Сказки
<<  Функция игрушки в литературной сказке Сказка как вид устного народного творчества  >>
Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции
Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции
Какие чувства вызывают у вас смысловые части прочитанного текста
Какие чувства вызывают у вас смысловые части прочитанного текста
Выводы:
Выводы:
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Выводы
Выводы
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ(анализируем):
Композиционный анализ помог раскрыть авторскую позицию:
Композиционный анализ помог раскрыть авторскую позицию:
Общий вывод:
Общий вывод:
Людей неинтересных в мире нет
Людей неинтересных в мире нет
Как наши выводы соотносятся со стихотворением
Как наши выводы соотносятся со стихотворением

Презентация на тему: «Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции». Автор: organization user. Файл: «Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции.ppt». Размер zip-архива: 90 КБ.

Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции

содержание презентации «Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции.ppt»
СлайдТекст
1 Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции

Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции

Цель урока: интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ

Функции композиции: - донести авторскую мысль и содержание текста до читателя - сохранить эмоциональный интерес к тексту.

Композиционные приёмы: - Повтор – повторяющиеся детали, образы, слова, фразы становятся леймтотивом текста. - Усиление используется, когда требуется усилить впечатление путём подбора однородных образов или деталей. - Противопоставление построено на антитезе контрастных образов. - Зеркальная композиция – объединение приёмов повтора и противопоставления (две ситуации с точностью до наоборот в разных частях текста). - Монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.

2 Какие чувства вызывают у вас смысловые части прочитанного текста

Какие чувства вызывают у вас смысловые части прочитанного текста

Смысловые части текста

Впечатление от прочитанного

1-6 предлож.

Негативное отношение к герою создают Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку». Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит». Манера говорить: « У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается». Образ жизни: «..жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей».Оценка, которую ему дали окружающие: «Беспутный»

7-11 предлож

Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке Настораживает содержание 9 предл.: «любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучит уму-разуму».

12-15 предлож.

Негативное отношение к герою сменяется жалостью к нему; возникает недоумение и неприязненное отношение к жителям деревни, возмущение их поведением: «..все, кому жаловался, только смеялись: - Сашка, у тебя голова не может болеть: она же пустая».

16-18 предлож.

Негодование: Человеку за сорок, а сельчане настолько пренебрежительно относились к нему, что даже не знали отчества.. (А ведь «по батюшке его величали Григорьевич»

19-29 предлож.

Сочувствие, жалость, боль, раскаяние и отчаяние: ничего нельзя исправить; не стало человека с чистой и бесхитростной душой.

3 Выводы:

Выводы:

Композиция

В портретной характеристике нет авторского отношения к герою.

Восприятие его односельчанами не помогают нам раскрыть характер героя.

В тексте нет прямых авторских оценок герою.

Что же помогло увидеть идею текста?

4 Композиционный анализ(анализируем):

Композиционный анализ(анализируем):

Заголовок, эпиграф(если они есть), первое и последнее предложения;

Первое предложение

Последнее предложение

1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха.

29) Женщины не выдержали и в голос заплакали.

Вывод: прием зеркальной композиции, основанный на повторе-перекличке между началом и финалом текста.

5 Композиционный анализ(анализируем):

Композиционный анализ(анализируем):

Повтор, создающий усиление: «беспутный», «нелепый».

6 Композиционный анализ(анализируем):

Композиционный анализ(анализируем):

Противопоставление:

Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. 3) У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается.4) Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит.5) «Беспутный» - так с ворчливой укоризной

На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребёнка. 23) Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. 24) Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. 25) И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены.

После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой.

7 Композиционный анализ(анализируем):

Композиционный анализ(анализируем):

Противопоставление:

«Жаловался»

«Смеялись»

«Ветхий домик», «избушка», «маленькая каморка».

«Большая картина».

Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму.

..как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. 28) А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица.

8 Выводы

Выводы

Противопоставление помогает:

Увидеть индивидуальные особенности характера героя – его незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту;

Проникнуть во внутренний мир героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающую истинную сущность героя: непритязательную красоту и доброту души;

Понять бездушное отношение односельчан к Сашке Бозину;

Переоценить своё отношение к герою, жителям деревни, окружающим людям.

9 Композиционный анализ(анализируем):

Композиционный анализ(анализируем):

Монтаж(два образа, расположенные рядом рождают некоторый новый третий смысл).

Возникает смысловой ряд: ангел – сын, отец – Бозин. «Голубые очи» ангела ищут «родное лицо».

Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. 28) А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица.

10 Композиционный анализ помог раскрыть авторскую позицию:

Композиционный анализ помог раскрыть авторскую позицию:

Недопустимо пренебрежительное отношение к любому человеку: это бездушно, безнравственно, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный.

Односельчане лишены важнейшего человеческого качества: любви к ближнему, они не ценили Сашку, считали его беспутным, т.е. лишённым разумной цели, разумного основания.

11 Общий вывод:

Общий вывод:

Композиционные приёмы, выбранные С,Качалковым, помогли ему не только предельно концентрировать события рассказа, но и найти решение важных нравственных и философских проблем.

12 Людей неинтересных в мире нет

Людей неинтересных в мире нет

Людей неинтересных в мире нет Их судьбы – как истории планет У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.

Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знаем в сущности о них.

А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей

Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная всё, не знаем ничего.

И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой.. Всё это забирает он с собой.

Уходят люди….Их не возвратить Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.. Е. Евтушенко.

13 Как наши выводы соотносятся со стихотворением

Как наши выводы соотносятся со стихотворением

( начните свои высказывания со слов):

Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая… Каждый человек, независимо от его облика, это… Уникальность каждого человека в том, что Если уклад жизни какого-то человека отличается от нашего, то мы даже можем позволить себе…, а это… Мы не всегда способны понять внутренний мир другого, и это становится.. Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается.. Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание…

«Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/kompozitsija-teksta-kak-kljuch-k-postizheniju-avtorskoj-pozitsii-225336.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Сказки > Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции