Фет
<<  «Язык» аллегории в стихотворении А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…» Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в музыке С.В. Рахманинова и в живописи И.И. Левитана  >>
Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета
Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета
Целью работы является лингвопоэтический анализ лирики А.А. Фета и
Целью работы является лингвопоэтический анализ лирики А.А. Фета и
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть
Афанасий Афанасьевич Фет
Афанасий Афанасьевич Фет
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот
Лингвистические средства
Лингвистические средства
Фонический аккомпанемент — это расположение звуков: гласных и
Фонический аккомпанемент — это расположение звуков: гласных и
Сосна так темна, хоть и месяц Глядит между длинных ветвей: То клонит
Сосна так темна, хоть и месяц Глядит между длинных ветвей: То клонит
Языковые средства
Языковые средства
Внутренний мир природы
Внутренний мир природы
Шепот, робкое дыханье
Шепот, робкое дыханье
Развитие лирической темы
Развитие лирической темы
Ассонанс и аллитерация
Ассонанс и аллитерация
Сравнения
Сравнения
Односоставные предложения
Односоставные предложения
Стихотворения Фета – это погружение в необыкновенный мир чудесных
Стихотворения Фета – это погружение в необыкновенный мир чудесных
Произведения Фета очень живописны и музыкальны
Произведения Фета очень живописны и музыкальны
Вывод
Вывод

Презентация: «Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета». Автор: . Файл: «Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета.pptx». Размер zip-архива: 5965 КБ.

Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета

содержание презентации «Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета.pptx»
СлайдТекст
1 Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета

Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета

Выполнила ученица МОУ «Гимназия №10» 8 «Б» класса Казачук Алёна Руководитель: учитель высшей категории Рудковская Надежда Владимировна

2 Целью работы является лингвопоэтический анализ лирики А.А. Фета и

Целью работы является лингвопоэтический анализ лирики А.А. Фета и

попытка точнее разобраться в том, как поэт использует лексику, синтаксис, фонетику и морфологию, чтобы показать все разнообразие и красоту русской природы и ее единение с человеком. Задачи: 1.Составить представление об отношении поэта к природе, собрав воедино опубликованный разрозненно материал и осмыслив его значение для формирования литературных интересов Фета. 2.Рассмотреть языковые особенности его творчества. 3.Выявить индивидуальные черты, особенно характерные для фетовской лирики.

3 Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть

душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.

4 Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет

(настоящая фамилия Шеншин); Годы жизни - 1820-1892 Родился 5 декабря в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Учился Афанасий Фет на словесном факультете Московского университета В 1845 - 1858 гг. он служил в армии, затем приобрел большие земли и стал помещиком Русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист Природа и любовь были главными темами произведений Фета Особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения

5 Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Местоимения ( я, тебя, о том…) и глаголы ( не скажу, не решусь…) передают ощущение тревоги, волнения, неопределенности.

На смену местоимениям приходят существительные (солнце, цветы…) и прилагательные ( целый, ночные) – и мы почти физически ощущаем контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы.

И в больную усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

Наш слух улавливает эти сплошные у – отзвук первой строфы. И последний аккорд – повторение двух первых строчек. Но звучат они совсем по-другому: соприкосновение с ночной природой как бы успокаивает смятение и тревогу, преобразует их в некое решение.

6 Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот

крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна.

7 Лингвистические средства

Лингвистические средства

Синтаксический аккомпанемент — это однообразие непрерывных конструкций «это...» и разнообразие придаваемых им вариаций.

Лексико-стилистический аккомпанемент — это три отчетливо выделяющиеся стилистические фигуры, по одной в строфе. В первой — гендиадис. Во второй — две метафоры с хиастическим, крест-накрест, расположением членов параллелизма .В третьей — две антитезы.

8 Фонический аккомпанемент — это расположение звуков: гласных и

Фонический аккомпанемент — это расположение звуков: гласных и

согласных. В данном стихотворении преобладает аллитерация (Самые частые повторы— это т и ть). Первая и третья строфы решительно богаче повторами, чем вторая. Так композиция слов и звуков дополняет композицию образов и эмоций.

9 Сосна так темна, хоть и месяц Глядит между длинных ветвей: То клонит

Сосна так темна, хоть и месяц Глядит между длинных ветвей: То клонит

ко сну, то очнешься, То мельница, то соловей. То ветра немое лобзанье, То запах фиалки ночной, То блеск замороженной дали И вихря полночного вой. И сладко дремать мне – и грустно, Что сном я надежду гублю. Мой ангел, мой ангел далекий, Зачем я так сильно люблю?

10 Языковые средства

Языковые средства

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - месяц глядит ОККАЗИОНАЛЬНАЯ АНТИТЕЗА «мельница – соловей» - «смысловой фокус» стихотворения.

ЭПИТЕТЫ: замороженная даль; полночный вихрь; ОТЧЕТЛИВЫЙ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПЛАН («дуновение, движение воздуха, веяние»)

11 Внутренний мир природы

Внутренний мир природы

Внутренний мир человека

Зрительные образы: сосна, месяц, блеск...

Лексика, обозначающая чувства и состояния. Среди них: клонит ко сну, очнешься, сладко дремать, грустно, люблю.

Лексика, обозначающая чувства и состояния. Среди них: клонит ко сну, очнешься, сладко дремать, грустно, люблю.

Лексика, обозначающая чувства и состояния. Среди них: клонит ко сну, очнешься, сладко дремать, грустно, люблю.

Лексика, обозначающая чувства и состояния. Среди них: клонит ко сну, очнешься, сладко дремать, грустно, люблю.

Слуховые образы: соловей, лобзанье ветра, вой вихря…

Осязательные образы: ветра…лобзанье

Обонятельные образы: запах фиалки

Словарь стихотворения почти полностью укладывается в два семантических поля, но четкой границы между ними нет, поскольку одни и те же слова ( в зависимости от значения) одновременно входят в оба семантических комплекса.

Словарь стихотворения почти полностью укладывается в два семантических поля, но четкой границы между ними нет, поскольку одни и те же слова ( в зависимости от значения) одновременно входят в оба семантических комплекса.

12 Шепот, робкое дыханье

Шепот, робкое дыханье

Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850

13 Развитие лирической темы

Развитие лирической темы

Вечер ночь заря

Встреча свидание счастье

Мир природы

Мир человека

14 Ассонанс и аллитерация

Ассонанс и аллитерация

Открытый [a]: шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья

1 строфа

2 строфа

3 строфа

Открытый [a]: ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные [м], [н], [л]: ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица

Согласный [р]: пурпур розы, янтарь, заря Открытый [а]: тучках, янтаря, лобзания, заря

15 Сравнения

Сравнения

Эпитеты

Олицетворения

Изобразительно-выразительные средства «Опять незримые усилья..»

Река раскинулась, как море; за льдиной выпускает льдину, как будто стаю лебедей; река стального зеркала светлей;

Незримые усилия; невидимые крылья; блеском небывалым; в долину гулкую; разыгравшиеся воды; беломраморные своды;

Заря сквозит оттенком алым; солнце чёрными кругами деревья обвело; леса стоят в дремоте; ручьи, перекликаясь, спешат; река раскинулась; за льдиной выпускает льдину;

16 Односоставные предложения

Односоставные предложения

«Осень»

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

«Учись у них - у дуба, у березы…»

Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора

На дворе темно. Выйдешь – поневоле. Тяжело – хоть плачь.

Ветер. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму.

17 Стихотворения Фета – это погружение в необыкновенный мир чудесных

Стихотворения Фета – это погружение в необыкновенный мир чудесных

звуков.

18 Произведения Фета очень живописны и музыкальны

Произведения Фета очень живописны и музыкальны

Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...”- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность: Сияла ночь. Луной был полон сад. Сидели мы с тобой в гостиной без огней Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.

19 Вывод

Вывод

Итак, проанализировав лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета, можно сделать вывод, что обилие изобразительно-выразительных средств позволяет выделить его творчество из плеяды поэтов «чистого искусства» и доказывает, что его поэзия является поистине новаторской. Так, в морфологии это преобладание «безглагольности». Движение времени создается при помощи обилия отглагольных существительных. В фонетическом строе преобладает ассонанс, что позволяет стихам быть музыкальными. Как великолепный художник владеет кистью, так Фет владеет словом: оно в его стихах наполнено музыкой, движением, красками. Музыка – это гармоническая сущность мира, которую Фет воплощает в своих произведениях. Синтаксис поэта представлен обилием односоставных предложений, среди которых преобладают номинативные. Словарь стихотворений можно условно разделить на два семантических поля: внутренний мир человека и мир природы. Но четкой границы между ними не существует, поскольку одни и те же слова ( в зависимости от значения) одновременно входят в оба семантических комплекса. Почти каждое слово в стихотворениях – соединение двух смыслов (жизнь человека и жизнь природы). Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния человека. Мне кажется, что более выразительно, более ёмко и насыщенно, чем Фет, природу не изобразил никто.

«Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/lingvopoeticheskie-osobennosti-liriki-prirody-a.a.-feta-223200.html
cсылка на страницу

Фет

25 презентаций о Фете
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Фет > Лингвопоэтические особенности лирики природы А.А. Фета