Карамзин
<<  Сентиментализм Н.М. Карамзин  >>
Русский сентиментализм
Русский сентиментализм
Периодизация по П. А. Орлову (1)
Периодизация по П. А. Орлову (1)
Lata 60-te XVIII w. – pojawienie si
Lata 60-te XVIII w. – pojawienie si
Периодизация (2)
Периодизация (2)
Периодизация (3)
Периодизация (3)
Периодизация (4)
Периодизация (4)
Переводы
Переводы
Proza: Страдания юного Вертера В. Гёте (W
Proza: Страдания юного Вертера В. Гёте (W
Смешение жанров – но не отказ от жанровой системы как таковой
Смешение жанров – но не отказ от жанровой системы как таковой
Poetyka pr
Poetyka pr
Cel i zadania literatury
Cel i zadania literatury
Эстетические доминанты
Эстетические доминанты
Przeciwstawienie miasta - wsi, cywilizacji i kultury - naturze
Przeciwstawienie miasta - wsi, cywilizacji i kultury - naturze
Czu?o?
Czu?o?
Сентиментальные герои
Сентиментальные герои
B. pozytywny jest nosicielem „природной чувствительности” (wrodzonej
B. pozytywny jest nosicielem „природной чувствительности” (wrodzonej
Чтение в жизни сентиментального героя/ Lektura w
Чтение в жизни сентиментального героя/ Lektura w
Книга – спутник одинокой прогулки сентиментального героя/ Ksi
Книга – спутник одинокой прогулки сентиментального героя/ Ksi
«Чтение – важнейшее занятие «чувствительного человека»
«Чтение – важнейшее занятие «чувствительного человека»
Реквизиты и жесты/ Rekwizyty i gesty
Реквизиты и жесты/ Rekwizyty i gesty
Synchronizacja uczu
Synchronizacja uczu
Молодые – старые (пожилые)
Молодые – старые (пожилые)
Czu?o?
Czu?o?

Презентация на тему: «Русский сентиментализм». Автор: Eliza Ma?ek. Файл: «Русский сентиментализм.ppt». Размер zip-архива: 254 КБ.

Русский сентиментализм

содержание презентации «Русский сентиментализм.ppt»
СлайдТекст
1 Русский сентиментализм

Русский сентиментализм

Sentymentalizm – pr?d literacki epoki o?wiecenia. Nazwa wywodzona od ang. sentiment (czucie, uczucie, opinia), wylansowana po ukazaniu si? Podr??y sentymentalnej (1768) Laurence’a Sterne’a. «В духовной жизни человека одни просветители считали главным разум, другие – чувство. Писатели, культивировавшие в своих произведениях чувства, объявившие их драгоценнейшим достоянием человеческой природы, образовали направление, получившее название «сентиментализма». (Западов)

1

2015-12-07

Eliza Ma?ek

2 Периодизация по П. А. Орлову (1)

Периодизация по П. А. Орлову (1)

Период зарождения сентиментализма (60е гг. XVIII в.) авторы заимствуют жанры (напр., анакреонтическую оду, идиллю) у классицистов, приноровливая их к поэтике нового направления, или заимствуют и используют готовые европейские образцы (ср. Письма Эрнеста и Доравры Ф. Эмина, написанные в подражание Новой Элоизе Руссо, или комедию Лукина Мот, любовью исправленный, которая является переделкой комедии французского драматурга Детуша (Destouches Philippe N.) Мот, или добродетельная обманщица).

2

2015-12-07

Eliza Ma?ek

3 Lata 60-te XVIII w. – pojawienie si

Lata 60-te XVIII w. – pojawienie si

pierwszych przejaw?w sentymentalizmu w gatunkach skodyfikowanych przez klasycyzm, np. w odzie anakreontycznej i idylli, przek?ad?w i przer?bek tekst?w dramy mieszcza?skiej (L. M. Merciera, Diderota, Beaumarchais’go, w kt?rej odrzucono podzia? na bohater?w wznios?ych i komicznych, wprowadzono bohatera z ludu, kt?ry by? zdolny do uczu? wznios?ych i szlachetnych, akcj? budowano na konflikcie mi?dzy dzie?mi i rodzicami itp. (Por. W. ?ukin Мот, любовью исправленный, - Rozrzutnik przez mi?o?? nawr?cony – przer?bka komedii Destouchesa Philippe N. na?ladowanie europejskich wzorc?w prozy sentymentalnej (F. Emin, powie?? epistolarna Listy Ernesta i Dorawry (1766) i Nowa Heloiza (1761) J. Rousseau.

3

2015-12-07

Eliza Ma?ek

4 Периодизация (2)

Периодизация (2)

Второй период - 1776-1789 Ведущим жанром этого периода становится комическая опера Dominacja opery komicznej (op?ra comique) – gatunku dramatyczno-muzycznego ze wstawkami muzycznymi w postaci arii, kuplet?w, najcz??ciej wierszowanych.

4

2015-12-07

Eliza Ma?ek

5 Периодизация (3)

Периодизация (3)

1789-1796. Период расцвета. Именно тогда были написаны и опубликованы лучшие произведения Н. Карамзина (Бедная Лиза, 1791) и Н. Радищева (Путешествие из Петербурга в Москву, 1790), были основаны журналы «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), «Московский журнал» (1787-1792), «Приятное и полезное препровождение времени» (1794-1798). Преобладание прозаических жанров: сентиментальной, «чувствительной» повести, романов, сентиментальных путешествий.

5

2015-12-07

Eliza Ma?ek

6 Периодизация (4)

Периодизация (4)

1789-1796 – okres rozkwitu, apogeum tw?rczo?ci M. Karamzina i A. Radiszczewa, dominacja gatunk?w prozatorskich (czu?ej opowie?ci/noweli, powie?ci sentymentalnej) i poezji sentymentalnej (listu poetyckiego, liryki, pojawienie si? ballady) Н. Карамзина (Бедная Лиза, 1791) , Н. Радищева (Путешествие из Петербурга в Москву, 1790), czasopisma «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), «Московский журнал» (1787-1792), «Приятное и полезное препровождение времени» (1794-1798), almanach «Аглая» (1794-95) 1797-1811 – время упадка . Эпигонство 1797-1811 – okres upadku, epigo?stwa

6

2015-12-07

Eliza Ma?ek

7 Переводы

Переводы

Проза: Страдания юного Вертера В. Гёте (W. Goethe), Эмиль и Новая Элоиза Ж.-Ж.Руссо (J. J. Rоusseau), Сентиментальное путешествие Стерна (L. Sterne) Поэзия: кладбищенская поэзия, Ночные думы Юнга (E. Young), идиллии и пастушеские поэмы Гесснера (S. Gessner) Драматургия (мещанская драма и слезная комедия) Лондонский купец Лилло (G. Lillo) (1764), Беверлей Э. Мура (Б. Сореля), 1772 (E. Moore); Друг несчастных Луи Мерсье (L. S. Mercier)

7

2015-12-07

Eliza Ma?ek

8 Proza: Страдания юного Вертера В. Гёте (W

Proza: Страдания юного Вертера В. Гёте (W

Goethe, Cierpienia m?odego Wertera), Эмиль и Новая Элоиза Ж.-Ж.Руссо (J. J. Rоusseau, Emil, Nowa Heloiza), Сентиментальное путешествие Стерна (L. Sterne, Podr?? sentymentalna) Poezja: poezja cmentarna (кладбищенская поэзия) Ночные думы Юнга (E. Young, My?li nocne), idylle i poematy pasterskie S. Gessnera Dramaturgia: dramat mieszcza?ski i ?zawa komedia Лондонский купец Лилло (G. Lillo) (1764), Беверлей Э. Мура (Б. Сореля), 1772 (E. Moore); Друг несчастных Луи Мерсье (L. S. Mercier)

8

2015-12-07

Eliza Ma?ek

9 Смешение жанров – но не отказ от жанровой системы как таковой

Смешение жанров – но не отказ от жанровой системы как таковой

Прозаиция поэтических жанров и поэтизация жанров прозаических (поэтические вставки и лиро-поэтические элементы в сентиментальном путешествии). Зарождение индивидуального стиля. Преодоление однолинейности в изображении героев (ср. сочетание положительных и отрицательных начал в характеристике Карамзинского Эраста).

9

2015-12-07

Eliza Ma?ek

10 Poetyka pr

Poetyka pr

du - immanentna i sformu?owana

Odej?cie od czysto?ci gatunkowej, od rygorystycznej normatywno?ci, ale z zachowaniem pewnych postulowanych warto?ci. Kto mo?e by? poet?? Karamzin – w odr??nieniu od Sumarokowa uwa?a?, ?e prawdziwym poet? mo?e by? tylko cz?owiek obdarzony czu?ym sercem, wra?liwy, a wi?c i dobry, cnotliwy. Braku tych cech nie rekompensuje znajomo?? regu? i nawet talent.

10

2015-12-07

Eliza Ma?ek

11 Cel i zadania literatury

Cel i zadania literatury

Kszta?towanie „autentycznych wi?zi mi?dzyludzkich opartych na wzajemnej sympatii i zrozumieniu” oraz pokazanie „wewn?trznego ?ycia cz?owieka, refleksji nad cechami p?yn?cymi z jego natury i nad jego miejscem w ?wiecie kulturowym” (S?ownik literatury polskiego o?wiecenia, s. 662).

11

2015-12-07

Eliza Ma?ek

12 Эстетические доминанты

Эстетические доминанты

Чувствительность героя и повествователя. Простота стиля, композиции, ориентация на разговорный язык (салона). Противопоставление порочному миру цивилизации – отдельного человека с его богатым внутренним миром. Эстетизация изображенного мира (Аркадия) и идеализация прошлого (золотого века).

12

2015-12-07

Eliza Ma?ek

13 Przeciwstawienie miasta - wsi, cywilizacji i kultury - naturze

Przeciwstawienie miasta - wsi, cywilizacji i kultury - naturze

Przeciwstawienie dzieci?stwa jednostki okresowi dojrza?o?ci. Przeciwstawienie ska?onemu ?wiatu kultury i cywilizacji – konkretnego cz?owieka obdarzonego bogatym ?yciem wewn?trznym. Estetyzacja ?wiata przedstawionego (Arkadii) i idealizacja przesz?o?ci (z?otego wieku, wieku szcz??liwo?ci

13

2015-12-07

Eliza Ma?ek

14 Czu?o?

Czu?o?

i prostota

Czu?o?? jako immanentna cecha bohatera i narratora (niekoniecznie wywodz?cego si? ze sfer wy?szych). Prostota stylu, kompozycji, kszta?tu j?zykowo-stylistycznego utworu (w Rosji orientacja na j?zyk m?wiony salon?w, w niekt?rych gatunkach, np. w operze komicznej, nawet do j?zyka potocznego). Odrzucenie teorii trzech styl?w i wypracowanie stylu pozwalaj?cego jak najlepiej wyrazi? stany emocjonalne bohater?w (z oczywistym odrzuceniem pospolito?ci i grubia?stwa).

14

2015-12-07

Eliza Ma?ek

15 Сентиментальные герои

Сентиментальные герои

Положительные герои – носители природной чувствительности. Они щедры, гуманны, сострадательны, способны на благородные, самоотверженные поступки. Любят музыку и живопись. Умение «сопечалится и совеселится» другому человеку (Радищев).

Отрицательные герои – лица, полностью или частично утратившие природную чувствительность, а следовательно порочные, легкомысленные, сухие, черствые и даже жестокие.

15

2015-12-07

Eliza Ma?ek

16 B. pozytywny jest nosicielem „природной чувствительности” (wrodzonej

B. pozytywny jest nosicielem „природной чувствительности” (wrodzonej

czu?o?ci). Odznacza si? bogatym ?yciem wewn?trznym, jest zdolny do po?wi?ce?, do szlachetnych czyn?w. Lubi muzyk?, malarstwo, ksi??ki (odpowiednio dobrane). Umie «сопечалится и совеселится» другому человеку (Радищев) wsp??martwi? si? i wsp??weseli? z drugim cz?owiekiem.

B. negatywny – to cz?owiek, kt?ry ca?kowicie lub cz??ciowo utraci? wrodzon? czu?o?? i wra?liwo?? na drugiego cz?owieka, a wi?c niecnotliwy, lekkomy?lny, z?y, czasem okrutny.

16

2015-12-07

Eliza Ma?ek

17 Чтение в жизни сентиментального героя/ Lektura w

Чтение в жизни сентиментального героя/ Lektura w

yciu sentymentalnych bohater?w

«Он читывал романы, идилли, имел довольно живое воображение и часто переносился мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало. (Эраст – герой Бедной Лизы)

17

2015-12-07

Eliza Ma?ek

18 Книга – спутник одинокой прогулки сентиментального героя/ Ksi

Книга – спутник одинокой прогулки сентиментального героя/ Ksi

?ka – najlepszy towarzysz bohatera

Mотив совместного чтения героев (идущий от Вертера Гёте): совместное чтение сближает героев, помогает им высказать недосказанное. «По окончании одного периода, где автор изображал весь огнь пылающей любви [герой читает Вертера – Э. М.], Пламир остановился, взглянул на Раиду. Взоры их встретились, и взаимное чувство, подобно электрической искре, мгновенно из одного в другое переселилось и сотрясло сердца их» (Д. Горчаков, Пламир и Раида, Москва 1796, с. 28)

18

2015-12-07

Eliza Ma?ek

19 «Чтение – важнейшее занятие «чувствительного человека»

«Чтение – важнейшее занятие «чувствительного человека»

С особым вниманием он относится к самому процессу чтения. Важно не только, что, но и как он читает. Немалое значение имеет при этом внешний вид книги, ее формат. [...] Самый процесс чтения на лоне природы доставляет «чувствительному» человеку эстетическое наслаждение. Одновременно книга становится соучастником его собственных переживаний». (Кочеткова Н. ) Samotne czytanie w domu lub na spacerze. Motyw wsp?lnego czytania przez bohater?w (wywodz?cy si? od Cierpie? m?odego Wertera): wsp?lna lektura zbli?a bohater?w, pomaga im wyartyku?owa? to, czego sami powiedzie? nie potrafi? lub nie ?miej?.

19

2015-12-07

Eliza Ma?ek

20 Реквизиты и жесты/ Rekwizyty i gesty

Реквизиты и жесты/ Rekwizyty i gesty

Костюм пастушка, верная собака, овечки, флейта, венок, деревья, нежные птички, ручеёк и т.п. Предметы, подаренные другом/ любимым: книжка, платок, засушенные цветы и т.д. Вздохи, потоки слёз, обмороки, самоубийства. Kostium pasterski, wierny pies, owieczki, flet, wianek z kwiat?w, drzewa, ptaszki, szemrz?cy strumyk itp. Przedmioty podarowane przez przyjaciela lub kochanka: ksi??ka, zasuszone kwiaty, chusteczka, listy i inne czu?e pami?tki. Westchnienia, ?zy, omdlenia, samob?jstwa „В струях сих бедная скончала Лиза дни, Коль ты чувствителен, прохожий, вздохни!”

20

2015-12-07

Eliza Ma?ek

21 Synchronizacja uczu

Synchronizacja uczu

i prze?y? bohatera ze stanem przyrody (por? roku, dnia, zjawiskami atmosferycznymi – por. opis „upadku” Lizy i towarzysz?cej temu wydarzeniu burzy, rozmy?lania bohater?w podczas spaceru nad rzek?, w gaju). Opisy przyrody.

21

2015-12-07

Eliza Ma?ek

22 Молодые – старые (пожилые)

Молодые – старые (пожилые)

Большинство сентиментальных героев – люди молодые. Адресат - женщина М. Карамзин, Послание женщинам ....Для вас, красавицы, приятным, Чтоб слогом чистым сердцу внятным Оттенки вам изображать Страстей счастливых и несчастных То кротких, то ужасных; Чтоб вы могли сказать: «Он, право, мил и верно переводит Все томное в сердцах на ясный нам язык; Слова для тонких чувств находит.

22

2015-12-07

Eliza Ma?ek

23 Czu?o?

Czu?o?

i prostota

Czu?o?? jako immanentna cecha bohatera i narratora (niekoniecznie wywodz?cego si? ze sfer wy?szych). Prostota stylu, kompozycji, kszta?tu j?zykowo-stylistycznego utworu (w Rosji orientacja na j?zyk m?wiony salon?w, w niekt?rych gatunkach, np. w operze komicznej, nawet do j?zyka potocznego). Odrzucenie teorii trzech styl?w i wypracowanie stylu pozwalaj?cego jak najlepiej wyrazi? stany emocjonalne bohater?w (z oczywistym odrzuceniem pospolito?ci i grubia?stwa).

23

2015-12-07

Eliza Ma?ek

«Русский сентиментализм»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/russkij-sentimentalizm-250830.html
cсылка на страницу

Карамзин

8 презентаций о Карамзине
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Карамзин > Русский сентиментализм