Мёртвые души
<<  Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Речевая характеристика героев поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"  >>
Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Гоголь – поэт, поэт жизни действительной
Гоголь – поэт, поэт жизни действительной
Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г
Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г
Встреча с В.А.Жуковским в Риме
Встреча с В.А.Жуковским в Риме
На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова,
На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова,
Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит
Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит
Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики
Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики
Жанр и композиция:
Жанр и композиция:
Особенности композиции
Особенности композиции
Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их
Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их
Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»
Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»
Основные темы «Мёртвых душ»
Основные темы «Мёртвых душ»
Тема России в «Мёртвых душах»
Тема России в «Мёртвых душах»
Тема дороги в «Мёртвых душах»
Тема дороги в «Мёртвых душах»
Гоголь о роли писателя в России
Гоголь о роли писателя в России
Символичность образа дороги
Символичность образа дороги
О чём ещё размышлял Гоголь
О чём ещё размышлял Гоголь
Наставление Гоголя:
Наставление Гоголя:
«Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна
«Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна

Презентация на тему: «Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»». Автор: Наталия Ивановна. Файл: «Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».ppt». Размер zip-архива: 670 КБ.

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

содержание презентации «Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».ppt»
СлайдТекст
1 Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

2 Гоголь – поэт, поэт жизни действительной

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной

В. Г. Белинский

Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над «Мертвыми душами».

3 Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г

Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

«Мёртвые души»

4 Встреча с В.А.Жуковским в Риме

Встреча с В.А.Жуковским в Риме

В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ».

Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г.

5 На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова,

На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова,

символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.

При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист

6 Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит

через всё творчество Гоголя

Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова "Явление Христа народу".

7 Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики

Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики

Каждая глава как кольцо в цепи. «Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…» Однако в противовес авторскому тяготению к логике в поэме обращает на себя внимание алогизм.

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

Словарь: Алогизм – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический приём.

(из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.)

8 Жанр и композиция:

Жанр и композиция:

Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, обратная.

Словарь

9 Особенности композиции

Особенности композиции

«Мёртвые души»

10 Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их

художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения.

Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно-следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое; вставной сюжет – сюжет в сюжете.

Внесюжетные элементы: вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием; лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий; художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие; художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.

11 Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»

Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»

Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка).

12 Основные темы «Мёртвых душ»

Основные темы «Мёртвых душ»

Тема России

Тема дороги

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ...Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».

13 Тема России в «Мёртвых душах»

Тема России в «Мёртвых душах»

Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

14 Тема дороги в «Мёртвых душах»

Тема дороги в «Мёртвых душах»

Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; но моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!»

15 Гоголь о роли писателя в России

Гоголь о роли писателя в России

В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы ... Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами, но чего не зрят равнодушные очи... Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».

16 Символичность образа дороги

Символичность образа дороги

Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...» Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

17 О чём ещё размышлял Гоголь

О чём ещё размышлял Гоголь

О молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.

18 Наставление Гоголя:

Наставление Гоголя:

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..»

Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе герои. Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.

19 «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна

«Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна

Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» В. Набоков

«Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/liricheskie-otstuplenija-v-poeme-n.v.gogolja-mjortvye-dushi-187313.html
cсылка на страницу

Мёртвые души

22 презентации о Мёртвых душах
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Мёртвые души > Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»