Культура Возрождения
<<  Архитектура эпохи Возрождения Образ женщины в живописных, графических и скульптурных произведениях художников разных эпох  >>
Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Период схоластики и средневековья с ее невниманием к индивидуальности,
Период схоластики и средневековья с ее невниманием к индивидуальности,
Новая эстетика Ренессанса способствовала развитию гармоничной личности
Новая эстетика Ренессанса способствовала развитию гармоничной личности
Среди важнейших городов Италии Рим занимал особое положение,
Среди важнейших городов Италии Рим занимал особое положение,
Ансамбль площади и Собора св
Ансамбль площади и Собора св
Будучи прежде феодально-клерикальным центром, Рим в 14-15 веках был
Будучи прежде феодально-клерикальным центром, Рим в 14-15 веках был
Неоценимую роль в формировании нового облика города, сыграли античные
Неоценимую роль в формировании нового облика города, сыграли античные
Понимание мандалы
Понимание мандалы
МАНДАЛА - Магический круг
МАНДАЛА - Магический круг
В ламаизме и тантра – йоге мандала является инструментом созерцания
В ламаизме и тантра – йоге мандала является инструментом созерцания
Юнг говорит о мандале как о символе центра, цели и Самости как
Юнг говорит о мандале как о символе центра, цели и Самости как
Создание мандалы - это ритуальное действо, которое пришло в
Создание мандалы - это ритуальное действо, которое пришло в
Он открыл ее для себя, занимаясь собственным анализом
Он открыл ее для себя, занимаясь собственным анализом
Создавая мандалу, мы выстраиваем символ собственной личности, который
Создавая мандалу, мы выстраиваем символ собственной личности, который
Мандала представляет собой важную составную часть процесса
Мандала представляет собой важную составную часть процесса
Поистине этот рисунок Леонардо да Винчи можно назвать мандалой
Поистине этот рисунок Леонардо да Винчи можно назвать мандалой
Победоносное вторжение искусства в каждодневную жизнь сказывалось
Победоносное вторжение искусства в каждодневную жизнь сказывалось
Ватиканские фрески Рафаэля, и в первую очередь «Станца делла
Ватиканские фрески Рафаэля, и в первую очередь «Станца делла
В величавых образах, проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и
В величавых образах, проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и
Афинская школа, Фреска росписи потолка Станца делла Сентьятура,
Афинская школа, Фреска росписи потолка Станца делла Сентьятура,
«Мудрость, Мера и Сила», Фреска Станца делла Сентьятура, Рафаэль
«Мудрость, Мера и Сила», Фреска Станца делла Сентьятура, Рафаэль
Месса в Больсене
Месса в Больсене
Парнас
Парнас
Освобождение св
Освобождение св
Фрески «Станца дела Сентьятура», задуманные как украшение папской
Фрески «Станца дела Сентьятура», задуманные как украшение папской
Фреска росписи стен и потолка «Станца дела Сентьятура»
Фреска росписи стен и потолка «Станца дела Сентьятура»
В согласии с К. Г. Юнгом, квадрат отражает вселенную, связанную с
В согласии с К. Г. Юнгом, квадрат отражает вселенную, связанную с
Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задает четыре
Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задает четыре
Символическое значение пересечения - это то место, в котором все вещи
Символическое значение пересечения - это то место, в котором все вещи
В соединении противоположностей, где ведущая роль принадлежит Эго, Юнг
В соединении противоположностей, где ведущая роль принадлежит Эго, Юнг
Примечателен тот факт, что в Италии эпоху Возрождения профессии
Примечателен тот факт, что в Италии эпоху Возрождения профессии
Круг издревле является символом планеты Земля, а также символом
Круг издревле является символом планеты Земля, а также символом
Роспись потолка
Роспись потолка
В работах мастеров Возрождения мандала лежит в основе построения
В работах мастеров Возрождения мандала лежит в основе построения
Мадонна Конестабиле, Рафаэль
Мадонна Конестабиле, Рафаэль
Мадонна Альба, Рафаэль
Мадонна Альба, Рафаэль
Многие изображения Мадонн Рафаэля, «мастера синтеза» нашли свое
Многие изображения Мадонн Рафаэля, «мастера синтеза» нашли свое
Мадонна под Балдахином, Рафаэль
Мадонна под Балдахином, Рафаэль
Мадонна дель Импанната (Мадонна с завесой), Рафаель
Мадонна дель Импанната (Мадонна с завесой), Рафаель
Круг придает всей композиции особую целостность и завершенность,
Круг придает всей композиции особую целостность и завершенность,
У Марлоу Тамерлан считает призванием человека постигать «архитектуру
У Марлоу Тамерлан считает призванием человека постигать «архитектуру
В построении Рима, как нового типа города, в эпоху Возрождения впервые
В построении Рима, как нового типа города, в эпоху Возрождения впервые
Особенно наглядно символ целостности, как воплощение планировки
Особенно наглядно символ целостности, как воплощение планировки
Уличная сеть городов Ренессанса строилась с учетом городских ворот
Уличная сеть городов Ренессанса строилась с учетом городских ворот
Большинство улиц эпохи Возрождения имели законченную перспективу
Большинство улиц эпохи Возрождения имели законченную перспективу
Нередко, как средство закрытия перспективы, использовались гора,
Нередко, как средство закрытия перспективы, использовались гора,
Культура Ренессанса создала несколько типов площадей общественная,
Культура Ренессанса создала несколько типов площадей общественная,
Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Взаимная соподчиненность площади и здания в единое целое, построенное
Взаимная соподчиненность площади и здания в единое целое, построенное
Равновесие находило в них свое полное выражение, а все элементы,
Равновесие находило в них свое полное выражение, а все элементы,
Ансамбль площади и Собора св
Ансамбль площади и Собора св
Пространства и объемы, обрамляющие площадь, были только вместилищем
Пространства и объемы, обрамляющие площадь, были только вместилищем
Пространство и застройка площади подчинены монументальному сооружению-
Пространство и застройка площади подчинены монументальному сооружению-
Дорога к храму
Дорога к храму
В контексте юнгианской аналитической традиции Храм – есть не что иное,
В контексте юнгианской аналитической традиции Храм – есть не что иное,
Церковь Сант Элиджио дельи Орифичи – образ идеального центрического
Церковь Сант Элиджио дельи Орифичи – образ идеального центрического
Капелла Киджи – другой образец центрического храма, отличающегося
Капелла Киджи – другой образец центрического храма, отличающегося
Мозаика купола Капеллы Киджи, Рим, Рафаэль
Мозаика купола Капеллы Киджи, Рим, Рафаэль
Мозаика купола Капеллы – идеально воплощенная мандала, в центре
Мозаика купола Капеллы – идеально воплощенная мандала, в центре
В «Психологии поэтического творчества» К. Г. Юнг говорит нам о том,
В «Психологии поэтического творчества» К. Г. Юнг говорит нам о том,

Презентация на тему: «Символ мандалы в архитектуре итальянскго возрождения». Автор: . Файл: «Символ мандалы в архитектуре итальянскго возрождения.pps». Размер zip-архива: 3812 КБ.

Символ мандалы в архитектуре итальянскго возрождения

содержание презентации «Символ мандалы в архитектуре итальянскго возрождения.pps»
СлайдТекст
1 Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Все дороги ведут в Рим (народная поговорка) «Человеку нужно лишь ясно понять, что он накрепко заперт в стенах свого разума … и не может выйти за его пределы, даже в безумии, и что облик мира или его богов во многом зависит от его собственного психического состояния». «…все мыслимое, чувствуемое и воспринимаемое суть психический образ, и сам мир существует лишь постольку, поскольку мы способны создавать его некий образ». Юнг К. Г.

2 Период схоластики и средневековья с ее невниманием к индивидуальности,

Период схоластики и средневековья с ее невниманием к индивидуальности,

приоритету разумного над естественным и чувственным началом в человеке, с догматичностью и подчинению церкви, лишили человека его автономности, силы, собственной значимости. Это способствовало его духовному кризису по причине много незнания и, прежде всего, самого себя и мира. Кризис европейской культуры требовал нового подхода к развитию всех форм жизнедеятельности человека – науки, искусства, экономики, права, политики. Возрождение – как новый стиль в искусстве и новая эпоха в мировоззрении европейцев, подняла человека на небывалую высоту, признала в нем жизнеспособность, развернуло его на сто восемьдесят градусов к самому себе, к своим истокам, традициям, вернула ему веру в себя и свои способности, признавая его значимость, нуминозность. Именно в эпоху Возрождения впервые в словарях и повседневной речи людей появляется слово самосознание, самоощущение, саморазвитие, самоцель.

Новый стиль

3 Новая эстетика Ренессанса способствовала развитию гармоничной личности

Новая эстетика Ренессанса способствовала развитию гармоничной личности

признававшим и отдававшим почтение своему прошлому (Античности), творя свое настоящее и с надеждой смотрит в будущее. Она сделала его жизненный путь осмысленным и интегрированным. «Человек эпохи Возрождения» - способный и талантливый во многих областях благодаря своему самосознанию и саморазвитию. Он и скульптор, и живописец, и архитектор, и ученый, поэт и музыкант одновременно. Это современник Петрарки, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Донателло, Брунеллески, Браманте, Джотто, Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Боттичелли. Период Высокого Ренессанса представляет собой зенит эпохи Возрождения, кульминацию всей этой великой культуры. Хронологическая протяженность этой эпохи приблизительно с конца 1500 до 1530 года. Теория искусства этого времени представляла суммирование на новой основе достижения 15 века и в тоже время – новый художественный скачок. Центральным местом здесь являлся “Трактат о живописи” Леонардо да Винчи, полная “энциклопедия” теоретических представлений и практических знаний своего времени.

4 Среди важнейших городов Италии Рим занимал особое положение,

Среди важнейших городов Италии Рим занимал особое положение,

заслуживший титул «Вечного города». Его облик на протяжении веков постоянно менялся, и в нем органично соединялись истоки древних культур и современная эпоха. Со времен Античности Рим играл огромную политическую роль на мировой арене, являясь столицей империи и великой «католической державой» во главе с Ватиканом.

5 Ансамбль площади и Собора св

Ансамбль площади и Собора св

Петра в Риме, арх. Бернини

6 Будучи прежде феодально-клерикальным центром, Рим в 14-15 веках был

Будучи прежде феодально-клерикальным центром, Рим в 14-15 веках был

благоприятной почвой для развития нового искусства. Поэтому в начале 16 века его роль заключалась не во взращивании собственных мастеров, а в собрании лучших художественных школ. Но, хотя Рим был центром мирового католицизма, художественные произведения, созданные здесь, в период Высокого Возрождения, менее всего были носителями религиозной идеи. Зодчество итальянского Возрождения достигло вершины своего развития в Риме. В столице папского государства завершились художественные важнейшие искания итальянской архитектуры, развивавшейся до того в нескольких очагах, и складывается единый общенациональный стиль - стремление к обобщенному монументальному образу, исполненному величественности, ясной, спокойной гармонии, внутренней значительности и естественной благородной сдержанности.

7 Неоценимую роль в формировании нового облика города, сыграли античные

Неоценимую роль в формировании нового облика города, сыграли античные

истоки, а именно, художественная культура и эстетика Древней Греции, которую по праву можно назвать колыбелью Вечного города. Ренессанс глубоко освоил классику и, взяв композиционные приемы античности, создал новый тип города-ансамбля, в котором гармонично сочетались комплекс архитектурных сооружений и природные объекты. Возрождение античной культуры давало возможность, опираясь на опыт прошлого, добиваться идеального соотношения гармонического единства телесного и духовного, чувственного и интеллектуального в человеке. Эти принципы легли в основу формирования нового типа города не только как места проживания человека, но и сосредоточия художественно- эстетической, политической и исторической культуры общества.

8 Понимание мандалы

Понимание мандалы

В данной статье я обращаюсь к символу мандалы в силу ее особой интегрирующей функции, позволяющей гармонизировать как внешнее, так и внутреннее пространство, а именно душу человека и окружающий его мир. Искусству итальянского Возрождения принадлежала удивительная роль – возродить прекрасное и цельное в человеке, вернуть ему забытое и стертое средневековьем ощущение своей самоценности и значимости. В мандале, как не в каком другом символе воплотилась потребность человека в гармонии, которая нашла свое полное отражение в синтезе искусств, ставшим отличительным художественным стилем эпохи Ренессанса.

9 МАНДАЛА - Магический круг

МАНДАЛА - Магический круг

Символически выражается при помощи круга, симметричного расположения некого четырехкратного количества (кватерность). Мандалой может быть любая форма, которая отклоняется от круга, квадрата или равностороннего креста, либо чье основное число не четыре и не кратно четырем.

Цветовые мандалы чакр

10 В ламаизме и тантра – йоге мандала является инструментом созерцания

В ламаизме и тантра – йоге мандала является инструментом созерцания

(янтра), местом рождения и созерцания божества. Для Юнга мандала представляет собой важную составную часть процесса индивидуации личности, она помогает активизировать бессознательное, укрепить внутренний порядок и найти новые ориентиры во внешнем мире, она способствует самопознанию и росту человека как личности.

Древний тибетский манускрипт с изображением мандал чакр

11 Юнг говорит о мандале как о символе центра, цели и Самости как

Юнг говорит о мандале как о символе центра, цели и Самости как

психического универсума, собственно изображение центростреми тельного процесса, воссоздание нового центра личности.

12 Создание мандалы - это ритуальное действо, которое пришло в

Создание мандалы - это ритуальное действо, которое пришло в

европейскую культуру из буддизма и индийской школы. Юнг предлагает создавать мандалу каждому для себя.

Тибетская мандала из фруктов и предметов

13 Он открыл ее для себя, занимаясь собственным анализом

Он открыл ее для себя, занимаясь собственным анализом

Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, то есть по сути, являлась его отображением.

14 Создавая мандалу, мы выстраиваем символ собственной личности, который

Создавая мандалу, мы выстраиваем символ собственной личности, который

помогает на понять, что мы собой представляем в данный момент. Круг, который мы очерчиваем, отражает все противоречия, свойственные нашей личности. Такое проявление и восприятие конфликтов позволяет освободиться от напряжения и достичь целостности.

15 Мандала представляет собой важную составную часть процесса

Мандала представляет собой важную составную часть процесса

индивидуации личности, она помогает активизировать бессознательное, укрепить внутренний порядок и найти новые ориентиры во внешнем мире, она способствует самопознанию и росту человека как личности. К. Г. Юнг: «Мандалы…обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая подобно психологическому «прицелу», обозначена кругом, поделена на четыре части. Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом».

16 Поистине этот рисунок Леонардо да Винчи можно назвать мандалой

Поистине этот рисунок Леонардо да Винчи можно назвать мандалой

Возрождения, воспевающая человека и его нуминозность, ставящая его в центр мироздания. Человек эпохи Возрождения сам творит свою судьбу, являясь ее архитектором, ученым, поэтом, музыкантом, живописцем и скульптором.

17 Победоносное вторжение искусства в каждодневную жизнь сказывалось

Победоносное вторжение искусства в каждодневную жизнь сказывалось

тогда и в театральных представлениях, и в торжественных процессиях, и в триумфах, и в маскарадах. Архитектура Возрождения служила обрамлением для этих красочных зрелищ. Таким же обрамлением она служила и для живописи, украшавшей интерьеры зданий в интерьере соборов и церквей.

Символ мандалы в интерьере соборов и церквей

18 Ватиканские фрески Рафаэля, и в первую очередь «Станца делла

Ватиканские фрески Рафаэля, и в первую очередь «Станца делла

Сентьятура, Сикстинский потолок Микеланджело – жемчужины монументальной живописи Возрождения.

Фреска росписи потолка «Станца дела Сентьятура». Рафаэль, Рим

19 В величавых образах, проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и

В величавых образах, проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и

глубочайшей гармонией, в эпических картинах идеально прекрасной действительности воплотились светлые мечты гуманистов о красоте жизни, о высоком призвании человека и безграничных просторах его духовной деятельности, новые представления о человеческой истории, в которой торжествует не слепой и неумолимый рок, а истина, добро и справедливость.

20 Афинская школа, Фреска росписи потолка Станца делла Сентьятура,

Афинская школа, Фреска росписи потолка Станца делла Сентьятура,

Рафаэль

21 «Мудрость, Мера и Сила», Фреска Станца делла Сентьятура, Рафаэль

«Мудрость, Мера и Сила», Фреска Станца делла Сентьятура, Рафаэль

22 Месса в Больсене

Месса в Больсене

Фреска росписи потолка Рафаэль

23 Парнас

Парнас

Фрески «Станца дела Сентьятура», Рафаэль

24 Освобождение св

Освобождение св

Петра. Фреска. Рафаэль

25 Фрески «Станца дела Сентьятура», задуманные как украшение папской

Фрески «Станца дела Сентьятура», задуманные как украшение папской

библиотеки, образуют целостный идейный и декоративный ансамбль. Полукруглые завершения стен станцев создают исходную точку построения композиции, в которой структура фресок определена размерами помещения. На более узких стенах, прорезанных окнами, фрески написаны более плоскостно. Наоборот, на широких стенах фрески отличаются глубиной композиции. Такой художественный прием способствовал оквадрачиванию прямоугольного пространства, придавая ему уравновешенность, замкнутость.

26 Фреска росписи стен и потолка «Станца дела Сентьятура»

Фреска росписи стен и потолка «Станца дела Сентьятура»

Рафаэль

27 В согласии с К. Г. Юнгом, квадрат отражает вселенную, связанную с

В согласии с К. Г. Юнгом, квадрат отражает вселенную, связанную с

человеком и организованную им, в то время как круг неизбежно символизирует процессы природы или космоса как целое. Круг представляет подсознательные и сверхсознательные качества природы, квадрат соотносится с сознательными рациональными свойствами. В своей совокупности они оба представляют божественное видение мира. Этот принцип живого и органического единства частей в целом пронизывает всю структуру росписи. Он проявляется в ее четкой архитектонике, связывающей воедино все фрески свода и стен, декоративные обрамления которых совпадают с границами реального пространства комнаты. Полукружия образованы из пересечения стен и крестового свода, образуя крестообразную мандалу. Полукружия многократно повторяются в форме арок и сводов изображенной архитектуры, в расположении отдельных фигур и групп, согласуясь с круглыми медальонами в декорации потолка, кругообразными и сферическими формами во фресках.

Фреска росписи стен и потолка «Станца дела Сентьятура».Рафаэль

28 Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задает четыре

Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задает четыре

кардинальные точки компаса. Соединенные вместе эти четыре точки образуют квадрат пространства. В этом помещении, где бы не находился зритель, он всегда оказывался в центре его, того живописного ансамбля, все части которого, и прежде всего человеческие образы, соразмерны с его собственной фигурой и расположены так, что легко обозримы ото всюду

Фреска росписи стен и потолка «Станца дела Сентьятура».Рафаэль

29 Символическое значение пересечения - это то место, в котором все вещи

Символическое значение пересечения - это то место, в котором все вещи

сходятся и из которого реализуют себя. Возникающая здесь пропорция, целостность основаны на единении реального и идеального взаимодействия, будто бы и зритель, и персонажи фресок находятся в одном пространстве и времени. Сюжеты композиции же продиктованы общим замыслом, идеей гуманистов Возрождения – примирить языческую философию и светскую культуру с религией, воплотить в человеке гармонию земного и божественного, придав его жизни большую целостность и ясность в разных областях духовной деятельности – религиозной, научной, сфере искусства, философии, политике во фресках росписи потолка «Афинская школа», «Мудрость, Мера и Сила», «Парнас», «Освобождение св. Петра», «Месса в Больсене»

30 В соединении противоположностей, где ведущая роль принадлежит Эго, Юнг

В соединении противоположностей, где ведущая роль принадлежит Эго, Юнг

видел трансцендентную функцию, способную урегулировать наше отношение с бессознательным и сделать мир гармоничнее и целостней. В этом состоит сущность индивидуации мастеров Возрождения (развитие по оси Эго – Самость), и нам они показали возможность такого развития: находя мир в душе, они творили мир снаружи, воплощая идею гармонии в своем творчестве, объединяя в единое целое противоположное, как в отношении элементов композиции произведения, пространства, сюжетных линий, так и в отношении монументального искусства и живописи, достигших свое наиболее полное воплощение в синтезе последних.

31 Примечателен тот факт, что в Италии эпоху Возрождения профессии

Примечателен тот факт, что в Италии эпоху Возрождения профессии

архитекторов и живописцев нередко совмещены были в одном человеке. Многие выдающиеся архитекторы занимались живописью. Многие живописцы принимали участие в строительстве. Гению Микеланджело принадлежит создание знаменитого купола собора св. Петра в Риме. Брунелесско заложил основы новой архитектуры и, вместе с тем, он поразил воображение современников своими открытиями в перспективе, и они стали краеугольным камнем в живописи его времени. Ордерная система Возрождения давала основу для включения в архитектуру монументальной живописи.

32 Круг издревле является символом планеты Земля, а также символом

Круг издревле является символом планеты Земля, а также символом

защищенности и материнского лона. Хосе и Мириам Аргуэлес называют круг основополагающим знаком, первичным символом и всего и ничего, символом неба и солнечного ока, всеобъемлющей формой, за которой, и с помощью которой, человек себя утрачивает и вновь обретает, он содержит все - и его начало, и его конец. Единство ритуала, знания и красоты - основная черта Мандалы, делающая доступным для восприятия содержащееся в ней учение.

33 Роспись потолка

Роспись потолка

Мантеньи

34 В работах мастеров Возрождения мандала лежит в основе построения

В работах мастеров Возрождения мандала лежит в основе построения

композиции художественного произведения, возвращая «на круги своя» непреходящие ценности человечества – материнскую любовь и верность, ставшими синонимами святости.

Мадонна делла Седия (Мадонна в кресле), Рафаэль

35 Мадонна Конестабиле, Рафаэль

Мадонна Конестабиле, Рафаэль

36 Мадонна Альба, Рафаэль

Мадонна Альба, Рафаэль

37 Многие изображения Мадонн Рафаэля, «мастера синтеза» нашли свое

Многие изображения Мадонн Рафаэля, «мастера синтеза» нашли свое

воплощение именно в круге или же в круговом построении композиции произведения - наш взгляд как бы совершает движение по кругу от центральной фигуры и опять возвращаясь к ней.

Сикстинская мадонна, Рафаэль Фигуры св. Иосифа, Марии с Иисусом, св. Варвары и ангелов образуют круг – «круговую» композицию

38 Мадонна под Балдахином, Рафаэль

Мадонна под Балдахином, Рафаэль

Принцип «круговой» композиции в построении сюжета полотна

39 Мадонна дель Импанната (Мадонна с завесой), Рафаель

Мадонна дель Импанната (Мадонна с завесой), Рафаель

Принцип «круговой» композиции в построении сюжета полотна

40 Круг придает всей композиции особую целостность и завершенность,

Круг придает всей композиции особую целостность и завершенность,

воспевая основную мысль произведения, ставя точку, в блистательной «Галатее».

Галатея, Рафаэль

Принцип «круговой» композиции в построении сюжета полотна

41 У Марлоу Тамерлан считает призванием человека постигать «архитектуру

У Марлоу Тамерлан считает призванием человека постигать «архитектуру

мира». «Даже современному путешественнику по Италии бросается в глаза, до какой степени жизнь горожан протекает здесь не в домах и не во внутренних дворах, а больше всего на улице, на площадях, перед выходящими на них фасадами зданий» Планировка “ идеального города” в виде “многоугольной или многолучевой звезды с регулярной или радиально-кольцевой системой улиц и площадей” была разработана Филарете и Франческо ди Джордже, но осуществилась лишь к концу 16 века. Город должен был строиться с безукоризненной правильностью перспектив улиц, просторных и светлых, застроенных двухэтажными домами.

От интерьера к экстерьеру символ мандалы в городских ансамблях ренессанса

42 В построении Рима, как нового типа города, в эпоху Возрождения впервые

В построении Рима, как нового типа города, в эпоху Возрождения впервые

отдается предпочтение новому принципу градостроительства – ансамблю. В первую очередь, выделялись архитектурные доминанты города, затем – второстепенные элементы в соответствии с главными. Так формы площади гармонично сочетались с формами траектории улиц, к ней примыкающих, с точки зрения движущего наблюдателя, воспринимавшего комплексы в новых аспектах. Являясь подчиненным элементом композиции, скульптура декоративно оформляла площади, парки, парковые дворы перед дворцами или внутри их. Она организовывала внешнее пространство, и, в ряде случаев меняла график движения на площади, а когда появлялась в окружении фонтанов, уравновешивала композицию.

43 Особенно наглядно символ целостности, как воплощение планировки

Особенно наглядно символ целостности, как воплощение планировки

«идеального города», можно увидеть в построении городских улиц и площадей, в которых выделялись доминанта и второстепенные элементы композиции. Был создан новый тип улицы – улица - звезда, - площадь, увенчанная обелиском (Пьяца дель Пополо), и отходящими от нее лучами второстепенных улиц (Виа Лата, Виа Рипетта, Виа дель Бабуино), ведущими в центр католического мира – в Ватикан, к Собору св. Петра.

44 Уличная сеть городов Ренессанса строилась с учетом городских ворот

Уличная сеть городов Ренессанса строилась с учетом городских ворот

Главные улицы всегда соответствовали загородным торговым и военным дорогам, а второстепенные - или вливались в главную улицу, или непосредственно подводилась к воротам. Ворота были собирательным узлом нескольких улиц. Центр города и городские ворота являлись пунктами, где второстепенная улица делала поворот или излом.

Ворота Сан Паоло в Риме

45 Большинство улиц эпохи Возрождения имели законченную перспективу

Большинство улиц эпохи Возрождения имели законченную перспективу

В конце улицы или у изломов ставилась высокая башня или здание, видимые на далеком расстоянии. Это был ориентирующий маяк, зрительная цель, делавшая улицу устремленной, заставляющей зрителя двигаться вперед.

Площадь Испании в Риме с Испанскими воротами

46 Нередко, как средство закрытия перспективы, использовались гора,

Нередко, как средство закрытия перспективы, использовались гора,

группа деревьев или свободный ландшафт, подобранный таким образом, чтобы улица получала замкнутость. Символ мандалы в архитектуре площадей проявляется в структуре их построения, элементах ориентации, форме площади и выделения среди разных типов площадей особенно значимой, главной. Главные улицы ориентировались на главные здания города, главные площади и ворота подводили к ним.

Площадь Виа дель Бабуино в Риме

47 Культура Ренессанса создала несколько типов площадей общественная,

Культура Ренессанса создала несколько типов площадей общественная,

торгово-общественная, декоративная, среди которых общественная площадь занимает господствующее положение. Подобная структура площади может являться метафорой к структуре Личности, где есть центр – Эго (общественная площадь), координирующий и уравновешивающий другие части личности: Персону (например, декоративную площадь), Тень, Аниму/Анимус. Та же метафора применима и к форме, размерам, и отношениям сторон площади, которые определяли архитектуру здания. Примером Персоны - декоративных площадей могут служить ансамбль площади перед собором св. Петра Л. Бернини(1656- 1667), ансамбль Капитолийской площади Микеланджело(1536), площадь палаццо Фарнезе Антонио да Сангало Младшего - Виньолы-Джакомо делла Порто(1547-1589). См. слайды далее

48 Татьяна Балина СИМВОЛ МАНДАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
49 Взаимная соподчиненность площади и здания в единое целое, построенное

Взаимная соподчиненность площади и здания в единое целое, построенное

на основе гармонической взаимозависимости частей, есть не что иное, как метафора Самости, непреходящей целостности и гармоничности, являющейся одновременно и точкой отсчета и воплощения, интеграции. Форма площади приобретала смысл - квадрат, круг, многоугольник, а отношения и пропорции стали ведущими; площадь была доступна глазу, наблюдатель воспринимал ее во всей полноте видения

Бернини. Площадь собора св. Петра в Риме.

50 Равновесие находило в них свое полное выражение, а все элементы,

Равновесие находило в них свое полное выражение, а все элементы,

составляющие целое, имели самостоятельность. В композициях Ренессанса никогда не нарушалось сцепление частей, целое сохранялось даже в тех случаях, когда здания, составляющие комплекс, порознь имели симметричное построение. Площадь закрепляла их контуром плана и всем своим архитектурным оформлением. Соотношение элементов, составляющих архитектурное целое площадей, решалось преобладанием пространства над объемами господствующей площади, а здания ей подчинялись.

51 Ансамбль площади и Собора св

Ансамбль площади и Собора св

Петра в Риме, арх. Бернини

52 Пространства и объемы, обрамляющие площадь, были только вместилищем

Пространства и объемы, обрамляющие площадь, были только вместилищем

главного- человека; поэтому вся композиция площади - нечто законченное, она получала завершение при наполнении площади людьми. В решении ансамбля большую роль играли пропорциональные отношения между застройкой и площадью, пространство каждой из площадей строилась на основе гармонического соотношения сторон всех площадей.

Ансамбль площади и Собора св. Петра в Риме. Колоннада арх. Бернини

53 Пространство и застройка площади подчинены монументальному сооружению-

Пространство и застройка площади подчинены монументальному сооружению-

собору св. Петра, играющему роль композиционной доминанты, уравновешивая элементы площади. Купол Микеланджело – венец всего творения и цель, и результат движения. Она напоминает своеобразный открытый вестибюль перед церковью. В композициях Ренессанса никогда не нарушалось сцепление частей, целое сохранялось даже в тех случаях, когда здания, составляющие комплекс, порознь имели симметричное построение.

54 Дорога к храму

Дорога к храму

В эпоху Возрождения в сознании людей сохранилось представление о том, что здание представляет собой подобие мира, космоса. В средние века представление о нём было скорее иерархическим, нежели рациональным, целесообразным, как во времена Ренессанса. Подобие мира идеально воплощалось в построении церквей и храмов, центрообразующими элементами которого были купола.

Купол Собора Св. Петра в Риме (Ватикан) Микеланджело

55 В контексте юнгианской аналитической традиции Храм – есть не что иное,

В контексте юнгианской аналитической традиции Храм – есть не что иное,

как обитель души человека, место чаянья его тревог и надежд, место встречи с самим собой, с нуминозностью. Найти бога в душе – найти дорогу к своему храму. Купол представляет собой центр интеграции личности, объединяющий и гармонизирующий противоположное. Купол - это образ интегрированной Самости, нашедшей свое воплощение, это мандала и центр циклона.

Роспись купола Собора св. Петра в Риме. Микеланджело

56 Церковь Сант Элиджио дельи Орифичи – образ идеального центрического

Церковь Сант Элиджио дельи Орифичи – образ идеального центрического

храма. Строгая соразмерность внешних объемов которого увенчана куполом. Он, поддерживаемый четырьмя арками, словно парит над головой, подобно своду небесному, покрывшему землю.

Церковь Сант Элиджио дельи Орифичи в Риме, Рафаэль

57 Капелла Киджи – другой образец центрического храма, отличающегося

Капелла Киджи – другой образец центрического храма, отличающегося

большей декоративностью и сложностью.

Капелла Киджи, Рим. Рафаэль

58 Мозаика купола Капеллы Киджи, Рим, Рафаэль

Мозаика купола Капеллы Киджи, Рим, Рафаэль

59 Мозаика купола Капеллы – идеально воплощенная мандала, в центре

Мозаика купола Капеллы – идеально воплощенная мандала, в центре

которого фигура Бога. Воплощение нуминозного, вечного здесь находится в связи человека с архетипическим или сверхличным, которое «действует как посредник тех энергий, которые над ним - как бы они не назывались: космическим излучением, духовными силами или божественным проявлением. Эти творческие силы изливают на человека “топливо”, которое оживляет жизнь, подобно тому, как энергия солнца наполняет землю своими животворными возможностями. Сверхличностное действие, примером которого служит Мандала, не кончается в самом себе, но является посредником, линзой, фокусирующей высшие энергии».

60 В «Психологии поэтического творчества» К. Г. Юнг говорит нам о том,

В «Психологии поэтического творчества» К. Г. Юнг говорит нам о том,

что автор лишь инструмент своего творения, и его задача – сотворить образ, который подобен сновидению и никогда не имеет однозначного толкования. В этом и состоит его сила. Задача художника - поручить истолкование образа другим и будущему. Каждый человек находит в образе только свое личное содержание, свою историю, смысл и мифодраму, и в этом величайшая заслуга гуманистов Возрождения, открывших нам страницы старых книг, указавшим нам возможный, но не единственный путь к большей целостности и интеграции личности.

©Татьяна Балина, 2009г.

«Символ мандалы в архитектуре итальянскго возрождения»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/simvol-mandaly-v-arkhitekture-italjanskgo-vozrozhdenija-245156.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Культура Возрождения > Символ мандалы в архитектуре итальянскго возрождения