Современная культура
<<  Здание ярославского вокзала в Москве Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн  >>
Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,
Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,
Инверсионный характер культуры модерна проявился в кардинальной
Инверсионный характер культуры модерна проявился в кардинальной
В смысловом отношении очень важно, что как целостная система орнамент
В смысловом отношении очень важно, что как целостная система орнамент
Распад предметных форм в хаосе стихии проявляется на уровне орнамента
Распад предметных форм в хаосе стихии проявляется на уровне орнамента
М. Врубель
М. Врубель
В иконографии модерна графический знак «удар бича» воплотился в
В иконографии модерна графический знак «удар бича» воплотился в
А. Голубкина
А. Голубкина
В телесно-чувственных женских образах символика воды переходит в
В телесно-чувственных женских образах символика воды переходит в
Растительные образы Богини включали в себя как древовидные и
Растительные образы Богини включали в себя как древовидные и
Ф. Шехтель
Ф. Шехтель
Орнамент «не подчинялся законам привычной гуманистической этики» (М
Орнамент «не подчинялся законам привычной гуманистической этики» (М
В модерне «невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается
В модерне «невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается
Интерьеры домов модерна тонут в таинственном пещерном сумраке
Интерьеры домов модерна тонут в таинственном пещерном сумраке
Образность пещеры наглядна в церковных сооружениях модерна
Образность пещеры наглядна в церковных сооружениях модерна
На основе образности пещеры Р. Штайнер, автор учения антропософии,
На основе образности пещеры Р. Штайнер, автор учения антропософии,
Р. Штайнер уподоблял зигзаг спирали ленте Мёбиуса, в которой переходы
Р. Штайнер уподоблял зигзаг спирали ленте Мёбиуса, в которой переходы
Здание второго Дома Собраний напрямую воспроизводит скальные формы
Здание второго Дома Собраний напрямую воспроизводит скальные формы
Общность камня и воды как стихий нижнего мира и ипостасей
Общность камня и воды как стихий нижнего мира и ипостасей
В дорическом зале Парка Гуэль под собственной тяжестью плавятся эхины
В дорическом зале Парка Гуэль под собственной тяжестью плавятся эхины
Ф. Шехтель
Ф. Шехтель

Презентация: «Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн». Автор: world. Файл: «Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн.ppt». Размер zip-архива: 5535 КБ.

Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн

содержание презентации «Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн.ppt»
СлайдТекст
1 Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,

Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм,

постимпрессионизм, модерн

Методологические основы единства видов искусства. Продолжение

2 Инверсионный характер культуры модерна проявился в кардинальной

Инверсионный характер культуры модерна проявился в кардинальной

перестановке в иерархии стилеобразующих видов искусства. В качестве стилеобразующего начала в модерне выступает не архитектура, а периферийный вид искусства – орнамент.

Знаменитый волнообразный орнаментальный знак «удар бича» Х. Обриста задал ритм бесконечных циклов нарастания и спада энергетики материи, который стал основным структурным элементом архитектурного декора и конструкции, композиционной основой панно и картин, сквозным организующим началом графического оформления книг. Этот знак обрел статус символа пространственно-временной модели модерна, основного смысло- и формообразующего фактора в архитектуре и изобразительном искусстве.

Х. Обрист. Гобелен «Цикламен» («Удар бича»). Ок. 1895

3 В смысловом отношении очень важно, что как целостная система орнамент

В смысловом отношении очень важно, что как целостная система орнамент

модерна уже «не подчиняется геометрическому узору, понятому как мощный пространственный концентрат, ритмически организующий жизнь предметов во времени, а предпочитает свободную композицию, стихийно развивающийся узор… воплощающий образ стихии-времени, не знающего ни поступательного развития, ни начала, ни конца… (Е.Б. Мурина).

Теневой потусторонний характер модерна сказался в специфическом колорите орнамента, подернутом «блеклой, непрозрачной пеленой», «напитанном болотными, травянистыми оттенками буро-зеленого, коричневого, мутного, нечистого с примесями лилового, розового» (Л.М. Буткевич).

Фрагмент занавеса. Талашкино. Начало XX в.

Фрагмент занавеса. Талашкино. Начало XX в.

Е. Поленова. Эскиз декоративного панно для столовой дома М. Якунчиковой в Наре. 1898

4 Распад предметных форм в хаосе стихии проявляется на уровне орнамента

Распад предметных форм в хаосе стихии проявляется на уровне орнамента

в смене функций линии. Если ранее она обозначала условные пространственно-материальные границы предмета, то в орнаменте модерна она становится носителем ритмических и темповых временных характеристик этого предмета, его функций и связи с другими предметами и окружающим миром.

К. Мозер. Вазы «Лук и Чеснок». 1900

К. Мозер. Ваза «Примавера». 1900-е

К. Мозер. Ваза. 1900-е

5 М. Врубель

М. Врубель

Декоративное блюдо «Садко». Начало ХX в.

6 В иконографии модерна графический знак «удар бича» воплотился в

В иконографии модерна графический знак «удар бича» воплотился в

глобальном архетипическом образе морской или океанической волны, отсылающей к воде как изначальной стихии первотворения, как универсальному символу жизни и природного циклического обновления космоса в стихии хаоса.

«Волна как складка пространства соответствует принципу турбулентности времени: мотив означает совмещение мгновения и вечности (Н. Злыднева)

М. Чюрленис. Соната моря. Аллегро. 1908

7 А. Голубкина

А. Голубкина

Волна (Пловец). 1903

А. Гауди. Дом Батльо. 1904–1906

А. Гауди. Дом Мила. Крыша. 1906–1910

8 В телесно-чувственных женских образах символика воды переходит в

В телесно-чувственных женских образах символика воды переходит в

антропоморфный образ Богини-матери. Орнаментом модерна разрабатываются преимущественно теневые образы данного архетипа.

К. Мозер. Танцовщица Лои Фуллер. 1910

А. Гауди. Парк Гуэль. Скамья. 1900–1914. Барселона

А. Гауди. Парк Гуэль. Хамелеон фонтана. 1900–1914

9 Растительные образы Богини включали в себя как древовидные и

Растительные образы Богини включали в себя как древовидные и

лианообразные орнаментальные мотивы, так и всевозможные цветочные образы, среди которых преобладали асимметричные сложные формы лилий, орхидей и ирисов.

Й. Ольбрих. Здание Сецессиона. Фрагмент декора 1897–1898. Вена

В. Орта. Отель ван Этвельде Декор лестницы 1897–1899

А. Гауди. Капители дома Мила. 1906–1910 Барселона

10 Ф. Шехтель

Ф. Шехтель

Особняк С.П. Рябушинского на М. Никитской ул. Лестница. Фрагмент потолка. Фрагмент фасада. 1902. Москва

11 Орнамент «не подчинялся законам привычной гуманистической этики» (М

Орнамент «не подчинялся законам привычной гуманистической этики» (М

Нащокина). Дегуманизация проявилась: в нарушении меры человека и превращении малого, соотносимого с человеком, в огромное, и наоборот, в перенесении на верхний уровень зданий орнаментальных мотивов.

А. Гауди. Саграда Фамилия. Декор интерьера Начало строительства 1882. Барселона

Ф. Шехтель. Особняк Дерожинской. Камин. 1901

Дом Эрнста-Людвига. 1901. Дармштадт

12 В модерне «невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается

В модерне «невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается

декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость – в объем, а объем – в пространство» (В.Г. Власов).

А. Гауди. Дом Висенс. Плафон. 1883–1885. Барселона

А. Гауди. Дом Мила. Световой колодец 1906–1910. Барселона

13 Интерьеры домов модерна тонут в таинственном пещерном сумраке

Интерьеры домов модерна тонут в таинственном пещерном сумраке

благодаря приверженности витражам и абажурам из цветного стекла фирмы Л.К. Тиффани.

Фирма Тиффани. Торшер. Настольная лампа «Мандарин». Светильник со стрекозой. 1900

14 Образность пещеры наглядна в церковных сооружениях модерна

Образность пещеры наглядна в церковных сооружениях модерна

Церковь Спаса Нерукотворного По проекту В. Васнецова и В. Поленова 1881–1882. Абрамцево

С. Малютин, М. Тенишева, И. Барщевский Храм-усыпальница Святого Духа в пос. Талашкино Мозаика на портале Н. Рериха

А. Гауди Саграда Фамилия Фрагмент фасада Начало строительства 1882 Барселона

Гауди. Крипта колонии Гуэля.1898–1915 Санта-Колома-де-Сервельо под Барселоной

15 На основе образности пещеры Р. Штайнер, автор учения антропософии,

На основе образности пещеры Р. Штайнер, автор учения антропософии,

создал Гётеанум (Дом Собраний) – мистический храм познания внутренних сущностных основ мира.

Представитель Человеческого Бытия. 1910-е

Р. Штайнер. Гётеанум I. 1913–1920. Дорнах, Швейцария. Сгорел в 1922

Разрез. Эскиз оформления сцены

16 Р. Штайнер уподоблял зигзаг спирали ленте Мёбиуса, в которой переходы

Р. Штайнер уподоблял зигзаг спирали ленте Мёбиуса, в которой переходы

плоскости из одной в другую являются бесконечным процессом разворачивания прафеноменов (первоидей) в реальность и возврат к ним же на новом уровне развития.

План Гётеанума I в виде двойной закручивающейся и раскручивающейся спирали по типу космических туманностей Штайнер считал символом воплощения принципа жизни и развития, а также моделью некоего сакрального механизма восхождения человека из хтонических глубин мира, где за завесой человеческой низшей природы скрывается сокровенная суть мира, к высшей духовности.

17 Здание второго Дома Собраний напрямую воспроизводит скальные формы

Здание второго Дома Собраний напрямую воспроизводит скальные формы

Во всех случаях подчеркнута природная стихийность и одушевленная органичность каменных масс.

Р. Штайнер. Гётеанум II. 1925–1928. Дорнах, Швейцария На месте Гётеанума I

Разрез. Панорама

18 Общность камня и воды как стихий нижнего мира и ипостасей

Общность камня и воды как стихий нижнего мира и ипостасей

Богини-матери используется мастерами модерна также для тотального одушевления каменной массы. Тяжелая каменно-водная стихия буквально завладевает пластикой модерна.

«Волнуются» тяжелые кровли особняков Л.Н. Кекушева

Л. Кекушев. Особняк И.А. Миндовского на Поварской ул. 1903–1904. Москва

Л. Кекушев. Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке. 1904–1906. Москва

19 В дорическом зале Парка Гуэль под собственной тяжестью плавятся эхины

В дорическом зале Парка Гуэль под собственной тяжестью плавятся эхины

дорических капителей и буквально стекают с триглифов натуралистичными каплями гуты – букв. «капли», над архитравом вздымаются волны змееподобной скамьи, а на потолке пещерообразного лабиринта плещется море.

А. Гауди. Парк Гуэль. Дорический зал 1900–1914. Барселона

20 Ф. Шехтель

Ф. Шехтель

Проект особняка Рябушинского. 1900

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» № 3/2013

«Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн»
http://900igr.net/prezentacija/mkhk/stilevye-techenija-kontsa-xix-nachala-xx-veka-simvolizm-postimpressionizm-modern-85438.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по МХК > Современная культура > Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн