Фет
<<  Афанасий Фет – поэт «прекрасного мгновенья» Сопоставительный анализ лирики Ф.И.тютчева и а.а.Фета  >>
Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета
Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета
Основополагающий вопрос
Основополагающий вопрос
Вопросы учебной темы
Вопросы учебной темы
Главными и темами великих русских поэтов XIX в. Ф.И.Тютчева
Главными и темами великих русских поэтов XIX в. Ф.И.Тютчева
Ф.И.Тютчев
Ф.И.Тютчев
Особенности лирики, приоритеты в восприятии природы и человека
Особенности лирики, приоритеты в восприятии природы и человека
Ф.И.Тютчев
Ф.И.Тютчев
Восприятие стихотворений на эмоциональном уровне
Восприятие стихотворений на эмоциональном уровне
Особенности поэтического стиля А.Фета
Особенности поэтического стиля А.Фета
Цветовые глаголы, глагольные формы - «краснеет липа в высоте» - как
Цветовые глаголы, глагольные формы - «краснеет липа в высоте» - как
Олицетворения: - «безмятежно спит залив» - «летний вечер тих и ясен» -
Олицетворения: - «безмятежно спит залив» - «летний вечер тих и ясен» -
Семьею новой в небеса Ныряют резвые стрижи
Семьею новой в небеса Ныряют резвые стрижи
Природа Фета - природа земная, с конкретными образами птиц (ласточки,
Природа Фета - природа земная, с конкретными образами птиц (ласточки,
Ночь у Фета - сияющая, светлая, гармоническая, обнажающая красоту
Ночь у Фета - сияющая, светлая, гармоническая, обнажающая красоту
* * * Какая ночь
* * * Какая ночь
Очеловеченность природы сливается с природной жизнью человека
Очеловеченность природы сливается с природной жизнью человека
План анализа лирического стихотворения
План анализа лирического стихотворения
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:эпитет,
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:эпитет,
Анализ стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыхание»
Анализ стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыхание»
Ни у какого другого поэта в русской литературе близость к природе не
Ни у какого другого поэта в русской литературе близость к природе не
Это нечто мимолетное, преходящее во времени, быстро ускользающее на
Это нечто мимолетное, преходящее во времени, быстро ускользающее на
Фет использует такие литературные приемы как: --- эпитет: робкое
Фет использует такие литературные приемы как: --- эпитет: робкое
Фет использует повторы для усиления впечатления, для выделения
Фет использует повторы для усиления впечатления, для выделения
Шепот - трели Свет ночной - ночные тени В дымных тучках - пурпур розы
Шепот - трели Свет ночной - ночные тени В дымных тучках - пурпур розы
Предложение с бессоюзной связью в первых двух четверостишиях
Предложение с бессоюзной связью в первых двух четверостишиях
Многоточие говорит о некой недосказанности, мимолетности, краткости
Многоточие говорит о некой недосказанности, мимолетности, краткости
Вывод
Вывод
А.А.Фет - поэт мгновения, воспевающий - красоту мироздания
А.А.Фет - поэт мгновения, воспевающий - красоту мироздания
Мои любимые стихотворения А.А.Фета
Мои любимые стихотворения А.А.Фета
«Кричат перепела, трещат коростели» «Колокольчик» «Вчерашний вечер
«Кричат перепела, трещат коростели» «Колокольчик» «Вчерашний вечер
Влияние природы у Ф. И. Тютчева
Влияние природы у Ф. И. Тютчева
Анализ лирического стихотворения Ф.И.Тютчева
Анализ лирического стихотворения Ф.И.Тютчева
Стихотворение «Есть в осени первоначальной
Стихотворение «Есть в осени первоначальной
Первое четверостишие открывается общей, но необычайно тонкой
Первое четверостишие открывается общей, но необычайно тонкой
Это передается путем смены предметных зрительных образов, глагольных
Это передается путем смены предметных зрительных образов, глагольных
Отметим также, что образ осени не является здесь только пейзажем,
Отметим также, что образ осени не является здесь только пейзажем,
Еще одно значение символа осени в этом стихотворении – смирение
Еще одно значение символа осени в этом стихотворении – смирение
Вывод
Вывод

Презентация: «Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета». Автор: user. Файл: «Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета.ppt». Размер zip-архива: 694 КБ.

Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета

содержание презентации «Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета.ppt»
СлайдТекст
1 Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета

Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета

Марчук Евгения

2 Основополагающий вопрос

Основополагающий вопрос

Каков «поэтический мир» А.Фета и «поэтический мир» Ф.Тютчева?

3 Вопросы учебной темы

Вопросы учебной темы

1. Какое впечатление производят прочитанные стихотворения? 2. Какие темпы и образы включает в себя мир А.Фета и мир Ф.Тютчева? 3. Общие точки соприкосновения различия в освещаемых двух поэтов.

4 Главными и темами великих русских поэтов XIX в. Ф.И.Тютчева

Главными и темами великих русских поэтов XIX в. Ф.И.Тютчева

(1803-1873) и А.А.Фета (1820-1899) являются темы природы и любви, взаимодействие человека и природы.

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Трагический по своему мироощущению и философский поэт, которому свойственно ощущение разлада человека и природы.

Гармонический, «природный», которому свойственно чувство слияния человека и природы.

5 Ф.И.Тютчев

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Известен как оригинальный, талантливый поэт- мыслитель. А.А.Фет

Фет - светло-голубой поэт. Л.Н.Толстой

6 Особенности лирики, приоритеты в восприятии природы и человека

Особенности лирики, приоритеты в восприятии природы и человека

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Главное - гармонические звуки, создающие музыкальный ритм, разнообразные мелодии. «Это не просто поэт, а поэт - музыкант» П.И.Чайковский. Чувство восхищения красотой (это главная ценность в худ. мире Фета)

Философское восприятие природы, бытия: Вопросы жизни и смерти; Что такое Вселенная и судьба; Каковы тайны рождения и смерти? Каково место человека в мире и его судьба?

7 Ф.И.Тютчев

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Стремление поэте с помощью художественного слова проникнуть в тайны мироздания.

Стремление поэта передать в красках, звуках красоту мира, природы, воспеть Красоту.

8 Восприятие стихотворений на эмоциональном уровне

Восприятие стихотворений на эмоциональном уровне

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Его стихи глубокой мысли, органически связанной с образом душевного мира человека. Его стихи философского уровня.

Его стихи легкие, прозрачные, легко запоминаются. Мир Фета похож на сказку. Фет учит видеть во всем хорошее, уметь наслаждаться, быть счастливым.

9 Особенности поэтического стиля А.Фета

Особенности поэтического стиля А.Фета

Цветопись как стилевая особенность.

«У Фета отсутствуют темные» эпитеты. Они светлые: «ясная река», «туман прозрачный». Цветовые эпитеты: Золотые каймы; голубым и зеленым огнем; «серебряные сны»; «небо синее»; «яркий блеск свечей»; пурпурной полосой огня; «золотые переливы». Эпитет - образное определение, выраженное прилагательным(наречием)

10 Цветовые глаголы, глагольные формы - «краснеет липа в высоте» - как

Цветовые глаголы, глагольные формы - «краснеет липа в высоте» - как

ярко полная луна посеребрила эту крышу ярким солнцем в лесу пламенеет костер Развернутые цветовые метафоры, сравнения. - «стоит красавица степная с румянцем сизым на щеках» «ветви сонные дугою перегнулись над водою как зеленый водопад» Метафора - слова и словосочетания в переносном значении (скрыты сравнения).

11 Олицетворения: - «безмятежно спит залив» - «летний вечер тих и ясен» -

Олицетворения: - «безмятежно спит залив» - «летний вечер тих и ясен» -

«посмотри, как дремлют ивы» - «спят молодые кусты» Олицетворение - уподобление неживого живым. Обилие глаголов, передающих движение, состояние покоя; звуки , запахи. «кричат перепела, трещат коростели, ночные бабочки взлетели и поздних соловьев над речкою вдали звучат порывистые трели»...

12 Семьею новой в небеса Ныряют резвые стрижи

Семьею новой в небеса Ныряют резвые стрижи

»... «Ветер спит, и все немеет Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть»... «Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист… Как безмятежный спит залив»

13 Природа Фета - природа земная, с конкретными образами птиц (ласточки,

Природа Фета - природа земная, с конкретными образами птиц (ласточки,

журавля, снегиря, кукушки), цветов (мак, лилия, ландыш, колокольчик), деревьев (ива, береза, липа, верба, клен). Весна, зима, лето. День, ночь, утро. «Сад в цвету, Вечер в огне Так освежительно-радостно мне!» «Фет - самый природный из русских поэтов XIX века». М. Эпштейн

Мгновения времени, отраженные в стихотворениях

14 Ночь у Фета - сияющая, светлая, гармоническая, обнажающая красоту

Ночь у Фета - сияющая, светлая, гармоническая, обнажающая красоту

мироздания ночные сияния, лунные и звездные: «Тихая, звездная ночь.» «Какая ночь! Как воздух чист!» «Сияла ночь. Луной был полон сад».

15 * * * Какая ночь

* * * Какая ночь

Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

16 Очеловеченность природы сливается с природной жизнью человека

Очеловеченность природы сливается с природной жизнью человека

«Целый день спят ночные цветы, И лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердце цветет». Функция пейзажа в поэзии А.А.Фета. Природа у Фета - не «пейзаж» в точном смысле этого слова, а поэтическая атмосфера, сливающая чувства и мысли человека со звуками и запахами природы.

17 План анализа лирического стихотворения

План анализа лирического стихотворения

Автор, название, история создания, прототипы, кому посвящено, время появления и т. д. Близость автора к литературным течениям и направлениям. Тема произведения, его идея. Развитие конфликта и сюжета(если есть). Художественные образы стихотворения. Использование литературных приемов (эпитет, метафора, гипербола, литота, ирония, символ, сравнение, олицетворение, повтор) и поэтической лексики (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).

18 Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:эпитет,

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:эпитет,

повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение. Жанр и стихотворный размер. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки. Лирический герой. Место произведения в творчестве поэта. Личное отношение к стихотворению.

19 Анализ стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыхание»

Анализ стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыхание»

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыхание Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений- Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания и, и слезы, И заря, заря!..

20 Ни у какого другого поэта в русской литературе близость к природе не

Ни у какого другого поэта в русской литературе близость к природе не

связана до такой степени с любовными переживаниями. Итак, пейзажная и любовная лирика составляет у Фета одно целое. Пейзаж удивителен - это описание ночи и приближающегося утра. Но волшебная ночь - это поэтическая атмосфера, где важны чувства любящих, которые сливаются со звуками природы: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья... Природа у лирического героя вызывает не мысли, а сложные чувства, ощущения.

21 Это нечто мимолетное, преходящее во времени, быстро ускользающее на

Это нечто мимолетное, преходящее во времени, быстро ускользающее на

фоне вечной молодости природы: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца... Ряд волшебных изменений Милого лица... Лирический герой влюблен, он не один, он - с возлюбленной. И лобзания, и слезы... Слезы, вероятно, вызваны глубокими чувствами друг к другу, и красотой мира, ночного мира.

22 Фет использует такие литературные приемы как: --- эпитет: робкое

Фет использует такие литературные приемы как: --- эпитет: робкое

дыхание, сонного ручья, волшебных изменений. - метафоры: Серебро и колыхание сонного ручья, В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря... Все изобразительно-выразительные средства цветовые (красные, желтые, розовые): серебро, пурпур розы, отблеск янтаря, заря. Они входят в контраст с цветом ночи, создавая при этом гармонию звуков, чувств, ощущений.

23 Фет использует повторы для усиления впечатления, для выделения

Фет использует повторы для усиления впечатления, для выделения

основного мотива - торжества жизни, слияния чувств человека со звуками и запахами природы, гармонии жизни. Свет ночной, ночные тени Тени без конца... И заря, заря... Рассматривая поэтическую лексику, отметим, что автор стихотворения использует архаизмы - высокую лексику: лобзания (подчеркивается высота чувств). Стихотворение представляет собой три четверостишия. Оно построено по принципу антитезы. Антитеза - противопоставление картин, образов, красок, слов.

24 Шепот - трели Свет ночной - ночные тени В дымных тучках - пурпур розы

Шепот - трели Свет ночной - ночные тени В дымных тучках - пурпур розы

И лобзания (радость) - и слезы (грусть) Выбранный поэтом стихотворный размер - хорей - важен для выражения мысли, «высокости» чувств героев. С точки зрения синтаксиса все стихотворение(три четверостишия) - это одно предложение: простое, односоставное, назывное(назывные предложения емкие, называющее предметы, явления, обозначающие чувства, подлежащее выражено именем существительным). Предложение, осложненное однородными подлежащими, разделенными запятой, соединенными интонационно, бессоюзн. связью.

25 Предложение с бессоюзной связью в первых двух четверостишиях

Предложение с бессоюзной связью в первых двух четверостишиях

В третьем – союзной (повторяющийся союз и): И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. В одном ряду существительные, определяющие чувства человека и явления природы. Это значимо: поэт говорит о гармонии человека и природы, слиянии чувств, ощущений, вызванных об общения с природой. По эмоциональной окраске предложение восклицательное (чувство радости, восторга, светлой грусти).

26 Многоточие говорит о некой недосказанности, мимолетности, краткости

Многоточие говорит о некой недосказанности, мимолетности, краткости

всего происходящего. Образность и зримость - стилевая черта А.Фета(звукопись и цветопись). Звуки ночи читатель слышит. Автор использует звукопись. Звуки [ш]; [т]; [б]; [д]; [х]; [р] помогают услышать шелест, шорохи ночного мира. Звуки [н]; [л]; [р] - благозвучные - передают плеск ручья. Стихотворение в общей ткани художественных произведений занимает определенное, значимое место, т.к. чувство любви и чувство красоты мира неразделимы для поэта.

27 Вывод

Вывод

Поэтический мир Фета, поэтическая индивидуальность.

Образность и зримость. Цветопись и звукопись, неожиданные метафоры, особенные эпитеты, особый музыкальный строй. Гармония человека и природы, полное слияние. Доминирование звуков и чувств. Природа земная, природа как поэтическая атмосфера, сливающая чувства и мысли человека со звуками и запахами природы. Природность и естественность - главное завоевание лирики Фета, определившее основные особенности его художественной системы

28 А.А.Фет - поэт мгновения, воспевающий - красоту мироздания

А.А.Фет - поэт мгновения, воспевающий - красоту мироздания

Пейзажная и любовная лирика - одно целое. Основное содержание лирики - передача состояний человека, часто неопределенных, недосказанных, параллельных с состоянием природы(параллелизм - состояние человека и природы).

29 Мои любимые стихотворения А.А.Фета

Мои любимые стихотворения А.А.Фета

«Я пришел к тебе с приветом» «Первый ландыш» «Над озером лебедь в тростник протянул» «Какая ночь! Как воздух чист» «Цвет» «Георгины» «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» «Грезы»

30 «Кричат перепела, трещат коростели» «Колокольчик» «Вчерашний вечер

«Кричат перепела, трещат коростели» «Колокольчик» «Вчерашний вечер

помню живо» «Молятся звезды, мерцают и рдеют» «Сад весь в цвету» «Осень» «В лунном сиянии» «Что за звук в полумраке вечернем» «Сияла ночь. Луной был полон сад»

31 Влияние природы у Ф. И. Тютчева

Влияние природы у Ф. И. Тютчева

Все влияния природы у Тютчева одушевлены: солнце «глядит исподлобья», день « сходит по лестнице», деревья «смеются» и «поют», сад «сладко дремлет». Природа бывает полна любви и неги: Наш дальний мир, лишенный сил, Проникнут негой благовонной…. Осенняя природа наполнена скрытым страданием: Ущерб, изнеможенье, и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страдания.

32 Анализ лирического стихотворения Ф.И.Тютчева

Анализ лирического стихотворения Ф.И.Тютчева

* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

33 Стихотворение «Есть в осени первоначальной

Стихотворение «Есть в осени первоначальной

..» относится к позднему периоду тютчевского творчества (1848-1873), для которого вообще характерно обращение к мотивам осени в тесном сплетении пейзажной и философской лирики («Русской женщине», «Когда в кругу убийственных забот...», «Обвеян вещею дремотой...», «Осенней позднею порою...», «На возвратном пути», «Н.И.Кролю»). Изменно в картинах осени, по мнению поэта, отражаются увядания природы и, одновременно, духовная просветлённость и светлая лирическая грусть, побуждающие к внутренним размышлениям.

34 Первое четверостишие открывается общей, но необычайно тонкой

Первое четверостишие открывается общей, но необычайно тонкой

лирической зарисовкой «бабьего лета». Важно помнить, что это стихотворение было написано Тютчевым по дороге из Овстуга в Москву: лирический герой последовательно отмечает изменения в природе, любуясь картинами русской осени. Эпитеты «хрустальный» день и «лучезарны» вечера подчеркивают мимолетность, недолговечность и особое очарование этого осеннего периода. Второе четверостишие строится на приеме контраста: чередовании динамики и статики, интонаций движения и покоя.

35 Это передается путем смены предметных зрительных образов, глагольных

Это передается путем смены предметных зрительных образов, глагольных

конструкций («бодрый» серп «гулял»; колос «падал») и метафорическими образами («паутины тонкий волос»), безглагольными конструкциями («…пусто все – простор – везде…»). В третьем четверостишии возникает мотив примирения через ощущение лирическим героем природной гармонии и отражение переходного состояния природы: осень изображается как время отдыха, после жаркой летней погоды перед ожиданием зимних вьюг, холодов. Задача поэта – передать это неповторимое очарование «короткой, но дивной поры»: прозрачность воздуха, тишину вечеров, простор убранных полей, последние лучи остывающего солнца.

36 Отметим также, что образ осени не является здесь только пейзажем,

Отметим также, что образ осени не является здесь только пейзажем,

фоном переживаний лирического героя – это емкий символический образ, пробуждающий к философским размышлениям о жизни и смерти, движении и покое, природных смирений и борьбе. В этом отношении ранняя осень скрыто противопоставлена в стихотворении как уже ушедшему лету (движению, жизни), так и еще не наступившей зиме (покою, смерти). Яркость красок(«теплая лазурь», «лучезарны вечера) сближает это время года с летом; тишина, «праздность борозды», «простор везде» - с зимой. Мы ясно видим, что ранняя осень – еще не смерть, но уже начало умирания природы до новой весны.

37 Еще одно значение символа осени в этом стихотворении – смирение

Еще одно значение символа осени в этом стихотворении – смирение

страстей, вселенский покой, отдых души. Однако, по Тютчеву, это не просто пустота, а особое внутреннее состояние умиления и любования. Именно «простор везде» позволяет тютчевскому герою увидеть такие мельчайшие штрихи осени, как «паутины тонкий волос», ощутить такие неуловимые моменты, как «хрустальность воздуха», «чистую и теплую лазурь». Такое состояние, несмотря на его мимолетность, естественно и даже необходимо, поскольку оно необычайно верно отражает и подчеркивает неразрывную гармоническую связь человека с природой, ее движениями, изменениями, для понимания худ. мировоззрения русского поэта.

38 Вывод

Вывод

Ф.И.Тютчев любил все земное, полноту бытия, жадно воспринимал его всем существом своим. Поэтому стихотворения его трудно учатся и читаются только для тех, кто не может проникнуть в мир тютчевской природы. Ему были открыты все стихии мира: земля, вода, огонь, воздух. Он не скрывал своего пристрастия к земле и земному.

«Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/poeticheskij-mir-f.i.tjutcheva-i-poeticheskij-mir-a.a.feta-99028.html
cсылка на страницу

Фет

25 презентаций о Фете
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Фет > Поэтический мир Ф.И.Тютчева и поэтический мир А.А.Фета