Современная культура
<<  Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн Мосты в искусстве  >>
Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,
Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,
На рубеже веков на первое место вновь выдвигаются магические и
На рубеже веков на первое место вновь выдвигаются магические и
Поэтическая речь как речь сакральная была резко противопоставлена
Поэтическая речь как речь сакральная была резко противопоставлена
Актуализировались представления о добытийной способности слова творить
Актуализировались представления о добытийной способности слова творить
Молчание — вот та стихия, в которой образуются великие дела…
Молчание — вот та стихия, в которой образуются великие дела…
М. Чюрленис Тишина 1909
М. Чюрленис Тишина 1909
Другой полюс экспрессивных возможностей языка — крик — вызов
Другой полюс экспрессивных возможностей языка — крик — вызов
«Музыку стиха» символисты ставили на первое место среди выразительных
«Музыку стиха» символисты ставили на первое место среди выразительных
Французские символисты заменили существительные, обозначающие
Французские символисты заменили существительные, обозначающие
Зыбкость и теневой характер мира подчеркивались: синкретичностью
Зыбкость и теневой характер мира подчеркивались: синкретичностью
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На
Во временном отношении действует тот же принцип инверсионности
Во временном отношении действует тот же принцип инверсионности
На уровне жанра инверсионность литературы символизма проявляется в том
На уровне жанра инверсионность литературы символизма проявляется в том
Л. Бакст
Л. Бакст
Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С
Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С
М. Чюрленис Гимн 1906
М. Чюрленис Гимн 1906

Презентация на тему: «Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн». Автор: world. Файл: «Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн.ppt». Размер zip-архива: 3693 КБ.

Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн

содержание презентации «Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн.ppt»
СлайдТекст
1 Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,

Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,

постимпрессионизм, модерн

Методологические основы единства видов искусства. Продолжение

2 На рубеже веков на первое место вновь выдвигаются магические и

На рубеже веков на первое место вновь выдвигаются магические и

заклинательные функции языка. Русские символисты говорили о пророческих способностях вещего слова.

Сбылось пророчество мое… И твердо знаю — не случайно сбывались вещие слова. А. Блок

К. Сомов. Портрет Александра Блока. 1907

В. Васнецов. Гамаюн, птица вещая. 1895

3 Поэтическая речь как речь сакральная была резко противопоставлена

Поэтическая речь как речь сакральная была резко противопоставлена

прозаической речи с ее информационными, коммуникативными и иными функциями. Поэзия стала формой мышления.

Через пограничные формы свободного стиха, который получил большое распространение, метрика и рифма проникли в прозу («Симфонии» А. Белого, проза Ф. Сологуба, драмы А. Блока).

Л. Бакст. Портрет А. Белого. 1905

М. Добужинский. Эскиз обложки романа Ф. Сологуба «Мелкий бес». 1907

4 Актуализировались представления о добытийной способности слова творить

Актуализировались представления о добытийной способности слова творить

вещи.

М. Метерлинк писал о «неясном шепоте, сопровождавшем рождение вещей», о необходимости «понижать голос из опасения, что неожиданно может прозвучать повеление или запрет», которые тут же воплотятся в реальность.

Морис Метерлинк. 1909

Сцена из спектакля «Нам пора идти» по пьесе Метерлинка «Синяя птица». Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. 2010

К. Сомов. Синяя птица. 1918

5 Молчание — вот та стихия, в которой образуются великие дела…

Молчание — вот та стихия, в которой образуются великие дела…

Припомните тот день, когда вы без трепета встретили ваше первое молчание. Ужасный час настал, и оно предстало перед вашей душой. Вы видели, как восходило оно из бездны жизни, о которой не говорят, из глубин красоты и ужаса. То было при свидании, на пороге разлуки, среди великой радости, у одра смерти, на краю большого горя... Молчание истинное, к которому приблизиться еще труднее, чем к молчанию материальному… окружает нас со всех сторон, оно — основание нашей внутренней жизни, и стоит кому-нибудь из нас с трепетом постучаться в одну из дверей вечности, то же внимательное молчание открывает ее. М. Метерлинк

Тишина, от довременного безмолвия до молчания конца, — это согласно парадигме символизма первичная стихия жизни, «всего живого ненарушаемая связь» (О. Мандельштам), фундамент бытия.

Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! О. Мандельштам. Silentium

Осип Мандельштам. 1920-е

6 М. Чюрленис Тишина 1909

М. Чюрленис Тишина 1909

М. Чюрленис. Литовское кладбище. 1909

М. Чюрленис Покой 1904

7 Другой полюс экспрессивных возможностей языка — крик — вызов

Другой полюс экспрессивных возможностей языка — крик — вызов

мирозданию — зафиксирован в стихах поэтов Серебряного века.

Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! В. Брюсов

М. Чюрленис. Жертва. 1909

М. Врубель. Шестикрылый серафим. 1905

К. Богаевский. Жертвенники. 1907

8 «Музыку стиха» символисты ставили на первое место среди выразительных

«Музыку стиха» символисты ставили на первое место среди выразительных

художественных средств. Поэты-символисты обратились к самым основам музыкальности слова — к звуку. Слово для них было скорее «звуковой эмблемой», в которой эмоциональная экспрессия и смысловое наполнение сливались воедино.

Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! В. Брюсов

Бальмонт передавал древнюю и убаюкивающую магию воды через поток гласных, а активность пламени — через резкость шипящих согласных: Трепеща и цепенея, Вырастал огонь, блестя, Он дрожал, слегка свистя, Он сверкал проворством змея Все быстрей, Он являл передо мною Лики сказочных зверей.

М. Врубель Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова 1906

Н. Рерих. Заклинатель. 1943

9 Французские символисты заменили существительные, обозначающие

Французские символисты заменили существительные, обозначающие

материальную конкретность предмета описанием субъективных импрессионистических ощущений, в котором предмет растворялся.

Русские символисты использовали бесконечный перечень прилагательных, которые, отрываясь от предмета, принимали на себя значение существительного-эпитета. Примером последнего являются искусственные образования Бальмонта, оканчивающиеся на «ость»: далекость, запредельность, алость, лилейность, опрокинутость, стозвонность.

Т. ван Рейсельберг. Чтение Эмиля Верхарна (Портрет поэтов и писателей Бельгии и Франции начала XX в.). 1906

В. Серов. Портрет К.Д. Бальмонта. 1905

10 Зыбкость и теневой характер мира подчеркивались: синкретичностью

Зыбкость и теневой характер мира подчеркивались: синкретичностью

ощущений, при которых краски могут звучать, звуки — пахнуть, музыка — обжигать, линии — петь; инверсионным сближением противоположных понятий («снежный огонь», «снежный костер», «живой костер из снега и вина» у А. Блока в стихах «Снежная маска»); двойничеством ситуаций, образов, действий.

Иррациональная тектоника зеркальных конструкций стиха также способствовала созданию парадоксального впечатления бесконечности симметричной замкнутой структуры.

Л. Бакст. Фронтиспис для сборника стихов А. Блока «Снежная маска». 1907

К. Сомов Волшебство 1898

11 Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На

эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В. Брюсов. Творчество

М. Чюрленис. Ночь. 1905

12 Во временном отношении действует тот же принцип инверсионности

Во временном отношении действует тот же принцип инверсионности

движения/статики остановленного времени. На уровне образности остановка времени мотивируется смертью или сном.

На уровне поэтической речи об отсутствии движения/развития и замене его на колебательное псевдодвижение свидетельствует почти полное отсутствие глагольных форм: Вечер, взморье, вздохи ветра, Величавый возглас волн… Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн. К. Бальмонт

П. Уткин. Сон. 1905

П. Уткин. Сон. 1905

К. Фридрих Северный берег лунной ночью 1824

13 На уровне жанра инверсионность литературы символизма проявляется в том

На уровне жанра инверсионность литературы символизма проявляется в том

что «лирика нередко драматизуется или приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии».

В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885–1896

В. Милиоти Ангел печали 1907

П. Уткин. Утренняя молитва. 1908

14 Л. Бакст

Л. Бакст

Ваза. Автопортрет. 1906

Л. Бакст. Эскизы декораций к балету «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля. 1912

15 Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С

Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С

Соловьев, Эллис, Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (Иванов, Белый). Лирика как бы предназначается для хорического произведения, для ритуальных действий; изложение часто ведется от лица коллектива; формируется жанр оды, гимна, дифирамба (Иванов); в изобилии вводится религиозно-ритуальная, церковная лексика.

Д. Мережковский. 1890-е

С. Родионов. Сергей Михайлович Соловьев. 1920

К. Сомов. Портрет писателя и поэта В.И. Иванова. 1906

Лев Эллис-Кобылинский

16 М. Чюрленис Гимн 1906

М. Чюрленис Гимн 1906

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» № 2/2013

«Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/stilevye-techenija-kontsa-xix-nachala-xx-veka-simvolizm-postimpressionizm-modern-192619.html
cсылка на страницу

Современная культура

34 презентации о современной культуре
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Современная культура > Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн