Пьесы Островского
<<  Газ с запахом грозы Критика «Грозы» Островского  >>
Споры критиков вокруг драмы «Гроза»
Споры критиков вокруг драмы «Гроза»
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось
“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого
“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого
Взгляд Добролюбова на пьесу (цитатный план): «Островский обладает
Взгляд Добролюбова на пьесу (цитатный план): «Островский обладает
«Характер Катерины
«Характер Катерины
Но…
Но…
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между
Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому
Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому
Взгляды Д. И. Писарева на пьесу
Взгляды Д. И. Писарева на пьесу
Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев
Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев
Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап
Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап
Источники:
Источники:

Презентация на тему: «Споры критиков вокруг драмы «Гроза»». Автор: . Файл: «Споры критиков вокруг драмы «Гроза».ppt». Размер zip-архива: 958 КБ.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

содержание презентации «Споры критиков вокруг драмы «Гроза».ppt»
СлайдТекст
1 Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева.

Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864) Ап. Григорьев «После „Грозы“ Островского» (1860)

2 После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось

множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы ”.

3 “Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого

“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого

события — отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом). Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня?

4 Взгляд Добролюбова на пьесу (цитатный план): «Островский обладает

Взгляд Добролюбова на пьесу (цитатный план): «Островский обладает

глубоким пониманием русской жизни». «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество». «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности — с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

5 «Характер Катерины

«Характер Катерины

.. составляет шаг вперед во всей нашей литературе». «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам». «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых». «Грустно, горько такое освобождение... В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее». «Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе».

6 Но…

Но…

Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в “Грозе”, Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Однако, определяя истоки ее характера, он ушел от духа драмы Островского. Разве можно согласиться, что “воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей”? Без монологов-воспоминаний о юности разве можно понять вольнолюбивый ее характер? Не почувствовав ничего светлого и жизнеутверждающего в рассуждениях Катерины, не удостоив ее религиозную культуру вниманием, Добролюбов рассуждал:

“Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова - несколько прямолинейно понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.

7 В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между

В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между

религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”.

Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.

8 Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому

Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому

пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы. Ведь Писарев писал свою статью в эпоху спада общественного движения и разочарования революционной демократии в возможностях народа. Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели к революции, Писарев оценивает “стихийный” протест Катерины как глубокую “бессмыслицу”.

Писарев считает нравственные переживания героини следствием неразумности Катерины: “Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”. Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями.

С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”, опубликованной в мартовском номере “Русского слова” за 1864 год. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.

9 Взгляды Д. И. Писарева на пьесу

Взгляды Д. И. Писарева на пьесу

В чем выражается его полемика с Добролюбовым? Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного.

10 Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев

Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев

Он увидел в ней “поэзию народной жизни, смело, широко и вольно”, захваченную Островским. Он отметил “эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, забавными, тайными речами, всю полную обаяния страсти глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!”

11 Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап

Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап

Григорьева? Народность — главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

12 Источники:

Источники:

Портрет Ап. Григорьева: http://www.rulex.ru/01040281.htm Портрет Н.А.Добролюбова: http://www.rulex.ru/01050509.htm Портрет Д.И.Писарева: http://www.rulex.ru/01160351.htm Цитатные планы по статьям критиков (слайды №№ 4,5, 9, 11): http://www.prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/10.html

«Споры критиков вокруг драмы «Гроза»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/spory-kritikov-vokrug-dramy-groza-99253.html
cсылка на страницу

Пьесы Островского

22 презентации о пьесах Островского
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Пьесы Островского > Споры критиков вокруг драмы «Гроза»