Сочинение
<<  Работа над сочинением в начальных классах Как научить ребенка писать сочинения  >>
Учим писать сочинение
Учим писать сочинение
Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовые документы
1.Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников
1.Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников
5.Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения
5.Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения
Цели введения сочинения
Цели введения сочинения
Что такое сочинение
Что такое сочинение
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном
Особенности формулировок тем итогового сочинения
Особенности формулировок тем итогового сочинения
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Рекомендуемые произведения М.Ю. Лермонтова
Рекомендуемые произведения М.Ю. Лермонтова
Вопросы, заданные человечеству войной
Вопросы, заданные человечеству войной
Рекомендуемые произведения по теме войны
Рекомендуемые произведения по теме войны
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Человек и природа
Человек и природа
Спор поколений: вместе и врозь
Спор поколений: вместе и врозь
Спор поколений
Спор поколений
Чем люди живы
Чем люди живы
Чем люди живы
Чем люди живы
Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение
Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение
Образцы формулировок тем итогового сочинения
Образцы формулировок тем итогового сочинения
Структура сочинения
Структура сочинения
Как работать над сочинением
Как работать над сочинением
2. Осмысление темы Осмыслить тему – значит проанализировать каждое
2. Осмысление темы Осмыслить тему – значит проанализировать каждое
3. Определение идеи Идея – это мысль, которая доказывается в сочинении
3. Определение идеи Идея – это мысль, которая доказывается в сочинении
4. Подбор материала и составление плана основной части
4. Подбор материала и составление плана основной части
1. К теме Родины М.Ю. Лермонтов обращался на протяжении всего своего
1. К теме Родины М.Ю. Лермонтов обращался на протяжении всего своего
5. Работа над вступлением
5. Работа над вступлением
6. Работа над заключением
6. Работа над заключением
7. Написание черновика
7. Написание черновика
Методика обучения написанию сочинения включает следующие положения
Методика обучения написанию сочинения включает следующие положения
5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным
5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным
Аспекты методической работы
Аспекты методической работы
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация
Критерий №2 «Аргументация
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Критерий №5 «Грамотность»
К1
К1
К2
К2
К3
К3
К4
К4
К6
К6
К9
К9
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Благодарю за внимание
Благодарю за внимание

Презентация на тему: «Учим писать сочинение». Автор: Dom. Файл: «Учим писать сочинение.ppt». Размер zip-архива: 207 КБ.

Учим писать сочинение

содержание презентации «Учим писать сочинение.ppt»
СлайдТекст
1 Учим писать сочинение

Учим писать сочинение

Методические рекомендации учителю литературы

2 Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовые документы

1. Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». 2.Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образовани и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1400». 3.Распоряжение Рособрнадзора № 1701-10 от 04.09.2014 «Об устанавлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».

3 1.Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников

1.Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников

организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. 2.Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 3.Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 «О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)». 4.Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

4 5.Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения

5.Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения

(изложения) 6.Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения) 7.Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования 8.Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) 9.Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

5 Цели введения сочинения

Цели введения сочинения

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачет- незачет»). В отличие от изложения, итоговое сочинение – это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза – до 10 баллов к результатам ЕГЭ).

6 Что такое сочинение

Что такое сочинение

В этом слове корень – -чин-. Из словаря С.И. Ожегова мы узнаем, что одно из значений этого слова чин – это порядок. Тогда сочинение – это приведение в порядок мыслей, упорядочение материала. Сочинение – собственный текст ученика, уникальный. Но это и своеобразный вариант интерпретации литературного произведения, результат кропотливой работы над текстом. Однако сочинение требует от учащихся не только творческих сил и вдохновения, но и знаний, умений и навыков. Иначе говоря, нужно научиться «решать» задачи определенного типа, с литературным содержанием. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе.

7 Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном

году.

Итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года для обучающихся, выпускников прошлых лет. Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение (изложение) может проводиться 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года; для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). Продолжительностьитогового сочинения (изложения): продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут; продолжительность проведения итогового изложения составляет 235 минут; для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее – участники с ОВЗ) продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

8 Особенности формулировок тем итогового сочинения

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.

9 «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

10 Рекомендуемые произведения М.Ю. Лермонтова

Рекомендуемые произведения М.Ю. Лермонтова

• «Мцыри» • «Герой нашего времени» • «Демон» • «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» • «Кавказский пленник» • «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Валерик», «Пророк», «И скучно и грустно…», «Выхожу один я на дорогу…»

11 Вопросы, заданные человечеству войной

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.

12 Рекомендуемые произведения по теме войны

Рекомендуемые произведения по теме войны

• «Слово о полку Игореве», • Л.Н. Толстой «Война и мир», • М.А. Шолохов «Тихий Дон», • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», • М.А. Шолохов «Судьба человека», В.П. Некрасов «Рядовой Лютиков» • В.Л. Кондратьев «Сашка» • В.В. Быков «Сотников» (предательство), • В.О. Богомолов «Иван» (мужество) • А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»,

),

13 Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.

14 Человек и природа

Человек и природа

• «Слово о полку Игореве», • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася», • А.И. Куприн «Олеся», • М.М. Пришвин «Кладовая солнца • М.А. Шолохов «Тихий Дон», • В.П. Астафьев «Царь-рыба», • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», • В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», • Ч. Айтматов «Плаха», • В.М. Шукшин «Заревой дождь».

Ца»,

15 Спор поколений: вместе и врозь

Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.

16 Спор поколений

Спор поколений

• Д.И. Фонвизин «Недоросль», • А.С. Грибоедов «Горе от ума», • И.С. Тургенев «Отцы и дети», • Л.Н. Толстой «Война и мир», • А.Н. Островский «Гроза», • А.П. Чехов «Вишневый сад», • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

17 Чем люди живы

Чем люди живы

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

18 Чем люди живы

Чем люди живы

• И.А. Гончаров «Обломов», • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», • Л.Н. Толстой «Война и мир», • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

19 Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение

Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

20 Образцы формулировок тем итогового сочинения

Образцы формулировок тем итогового сочинения

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году). 1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? 2. Почему люди пишут стихи? 3. Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

21 Структура сочинения

Структура сочинения

Структура сочинения традиционна: вступление, основная часть, заключение. Важно выдержать соразмерность частей: 1/3 отводится на вступление и заключение, 2/3 на основную часть. В основной части оптимально выделить 2- 4 подпункта. Эпиграф не является обязательным элементом сочинения. Объём сочинения – 350 слов (включая служебные слова).

22 Как работать над сочинением

Как работать над сочинением

1. Выбор темы. Важнейшая задача учителя – научить ученика выбирать тему. Обратим внимание на следующие критерии: понимание темы (вполне ли ученику понятна формулировка темы и вытекающая из нее задача?); знание материала (достаточно ли хорошо знает ученик соответствующий текст, и не «вообще», а применительно именно к данной теме?); интерес к теме (привлекательна ли для ученика обозначенная проблема, интересна ли она настолько, что он может раскрыть ее оригинально, нешаблонно?).

23 2. Осмысление темы Осмыслить тему – значит проанализировать каждое

2. Осмысление темы Осмыслить тему – значит проанализировать каждое

слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе «зерно» всей темы, является ключевым для понимания поставленной проблемы. Конечная цель обдумывания темы – это четкое представление, о чем писать. К примеру, в формулировке «Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова» ключевым будет слово «тема». Тема – это круг явлений, подвергающейся авторскому изображению и оценке. Следовательно, писать следует о том, как М.Ю. Лермонтов-лирик изображает и оценивает Родину.

24 3. Определение идеи Идея – это мысль, которая доказывается в сочинении

3. Определение идеи Идея – это мысль, которая доказывается в сочинении

Именно она «цементирует» работу, придает ей стройность, логичность, единство и законченность. Вернемся к рассматриваемой теме сочинения. Если писать следует о том, как М.Ю. Лермонтов-лирик изображает и оценивает Родину, то доказывать нужно мысль о том, что тема Родины, являющаяся сквозной в лирике М.Ю. Лермонтова, раскрыта поэтом многосторонне.

25 4. Подбор материала и составление плана основной части

4. Подбор материала и составление плана основной части

Подбор материала проводится тщательно, строго в соответствии с обозначенной идеей сочинения. Идею, главную мысль, надо доказывать. Чтобы аргументация не выглядела сухой, неубедительной, ее следует подкреплять фактами и примерами из текста, прибегая к цитированию. Идея (доказываемое утверждение): Тема Родины, являющаяся сквозной в лирике М.Ю. Лермонтова, раскрыта поэтом многосторонне. Подбираем аргументы для обоснования этого положения: К теме Родины М.Ю. Лермонтов обращался на протяжении всего своего творчества, что говорит о ее значимости для поэта. Тема Родины освещена в лирике многоаспектно: в социальном аспекте; в историческом аспекте; в философском аспекте; как тема «странного» патриотизма. Затем начинается разработка плана основной части, уточняются доказательства.

26 1. К теме Родины М.Ю. Лермонтов обращался на протяжении всего своего

1. К теме Родины М.Ю. Лермонтов обращался на протяжении всего своего

творчества, что говорит о ее значимости для поэта: «Жалобы турка» (1829), «Бородино» (1837), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840), «Прощай, немытая Россия…» (1841), «Родина» (1841). 2. Тема Родины освещена в лирике М.Ю. Лермонтова многоаспектно: - социальный аспект темы Родины: о Родине поэт размышляет как о «крае», где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»); - исторический аспект темы Родины: о Родине поэт размышляет как о стране славных предков («Бородино»); - философский аспект темы Родины: о Родине поэт размышляет как о «родных местах», земле, рождающей ощущение счастья («Как часто, пестрою толпою окружен…») - тема Родины как тема «странного» патриотизма: к Родине поэт испытывает чувство любви-ненависти: «страна рабов, страна господ» вызывает у него презрение («Прощай, немытая Россия…»), а русская природа и народная Россия – чувство глубокой любви («Родина»).

27 5. Работа над вступлением

5. Работа над вступлением

Вступление необходимо для подготовки читателя к восприятию рассуждения и для того, чтобы подойти к раскрытию темы. Существует несколько видов вступления. Вид вступления «подсказывается» темой сочинения. Вступление бывает: историческое (краткая характеристика эпохи); аналитическое (анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы); биографическое (сведения из биографии автора – жизненной и творческой); сравнительное (литературные параллели и сопоставления); обществоведческое (с привлечением знаний по гуманитарным дисциплинам); лирическое (высказывание субъективного мнения о предмете сочинения). Очевидно, что наиболее подходящим к рассматриваемой нами теме будет биографическое вступление. Уместно предварить основную часть сочинения кратким рассуждением о том, что М.Ю. Лермонтов был настоящим патриотом и гражданином своей страны, поэтому тема Родины заняла центральное место в его творчестве.

28 6. Работа над заключением

6. Работа над заключением

Заключение – обязательная часть сочинения, придающая ему законченный вид. Различают заключения-выводы и заключения-следствия. Вид заключения к сочинению подбирается произвольно. Заключение-вывод предполагает обобщение аргументов основной части сочинения. Заключение-вывод к нашему сочинению может быть таким: «Итак, тема Родины получила многогранное звучание в лирике Лермонтова, высветив патриотические чувства и настроения поэта». Заключение-следствие предполагает выход за рамки изложенного в основной части сочинения. Границы этого выхода, как правило, намечены идеей сочинения. Это может быть разговор о влиянии данного произведения или автора на литературный процесс, о распространенности литературного явления, о предшественниках или последователях автора и т.д. Заключение-следствие в нашем случае может выглядеть так: «Итак, открыв многогранное звучание темы Родины и интонацию любви-ненависти как выражение высокого, хотя и трагического чувства патриотизма, М.Ю. Лермонтов предвосхитил размышления Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.А. Блока о своем отечестве».

29 7. Написание черновика

7. Написание черновика

Ученикам необходимо разъяснить, как работать с черновиком, учитывая «технические» мелочи: писать черновик, оставляя большие поля для вставок и поправок; нумеровать страницы, части черновика, чтобы не запутаться при корректировке написанного; постоянно сверяться с планом, чтобы не потерять логику в изложении мыслей и не пропустить важных деталей. 8. Переписывание на чистовик. Это не менее важный этап работы над сочинением. Здесь прежде всего нацеливаем учеников на внимательность: переписывание – это не механическая, а осмысленная работа. Не надо пытаться принципиально изменить текст сочинения; если и вносить исправления, то частные. Переписывание играет роль первой проверки: исправляются явные и грубые ошибки, помечаются сомнительные случаи, чтобы подумать над ними.

30 Методика обучения написанию сочинения включает следующие положения

Методика обучения написанию сочинения включает следующие положения

1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года проводится не менее трех контрольных сочинений. 2. Неудачно выполненная работа должна быть переписана с целью совершенствования написанного. 3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя. 4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).

31 5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным

5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным

замечаниям к его сочинению. 6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения. При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы: - создание устных сочинений на разные темы, - написание отдельных частей сочинения; - многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развитие навыка рецензирования своей и чужой работы; редактирование текста.

32 Аспекты методической работы

Аспекты методической работы

- Анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы; - осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме; - отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал; - формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации); - продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы; - речевое оформление текста; - оптимальные формы работы с черновиком.

33 Критерий №1 «Соответствие теме»

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

34 Критерий №2 «Аргументация

Критерий №2 «Аргументация

Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

35 Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

36 Критерий №4 «Качество письменной речи»

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

37 Критерий №5 «Грамотность»

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

38 К1

К1

Соответствие теме

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

39 К2

К2

Аргументация. Привлечение литературного материала

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

2

1

0

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

Сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

40 К3

К3

Композиция

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

41 К4

К4

Качество речи

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

0

К5. Оригинальность сочинения

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

42 К6

К6

Речевые нормы

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

0

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

43 К9

К9

Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

К10. Фактическая точность в фоновом материале

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

0

Максимальный балл

20

44 Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по десятибалльной системе оценивания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Первичный балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

45 Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Петриева Лариса Игоревна доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой литературы УлГПУ им. И.Н. Ульянова petrieva@mv.ru

«Учим писать сочинение»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/uchim-pisat-sochinenie-159111.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды