Б
<<  Поэзия и судьба Иосифа Бродского Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского  >>
Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой
Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой
Из записной книжки М.И. Цветаевой: «Чтобы понимать стихи, то есть
Из записной книжки М.И. Цветаевой: «Чтобы понимать стихи, то есть
И.А. Бродский Эссе «Об одном стихотворении» (1981) Язык текста диктует
И.А. Бродский Эссе «Об одном стихотворении» (1981) Язык текста диктует
В «Новогоднем» Цветаева сумела, считает Бродский, продемонстрировать
В «Новогоднем» Цветаева сумела, считает Бродский, продемонстрировать
Элегия (на смерть поэта) Результат конкретного эмоционального взрыва
Элегия (на смерть поэта) Результат конкретного эмоционального взрыва
«Форма еще менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а
«Форма еще менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Презентация на тему: «Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой «Новогоднее»». Автор: Goncharuk Svetlana Yurevna. Файл: «Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой «Новогоднее».pptx». Размер zip-архива: 129 КБ.

Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой «Новогоднее»

содержание презентации «Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой «Новогоднее».pptx»
СлайдТекст
1 Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой

Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой

«Новогоднее» С.Ю. Гончарук, методист ГМЦ ДОгМ

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.Ru

2 Из записной книжки М.И. Цветаевой: «Чтобы понимать стихи, то есть

Из записной книжки М.И. Цветаевой: «Чтобы понимать стихи, то есть

брать от них наибольшее, нужно воображение: быстрота и подвижность (гибкость) ассоциаций».

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.Ru

3 И.А. Бродский Эссе «Об одном стихотворении» (1981) Язык текста диктует

И.А. Бродский Эссе «Об одном стихотворении» (1981) Язык текста диктует

приемы и методы построения. Бродский не навязывает стандартных методик, а идет вслед за автором, раскрывая смысл произведения. «Новогоднее» предоставило возможность И. Бродскому в полную меру наслаждаться высшим, что он ценил в поэзии вообще. По его словам, поэма эта есть «тет-а-тет поэта с вечностью» — и даже «с идеей вечности». В очередной раз отмечая настойчивое цветаевское «стремление взять нотой выше, идеей выше», он говорит: «Действительность для нее — всегда отправная точка, а не точка опоры...»

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.Ru

4 В «Новогоднем» Цветаева сумела, считает Бродский, продемонстрировать

В «Новогоднем» Цветаева сумела, считает Бродский, продемонстрировать

свою редкостную способность к масштабному видению земных и внеземных реалий. Бродский потрясен не поэтической, а «душевной оптикой» Цветаевой: она оказывается способной увидеть и чернильное пятно на указательном пальце Рильке, и тут же, как бы с одной из дальних звезд, глазами уже умершего поэта — парижское предместье, где она живет, — Беллевю. «Качество зрения определяется метафизическими возможностями индивидуума», - формулирует И.А. Бродский

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.Ru

5 Элегия (на смерть поэта) Результат конкретного эмоционального взрыва

Элегия (на смерть поэта) Результат конкретного эмоционального взрыва

Лирический монолог (исповедуется, но не перед священником – перед поэтом)

Роль Рильке как адресата – объект душевного движения

«Новогоднее» ( 7 февраля 1927 года Беллевю) - стихотворение о Времени, одно из возможных воплощений которого – Любовь, и другое - Смерть

В любом стихотворении «на смерть» есть элемент автопортрета

Начинается с восклицания, направленного вверх, вовне

Больше, чем автопортрет, так же, как Рильке для Цветаевой больше, чем поэт

Пятистопный хорей (пользуется им как клавиатурой, сходство усиливается употреблением тире вместо запятой)

Звукопись, рифма, enjambement – многоплановость мышления и стремление учесть всё

Помимо конкретного(умершего) поэта возникает образ «абсолютного» Рильке

6 «Форма еще менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а

«Форма еще менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а

всякое тело тем и дорого, что оно смертно (в поэзии подобием смерти является именно механистичность звучания или возможность соскользнуть в клише). Во всяком случае, у каждого стихотворца есть свои излюбленные, доминирующие, размеры, которые можно рассматривать в качестве его автографов, ибо они соответствуют наиболее часто повторяющемуся душевному состоянию автора. Таким «автографом» Цветаевой следует считать ее хореи с женскими или - чаще - дактилическими окончаниями»

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.Ru

7 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«В русском хорее всегда слышен фольклор. Это знал и Некрасов; но в его стихе откликается повествовательность былины, в то время как у Цветаевой звучат причитания и заговор. Заинтересованность ее в традиции причитания (скорее не заинтересованность, а настроенность на него - слуха) может быть, среди всего прочего, объяснена дополнительными возможностями ассонанса, содержащимися в трехсложной клаузуле, на которой стих причитания, как правило, держится. Скорее же всего, дело в стремлении поэта к передаче психологии человека нового времени средствами традиционной народной поэтики. Когда это удается - а Цветаевой это удавалось почти всегда, - возникает ощущение языковой оправданности любого разлома или вывиха современного сознания…»

8 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

В синтезе «любовной лирики и надгробного плача» сказалось соединение личного горя и от потери Рильке, и от оставления Родины с ощущением метафизического трагизма личностного бытия. Проницательна предложенная Бродским трактовка одной из самых пронзительных в этой связи цветаевских строк («На Руси бывал – тот свет на этом зрел»): «Эти слова продиктованы ясным сознанием трагичности человеческого существования вообще – и пониманием России как наиболее абсолютного к нему приближения. Цитируемая цветаевская строчка свидетельствует о том, что она совершила нечто большее, чем не приняла Революцию: она ее поняла. Как предельное - до кости - обнажение сущности бытия. И, возможно, этим продиктован глагол «бывал», относящийся не столько к визитам Рильке в Россию (в 1899 и 1900 году), сколько к самой Цветаевой, оказавшейся вне России»

9 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

Каждый помысел, любой, Du Lieber, Слог в тебя ведет — о чем бы ни был Толк (пусть русского родней немецкий Мне, всех ангельский родней!) «Переход на другой язык для иллюстрации душевного состояния - средство достаточно крайнее и уже само по себе свидетельствующее о данном состоянии. Но поэзия, в сущности, сама есть некий другой язык - или: перевод с оного. Употребление немецкого Du Lieber - попытка Цветаевой приблизиться к тому оригиналу, который она определяет в следующих за рифмой к Du Lieber, может быть, самых значительных в истории русской поэзии скобках…»

«Замечательно, что «ангельский» свидетельствует не об отчаянии, но о высоте - едва ли не буквальной, физической - душевного взлета, продиктованного не столько предполагаемым местонахождением «того света», сколько общей поэтической ориентацией автора. Ибо «ангельский» родней Цветаевой вообще, так же как и немецкий родней русского вообще: биографически. Речь идет о высоте, которая «родней», т. е. недосягаема ни для русского, ни для немецкого: о высоте над-языковой, в просторечии – духовной»

10 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«Стихотворение – любое - есть реальность не менее значительная, чем реальность, данная в пространстве и во времени. Более того, наличие конкретной, физической реальности, как правило, исключает потребность в стихотворении. Поводом к стихотворению обычно является не реальность, а нереальность: в частности, поводом к «Новогоднему» явился апофеоз нереальности - и отношений, и метафизической: смерть Рильке. Поэтому куда более осмысленным будет рассмотреть оставшуюся часть стихотворения на предлагаемом самим текстом психологическом уровне. Единственная «реальность», существенная для нашего понимания «Новогоднего», - это переписка Цветаевой с Рильке, возникшая в 1926 году и в том же году прервавшаяся со смертью Рильке (от лейкемии, в швейцарском санатории). До нас дошло 3 письма Цветаевой к Рильке (возможно, их и было только три, если учитывать этих писем объем и интенсивность их содержания). «Новогоднее», таким образом, следует считать 4-м, и, во всяком случае, последним; хотя и первым, посланным уже не в Швейцарию, а на тот свет: Первое письмо тебе на новом... Месте... Будучи письмом, «Новогоднее», естественно, содержит разнообразные референции к содержанию предыдущих писем (как Цветаевой к Рильке, так и Рильке к Цветаевой)…»

11 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«…Эти референции, ссылки и перифразы служат в «Новогоднем» скорее целям самого стихотворения, нежели целям продолжающейся переписки, ибо один из корреспондентов мертв. Единственным, что могло бы быть сочтено в этой переписке имеющим непосредственное отношение к поэтике «Новогоднего», была посвященная Цветаевой «Элегия», которую Рильке послал ей 8 июня 1926 года (судя по всему, сразу же по написании)» [- Желательно познакомить обучающихся с «Элегией»] - 3-я, 20-я и 45-я строки «Элегии» - эхо некоторых строк «Новогоднего»

12 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

Что мне делать в новогоднем шуме С этой внутреннею рифмой: Райнер - умер. Если ты, такое око смерклось, Значит жизнь не жизнь есть, смерть не смерть есть. Значит - тмится, допойму при встрече! - Нет ни жизни, нет ни смерти, - третье, Новое. И за него (соломой Застелив седьмой - двадцать шестому Отходящему - какое счастье Тобой кончиться, тобой начаться?) Через стол, необозримый оком. Буду чокаться с тобою тихим чоком Сткла о сткло?

13 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

Звукопись: ассонанс «Райнер – умер», аллитерация – пять «р» в строке, усиливающие ощущение внутренней рифмы. Инерция фольклора, бессознательное ему подражание: обороты, как «такое око смерклось» и «значит – тмится», «соломой застелив». 3. Традиционная рифма «солому – седьмому» 4. «Буду чокаться с тобою тихим чоком/ Сткла о сткло...» 5. «Скобки - потрясающее лирическое достоинство Цветаевой. Душевная щедрость, вложенная в (... Двадцать шестому Отходящему - какое счастье Тобой кончиться, тобой начаться!) - не поддается никакому исчислению, ибо сама дана в самых крупных единицах - в категориях Времени…»

14 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«С этой зависти - почти ревности - к Времени, с этого рыдающего «какое счастье» - сбивающегося (благодаря смещению ударения на первый слог в «тобой») на простонародное оканье следующей строчки, и заговаривает Цветаева о любви почти уже открытым текстом. Логика этого перехода проста и трогательна: Времени-то - году - повезло больше, чем героине. И отсюда - мысль о Времени - обо всем Времени - в котором ей не бывать с «ним» вместе. Интонация этих скобок - интонация плача по суженому. Еще важнее, однако, - отводимая Времени роль разлучающей силы, ибо в этом слышна тенденция к объективированию и к одушевлению Времени… …«Новогоднее» и есть тот самый лучший высший сильнейший отрешеннейший час, и поэтому Цветаева уступает Рильке Времени, с которым у обоих поэтов слишком много общего, чтобы избежать подобия треугольника. Обоим, по крайней мере, была присуща высокая степень отрешенности, являющаяся главным свойством Времени»

15 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«…все стихотворение (как, в сущности, само творчество) есть развитие, разработка этой темы - лучше: этого состояния, т. е. приближения ко Времени, выражаемая в единственно осязаемых пространственных категориях: высоты, того света, рая. Говоря проще, «Новогоднее» оправдывает свое название прежде всего тем, что это стихотворение о Времени, одно из возможных воплощений которого - любовь, и другое - смерть. И та, и другая, во всяком случае, ассоциируют себя с вечностью, являющейся лишь толикой Времени, а не - как это принято думать – наоборот»

16 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«…Остальные 58 строк стихотворения - большой постскриптум, послесловие, диктуемое энергией разогнавшейся стихотворной массы - т. е. остающимся языком, остающимся - после стихотворения - Временем. Действующая все время на слух Цветаева дважды пытается закончить «Новогоднее» подобием финального аккорда. Сначала в: С незастроеннейшей из окраин - С новым местом, Райнер, светом, Райнер! С доказуемости мысом крайним - С новым оком, Райнер, слухом, Райнер! - где само имя поэта играет уже чисто музыкальную роль, словно услышанное в первый раз и поэтому повторяемое… Но избыточная восклицательность строфы находится в слишком большой зависимости от размера; скорее, строфа эта требует гармонического развития. И Цветаева предпринимает еще одну попытку, меняя размер, чтобы освободиться от метрической инерции: Все тебе помехой Было: страсть и друг. С новым звуком, Эхо! С новым эхом, Звук! Но переход с пятистопника на трехстопник и с парной рифмы на чередующуюся, да еще и с женской на мужскую в четных строках создает пусть и желаемое, но слишком уж очевидное ощущение отрывистости, жесткости.

17 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«Эмоциональная сторона горя, составляющего содержание «Новогоднего», выражена, прежде всего, пластически - в метрике этого стихотворения, в его цезурах, трохеических зачинах строк, в принципе парной рифмы, увеличивающей возможности эмоциональной адекватности в стихе… …стихотворение это - «национальное по форме, цветаевское по содержанию» - раздвигает, лучше: уточняет понимание «национального». Цветаевское мышление уникально только для русской поэзии: для русского сознания оно -естественно и даже предопределено русским синтаксисом…»

18 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«Новогоднее» по сути есть тет-а-тет человека с вечностью или - что еще хуже - с идеей вечности. Поэт - это тот, для кого всякое слово не конец, а начало мысли; кто, произнеся «Рай» или «тот свет», мысленно должен сделать следующий шаг и подобрать к ним рифму. Так возникают «край» и «отсвет», и так продлевается существование тех, чья жизнь прекратилась. Глядя туда, вверх, в то грамматическое время и в грамматическое же место, где «он» есть хотя бы уже потому, что тут – «его» нет, Цветаева заканчивает «Новогоднее» так же, как заканчиваются все письма: адресом и именем адресата: - Чтоб не залили, держу ладонью - Поверх Роны и поверх Rarogn'а, Поверх явной и сплошной разлуки - Райнеру – Мариа - Рильке - в руки.

19 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

«Эмоционально и мелодически эта последняя строфа производит впечатление голоса, прорвавшегося сквозь слезы - ими очищенного, - оторвавшегося от них. Во всяком случае, при чтении ее вслух перехватывает горло. Возможно, это происходит потому, что добавить что-либо к сказанному – человеку (читателю, автору ли) нечего, взять выше нотой не по силам. Изящная словесность, помимо своих многочисленных функций, свидетельствует о вокальных и нравственных возможностях человека как вида - хотя бы уже потому, что она их исчерпывает. Для всегда работавшей на голосовом пределе Цветаевой «Новогоднее» явилось возможностью сочетания двух требующих наибольшего возвышения голоса жанров: любовной лирики и надгробного плача...»

20 ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod

Ru

Использованы материалы: 1. Наследие Марины Цветаевой http://www.tsvetayeva.com/big_poems/po_novogodnee.php 2. Иосиф Александрович Бродский «Об одном стихотворении», 1981 http://lib.ru/BRODSKIJ/tsvetaeva.txt

«Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой «Новогоднее»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/poeticheskaja-masterskaja-i.-brodskij-o-stikhotvorenii-m.i.-tsvetaevoj-novogodnee-149391.html
cсылка на страницу

Б

55 презентаций о Б
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Б > Поэтическая мастерская И. Бродский о стихотворении М.И. Цветаевой «Новогоднее»