Лермонтов
<<  М.Ю. Лермонтов: личность,судьба, эпоха М.Ю. Лермонтов и Кавказ. «Я сердцем твой – всегда и всюду твой»  >>
«Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова
«Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова
Цель исследования – сопоставление образов главных героев - Печорина и
Цель исследования – сопоставление образов главных героев - Печорина и
«Лишний человек» - это тип индивидуума, которому свойственно:
«Лишний человек» - это тип индивидуума, которому свойственно:
“Герой нашего времени” - первый реалистический
“Герой нашего времени” - первый реалистический
Герой нашего времени
Герой нашего времени
«Зона» и «Заповедник» – это два рассказа, в котором внимание автора
«Зона» и «Заповедник» – это два рассказа, в котором внимание автора
Герой Нового времени
Герой Нового времени
“Печально я гляжу на наше поколенье…”
“Печально я гляжу на наше поколенье…”
“Я думаю, — писал Довлатов, — наше гнусное поколение, как и поколение
“Я думаю, — писал Довлатов, — наше гнусное поколение, как и поколение
Сравнительная биография Лермонтова и Довлатова
Сравнительная биография Лермонтова и Довлатова
Лермонтов Михаил Юрьевич - русский поэт, прозаик, драматург, художник
Лермонтов Михаил Юрьевич - русский поэт, прозаик, драматург, художник
Годы жизни
Годы жизни
Студенческие годы
Студенческие годы
Второе образование
Второе образование
Служба
Служба
Михаил Лермонтов
Михаил Лермонтов
Никогда ни про кого не отзовётся хорошо
Никогда ни про кого не отзовётся хорошо
«Он мог быть надёжным товарищем и преданным другом, но ради укола
«Он мог быть надёжным товарищем и преданным другом, но ради укола
Борис Алиханов на самом деле, мудрый и добрый
Борис Алиханов на самом деле, мудрый и добрый
Печорин
Печорин
Лермонтовские аллюзии в произведениях Довлатова
Лермонтовские аллюзии в произведениях Довлатова
М. Лермонтов
М. Лермонтов
2. Языковые средства в прозе С. Довлатова являются не только формой
2. Языковые средства в прозе С. Довлатова являются не только формой
М. Лермонтов
М. Лермонтов
3. Совпадает и способ представления читателям главных героев —
3. Совпадает и способ представления читателям главных героев —
М.Лермонтов
М.Лермонтов
4. Используются отсылки к тексту Лермонтова и в диалоге между
4. Используются отсылки к тексту Лермонтова и в диалоге между
М.Лермонтов
М.Лермонтов
5. Ироническое отношение к себе и обществу характерно и для Печорина,
5. Ироническое отношение к себе и обществу характерно и для Печорина,
М.Лермонтов
М.Лермонтов
Одним из важнейших мотивов произведений Лермонтова и Довлатова
Одним из важнейших мотивов произведений Лермонтова и Довлатова
Вывод:
Вывод:

Презентация: ««Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова». Автор: . Файл: ««Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова.ppt». Размер zip-архива: 1007 КБ.

«Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова

содержание презентации ««Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова.ppt»
СлайдТекст
1 «Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова

«Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова

2 Цель исследования – сопоставление образов главных героев - Печорина и

Цель исследования – сопоставление образов главных героев - Печорина и

Алиханова. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Сопоставить образы времени и поколений, 2. Найти сходства и различия между героями. 3. Найти в тексте произведений С. Довлатова лермонтовские аллюзии. Объект: роман М.Лермонтова «Герой нашего времени», повести С.Довлатова «Заповедник» и «Зона».

3 «Лишний человек» - это тип индивидуума, которому свойственно:

«Лишний человек» - это тип индивидуума, которому свойственно:

презрительное отношение к миру; чувство нравственного превосходства; глубокий скептизм, характеризующий эгоцентричную личность, в которой противоречиво объединяются богатые интеллектуальные способности и непринятие "упорного труда».

4 “Герой нашего времени” - первый реалистический

“Герой нашего времени” - первый реалистический

социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”

«Герой нашего времени» — роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 1838—1840.

5 Герой нашего времени

Герой нашего времени

Игорь Петренко в роли Печорина в кинофильме «Печорин. Герой нашего времени.» (2006)

6 «Зона» и «Заповедник» – это два рассказа, в котором внимание автора

«Зона» и «Заповедник» – это два рассказа, в котором внимание автора

сосредоточено на его моменты из жизни. «Зона» - записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии. «Заповедник» – претворенный в горькое и ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах.

«Зона.» — повесть Сергея Довлатова, написанная в 1982. «Заповедник» — повесть Сергея Довлатова, написанная в 1977—1983

7 Герой Нового времени

Герой Нового времени

Артур Ваха в роли Алиханова в постановочном спектакле «Заповедник» в театре им. Ленсовета. (сентябрь 2009)

8 “Печально я гляжу на наше поколенье…”

“Печально я гляжу на наше поколенье…”

9 “Я думаю, — писал Довлатов, — наше гнусное поколение, как и поколение

“Я думаю, — писал Довлатов, — наше гнусное поколение, как и поколение

Лермонтова, уцелеет».

10 Сравнительная биография Лермонтова и Довлатова

Сравнительная биография Лермонтова и Довлатова

11 Лермонтов Михаил Юрьевич - русский поэт, прозаик, драматург, художник

Лермонтов Михаил Юрьевич - русский поэт, прозаик, драматург, художник

ермонтов Михаил Юрьевич - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Довлатов Сергей Донатович – русский писатель, прозаик, эмигрант.

В нем личность дошла до крайних пределов своего протеста, оппозиция застоя накинулась на него, поняв в нем то великое, которое было.

Презираемый при жизни и увенчанный славой после смерти, он всегда писал о себе и своей трагикомичной жизни.

12 Годы жизни

Годы жизни

Сергей Довлатов Донатович родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра, еврея по происхождению Доната Исааковича Мечика (1909—1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908—1999), армянки по происхождению.

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 в Москве, в доме генерала-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот, в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831 ) и Мария Михайловна Арсеньевой (1795-1817).

13 Студенческие годы

Студенческие годы

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». В университете он и не пробыл двух лет; С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.

С 1944 года жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года.

14 Второе образование

Второе образование

После университета в Петербурге под влиянием родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки.

После службы поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям».

15 Служба

Служба

Выйдя из школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, Лермонтов по-прежнему живёт среди увлечений и упрёков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием. О них он пишет к своему другу Марии Лопухиной, но напрягает все силы, чтобы его товарищи и «свет» не заподозрили его гамлетовских настроений.

Довлатов прослужил три года во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык). По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

16 Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов

Сергей Довлатов

17 Никогда ни про кого не отзовётся хорошо

Никогда ни про кого не отзовётся хорошо

». «Лермонтов был остёр, и остёр иногда до едкости; насмешки, колкости, эпиграммы не щадили никого, ни даже самых близких ему людей…».

18 «Он мог быть надёжным товарищем и преданным другом, но ради укола

«Он мог быть надёжным товарищем и преданным другом, но ради укола

словесной рапирой мог унизить и оскорбить. И делал это весьма искусно…».

19 Борис Алиханов на самом деле, мудрый и добрый

Борис Алиханов на самом деле, мудрый и добрый

орис Алиханов на самом деле, мудрый и добрый. И очень преданный Родине человек.

Печорин - дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице.

Умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно.

Слабые люди преодолевают жизнь, мужественные — осваивают…

20 Печорин

Печорин

Алиханов

Сходства

Сходства

Различия

Различия

1. Конфликт между творческой интеллигентной личностью и эпохой 2. Раздвоенность, колебание воли 3. Жажда свободы и бремя одиночества 4. Стремление к идеалу и горечь разочарования 5. Неясность внутренних рычагов поведения 6. Ироническое отношение к окружающим 7. Постоянный и беспощадный самоанализ, авторефлексия 8. “Кривая” линия судьбы

1. Конфликт между творческой интеллигентной личностью и эпохой 2. Раздвоенность, колебание воли 3. Жажда свободы и бремя одиночества 4. Стремление к идеалу и горечь разочарования 5. Неясность внутренних рычагов поведения 6. Ироническое отношение к окружающим 7. Постоянный и беспощадный самоанализ, авторефлексия 8. “Кривая” линия судьбы

1. Неверие в судьбу 2. Нравственный вампиризм, стремление к власти над людьми 3. Любовь к природе 4. Жажда деятельности

1. Вера в судьбу 2. Пристрастие к алкоголю 3. Безразличие к природе 4. Нелюбовь к активной деятельности

21 Лермонтовские аллюзии в произведениях Довлатова

Лермонтовские аллюзии в произведениях Довлатова

Аллюзия — фигура риторическая, заключающая намек на какой-нибудь предмет, не названный прямо. 1. Одним из важнейших мотивов произведений Лермонтова и Довлатова является мотив поисков истинного “я” в процессе самопознания. Размышляя над философскими вопросами человеческого существования, герои не обходят и вопроса о фатализме. Испытание судьбы показано Довлатовым в повести «Зона», причём в изображённом эпизоде обнаруживается параллель с лермонтовским текстом.

22 М. Лермонтов

М. Лермонтов

С. Довлатов

“…Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги”. “В этой напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли”. “Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец”. “Славный был малый, смею вас уверить, только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…”

“Моя сознательная жизнь была дорогой к вершинам банальности. Ценой огромных жертв я понял то, что мне внушали с детства. Но теперь эти прописные истины стали частью моего личного опыта”. “…Мне ли не знать, что такое душевная слабость”. “Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить”. “В охране я знал человека, который не испугался живого медведя. Зато любой начальственный окрик выводил его из равновесия”.

23 2. Языковые средства в прозе С. Довлатова являются не только формой

2. Языковые средства в прозе С. Довлатова являются не только формой

образа, но и средством аллюзии, отсылая к лермонтовскому слову, важному для интерпретации текста. Значительная часть цитат вводится Довлатовым без указания авторства, многие из них подвергаются различным модификациям и используются максимально свободно.

24 М. Лермонтов

М. Лермонтов

С. Довлатов.

“Сердце моё сильно билось… Я схватил его за руки…”

“На секунду я ощутил тошнотворный холодок под ложечкой… — Назад! — крикнул я, хватая Чалого за рукав”.

М. Лермонтов

С. Довлатов.

“…Видно… вся водяная молодежь была уже на перечёте, потому что они [дамы] на меня посмотрели с нежным любопытством”.

“— …Простите, вы женаты? — …Наши девушки интересуются. — …У нас тут много одиноких. Парни разъехались”.

25 3. Совпадает и способ представления читателям главных героев —

3. Совпадает и способ представления читателям главных героев —

Печорина в «Журнале Печорина» и Алиханова в «Заповеднике». Имена героев называются в диалоге при встрече со старыми приятелями. Диалоги эти построены по одному плану.

26 М.Лермонтов

М.Лермонтов

С.Довлатов.

“Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос: — Печорин: давно ли здесь? Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде”.

“— Тут всё живёт и дышит Пушкиным, — сказала Галя, — буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждёшь, что он выйдет сейчас из-за поворота… Между тем из-за поворота вышел Лёня Гурьянов, бывший университетский стукач. — Борька, хрен моржовый, — дико заорал он, — ты ли это? Я отозвался с неожиданным радушием”.

27 4. Используются отсылки к тексту Лермонтова и в диалоге между

4. Используются отсылки к тексту Лермонтова и в диалоге между

Алихановым и Натэллой («Заповедник»), характеризующем главного героя.

28 М.Лермонтов

М.Лермонтов

С.Довлатов.

“— Вы опасный человек, — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок… Я вас прошу, не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно. — Разве я похож на убийцу?.. — Вы хуже…”.

“— А вы человек опасный. — То есть? — Я это сразу почувствовала. Вы жутко опасный человек. — В нетрезвом состоянии? — Я говорю не о том. — Не понял. — Полюбить такого, как вы, — опасно”.

29 5. Ироническое отношение к себе и обществу характерно и для Печорина,

5. Ироническое отношение к себе и обществу характерно и для Печорина,

и для автобиографического героя довлатовской прозы. Светское “водяное” общество и советское общество (в повести «Заповедник») изображаются по единому образцу.

30 М.Лермонтов

М.Лермонтов

С.Довлатов.

“Я стоял сзади одной толстой дамы, осенённой розовыми перьями; пышность её платья напоминала времена фижм, а пестрота её негладкой кожи — счастливую эпоху мушек из чёрной тафты. Самая большая бородавка на её шее прикрыта была фермуаром”.

“Длинная юбка с воланами, обесцвеченные локоны, интальо, зонтик — претенциозная картинка Бенуа. Этот стиль вымирающего провинциального дворянства здесь явно и умышленно культивировался. В каждом из местных научных работников заявляли о себе его характерные чёрточки. Кто-то стягивал на груди фантастических размеров цыганскую шаль. У кого-то болталась за плечами соломенная шляпа. Кому-то достался нелепый веер из перьев”.

31 Одним из важнейших мотивов произведений Лермонтова и Довлатова

Одним из важнейших мотивов произведений Лермонтова и Довлатова

является мотив поисков истинного “я” в процессе самопознания.

32 Вывод:

Вывод:

В своих произведениях Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков.

В рассказах Довлатова “лишний человек” проснулся от столетней летаргии и явил миру свое заспанное, но симпатичное лицо.

««Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/lishnie-ljudi-mikhaila-lermontova-i-sergeja-dovlatova-192330.html
cсылка на страницу

Лермонтов

24 презентации о Лермонтове
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Лермонтов > «Лишние люди» Михаила Лермонтова и Сергея Довлатова