Культура России в 19 веке
<<  XIX век в зеркале художественных исканий Россия на рубеже веков  >>
Индивидуальная методическая система педагога дополнительного
Индивидуальная методическая система педагога дополнительного
Индивидуальная методическая система педагога дополнительного
Индивидуальная методическая система педагога дополнительного
Понятие «художественная одаренность» (по А.А. Никитину и В.С
Понятие «художественная одаренность» (по А.А. Никитину и В.С
Возрастные особенности художественной одаренности
Возрастные особенности художественной одаренности
Появляется в раннем детстве; Преобладает острая наблюдательность и
Появляется в раннем детстве; Преобладает острая наблюдательность и
Психологический портрет одаренного ребенка:
Психологический портрет одаренного ребенка:
Детская художественная одаренность как функция и как ценность
Детская художественная одаренность как функция и как ценность
Сравнительные характеристики возрастной и индивидуальной детской
Сравнительные характеристики возрастной и индивидуальной детской
Эстетическое отношение к действительности Развитие воли к выражению
Эстетическое отношение к действительности Развитие воли к выражению
Критериями оценки детской художественной одаренности являются:
Критериями оценки детской художественной одаренности являются:
Основной критерий развития художественной одаренности – эстетическое
Основной критерий развития художественной одаренности – эстетическое
Психологической концепции выявления детской художественной одаренности
Психологической концепции выявления детской художественной одаренности
Родители и учителя (наблюдение за детьми) Психологи (диагностика,
Родители и учителя (наблюдение за детьми) Психологи (диагностика,
Общая профессиональная педагогическая подготовка; обладание
Общая профессиональная педагогическая подготовка; обладание
Проблемы сферы обучения
Проблемы сферы обучения
Диагностика креативности Д. Гилфорда Тест творческого мышления П
Диагностика креативности Д. Гилфорда Тест творческого мышления П
Методика а.А. Мелик-пашаева «раскраска персонажей»
Методика а.А. Мелик-пашаева «раскраска персонажей»
Выделяют четыре стратегии обучения: Ускорение Углубление Обогащение
Выделяют четыре стратегии обучения: Ускорение Углубление Обогащение
Специфические методы развития детской художественной одаренности
Специфические методы развития детской художественной одаренности
Представление результатов тестирования (в рамках трехкомпонентной
Представление результатов тестирования (в рамках трехкомпонентной
Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого
Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого
Литература
Литература

Презентация на тему: «Индивидуальная методическая система педагога дополнительного образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности». Автор: Administrator. Файл: «Индивидуальная методическая система педагога дополнительного образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности.ppt». Размер zip-архива: 140 КБ.

Индивидуальная методическая система педагога дополнительного образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности

содержание презентации «Индивидуальная методическая система педагога дополнительного образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности.ppt»
СлайдТекст
1 Индивидуальная методическая система педагога дополнительного

Индивидуальная методическая система педагога дополнительного

образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности

Егорова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГБУ ДО «АКДТДиМ»

2 Индивидуальная методическая система педагога дополнительного

Индивидуальная методическая система педагога дополнительного

образования

Понятие «методическая система» (МС) (по Т.С. Фещенко) Сложная, открытая динамическая система, включающая цели, содержание, методы и средства, организационные формы, ориентированная на личность педагога, обеспечивающая взаимодействие преподавателя и обучающихся на основе деятельностного подхода и учитывающая социальный контекст развития общества и образования. Обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система. Главная цель МС - обеспечить развитие участников образовательного процесса МС только тогда функционирует, когда она определяется целями, задачами и содержанием обучения, включает планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса.

3 Понятие «художественная одаренность» (по А.А. Никитину и В.С

Понятие «художественная одаренность» (по А.А. Никитину и В.С

Юркевичу)

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – определенный тип развития, в не сумма достижений. Художественная одаренность – интегративное личностное образование, потенциально существующая общая художественная одаренность, основой которой является то, что объединяет все виды искусства – эстетическое отношение к миру и выражение этого отношения средствами различных видов искусства.

4 Возрастные особенности художественной одаренности

Возрастные особенности художественной одаренности

В 5 лет преобладает образно-эмоциональная направленность мышления детей, мироощущению ребенка характерен детский анимизм. В 3-16 лет выявление и развитие художественных склонностей и способностей В 13-16 лет период художественных опытов В 17-20 лет выбор профессионального пути

5 Появляется в раннем детстве; Преобладает острая наблюдательность и

Появляется в раннем детстве; Преобладает острая наблюдательность и

сильная впечатлительность; Характерная способность все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах , замечать необычное, красивое и запоминать на долго. Ребенок одержим занятием искусством, поглощён творчеством, проявляет огромная работоспособность, перфекционизм, целеустремлённость, стремление к трудностям на пределе своих возможностей Характерная установка на высокую цель, одухотворённость, быстрый темп развития, значительно опережающий темп развития обычных детей

Художественно одаренному ребенку свойственна высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений:

6 Психологический портрет одаренного ребенка:

Психологический портрет одаренного ребенка:

Эмоциональная отзывчивость Чуткость и разнообразие выражения чувств Богатство и разнообразие эмоционального опыта Эмоциональная память Восприимчивость к невербальным проявлениям чувств (экстрасенсорное восприятие) Развитое чувство юмора Способность к видению проблемы Легкость и богатство ассоциирования Гибкость мышления Развитая память Легкость генерирования идей Критичность и нонконформизм Способность к переносу знаний, умений и навыков из одной сферы деятельности в другую

7 Детская художественная одаренность как функция и как ценность

Детская художественная одаренность как функция и как ценность

Детская художественная одаренность как ценность – понятие многозначное: она может пониматься как личностная ценность – для самого ребенка, которая определяет его судьбу, выбор жизненного пути; как социальная ценность, как достояние национальной или мировой культуры, в зависимости от уровня и масштаба дарования. Стратегическими становятся следующие цели: раскрытие природы ребенка и ее совершенствование, развитие целостной личности, а не только способностей к художественному творчеству.

Детская художественная одаренность как функция, усиленная природой и обучением, позволяющая ребенку быстро развиваться, демонстрировать академическую успешность и высокую продуктивность, создавать художественные работы, выделяющие его среди сверстников. Одаренность «заслоняет» личность ребенка, педагог больше внимания уделяет развитию одаренности, а не ребенка

8 Сравнительные характеристики возрастной и индивидуальной детской

Сравнительные характеристики возрастной и индивидуальной детской

художественной одаренности

9 Эстетическое отношение к действительности Развитие воли к выражению

Эстетическое отношение к действительности Развитие воли к выражению

эстетических переживаний Владение материалом и художественной формой

Критерии (компоненты) развития художественной одаренности

10 Критериями оценки детской художественной одаренности являются:

Критериями оценки детской художественной одаренности являются:

При диагностике эстетического отношения к действительности - характеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями; при диагностике способностей к творческо-продуктивной деятельности - наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно-найденном образном решении; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства; при диагностике владения формой - получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, заимствованные или собственные варианты композиционных решений.

11 Основной критерий развития художественной одаренности – эстетическое

Основной критерий развития художественной одаренности – эстетическое

отношение к действительности

Эстетическое отношение к действительности (по А.А. Мелик-Пашаеву) Критерии количественного анализа: безоценочно-описательный; эмоционально-оценочный; образный (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картинки). Критерии качественного анализа (признаки, отличающие художественно-одарённую личность) повышенная эмоциональность; Понятие безоценочных определений, описание внешних особенностей в «снятом» образном виде, внутренняя непротиворечивость; тяготение к созданию целостного образа-характера вокруг единого эмоционального стержня, законченность, независимость стратегии описания от конкретной вещи, богатство образов-ассоциаций.

12 Психологической концепции выявления детской художественной одаренности

Психологической концепции выявления детской художественной одаренности

методического инструментария для мониторинга её развития (диагностические методики); педагогической концепции ее развития (принципы, содержание воспитания и обучения, образовательная среда, формы, методы и средства обучения); образовательные программы.

Основными психолого-педагогическими условиями развития детской художественной одарённости в условиях дополнительного образования являются наличие:

13 Родители и учителя (наблюдение за детьми) Психологи (диагностика,

Родители и учителя (наблюдение за детьми) Психологи (диагностика,

консультирование родителей) Педагоги дополнительного образования (качественная оценка детских работ и результатов творчества)

Участники образовательного процесса, выявляющие художественно одаренных детей и их функции

14 Общая профессиональная педагогическая подготовка; обладание

Общая профессиональная педагогическая подготовка; обладание

профессионально значимыми личностными качествами; способность распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, двигательной сфере.

Для работы с одаренными детьми от педагога требуются:

15 Проблемы сферы обучения

Проблемы сферы обучения

Поведенческие проблемы. Внутриличностные проблемы.

Проблемы одаренных, способных детей, требующие от педагога дополнительной коррекционно-развивающей работы, представлены в следующих сферах:

16 Диагностика креативности Д. Гилфорда Тест творческого мышления П

Диагностика креативности Д. Гилфорда Тест творческого мышления П

Торренса Методики А.А. Мелик–Пашаева ( «Описание предмета», «Группировка картинок», «Линия горизонта», «Методика опиши предмет дважды», «Раскраска персонажей».)

Для выявления одаренных детей используются следующие методики:

17 Методика а.А. Мелик-пашаева «раскраска персонажей»

Методика а.А. Мелик-пашаева «раскраска персонажей»

Ребенок получает последовательно, с перерывом два одинаковых контурных изображения какого-либо персонажа. Например, это может быть волшебник, в первом случае-добрый, во втором-злой. Необходимое условие-это контраст оценочного отношения к ним или контрастность их собственного настроения. Кроме силуэта самого персонажа, рисунок должен включать какие-то аксессуары его деятельности и нейтральные детали окружения. Эти рисунки дети раскрашивают, пользуясь любым удобным для них, но и одним и тем же в двух случаях набором материалов. Анализ работ проводится по типам решений данного задания.

18 Выделяют четыре стратегии обучения: Ускорение Углубление Обогащение

Выделяют четыре стратегии обучения: Ускорение Углубление Обогащение

Проблематизация Формирование индивидуальной образовательной траектории ребенка

Инновационные методы работы с художественно одаренными детьми

19 Специфические методы развития детской художественной одаренности

Специфические методы развития детской художественной одаренности

Задания с четкими параметрами произведения; по образцу; по алгоритму (сочинение танца по алгоритму и др.) Методы вовлечения обучающегося в музыкальную, поэтическую, актерскую, танцевальную и др. импровизацию (педагога, групповую, индивидуальную) Метод интерпретации объекта или феномена с целью раскрытия множества потенциальных образов Метод парного творчества (рисунки на одном листе бумаги и др.) Развитие синестезии (формирование образов через язык других видов искусства) Метод сценарной разработки и драматизации Медитативный метод

20 Представление результатов тестирования (в рамках трехкомпонентной

Представление результатов тестирования (в рамках трехкомпонентной

модели художественной одаренности по А.А. Никитину)

Графическое выражение результатов тестирования отражено в рисунке, представляющем собой круг, разделённый на 12 секторов (по числу критериев в трёх компонентах детской художественной одарённости). Секторы в круге объединены в три блока по 4 сектора в каждом. Первый ряд секторов – с 1 по 4 – относится к личностному компоненту, ориентированному на выявление уровня развития эстетического отношения к действительности; второй ряд – с 5 по 8 – относится к творческому компоненту; третий ряд с 9 по 12 секторы – к творчески-исполнительскому. Внутри большого круга располагается еще два круга. Малый круг, расположенный близко от центра окружности, относится к низкому уровню развития; средний круг – к среднему уровню; большой круг – к высшему. В соответствии с результатами тестирования вычерчивается график, охватывающий все секторы круга, соотносящиеся с основными компонентами детской художественной одаренности. Согласно примерному графику, наиболее ярко выражен третий компонент детской художественной одарённости – исполнительский, где все четыре критерия показывают достаточно высокий средний балл) – 4,42 балла (3 + 5,7 + 4 + 5 = 17,7 : 4 = 4,42). Это показатель выше среднего уровня. Менее всего выражен второй – творческий компонент, средний балл которого 3. Первый компонент выражен средним баллом 3,7. Суммируя итоговые баллы трёх компонентов, мы получаем показатель уровня развития детской художественной одарённости, равный 3,7, что говорит об уровне, приближающемся к среднему (4 балла).

21 Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого

Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого

потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника-творца. Для развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность постигать и осваивать различные виды искусства.

22 Литература

Литература

1.Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие / Т.А. Барышева. –СПб., 2002. 2.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.:Педагогика, 1991. 3.Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб,Речь, 2009. 4.Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости /А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5. – С. 6. 5.Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Автореферат диссертации на соискание уч.степени доктора наук /А.А.Мелик-Пашаев. – М.: 1994. 6.Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству /А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: 1995. 7.Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н., Адаскина, А.А., Кудина, Г.Г., Чубук,Н.Ф. Психологические основы художественного развития / А.Мелик-Пашаев. – М.: МГПУ, 2006. 8.Никитин, А.А. Художественная одарённость. Монография / А.А.Никитин. – М.: Классика-ХХ1, 2010.

«Индивидуальная методическая система педагога дополнительного образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/individualnaja-metodicheskaja-sistema-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovanija-kak-effektivnyj-instrument-razvitija-detskoj-khudozhestvennoj-odarennosti-244756.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Культура России в 19 веке > Индивидуальная методическая система педагога дополнительного образования как эффективный инструмент развития детской художественной одаренности