Герой нашего времени
<<  Материал для ролевой игры «Дело Печорина» Урок-суд над Печориным  >>
Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
Цель работы: изучить и проанализировать роль пейзажа в
Цель работы: изучить и проанализировать роль пейзажа в
Гипотеза
Гипотеза
Методы исследования
Методы исследования
Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
Герой романа, Печорин, многомерен: с одной стороны, перед нами «герой
Герой романа, Печорин, многомерен: с одной стороны, перед нами «герой
В романе пейзаж появляется несколько раз:
В романе пейзаж появляется несколько раз:
Тамань
Тамань
Княжна мери
Княжна мери
Описание Пятигорска позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви
Описание Пятигорска позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви
Утро перед дуэлью
Утро перед дуэлью
Звездное небо в повести «фаталист»
Звездное небо в повести «фаталист»
Таким образом, природа в романе выполняет следующие функции:
Таким образом, природа в романе выполняет следующие функции:
Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений
Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений
Список использованной литературы
Список использованной литературы

Презентация: «Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»». Автор: МАМА. Файл: «Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».ppt». Размер zip-архива: 1870 КБ.

Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

содержание презентации «Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».ppt»
СлайдТекст
1 Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова

Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Выполнила ученица 9 «Б» класса МОУ «Гимназия № 10» Колмогорова Алёна Учитель: Иваненко Тамара Даниловна

2 Цель работы: изучить и проанализировать роль пейзажа в

Цель работы: изучить и проанализировать роль пейзажа в

индивидуализации образа лермонтовского героя. Задачи: Познакомиться с психологическим пейзажем; Выяснить, для чего используется этот или иной пейзаж природы в раскрытии образа героя; Каким образом этот прием помогает раскрыть и понять психико-эмоциональное состояние Печорина; Выявить идею каждого описания природы, её влияния на дальнейшее развитие событий в жизни героя; Сделать соответствующие выводы и по возможности подтвердить гипотезу.

3 Гипотеза

Гипотеза

Предполагается, что пейзаж является одним из излюбленных приемов писателя для раскрытия внутреннего мира героя, его сопоставления в восприятии картин природы с другими персонажами произведения. АКТУАЛЬНОСТЬ Читая произведения различных авторов, принадлежащих разным эпохам и жанрам, я заметила удивительную особенность, заключенную в композиционной роли пейзажа. Меня заинтересовало это, и я решила подробнее изучить это явление в произведении М.Ю. Лермонтова.

4 Методы исследования

Методы исследования

Сравнение Сопоставление Анализ эпизода Наблюдение над языком произведения

5 Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
6 Герой романа, Печорин, многомерен: с одной стороны, перед нами «герой

Герой романа, Печорин, многомерен: с одной стороны, перед нами «герой

времени», «портрет, составленный из пороков всего… поколения», с другой – личность с индивидуально неповторимыми проявлениями, придающими герою черты исключительности. Эта исключительность определяется не только поступками Печорина, его отношениями с людьми Кавказа, но и подчеркивается яркой, экзотической природой, неукротимой и свободной, соответствующей внутреннему миру героя.

7 В романе пейзаж появляется несколько раз:

В романе пейзаж появляется несколько раз:

Описание Койшаурской долины (в начале повести «Бэла») Гуд – горы (в повести «Бэла» и Чертовой долины, горы Крестовой) Общее впечатление – вид из крепости («Бэла») Пейзаж, открывающий повесть «Тамань» Пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери» Картина утра перед дуэлью Печорина Описание звездного неба в повести «Фаталист»

8 Тамань

Тамань

«Полный месяц светил на камышовую крышу… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию… Передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу… Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподнимая одинокую лодку, причаленную к берегу.»

Описание взволнованного моря в повести «Тамань» автор использует для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. О морской стихии, о красоте и таинственности лунных вечеров и ночей рассказывает сам Печорин, и, следовательно, мы можем одновременно говорить о его душевном состоянии, а также о мастерстве писателя в изображении душевного настроя, о пейзаже-аллегории, пейзаже-символе, о точности и яркости слов, используемых М. Лермонтовым.

9 Княжна мери

Княжна мери

Описание Пятигорска дается из точки, приподнятой над несовершенством земного мира и предполагающей естественность соединения земного и небесного: «… во время грозы облака будут спускаться до моей кровли - горы, наоборот, тянутся своими верхушками к небу», - размышляет Печорин. Упоминание о запахе цветов, лепестках цветущих черешен создает ассоциации с земным раем.

«Весело жить в такой земле!.. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё…».

10 Описание Пятигорска позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви

Описание Пятигорска позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви

к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать увиденное, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворяется только созерцанием природы: чтобы жить, мыслить, чувствовать себя счастливым, ему необходимы люди. Интерес к ним намечен после описания гор. Герой записывает: «шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет её людьми, всегда отмечая в природе то, что напоминает о человеке.

11 Утро перед дуэлью

Утро перед дуэлью

В описании картины природы перед дуэлью начало помогает понять настроение и чувства Печорина (дневник от 16 июня): «Я не помню утра более голубого и свежего! Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу! Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражающую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утесы синее и страшнее.» Конец этого описания можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль» напоминает о неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина, о том тупике, к какому привела его жизнь.

12 Звездное небо в повести «фаталист»

Звездное небо в повести «фаталист»

Иногда пейзаж служит у М. Лермонтова толчком для развития мысли Печорина, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж в этом случае помогает созданию образа Печорина. Примером этому служит знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист»: «… месяц полный и красный, как зарево пожара, начиная показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были люди премудрые…». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышления о судьбе своего поколения: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, … мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…».

13 Таким образом, природа в романе выполняет следующие функции:

Таким образом, природа в романе выполняет следующие функции:

Помогает понять Печорина, его душевное состояние. Вполне оправданным с этой точки зрения является использование при создании картины природы таких художественно-изобразительных и выразительных средств, как олицетворение, метафора, сравнение, образ-символ, перифраза, инверсия; Природа живет в романе заодно с Печориным: ветер свистит и ревет, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты («Тамань»), волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает его жизнь. Метафоры, эпитеты, которые создает М. Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами»;

14 Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений

Печорина, фоном для раздумий о судьбе поколения («Фаталист»); Используется для создания романтической атмосферы («Тамань») и усиления таинственности происходящего, являясь романтическими декорациями к обыденной борьбе за существование «честных контрабандистов»; Пейзаж играет огромную роль в раскрытии характера главного героя, неординарности и поэтичности его натуры, помогая понять главную причину его одиночества.

15 Список использованной литературы

Список использованной литературы

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени Мануйлов В.А., Миллер О.В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». С-п. 1996 г. Удодов Б.Т. Герой нашего времени – Лермонтовская энциклопедия. М. 1981 г. В. Архипов. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действительности. М. 1965 г.

«Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/rol-pejzazha-v-ponimanii-lichnosti-pechorina-v-romane-m.ju.-lermontova-geroj-nashego-vremeni-175651.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Герой нашего времени > Роль пейзажа в понимании личности Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»