Культура России в 19 веке
<<  По мхк русский авангард Художественный мир Геннадия Айги  >>
Русский авангард XX века Казимир Малевич
Русский авангард XX века Казимир Малевич
Казимир Малевич
Казимир Малевич
Казимир Малевич
Казимир Малевич
Казимир Малевич
Казимир Малевич
Голова мальчика в шляпе
Голова мальчика в шляпе
Голова современной девушки
Голова современной девушки
Пейзаж с белым домом
Пейзаж с белым домом
Девушка без службы
Девушка без службы
Весенний пейзаж
Весенний пейзаж
На бульваре
На бульваре
Цветочница
Цветочница
Плащаница
Плащаница
Поля
Поля
Аргентинская полька
Аргентинская полька
Садовник
Садовник
Купальщик
Купальщик
Полотеры
Полотеры
Французские фовисты
Французские фовисты
Жница
Жница
Крестьянка с ведрами и ребенком
Крестьянка с ведрами и ребенком
Плотник
Плотник
Утро после вьюги в деревне
Утро после вьюги в деревне
Женщина с ведрами
Женщина с ведрами
Точильщик
Точильщик
Портрет Михаила Матюшина
Портрет Михаила Матюшина
Корова и скрипка
Корова и скрипка
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был
Черный квадрат
Черный квадрат
Мистическая волна из Вселенной
Мистическая волна из Вселенной
Безмолвие
Безмолвие
Ощущение полетов
Ощущение полетов
Металлический звук
Металлический звук
Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам,
Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам,
Казимир Малевич
Казимир Малевич
Марк Шагал
Марк Шагал
Эль Лисицкий плакат Клином красным бей белых
Эль Лисицкий плакат Клином красным бей белых
Два крестьянина на фоне полей
Два крестьянина на фоне полей
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Жницы
Жницы
Голова крестьянина
Голова крестьянина
Девушки в поле
Девушки в поле
В 1922 – 1923 годах Малевич со своими учениками работал на
В 1922 – 1923 годах Малевич со своими учениками работал на
Тарелка, ваза, чернильница
Тарелка, ваза, чернильница
Супрематический чайник
Супрематический чайник
Список использованных материалов:
Список использованных материалов:

Презентация на тему: «Русский авангард XX века Казимир Малевич». Автор: . Файл: «Русский авангард XX века Казимир Малевич.ppt». Размер zip-архива: 1957 КБ.

Русский авангард XX века Казимир Малевич

содержание презентации «Русский авангард XX века Казимир Малевич.ppt»
СлайдТекст
1 Русский авангард XX века Казимир Малевич

Русский авангард XX века Казимир Малевич

Автор Денисова И.Н. ГБОУ НПО ПУ-1 г. Удомля Тверской обл.

2 Казимир Малевич

Казимир Малевич

Автопортрет

Казимир Малевич (1878-1935). Русский художник, один из основателей геометрического абстрактного искусства.

3 Казимир Малевич

Казимир Малевич

Яблони в цвету

Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) февраля 1878 года в доме на окраине Киева. Его отец был управляющим на сахароваренном заводе известного украинского промышленника Терещенко. И отец, и мать по происхождению были поляками. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем; помимо него, в семье было еще четыре сына и четыре дочери.

4 Казимир Малевич

Казимир Малевич

Пейзаж с пятью домами

Служба отца требовала частых перемещений, и детство будущий художник провел в украинских селениях, окруженных свекольными полями. И через пятьдесят лет Малевич с волнением вспоминал образы благодатной украинской природы, колоритные картины крестьянского труда. До конца дней счастливые видения украинского детства были для художника воплощенной идиллией, земным парадизом.

5 Голова мальчика в шляпе

Голова мальчика в шляпе

Глава семьи, превосходный сахаровар, прочил сыну наследственную профессию, и настоящую специальность" тот получил в селе Пархомовка близ Белополья, где закончил пятиклассное агрономическое училище. Мать, Людвига Александровна, была поэтически одаренной натурой: она писала стихи по-польски, а самому Малевичу так нравились её вышивки, кружева и вязанье, что он обучился под её руководством всем приемам женского рукоделья . Людвига Александровна, будучи с сыном в гостях у родственников в Киеве, не поскупилась на дорогостоящее приобретение - ящик с полным набором красок. Именно с тех пор, с 15 лет, Малевич не расставался с кистью.

6 Голова современной девушки

Голова современной девушки

В 1896 году семья Малевичей осела в Курске; с этим провинциальным городом будущий художник был тесно связан более десяти лет. В Курске он вступил в свое третье десятилетие, возраст телесного расцвета и зрелости. Около 1899 года братья Малевичи женились на сестрах Зглейц, дочерях курского лекаря: Казимир на Казимире, Мечислав на Марии.

7 Пейзаж с белым домом

Пейзаж с белым домом

Солидный семьянин, Малевич нуждался в средствах. На жизнь ему пришлось зарабатывать службой в Управлении Курско-Московской железной дороги. Вместе с единомышленниками Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Подражая настоящим школам, энтузиасты рисовали с гипсов, но любимым их занятием была работа с натурой. Всепоглощающая страсть к кисти и краскам сыграла, в конце концов, свою судьбоносную роль. "... меня начала мысль о Москве сильно тревожить, но денег не было, а вся загадка была в Москве, природа была всюду, а средства как написать ее были в Москве, где жили тоже знаменитые художники"

8 Девушка без службы

Девушка без службы

С 1905 по 1907 годы Малевич трижды пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но безуспешно.

9 Весенний пейзаж

Весенний пейзаж

Первые опыты Малевича в Москве связаны с импрессионизмом. С помощью красок художник создает вибрирующую светом картину природы.

10 На бульваре

На бульваре

Однако среди произведений живописца-любителя, присутствует несколько работ, совсем иных по характеру и исполнению. Это не бесхитростные натурные этюды: используя реальные наблюдения, художник строил крупную картинную форму, где наличествовала некая фабула, в пейзаже доминировали фигуры людей, занятых повседневной жизнью.

11 Цветочница

Цветочница

Вместе с тем, исходные "реальные наблюдения" подозрительно сильно отдают впечатлениями не столько от действительности, сколько от искусства. Так, в галантном сюжете Цветочниц слышится скорее парижский, чем курский акцент: в облике героини без труда распознается типаж ренуаровских женщин.

12 Плащаница

Плащаница

В 1905 году, не попав в училище, Малевич приступил к занятиям у Ивана Федоровича Рерберга (1865-1938). Рерберг играл заметную роль в художественном мире Москвы. В студии Малевич занимался до 1910 года.

13 Поля

Поля

В 1909 году Малевич вступил во второй брак, его избранницей стала детская писательница Софья Михайловна Рафалович Дачный поселок Немчиновка, где у тестя-врача был дом, превратился для художника в самое дорогое место на земле - с конца 1900-х годов и до конца жизни все свободное время он старался провести в Немчиновке и ее окрестностях.

14 Аргентинская полька

Аргентинская полька

Первая половина 1911 года для Малевича была богата на публичные смотры: помимо выставок в старой столице, он выступил вместе с группой москвичей на третьей выставке петербургского "Союза молодежи". Сближение с петербуржцами послужило для него прологом будущих существенных событий. На следующей московской выставке, собранной Ларионовым и получившей шокирующее название "Ослиный хвост" (март-апрель 1912), Малевич экспонировал более двух десятков работ.

15 Садовник

Садовник

Вдохновлявшими образцами были произведения фольклорного искусства - вывески, лубки, росписи подносов. Все картины были сюжетно-бытовыми: так, устремляется к воде неуклюжий Купальщик с ластоподобными конечностями; оплывший книзу Садовник окаменел, как памятник самому себе, а Полотеры, напротив, лихо изогнуты в трудовом раже.

16 Купальщик

Купальщик

Неимоверная сила цвета, его красочная интенсивность словно деформируют своим брутальным напором рисунок и композицию. Не только с точки зрения академических канонов, но и с точки зрения здравого смысла не может быть таких анатомических аномалий в человеческих фигурах, каковые наблюдаются у Купальщика или Полотеров.

17 Полотеры

Полотеры

Однако Малевич напряженно и трудно нащупывал ту истину, которую впоследствии будет считать единственно верной: картина должна представлять собой самостоятельный организм, который развивается и строится по своим собственным законам - законы же эти диктуются чисто живописными средствами, прежде всего цветом. Путеводными ориентирами на этом пути ему служили французские фовисты («дикие"), прозванные так за пронзительную мощь цвета.

18 Французские фовисты

Французские фовисты

Анри Матисс. Гармония в красных тонах

19 Жница

Жница

На полотнах первой крестьянской серии - Жница, Плотник, Крестьянка с ведрами и ребенком, Уборка ржи - хорошо виден решительный перелом в искусстве Малевича. Фигуры крестьян, занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности, иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности.

20 Крестьянка с ведрами и ребенком

Крестьянка с ведрами и ребенком

Сельские жители, их труд и быт возвеличены и героизированы. Крестьяне Малевича, словно составленные из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальной застылостью черт. Крестьянские физиономии явно хранили воспоминания о сумрачных ликах церковных образов.

21 Плотник

Плотник

Вместе с тем, "иконописные" головы крестьянок, молящихся в храме, или лицо деревенского косаря, торжественно предстоявшего на пылающем красном фоне, удивительным образом сочетали каноническую большеглазость и обобщенность внеиндивидуальных черт с трехгранными носами и экзотической окраской лиц.

22 Утро после вьюги в деревне

Утро после вьюги в деревне

В замыкавших крестьянскую серию полотнах - Женщина с ведрами, Утро после вьюги в деревне, Голова крестьянской девушки - цилиндры и конусы, еще напоминая о породивших их человеческих фигурах и бытовых сюжетах, все более и более обособлялись, начинали вести самочинную жизнь.

23 Женщина с ведрами

Женщина с ведрами

Формировался новый художественный строй картины: она была призвана воздействовать на зрителя уже не фабулой, темой, а прежде всего выразительной игрой живописных элементов.

24 Точильщик

Точильщик

Картина Точильщик (Принцип мелькания), написанная Малевичем в 1912 году, в перспективе времени превратилась в классическое полотно русского кубофутуризма.

25 Портрет Михаила Матюшина

Портрет Михаила Матюшина

Кубофутуристические портреты Малевича воссоздавали человеческий облик, сконструированный из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, в которые выстраивались предметные и фактурные комбинации. Человеческое "лицо" представало на этих портретах как проекция внутренних ощущений, как совокупность впечатлений, в которых художник стремился выразить суть личности.

26 Корова и скрипка

Корова и скрипка

В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Малевич обретался в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу - это было много дешевле, чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической Иногда средств не хватало даже на холст - и тогда в ход шла мебель. Трем полкам обыкновенной этажерки суждено было обрести бессмертие, став тремя картинами Малевича. Туалетная шкатулка, Станция без остановки, Корова и скрипка имеют одни и те же размеры, а по углам их деревянных прямоугольников заметны заделанные круглые отверстия, через которые некогда проходили соединявшие их стойки.

27 По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был

По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был

"закон контрастов", именуемый им также "момент борьбы". В столкновении контрастных изображений Малевич увидел инструментарий, с помощью которого можно взорвать, разрушить окостеневшие догмы старого искусства.

Первой картиной, наглядно воплотившей парадоксальность открытого закона, и стала Корова и скрипка. Примечательно, что автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл сюжета обстоятельной надписью на обороте: "Алогическое сопоставление двух форм - "корова и скрипка" - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками. К.Малевич".

28 Черный квадрат

Черный квадрат

"Полное затмение" произошло в его историческом Черном квадрате на белом фоне (1915), где и была осуществлена настоящая "победа над Солнцем": оно, как явление природы, было замещено, вытеснено соприродным ему явлением, суверенным и природоестественным - квадратная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения.

29 Мистическая волна из Вселенной

Мистическая волна из Вселенной

Черный квадрат Малевич определял как "нуль форм", базисный элемент мира и бытия. Черный квадрат был первофигурой, первоначальным элементом нового "реалистического" творчества. Черный квадрат, Черный крест, Черный круг были "тремя китами", на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение.

30 Безмолвие

Безмолвие

Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом.

31 Ощущение полетов

Ощущение полетов

Фоном супрематических композиций является всегда некая белая среда - ее глубина, ее емкость неуловимы, неопределимы, но явственны. Необычное пространство живописного супрематизма, как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества, ближайшим аналогом имеет мистическое пространство русских икон, неподвластное обыденным физическим законам.

32 Металлический звук

Металлический звук

Бестелесные геометрические элементы парят в бесцветном, безвесном космическом измерении, представляя собой чистое умозрение, явленное воочию.

33 Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам,

Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам,

написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую трансцендентную "белую бездну", где господствуют законы динамики и статики, - Малевич дал наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", что в переводе означало "превосходство", "главенство", "доминирование". На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.

34 Казимир Малевич

Казимир Малевич

Автопортрет

После Октябрьской революции Малевич продолжил обширную деятельность - вместе с Татлиным и другими левыми художниками он занимал ряд постов в официальных органах Народного комиссариата просвещения. Особую его заботу вызывало развитие музейного дела в России; он активно участвовал в музейном строительстве, разрабатывая концепции музеев нового типа, где должны были быть представлены и работы авангардистов.

35 Марк Шагал

Марк Шагал

Над городом

В июле 1919 года Малевич написал свой первый большой теоретический труд О новых системах в искусстве. Желание издать его и нарастающие житейские трудности - жена художника ждала ребенка, семья жила под Москвой в холодном нетопленом доме -заставили его принять приглашение переехать в провинцию. В губернском городе Витебске с начала 1919 года работало Народное художественное училище, организованное и руководимое Марком Шагалом (1887 - 1985).

36 Эль Лисицкий плакат Клином красным бей белых

Эль Лисицкий плакат Клином красным бей белых

Преподаватель витебской школы, архитектор и график Лазарь Лисицкий (1890 - 1941), будущий знаменитый дизайнер, во время командировки в Москву убедил Малевича в необходимости и пользе переезда. Шагал полностью поддержал инициативу Лисицкого и выделил новоприбывшему профессору мастерскую в училище.

37 Два крестьянина на фоне полей

Два крестьянина на фоне полей

Малевич выделялся среди русских авангардистов еще и тем, что вплоть до 1927 года никогда не ездил за границу. Знакомство с зарубежной художественной жизнью, обучение в европейских городах и школах было неизбежным и неукоснительным этапом почти для всех отечественных мастеров, вступивших в профессиональную жизнь в конце XIX - начале XX века. Желание посетить Европу у Малевича существовало всегда, но средств для этого не было.

38 Зимний пейзаж

Зимний пейзаж

Первой зарубежной столицей для урожденного поляка стала Варшава, куда он прибыл в начале марта 1927 года. Здесь его ждал воодушевляющий прием у коллег. В Берлине, куда он приехал 29 марта, Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой Берлинской художественной выставке, проходившей с 7 мая по 30 сентября. Творчество русского новатора было по достоинству оценено немецкой художественной общественностью.

39 Жницы

Жницы

И хотя Малевич надеялся вернуться сюда через год и продолжить турне по Европе, глухие недобрые предчувствия заставили его написать торопливое завещание на листке бумаги. После возвращения на родину Малевич был арестован и провел несколько недель в заключении. Старинный друг, партиец Кирилл Иванович Шутко, занимавший в те годы видный пост, приложил все усилия для освобождения художника.

40 Голова крестьянина

Голова крестьянина

Картины и архив, оставленные на Западе, пережили целый ряд злоключений. Однако большой удачей можно считать одно то, что наследию Малевича удалось уцелеть при гитлеровском режиме, поскольку его полотна явно принадлежали к искусству, которое нацистские идеологи называли "дегенеративным" и тщательно истребляли. Судьба сохранила холсты и в войну - угол подвала, где они были спрятаны, чудом оказался неразрушенным, когда в дом попала бомба. К сожалению, самые большие полотна -числом около пятнадцати - из-за своей нетраспортабельности остались на складе в Берлине и пропали.

41 Девушки в поле

Девушки в поле

В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, разработав супрематический проект, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть. После триумфальной зарубежной поездки, художник оказался в чрезвычайно тяжелой жизненной и общественной ситуации. И тут живопись словно пришла ему на помощь, великодушно даруя духовную опору. В поздних работах появился горизонт, пространство обрело ясно членимое развитие, закрепленное геометрически-декоративной разработкой полосатой земли.

42 В 1922 – 1923 годах Малевич со своими учениками работал на

В 1922 – 1923 годах Малевич со своими учениками работал на

Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Он разработал несколько интересных предметов из фарфора.

Чайник и «получашки» Малевича.

43 Тарелка, ваза, чернильница

Тарелка, ваза, чернильница

Вот все трое на фотографии. Именно они создавали новый фарфор. В центре Казимир Малевич, по бокам два его ученика и последователя еще со времен Витебска – Николай Суетин и Илья Чашник.

44 Супрематический чайник

Супрематический чайник

45 Список использованных материалов:

Список использованных материалов:

Детская энциклопедия «Аванта +» Искусство том 2 Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова«Вопросы философии», 1991, № 11. Фильм «Казимир Малевич Освобожденное ничто» http://www.youtube.com/watch?v=6H8bQvOOIVA Казимир Малевич на сайте http://www.staratel.com/pictures/malevich/main1.htm

«Русский авангард XX века Казимир Малевич»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/russkij-avangard-xx-veka-kazimir-malevich-193395.html
cсылка на страницу

Культура России в 19 веке

30 презентаций о культуре России в 19 веке
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Культура России в 19 веке > Русский авангард XX века Казимир Малевич