Мировая художественная культура
<<  Презентация на тему: «Чистое искусство» Художественный образ  >>
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
«У нас за плечами – великие тени… Все изменяется: мы стоим перед лицом
«У нас за плечами – великие тени… Все изменяется: мы стоим перед лицом
История Зеркала
История Зеркала
История зеркала началась уже с пятого тысячелетия до нашей эры
История зеркала началась уже с пятого тысячелетия до нашей эры
Первые стеклянные зеркала были созданы в I веке нашей эры: стеклянная
Первые стеклянные зеркала были созданы в I веке нашей эры: стеклянная
С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти
С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти
Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке, когда было
Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке, когда было
Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их
Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано,
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано,
Французские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные
Французские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные
Крупное промышленное производство зеркал начинается в XVIII веке, а
Крупное промышленное производство зеркал начинается в XVIII веке, а
Античность и образ зеркала
Античность и образ зеркала
Платон 428-348гг
Платон 428-348гг
Миф о Нарциссе
Миф о Нарциссе
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Владимир Соловьев 1853 - 1900
Владимир Соловьев 1853 - 1900
x x x Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только
x x x Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только
Александр Блок 1880-1921
Александр Блок 1880-1921
Средневековые традиции
Средневековые традиции
Иеронимус Босх
Иеронимус Босх
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Правда
Правда
Искусство как зеркало самопознания
Искусство как зеркало самопознания
Иисус в доме Марфы и Марии
Иисус в доме Марфы и Марии
Отражение в зеркале
Отражение в зеркале
«Его блеск и величие покажут тебе, что есть ты сам…» Блаженный
«Его блеск и величие покажут тебе, что есть ты сам…» Блаженный
На пороге Ренессанса человек делает новый шаг к самопознанию и, в
На пороге Ренессанса человек делает новый шаг к самопознанию и, в
«Я есть Христос» Лютер
«Я есть Христос» Лютер
Образ Христа в русской литературе
Образ Христа в русской литературе
<>
<>
Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и
Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и
Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья,
Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья,
Творчество Александра Блока завершает традицию русской классической
Творчество Александра Блока завершает традицию русской классической
Предо мною - грань богопознанья, Неизбежный сумрак, черный дым
Предо мною - грань богопознанья, Неизбежный сумрак, черный дым
Это самоощущение Блок выразил в своем стихотворении «Двойник» Знаком
Это самоощущение Блок выразил в своем стихотворении «Двойник» Знаком
Вот он - Христос - в цепях и розах За решеткой моей тюрьмы
Вот он - Христос - в цепях и розах За решеткой моей тюрьмы
Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь, — Когда палач
Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь, — Когда палач
«Петербург провалился
«Петербург провалился

Презентация на тему: «Искусство как зеркало самопознания». Автор: . Файл: «Искусство как зеркало самопознания.ppt». Размер zip-архива: 4911 КБ.

Искусство как зеркало самопознания

содержание презентации «Искусство как зеркало самопознания.ppt»
СлайдТекст
1 Искусство как зеркало самопознания

Искусство как зеркало самопознания

Роман – зеркало, которое проносят вдоль большой дороги. Ф. Стендаль Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи… А.С. Пушкин

2 «У нас за плечами – великие тени… Все изменяется: мы стоим перед лицом

«У нас за плечами – великие тени… Все изменяется: мы стоим перед лицом

нового и всемирного. Мы пережили то, что другим удается пережить в сто лет; в грозовом свете нам примечтались и умудрили нас поздней мудростью все века» А. Блок

3 История Зеркала

История Зеркала

4 История зеркала началась уже с пятого тысячелетия до нашей эры

История зеркала началась уже с пятого тысячелетия до нашей эры

Для их изготовления применялись бронза и серебро. В качестве материала использовались отполированные куски обсидиана.

5 Первые стеклянные зеркала были созданы в I веке нашей эры: стеклянная

Первые стеклянные зеркала были созданы в I веке нашей эры: стеклянная

пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле.

6 С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти

С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти

одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол.

Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и специальными тазиками с водой.

7 Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке, когда было

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке, когда было

усовершенствован-но их производство. Но они оставались вогнутыми.

8 Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их

Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их

умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал.

9 В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано,

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано,

расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее.

10 Французские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные

Французские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные

тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию. Французы оказались способными учениками и вскоре была создана Королевская мануфактура.

11 Крупное промышленное производство зеркал начинается в XVIII веке, а

Крупное промышленное производство зеркал начинается в XVIII веке, а

именно на Сен-Гобенской мануфактуре. Совершенствуется производство, постепенно зеркало перестает быть предметом роскоши и становится предметом необходимости.

12 Античность и образ зеркала

Античность и образ зеркала

13 Платон 428-348гг

Платон 428-348гг

до н.э.

14 Миф о Нарциссе

Миф о Нарциссе

15 Искусство как зеркало самопознания
16 Искусство как зеркало самопознания
17 Искусство как зеркало самопознания
18 Искусство как зеркало самопознания
19 Владимир Соловьев 1853 - 1900

Владимир Соловьев 1853 - 1900

20 x x x Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только

x x x Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только

отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете — Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете? В.С. Соловьев

x x x Внемля зову жизни смутной, Тайно плещущей во мне, Мысли ложной и минутной Не отдамся и во сне. Жду волны – волны попутной К лучезарной глубине. Чуть слежу, склонив колени, Взором кроток, сердцем тих, Уплывающие тени Суетливых дел мирских Средь видений, сновидений, Голосов миров иных. А.А. Блок

21 Александр Блок 1880-1921

Александр Блок 1880-1921

22 Средневековые традиции

Средневековые традиции

Идеи Платона отражёнными и преломлёнными проходят через эпоху средневековья.

Самолюбование Искажение Дьявол

Истина зеркала Лик Христа

23 Иеронимус Босх

Иеронимус Босх

На полотне под названием «Семь смертных грехов» гордыня изображена в виде женщины, смотрящейся в зеркало и любующейся собой. По мнению учёных мужей Средневековья, зеркало и фантазии дают искажённую картину мира, созданного богом. Мир охвачен смятением, терзаем смутой. Такой мир недоступен разуму, существует в обманчивых оптических эффектах. Зеркало не свидетельствует об истинном лице человека, а искажает его.

24 Искусство как зеркало самопознания
25 Искусство как зеркало самопознания
26 Правда

Правда

Лик Божий.

В средневековье в религиозном сознании через зеркало также осмысливалось отношение человека к миру. Средневековые мыслители провозглашали, что “все творения мира суть для нас как бы книга, картина и зеркало» Мудрые и божественные учители сходились в том, что видимое поистине есть образ невидимого и что творца можно увидеть по творению как бы в зеркале и подобии” «Мы же все... как в зеркале, взирая на славу Господню...». В эту славу облечена правда Божия; именно потому что Господь есть Истина, Он «воцарися, в лепоту облечеся». И когда Он являет Свое лицо, свет этого лица исторгает из сердца Его твари славословие, воспевающее Его Царство, силу и славу. Бог «озарил сердца наши, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Он творит из сердца орган не только для познания славы Божией, но и для отражения её: «Знаменуется свет Твой на ликах святых Твоих», - поет Церковь.

27 Искусство как зеркало самопознания
28 Иисус в доме Марфы и Марии

Иисус в доме Марфы и Марии

Диего Веласкес

29 Отражение в зеркале

Отражение в зеркале

30 «Его блеск и величие покажут тебе, что есть ты сам…» Блаженный

«Его блеск и величие покажут тебе, что есть ты сам…» Блаженный

Августин

31 На пороге Ренессанса человек делает новый шаг к самопознанию и, в

На пороге Ренессанса человек делает новый шаг к самопознанию и, в

отличие от средневековой картины мира с «высоким» Богом, признаёт, что создан по образу и подобию Его и именно в этом заключаются достоинство и превосходство человека.

32 «Я есть Христос» Лютер

«Я есть Христос» Лютер

Апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос»

33 Образ Христа в русской литературе

Образ Христа в русской литературе

34 <>

<>

Русская общественная мысль нового времени, начиная с 30 годов 19 века, активно сопрягала судьбу России с образом Христа. Славянофилы впервые заговорили о том, что у России особый путь развития, отличный от западноевропейского. Они связывали своеобразие России с православием. В русской литературе создается образ русского Христа, чей подвиг повторяет русский народ. А.С. Хомяков писал, что «высший подвиг в терпении, любви и мольбе». Высшим выражением этой идеи можно назвать парадоксальное высказывание Ф.М. Достоевского, что если Христос был, то он был русским

35 Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и

Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и

Запада как двух миров, органически различных по своему жизненному строю. Запад, утверждает он, не знает ничего подобного цельности и единству России, которые являются результатом подлинно христианского характера русского народа. Основа нравственной природы его – чувство смирения, способность к самоотвержению и самопожертвованию, на которых зиждется подлинно христианское православное братство.

36 Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья,

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя. Ф.И. Тютчев

37 Творчество Александра Блока завершает традицию русской классической

Творчество Александра Блока завершает традицию русской классической

литературы 19 века и открывает новые пути. Главную тему своего романа в стихах - «трилогии вочеловечения»- сам А. Блок определил как тему о России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвятил жизнь…»

38 Предо мною - грань богопознанья, Неизбежный сумрак, черный дым

Предо мною - грань богопознанья, Неизбежный сумрак, черный дым

«Действительный (небесный)… свет может воссиять только из тьмы».

39 Это самоощущение Блок выразил в своем стихотворении «Двойник» Знаком

Это самоощущение Блок выразил в своем стихотворении «Двойник» Знаком

этот образ печальный, И где-то я видел его... Быть может, себя самого Я встретил на глади зеркальной?

40 Вот он - Христос - в цепях и розах За решеткой моей тюрьмы

Вот он - Христос - в цепях и розах За решеткой моей тюрьмы

Вот Агнец Кроткий в белых ризах Пришел и смотрит в окно тюрьмы. В простом окладе синего неба Его икона смотрит в окно. Убогий художник создал небо. Но Лик и синее небо - одно. Единый, Светлый, немного грустный - За Ним восходит хлебный злак, На пригорке лежит огород капустный, И березки и елки бегут в овраг. И всё так близко и так далёко, Что, стоя рядом, достичь нельзя, И не постигнешь синего Ока, Пока не станешь сам как стезя... Пока такой же нищий не будешь, Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг, Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь, И не поблекнешь, как мертвый злак.

41 Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь, — Когда палач

Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь, — Когда палач

рукой костлявой Вобьет в ладонь последний гвоздь, - Когда над рябью рек свинцовой, В сырой и серой высоте, Пред ликом родины суровой Я закачаюсь на кресте, — Тогда — просторно и далеко Смотрю сквозь кровь предсмертных слез, И вижу: по реке широкой Ко мне плывет в челне Христос. В глазах — такие же надежды, И то же рубище на нем. И жалко смотрит из одежды Ладонь, пробитая гвоздем. Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн Твой — будет ли причален К моей распятой высоте?

42 «Петербург провалился

«Петербург провалился

Есть там только один заложник. Человек – символ страшного мира, точка приложения всей муки его, единственная правда о нем, а может быть, и единственное оправдание его». Е.Ю. Кузьмина-Караваева (мать Мария)

«Искусство как зеркало самопознания»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/iskusstvo-kak-zerkalo-samopoznanija-183779.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Мировая художественная культура > Искусство как зеркало самопознания