Стихи Лермонтова
<<  М. Ю. Лермонтов «Демон» Трагическая судьба Мцыри  >>
Лермонтов «Демон»
Лермонтов «Демон»
Лермонтов
Лермонтов
Эпиграф
Эпиграф
Демон
Демон
Образ демона
Образ демона
История создания поэмы
История создания поэмы
Истоки демона
Истоки демона
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Творчество
Творчество
Печальный Демон
Печальный Демон
Конь
Конь
Судьба
Судьба
Тамара и Демон
Тамара и Демон
Дно морское
Дно морское
Томный цвет
Томный цвет
Свободный путь
Свободный путь
Демон стоящий
Демон стоящий
Опыт души
Опыт души
Дух изгнанья
Дух изгнанья
Творчество автора
Творчество автора
Демоны близки духовному миру своих авторов
Демоны близки духовному миру своих авторов

Презентация: «Лермонтов поэма «Демон»». Автор: Customer. Файл: «Лермонтов поэма «Демон».ppt». Размер zip-архива: 1101 КБ.

Лермонтов поэма «Демон»

содержание презентации «Лермонтов поэма «Демон».ppt»
СлайдТекст
1 Лермонтов «Демон»

Лермонтов «Демон»

М.Ю. Лермонтов «Демон»

9 класс Учитель литературы Кресс Ирина Александровна ГУ «Новопокровская средняя школа», Бородулихинский район, ВКО

2 Лермонтов

Лермонтов

М.Ю.Лермонтов «Демон»

3 Эпиграф

Эпиграф

О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия! Ф.И. Тютчев

4 Демон

Демон

«Мой демон» (1829) Унылый, мрачный Зло – стихия «Молитва» («Не обвиняй меня всесильный, 1829) Всесильный – бог Я – грешник Теснота мира

«Я не для ангелов и рая» (1831) Я – чужой для мира и небес Я – зла избранник «Ангел» (1831) Соединение души с телом Разочарование души на земле – печальные песни

5 Образ демона

Образ демона

Захватывает Лермонтова Проходит через все творчество от «Мой демон» до поэмы «Демон» Борьба между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным»

6 История создания поэмы

История создания поэмы

Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

7 Истоки демона

Истоки демона

Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд. Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

8 Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

9 Творчество

Творчество

Творчество М. А. Врубеля

Демон

Демон поверженный

10 Печальный Демон

Печальный Демон

"Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним..."

Демон летящий

11 Конь

Конь

"Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит..."

12 Судьба

Судьба

"В последний раз Она плясала, Увы, заутро ожидала, Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне И незнакомая семья..."

13 Тамара и Демон

Тамара и Демон

Демон, смотрящий на танец Тамары

Тамара и Демон

14 Дно морское

Дно морское

"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня!" - И он слегка Коснулся жаркими устами К её трепечущим губам... Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи..."

Свидание Тамары и Демона

15 Томный цвет

Томный цвет

"Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Билей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль деницы..."

Тамара в гробу

16 Свободный путь

Свободный путь

"В пространстве синего эфира, Один из ангелов святых, Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих. И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Издалека уж звуки рая К ним доносилися - как вдруг Свободный путь пересекая, Взвился из бездны адский дух."

Демон и ангел с душой Тамары

17 Демон стоящий

Демон стоящий

Демон у стен монастыря

18 Опыт души

Опыт души

Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля?

Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией. Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."

19 Дух изгнанья

Дух изгнанья

Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

20 Творчество автора

Творчество автора

И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев: О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!

21 Демоны близки духовному миру своих авторов

Демоны близки духовному миру своих авторов

«Лермонтов поэма «Демон»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/lermontov-poema-demon-61613.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды