Современная культура
<<  Постмодернизм Постмодернизм  >>
Постмодернизм
Постмодернизм
План урока
План урока
Постмодернизм -
Постмодернизм -
Русский постмодернизм прошел в своем развитии три этапа : период
Русский постмодернизм прошел в своем развитии три этапа : период
Черты постмодернизма
Черты постмодернизма
Интертекст
Интертекст
Учимся читать постмодернистский текст
Учимся читать постмодернистский текст
Виктор Пелевин
Виктор Пелевин
Первый абзац рассказа «Ника» отсылает читателя к рассказу И. Бунина
Первый абзац рассказа «Ника» отсылает читателя к рассказу И. Бунина
Из поэтики постмодернизма
Из поэтики постмодернизма
---Какое представление о героине рассказа «Ника» возникает у читателя
---Какое представление о героине рассказа «Ника» возникает у читателя
Игра с читателем по принципу «Ожидаешь женщину- получаешь что-то
Игра с читателем по принципу «Ожидаешь женщину- получаешь что-то
Она не станет читать твой диплом, И ты не примешь ее всерьез
Она не станет читать твой диплом, И ты не примешь ее всерьез
Помню, что-то я ей пел про ресницы, И на ушко ей шептал дребедень я,
Помню, что-то я ей пел про ресницы, И на ушко ей шептал дребедень я,
Определите фрагмент, с которого в тексте начинается тема измены,
Определите фрагмент, с которого в тексте начинается тема измены,
Как автор готовит читателя к трагической развязке
Как автор готовит читателя к трагической развязке
--- Как в тексте рассказа реализован приём обманутого ожидания
--- Как в тексте рассказа реализован приём обманутого ожидания
Как вы ответите на вопрос: кто же — он или она — является главным
Как вы ответите на вопрос: кто же — он или она — является главным
Ссылки
Ссылки

Презентация на тему: «Постмодернизм». Автор: . Файл: «Постмодернизм.pptx». Размер zip-архива: 308 КБ.

Постмодернизм

содержание презентации «Постмодернизм.pptx»
СлайдТекст
1 Постмодернизм

Постмодернизм

В русской литературе

2 План урока

План урока

1.Определение постмодернизма. 2.Этапы развития русского постмодернизма. 3.Черты постмодернизма. 4.Рассказ В.Пелевина "Ника".

3 Постмодернизм -

Постмодернизм -

Широкое общественное течение в различных областях культуры- философии, литературе, музыке, живописи, архитектуре. .

Возник в 60-е годы в эпоху культурного кризиса в США как результат глубокого разочарования в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями XVIII в.

4 Русский постмодернизм прошел в своем развитии три этапа : период

Русский постмодернизм прошел в своем развитии три этапа : период

становления (конец 60-х- 70-е годы) - Андрей Битов «Пушкинский дом» , Венедикт Ерофеев "Москва-Петушки", Саша Соколов"Школа для дураков", стихи Иосифа Бродского, Дмитрия Пригова ; период утверждения русского постмодернизма как литературного направления (70-е- 80-е годы) - Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Вл. Сорокин, Михаил Берг ; период легализации (конец 80-х- 90-е годы) - Тимур Кибиров, Вл. Друк, Иосиф Бродский, Дмитрий Пригов, Вл. Сорокин, Л. Петрушевская,Л.Улицкая, Т.Толстая, В. Пелевин и др.

5 Черты постмодернизма

Черты постмодернизма

Смешение элементов массовой и элитарной литературы

Интертекстуальность, игра чужими словами

Парадоксальный сюжет

Мистификация

Экзотические персонажи

6 Интертекст

Интертекст

Выхожу один я на дорогу В старомодном ветхом шушуне, Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, Впрочем, речь пойдет не обо мне… И.Иртеньев Освобожденная страна, Вздохнув ,развалится на части, Но кто- то соберет запчасти И вспомнит наши имена. Вл. Друк

7 Учимся читать постмодернистский текст

Учимся читать постмодернистский текст

Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. Л.Н. Толстой

(Урок по рассказу В.Пелевина "Ника" )

8 Виктор Пелевин

Виктор Пелевин

(Род. 1962) — культовое имя в современной русской литературе, писатель-постмодернист ; по свидетельству критиков, вернул русской литературе читателя.

Согласны ли вы с этим утверждением? Если вы поклонник и знаток творчества Пелевина, то попытайтесь ответить на вопрос, чем оно для вас привлекательно? Если вы не знаете и/или не любите его произведений, то вернитесь к этому заданию после того, как работа над рассказом будет завершена.

9 Первый абзац рассказа «Ника» отсылает читателя к рассказу И. Бунина

Первый абзац рассказа «Ника» отсылает читателя к рассказу И. Бунина

ервый абзац рассказа «Ника» отсылает читателя к рассказу И. Бунина «Легкое дыхание: 1. это и прямая цитата из Бунина (Теперь, когда ее легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…); 2. и упоминание о томе Бунина и снимке героини . ---Какие приемы здесь использует Пелевин?

10 Из поэтики постмодернизма

Из поэтики постмодернизма

ОКСЮМОРОН – сочетание несочетаемого АЛЛЮЗИЯ- прямая отсылка к известному литературному высказыванию или факту РЕМИНИСЦЕНЦИЯ- косвенная отсылка к другому тексту, напоминание о другом художественном произведении, факте культурной жизни. -ЦИТАТА- включение автором в собственный текст элемента чужого высказывания.

11 ---Какое представление о героине рассказа «Ника» возникает у читателя

---Какое представление о героине рассказа «Ника» возникает у читателя

по ассоциации с героиней Бунина? ---Какие предположения об отношениях между рассказчиком и героиней можно сделать? ---Какие слова снижают, «приземляют» образ Ники? --- Вспомните произведения ,которые помогают понять “конфликт” между “мыслящим” мужчиной и “естественной” женщиной?

Князь Андрей и Наташа

Соня читает Раскольникову Евангелие.

Онегин и Татьяна

12 Игра с читателем по принципу «Ожидаешь женщину- получаешь что-то

Игра с читателем по принципу «Ожидаешь женщину- получаешь что-то

другое» –явление, не чуждое попсе и року.

13 Она не станет читать твой диплом, И ты не примешь ее всерьез

Она не станет читать твой диплом, И ты не примешь ее всерьез

Но она возьмет тебя на поводок, И ты пойдешь за нею, как пес. Она расскажет тебе твои сны И этим лишит тебя сна. Она откроет своим ключом Клетки всех твоих спрятанных птиц, Но не скажет их имена.

Борис Гребенщиков

14 Помню, что-то я ей пел про ресницы, И на ушко ей шептал дребедень я,

Помню, что-то я ей пел про ресницы, И на ушко ей шептал дребедень я,

Только вдруг она взлетела как птица — То ли девочка, а то ли виденье. И смотрел я в небо звездное долго, И назавтра был больной целый день я. Я искал ее, да только без толку — То ли девочку, а то ли виденье. Максим Леонидов

15 Определите фрагмент, с которого в тексте начинается тема измены,

Определите фрагмент, с которого в тексте начинается тема измены,

вернее, мистификации измены. ---Использование каких образов помогает Пелевину поддержать развитие этой темы? С помощью каких художественных средств они создаются? ---Как описывается рассказчиком его “соперник” ? ---Как соотнесены в художественном мире рассказа “мерседес” с запоминающимся номером “ХРЯ” или “ХАМ”, “невыразительные глаза, пошлые бесцветные усы и вид, полный собственного достоинства” соперника ?

16 Как автор готовит читателя к трагической развязке

Как автор готовит читателя к трагической развязке

Для ответа на этот вопрос вновь сопоставьте тексты Пелевина и Бунина. «Лёгкое дыхание»: “Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”. “Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”. «Ника» : “Теперь, когда её лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…” “Со второго этажа доносилась тихая музыка, кусты чуть качались от ветра, и снега вокруг уже совсем не было; скоро лето, подумал я. Но всё же было ещё холодно”.

17 --- Как в тексте рассказа реализован приём обманутого ожидания

--- Как в тексте рассказа реализован приём обманутого ожидания

---Почему автор сделал героиней рассказа кошку? ---Найдите в тексте рассказа все “кошачьи” аллюзии и объясните, как и с какой целью они использованы автором. ---Как изменяется восприятие рассказа читателем, когда мистификация раскрывается и он узнаёт, что героиня — кошка?

18 Как вы ответите на вопрос: кто же — он или она — является главным

Как вы ответите на вопрос: кто же — он или она — является главным

героем рассказа? И — самое главное — о чём этот рассказ?

В сущности, публика состоит из множества групп, которые кричат нам: Утешьте меня. Позабавьте меня. Дайте мне погрустить. Растрогайте меня. Дайте мне помечтать. Рассмешите меня. Заставьте меня содрогнуться. Заставьте меня плакать. Заставьте меня размышлять… Ги де Мопассан

19 Ссылки

Ссылки

1. http://pelevin.nov.ru/ 2.http://www.youtube.com/watch?v=tfXT9g_7F6g

«Постмодернизм»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/postmodernizm-173222.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды