Искусство
<<  Символы в искусстве Искусство и технологии ренессанса  >>
Евграфов Павел
Евграфов Павел
Значительный звук
Значительный звук
Знаки
Знаки
Иероним Босх
Иероним Босх
Триптих
Триптих
Чаша
Чаша
Выбор колорита
Выбор колорита
Значимость вещи
Значимость вещи
Череп
Череп
Натюрморт
Натюрморт
Ван Стрек
Ван Стрек
Клас
Клас
Корзина фруктов
Корзина фруктов
Mеmento mori
Mеmento mori
Символические детали
Символические детали
Символы
Символы
Выразительное и говорящее бытие
Выразительное и говорящее бытие
Ван Гог
Ван Гог
Страсти человека
Страсти человека
Символы в музыкальном искусстве
Символы в музыкальном искусстве
Гордость
Гордость

Презентация: «Примеры символов в искусстве». Автор: Татьяна. Файл: «Примеры символов в искусстве.ppt». Размер zip-архива: 12553 КБ.

Примеры символов в искусстве

содержание презентации «Примеры символов в искусстве.ppt»
СлайдТекст
1 Евграфов Павел

Евграфов Павел

Подготовил: Евграфов Павел 8-а класс

Знаки и символы искусства

2 Значительный звук

Значительный звук

Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.

3 Знаки

Знаки

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

4 Иероним Босх

Иероним Босх

Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов

Семь добродетелей

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств

5 Триптих

Триптих

Иероним Босх (Около 1450-1516) Триптих Сад земных наслаждений.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

6 Чаша

Чаша

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

С. Боттичелли «Благовещение»

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания.

7 Выбор колорита

Выбор колорита

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Троица. Андрей Рублев.

8 Значимость вещи

Значимость вещи

В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья.

9 Череп

Череп

Череп — напоминание о неизбежности смерти. Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь». Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Песочные и механические часы — быстротечность времени. Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.

На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями.

10 Натюрморт

Натюрморт

Натюрморт (франц. nature morte — мертвая природа) — жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь.

П. Клас. Натюрморт с рыбой

11 Ван Стрек

Ван Стрек

Ю. Ван Стрек. Суета сует

Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует). напоминающий человеку о бренности его существования.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas — суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.

12 Клас

Клас

П. Клас. Натюрморт с устрицами

А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

13 Корзина фруктов

Корзина фруктов

"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста, голландского художника, мастера замаскированной символики, содержит многие символы. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы и зла.

Корзина фруктов, 1625г

14 Mеmento mori

Mеmento mori

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" . При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов. И очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о смерти".

Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. Что говорит о скоротечности, краткости нашего пребывания на земле.

Зато раковина, символ паломничества, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Натюрморт голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori"

15 Символические детали

Символические детали

Большую роль играют символические детали и в портрете.

Кипренский Орест Адамович . Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной.

На этом портрете художник представил нам молодую красивую женщину, которая так глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется совершенно отрешённой от всего окружающего. На ней чёрное платье, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. О многом говорит и одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминающая нам печальную легенду о нелепой гибели юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет, — символ как нравственной чистоты, так и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Е. С. Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение).

16 Символы

Символы

Символы используются и в архитектуре

Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав — семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать — Иисуса Христа и 12 апостолов.

17 Выразительное и говорящее бытие

Выразительное и говорящее бытие

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.

Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.

18 Ван Гог

Ван Гог

В. Ван Гог. Звездная ночь

Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

19 Страсти человека

Страсти человека

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

20 Символы в музыкальном искусстве

Символы в музыкальном искусстве

Символы в музыкальном искусстве Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон— высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

21 Гордость

Гордость

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

«Примеры символов в искусстве»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/primery-simvolov-v-iskusstve-56918.html
cсылка на страницу

Искусство

20 презентаций об искусстве
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Искусство > Примеры символов в искусстве