Военная литература
<<  Какое место занимает «деревенская проза» в русской литературе Есть три вида литературы: проза, поэзия и любовные письма  >>
Литературные традиции русской военной художественной прозы
Литературные традиции русской военной художественной прозы
Что такое ВОЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА
Что такое ВОЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА
Что такое ВОЕННАЯ ПРОЗА
Что такое ВОЕННАЯ ПРОЗА
Основные мотивы вечной темы
Основные мотивы вечной темы
ТИПОЛОГИЯ военной ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ
ТИПОЛОГИЯ военной ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ
Основные этапы становления русской военной художественной прозы
Основные этапы становления русской военной художественной прозы
Древнерусские летописи, повести, сказания, слова
Древнерусские летописи, повести, сказания, слова
Древнерусские летописи, повести, сказания, слова
Древнерусские летописи, повести, сказания, слова
произведения Отечественной войны 1812 года
произведения Отечественной войны 1812 года
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
литература Крымской войны 1853 – 1856 годов
произведения о Первой мировой войне и гражданской войне
произведения о Первой мировой войне и гражданской войне
литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
Список литературы
Список литературы

Презентация на тему: «Литературные традиции русской военной художественной прозы». Автор: Владелец. Файл: «Литературные традиции русской военной художественной прозы.pptx». Размер zip-архива: 1169 КБ.

Литературные традиции русской военной художественной прозы

содержание презентации «Литературные традиции русской военной художественной прозы.pptx»
СлайдТекст
1 Литературные традиции русской военной художественной прозы

Литературные традиции русской военной художественной прозы

Справочные материалы по литературе для учащихся 10 – 11 классов

Мартьянова Светлана Андреевна, заведующая библиотекой МБОУ «Гимназия № 50» г. Казани

2 Что такое ВОЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

Что такое ВОЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

ВОЕННАЯ ПРОЗА – ЭТО проза, созданная в военное время, проза о войне, написанная «по следам» военных событий. ВОЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА – ЭТО художественные эпические произведения и публицистические тексты о войне. ВОЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА – произведения, отражающие мировоззрение человека, его взгляд на описываемые события. Если документальные материалы рассказывают о том, ЧТО происходило, военная художественная проза повествует о том, КАК это происходило.

3 Что такое ВОЕННАЯ ПРОЗА

Что такое ВОЕННАЯ ПРОЗА

Произведение на военную тематику – ЭТО анализ происходящих событий, характеров участвующих в них, ЭТО взгляд автора «внутрь» самого себя. Писатель размышляет о причинах войны, о смысле жизни и её законах. Свои мысли он включает в монологи, диалоги, размышления своих персонажей.

4 Основные мотивы вечной темы

Основные мотивы вечной темы

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ: сын, брат, друг, боец, Защитник, Герой! ПОДВИГ ВО ИМЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ: герои произведений о Великой Отечественной войне вполне осознают, что проливают кровь во имя будущего, во имя Жизни своих родных и близких, во имя еще не родившихся детей, во имя Свободы и процветания людей, населяющих Землю. Они борются практически с абсолютным злом – фашизмом. ПАТРИОТИЗМ ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ: любовь к Родине бойцов из народа и некоторых аристократов в эпопеи Л.Н Толстого «Война и мир». ВОЙНА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЭХО ВОЙНЫ: может ли сформировавшийся в условиях войны человек адаптироваться к мирной жизни? Термин «афганский синдром» в современной медицине означает «неспособность вернувшегося с войны человека найти свое место в этом мире».

5 ТИПОЛОГИЯ военной ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

ТИПОЛОГИЯ военной ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

ЭПИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ начало складываться в древности, окончательно оформилось в Севастопольских рассказах» (1855 – 1856) Л.Н. Толстого: отражение военных событий в их глобальных масштабах, герой – народ, важен не характер человека, а значимость сражения («Это мы, Господи!» К. Воробьева (1943), «Судьба человека» М.А. Шолохова (1956 – 1957) и др. ). ЛИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ также сложилось к XIX в.: важен внутренний мир человека, находящегося на войне, отражение его чувств, мыслей, переживаний, авторы стремятся познать душу солдата (романтические повести Н.Н. Загоскина и А.А. Бестужева-Марлинского (19 в.), «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (1946) и др.)

6 Основные этапы становления русской военной художественной прозы

Основные этапы становления русской военной художественной прозы

7 Древнерусские летописи, повести, сказания, слова

Древнерусские летописи, повести, сказания, слова

ЛЕТОПИСЬ – жанр древнерусской литературы, представляющий собой подробный рассказ об исторических фактах: об организации государств, жизни древних городов и монастырей, святых и князей, военных походах, сражениях и т.д. Летописание начало формироваться примерно в VI в. н.э. в Киеве, и наиважнейшую роль в этих записях играли именно события военного характера: «Повесть временных лет» – сведения о столкновении славян с половцами и хазарами, «Cлово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и т.д. – это история становления русского народа, его борьба с враждебными народами – половцами, хазарами и татаро-монголами...

8 Древнерусские летописи, повести, сказания, слова

Древнерусские летописи, повести, сказания, слова

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА Киевской Руси содержит в себе многие черты последующей литературы о войне: воспевание храбрости сражающихся за Отечества, скорбь по погибшим воинам, ненависть к врагу – основы идейно-тематического содержания произведения о войне.

9 произведения Отечественной войны 1812 года

произведения Отечественной войны 1812 года

Ф. Глинка всю войну вел дневники , ставшие в 1839 году увлекательными литературным произведением военного жанра «Очерки Бородинского Сражения». Денис Давыдов, «человек, рождённый единственно для рокового 1812 года», и его «Военные записки» сыграли заметную роль в развитии русской батальной прозы.

10 литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

Одно из самых драматических событий – героическое противостояние русской армии англо-французским войскам у стен Севастополя – было описано в цикле «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ» (1855 – 1856) Львом Николаевичем ТОЛСТЫМ. В дневнике писатель записывал свои впечатления, анализировал происходящее и делал выводы. За несколько дней он осмотрел город, побывал на многих бастионах, говорил с участниками действий. Лев Николаевич – о своем замысле : «Напишу Севастополь в различных фазах» .

11 литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

«Севастопольским рассказам» предшествовали «Набег» (1852) и «Рубка леса» (1856). В них – КАВКАЗСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, основное внимание – на то, как ведут себя люди в условиях вооруженного конфликта, какие черты характера они в себе открывают. ВОПРОС: ЗАЧЕМ ВОЮЮТ ЛЮДИ, ВО ИМЯ ЧЕГО ОНИ ПРИНОСЯТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ? «Набег» – первый военный рассказ Л.Н. Толстого: здесь война – это противное человеческой природе явление, это катастрофа, грозящая для народа гибелью. Новаторский подход: картины войны пропущены автором через сознание человека, через его отношение к происходящим событиям. Основные мотивы – душевные переживания героя, его поступки. «Набег» серьезно отличался от военной прозы своего времени, неся в себе внутреннюю полемику, направленную против всей лжи о войне.

12 литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

I рассказ цикла – «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ» (1855 ) – война глазами народа. Это – «прогулка» по военному городу, по траншеям, бастионам, «неинтересные», будничные, ничем не примечательные картины. Война и стала здесь обычным, повседневным явлением. Идея народного патриотизма: Народ – главный герой. Представлен коллективный образ защитников города, их общее настроение, одна психология. ГЕРОИ – простые солдаты и матросы, ГЕРОИНИ – обычные женщины, приходящие на бастионы помогать мужьям и лечить раненых. ВОЙНА ТАКАЯ, КАКАЯ ЕСТЬ, – КРОВЬ, СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ. В центре рассказа – Человек с своим внутренним миром, со своими переживаниями.

13 литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

литература Крымской войны 1853 – 1856 годов

Военная художественная проза окончательно сформировалась в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого, взглянувшего на войну под другим углом: предшествующая проза о войне имела скорее очерковый характер. Теперь она приобрела черты полноценного эпического произведения. Автора начинают интересовать не только батальные цены, но и непосредственно психология людей-участников боевых действий. Эти нововведения нашли продолжение в следующих этапах развития военной прозы.

14 произведения о Первой мировой войне и гражданской войне

произведения о Первой мировой войне и гражданской войне

РОМАН-ЭПОПЕЯ МИХАИЛА ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» – 1 из наиболее значимых произведений русской литературы, в котором описывается жизнь донского казачества во время Первой Мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. Созданию эпопеи предшествовала подготовительная работа в виде «Донских рассказов».

15 литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов

литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов

«ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ ПРОЗА» выделилась в отечественной прозе во 2-ой половине 1950 – 1960 годов. Первое произведение, открывшее дорогу этому течению, – роман Юрия Бондарева «БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ». К течению относится и творчество писателя-фронтовика Бориса Васильева: «А зори здесь тихие…», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты»...

16 литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов

литература Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов

Писатели-фронтовики изображали трагическую и жестокую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивые свидетельства того, как Россия воевала и какой ценой победила. Герои произведений В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева верят в то, за что сражаются. Они защищают Родину от Зла, «коричневой чумы 20 века» – немецкого фашизма. Именно вера в правое дело помогла народу победить несокрушимого противника.

17 Список литературы

Список литературы

Архангельская Т.Н. В творческой лаборатории Л.Н. Толстого: Источники, прообраз и образ, литературные связи: Автореферат дис. доктора филологических наук. – Орел., 2004. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – Москва, 1975. Иванов А.И. Первая мировая война и русская литература 1914 – 1918 гг.: этические и эстетические аспекты: Автореферат дис. доктора филологических наук. – Москва, 2005. Клятву верности сдержали: 1812 год в русской литературе. – Москва, 1987. Кукулин И.В. Живая боль незнаменитых войн // Новое литературное обозрение. – 2004. – № 55. – С. 313-316. Лихачев Д.С. Военное искусство древней Руси // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/slovo.php Малышев A.A. Художественная баталистика в русской литературе второй половины XIX века: кампании 1853-1856 и 1877-1878 гг.: автореферат дис. кандидата филологических наук. – Тверь., 2006. Минералов Ю.И. Сравнительное литературоведение. – Москва, 2010. Словарь литературоведческих терминов // http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 Толстой Л.Н. Дневник // http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_21/1451.htm Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы // http://www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_21/1448.htm

«Литературные традиции русской военной художественной прозы»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/literaturnye-traditsii-russkoj-voennoj-khudozhestvennoj-prozy-79263.html
cсылка на страницу

Военная литература

15 презентаций о военной литературе
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Военная литература > Литературные традиции русской военной художественной прозы