Герой нашего времени
<<  Урок-суд над Печориным М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  >>
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» (9 класс)
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» (9 класс)
История создания
История создания
Название
Название
Жанр
Жанр
Сюжет и композиция
Сюжет и композиция
Сюжет и композиция
Сюжет и композиция
Роль рассказчика
Роль рассказчика
Роль рассказчика
Роль рассказчика
Роль рассказчика
Роль рассказчика
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Григорий Печорин
Двойственность и противоречивость личности
Двойственность и противоречивость личности
Двойственность и противоречивость личности
Двойственность и противоречивость личности
Что вызывает возмущение в Печорине
Что вызывает возмущение в Печорине
Обаяние героя
Обаяние героя
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Нравственные проблемы в романе
Печорин и Максим Максимыч
Печорин и Максим Максимыч
Печорин и Грушницкий
Печорин и Грушницкий
Печорин и Грушницкий
Печорин и Грушницкий
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Женские образы в романе
Проблематика романа
Проблематика романа
Проблематика романа
Проблематика романа
Использованные ресурсы
Использованные ресурсы

Презентация: «Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»». Автор: user. Файл: «Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».ppt». Размер zip-архива: 2375 КБ.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»

содержание презентации «Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».ppt»
СлайдТекст
1 Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru

Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

2 Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» (9 класс)

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» (9 класс)

3 История создания

История создания

Это самое крупное и значительное произведение М.Ю.Лермонтова. Роман начат в 1837 - 1838гг, а закончен в 1839г. Первоначально главы романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840г под названием «Герой нашего времени».

4 Название

Название

Первоначально роман имел название «Один из героев нашего века». В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающей не на слово «герой», а на слово «нашего».

5 Жанр

Жанр

М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе.

6 Сюжет и композиция

Сюжет и композиция

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием.

В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора - последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

7 Сюжет и композиция

Сюжет и композиция

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. «Тамань»

Предисловие к роману. «Бэла»

Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Читатель напряжен: он хочет найти ответы на вопросы.

Послевоенных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск. «Княжна Мери»

«Максим Максимыч»

Печорин показан не с лучшей стороны: он показывает равнодушие и холодность к человеку, который им восхищается. Читатель готов осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла»

«Предисловие» к «Журналу Печорина» «Тамань»

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина». Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личность если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит история с Вуличем. «Фаталист»

«Княжна Мери»

Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч»

«Фаталист»

8 Роль рассказчика

Роль рассказчика

Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа - раскрытию образа Печорина.

«Бэла». Рассказчик - Максим Максимыч

Много в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен.

9 Роль рассказчика

Роль рассказчика

«Максим Максимыч». Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»

Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.

10 Роль рассказчика

Роль рассказчика

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.

Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения.

11 Григорий Печорин

Григорий Печорин

Герой времени

В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.

12 Григорий Печорин

Григорий Печорин

Портрет

Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».

13 Григорий Печорин

Григорий Печорин

Характеристика

Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.

14 Григорий Печорин

Григорий Печорин

Характеристика

Герой раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с которой гаснет лучшие желания героя. Женские образы раскрывают его в любви.

15 Двойственность и противоречивость личности

Двойственность и противоречивость личности

Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование - с другой.

16 Двойственность и противоречивость личности

Двойственность и противоречивость личности

В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства.

Другой раскаивается во всём этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

17 Что вызывает возмущение в Печорине

Что вызывает возмущение в Печорине

- Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми. - Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. - Читатель не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери.

Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.

18 Обаяние героя

Обаяние героя

- В его остром уме, силе и твёрдости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя. - Лучшая половина его души не умерла, хоть он и прячет её от посторонних глаз. - Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм.

Живая душа героя - в потрясённости смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он поняла, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.

19 Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Проблема смысла жизни и назначения человека

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья.

20 Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Проблема счастья

Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

21 Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

«Наполеоновская проблема»

Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

22 Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Проблема уважения к людям

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».

23 Печорин и Максим Максимыч

Печорин и Максим Максимыч

Печорин

Максим Максимыч

Люди не просто разного круга и разной культуры – они непохожи по внутренним качествам.

Люди не просто разного круга и разной культуры – они непохожи по внутренним качествам.

Скрытен и загадочен

Весь на виду

Эгоист

Всегда помнит о других, часто забывая о себе.

Весь в противоречиях

Всегда верен себе – это очень цельный характер.

Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе.

Лишён понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен.

У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча интеллектуально.

Выше Печорина нравственно (а это важнее любого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое воплощение прекрасного человека: доброго, великодушного, надежного и верного.

24 Печорин и Грушницкий

Печорин и Грушницкий

Грушницкий

Печорин

Они похожа друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование.

Они похожа друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование.

Находится в полной гармонии с собой и обществом.

Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой.

Стремится к показной деятельности.

Не находит себе достойной деятельности.

Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя.

Печорин и есть романтический герой.

Под его многочисленными масками – жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа.

В нём всё настоящее, не показное, оригинальное. Перед нами натура эгоистическая, но сложная, глубокая и противоречивая.

Дуэль

Дуэль

До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль – попытка героя убить в себе мелкую сторону своей души.

До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль – попытка героя убить в себе мелкую сторону своей души.

25 Печорин и Грушницкий

Печорин и Грушницкий

Печорин

Вернер

У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность. Это люди одного социального круга и уровня культуры.

У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность. Это люди одного социального круга и уровня культуры.

Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга.

Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга.

Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим обманывать»

Вернер – единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал – друзья расстаются).

Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину.

Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию.

Вывод

Вывод

Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество. Одарённость, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний.

Настоящих друзей у Печорина нет, это подчёркивает его одиночество. Одарённость, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний.

26 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Бэла.

Портрет

Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство.

Любовь

Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.

27 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Бэла.

Разочарование

Печорина увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Параллель «Человек - животное»

Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.

28 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Мери.

Портрет

Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».

29 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Мери.

Любовь

Любовь к Печорину меняет её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается способной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: добивается её любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.

30 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Мери.

Объяснение Печорина с Мери

Мери и Грушницкий

31 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Вера.

Портрет

Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть», - говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколько он один и несчастлив. Вера ему всё прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.

32 Женские образы в романе

Женские образы в романе

Вера.

В любви

Она и её отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Этот человек не всегда холоден – он тоже способен на сильные чувства. Он мечтает увезти Веру, жениться на ней. Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехавшей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).

33 Проблематика романа

Проблематика романа

Задачи автора

- Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холод сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки. - Разобраться в основном противоречии героя времени – в разладе его мечты с действительностью. - Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу героя.

34 Проблематика романа

Проблематика романа

Выводы автора

- На вопрос, почему жизнь Печорина – «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм – это и черта времени тоже. - Развитие обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему и в характере Печорина существуют противоречия и двойственность). - Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются два убеждения: рождение – несчастье, а смерть неизбежна.

35 Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

1. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/41f27692.jpg&percenta= 2. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/41f117f7.jpg&percenta= 3. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/41f29033.jpg&percenta= 4. http://fenixclub.com/uploads/2869/img-3254-3c864e9619.jpg 5. http://fenixclub.com/uploads/2869/img-3252-0e11527ac0.jpg 6. http://static4.read.ru/images/illustrations/13613844323186200538.jpeg 7. http://www.kino-teatr.ru/acter/album/1704/115612.jpg 8. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=abb7db702ac7a2709cb67e36afe9176c-131-144&n=21 9. http://film.arjlover.net/ap/geroj.nashego.vremeni.bela.avi/geroj.nashego.vremeni.bela.avi.image6.jpg 10. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c4a32ebe8673ce205e13a8a6629bb4c7-70-144&n=21 11. http://krskplus.ru/Static/afisha/2012-11-0/Geroj_nashego_vremeni-24848.jpg 12. http://krskplus.ru/Static/afisha/2012-11-0/Geroj_nashego_vremeni-24856.jpg 13. http://video.sibnet.ru/upload/cover/video_688020_0.jpg 14. http://pic.afisha.mail.ru/274615/

«Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/mikhail-jurevich-lermontov-geroj-nashego-vremeni-134734.html
cсылка на страницу

Герой нашего времени

18 презентаций о Герое нашего времени
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Герой нашего времени > Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»