

В 1612 году Лермонту царем Михаилом Федоровичем пожаловано поместье Кузнецово, находившемся в Чухломском осаде Галичского уезда костромского края. Погиб первый русский Лермонт во время второй войны с Польшей, в 1634 году.

Родовой герб Лермонтовых, девиз которого гласит: «Судьба моя Иисус»

Современные Лермонтовы-чухломичи (слева направо): Н.Лермонтова (вторая), Е.Лермонтов.

22 Усадьбы

Усадьбы

Среди родовых владений, пожалованных Георгу Лермонту, значатся четыре, вместе с тем самые известные, имения в Чухломском уезде. Первой усадьбой рода стало имение КУЗНЕЦОВО.

КОЛОТИЛОВО. Потомки обеих линий, «острожниковской» и «колотиловской», на сегодняшний день живут в России, во Франции, в США и в других странах.

ОСТРОЖНИКОВО. Линия Лермонтовых, владевших этой усадьбой самая многочисленная.

23 Усадьбы

Усадьбы

ИЗМАЙЛОВО. Потомком «измайловской» линии явился Михаил Юрьевич Лермонтов. Усадьба принадлежала Лермонтовым до 1791 года, когда дед поэта продал все свои костромские именья и приобрел Кропотовку в Тульской губернии. Мужское потомство «Измайловской» линии пресеклось в 1841 году со смертью М.Ю. Лермонтова.

Кроме чухломских имений известны усадьбы в Галичском уезде (Туровское, Лежнино, Воронино, Никольское и др.), в Парфеньевском на р.Шуе (Воронино), Солигаличском (Суровцево), Буйском (Леняково). Существует предположение о происхождении бабушки поэта со стороны отца, бывшей, якобы, владелицей имения Панькино Кадыевского уезда.

24 Михаил Николаевич Лермонтов

Михаил Николаевич Лермонтов

Знаменита версия о том, что стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» было написано под впечатлением рассказа его «дяди», участника Бородинского сражения, как полагают, М.Н. Лермонтова, рожденного в усадьбе Острожниково. Однако Михаил Николаевич был лишь «шестиюродным» братом поэта. Кроме того, живя в одно время в Петербурге, они никогда не встречались.

По другой версии, Михаил Николаевич, писавший также стихи и подписывавший их «Михаил Лермантов» (до 1836 года и сам поэт писал свою фамилию через «а»), может являться автором «Бородино». Считается, что стихотворения Михаила Николаевича попали в полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова; до сегодняшнего дня точно не определено, что именно написано Михаилом Юрьевичем и что – Михаилом Николаевичем.

25 М.Ю. Лермонтов - художник

М.Ю. Лермонтов - художник

Природа наделила М.Ю. Лермонтова не только поэтическим талантом, но и незаурядными способностями художника. До нас дошли его чудесные акварельные портреты, живописные масляные полотна, многочисленные зарисовки тушью и карандашом на полях рукописей и в походных альбомах.

Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А. С. Солоницкий, преподаватель Пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П. Е. Заболотским дали свои результаты. По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп.

Автопортрет

26 ГРУППА 1. ПОРТРЕТЫ (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в

ГРУППА 1. ПОРТРЕТЫ (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в

акварелях и рисунках; по альбомам и полям рукописей рассеяно множество портретных зарисовок).

ГРУППА 2. НАБРОСКИ И РИСУНКИ, не имеющие определенного сюжета, обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей.

АВТОПОРТРЕТ (1837-1838 гг.)

Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила. 1832–1834

Черкес, стреляющий на скаку. Карандаш. 1832–1834

27 ГРУППА 3. ПЕЙЗАЖИ (составляют большую часть картин Лермонтова,

ГРУППА 3. ПЕЙЗАЖИ (составляют большую часть картин Лермонтова,

занимают значительное место среди его рисунков и акварелей)

Группа 4. Карикатуры

«ВИД ТИФЛИСА» (1837). Поэт неоднократно бывал в этом древнем городе, так как здесь располагался полк, в котором служил Лермонтов.

« КРЕСТОВАЯ ГОРА» (1837) написана под сильными впечатлениями от увиденного Лермонтовым на Кавказе.

На русского генерала Г.А.Захаржевского «Поспешает на тревогу» (1841 г). А.А Суворов вспоминал: «полковник Захаржевский был чрезвычайно толст и неповоротлив и на учениях всегда боялся марш-маршей».

28 Группа 5. Военная тема

Группа 5. Военная тема

Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста.

Группа 6. Жанровые сцены

В Тифлисе Лермонтов знакомится со своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок «Лезгинка» (1837), где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.

"Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

«Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/glavnye-zhenschiny-v-zhizni-m.ju.-lermontova-226431.html
cсылка на страницу

Биография Лермонтова

29 презентаций о биографии Лермонтова
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Биография Лермонтова > Главные женщины в жизни М.Ю. Лермонтова