Музыка
<<  Хоровая музыка Природа и музыка  >>
Хоровая музыка
Хоровая музыка
Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры
Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры
Происхождение хорового пения
Происхождение хорового пения
Хоровое искусство развивалось в рамках светской и духовной музыки
Хоровое искусство развивалось в рамках светской и духовной музыки
Под сводами собора
Под сводами собора
Хоровая музыка эпохи Ренессанса
Хоровая музыка эпохи Ренессанса
С возникновением католичества в разных странах начали возникать
С возникновением католичества в разных странах начали возникать
Развитие хоровой музыки в России
Развитие хоровой музыки в России
Певческие школы и капеллы
Певческие школы и капеллы
Зарождение светского хорового искусства
Зарождение светского хорового искусства
Одним из величайших нидерландских композиторов был Орландо Лассо,
Одним из величайших нидерландских композиторов был Орландо Лассо,
От Генделя до наших дней
От Генделя до наших дней
Тип оратории, созданный Генделем и представляющий собой произведение,
Тип оратории, созданный Генделем и представляющий собой произведение,
Советские композиторы воплощают в жанре оратории самые разные темы
Советские композиторы воплощают в жанре оратории самые разные темы
Формы хоровой организации
Формы хоровой организации
Формы хорового исполнительства
Формы хорового исполнительства
Словарь терминов
Словарь терминов
Словарь терминов
Словарь терминов

Презентация на тему: «Хоровая музыка». Автор: . Файл: «Хоровая музыка.pps». Размер zip-архива: 376 КБ.

Хоровая музыка

содержание презентации «Хоровая музыка.pps»
СлайдТекст
1 Хоровая музыка

Хоровая музыка

История развития

2 Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры

Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры

» П.Г.Чесноков

Искусство хорового пения – наиболее древний вид музыкального творчества. В нем сконцентрированы исторически важные, сложившиеся в многовековом развитии принципы и традиции. Хоровое искусство постоянно находилось на стыках многих различных культурных течений, служило самым различным целям, использовалось и в культовом, и в светском значении: хоровое пение всегда было естественной потребностью народа.

3 Происхождение хорового пения

Происхождение хорового пения

Термин «хор» происходит от греческого слова ?????, означающего хор, хоровод, толпа, собрание. Хор прошел длительный путь исторического развития. Самые первые упоминания о нем относятся к 2000-м годам до н.э. в связи с поэтическими текстами хоровых гимнов-заклинаний из «Самаведы» (Индия). Исторические и археологические источники указывают развитые традиции театрализованных действ. Имеются многочисленные свидетельства об участии хоров в религиозных действах Вавилона, Палестины. Хоровое искусство Египта уже в эпоху Древнего царства (2800 – 2250 до н.э.) обладало сложившимися формами антифонного культового пения. Широкое распространение получила хейрономия. В период Нового царства (1580 – 1070 до н.э.) увеличивается число хоровых капелл не только египетских, но и сирийских. Хоровое пение считалось одним из важных элементов образования в Древней Греции: понятие «необразованный» было синонимом «не умеющий петь в хоре».

4 Хоровое искусство развивалось в рамках светской и духовной музыки

Хоровое искусство развивалось в рамках светской и духовной музыки

Состав хора и принципы деления его на голоса эволюционировали вместе с развитием вокально-хоровых жанров.

Высокого уровня достигло хоровое искусство Византии. Выдающимися гимнотворцами были Роман Сладкопевец – автор многочисленных кондаков, Андрей Критский и Иоанн Дамаскин – создатели канонов. В X – XIII веках начинается первичная дифференциация голосов по регистрам. Позднее устанавливается понятие хоровой партии. Количество хоровых партий и величина хора во многом зависели от музыкального стиля каждой эпохи.

5 Под сводами собора

Под сводами собора

С падением в 476 году Западной Римской империи наступает новый период в истории человечества – средневековье. Основными очагами профессиональной музыки становятся в то время монастыри и соборы. Для богослужений использовались народные напевы, делая отправление религиозного культа более доступным широкой публике. Постепенно церковные песнопения были сведены воедино и упорядочены. Григорий I составил цикл строго определенных песнопений, использовавшихся в религиозном богослужении, которые получили название григорианского хорала. Музыка этих песнопений должна была внушить людям смирение. Поэтому из мелодии хоралов были изгнаны все земные, жизнерадостные интонации. Они исполнялись одноголосно, что способствовало суровости и аскетичности их звучания. Виды хоральных песнопений: - псалмодия - секвенция - гимн Все эти виды хоральных песнопений объединяли в мессе – торжественном воскресном богослужении, - состоявшей из пяти частей.

6 Хоровая музыка эпохи Ренессанса

Хоровая музыка эпохи Ренессанса

Большое влияние на стиль церковных произведений стала оказывать народная итальянская песня. Одним из наиболее выдающихся мастеров той эпохи был Джованни Палестрина, который долгие годы работал регентом в соборе св. Петра. Возвышенная и гармонически уравновешенная, проникнутая глубокой человечностью, музыка Палестрины часто вызывает ассоциации с образами картин Рафаэля. Высокого расцвета музыка той эпохи достигла в Нидерландах. Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров была имитация. Этот прием послужил основой создания высшей полифонической формы – фуги. Главным качеством произведений строгого стиля считалось благозвучие. Очень любили нидерландские авторы и жанр мотета, преобразованный в многоголосное произведение на латинский текст. Новаторство этих произведений состояло в том, что в них возник утвердившийся затем в веках четырехголосный хоровой склад письма. Ведущим голосом был тенор, что значит «держащий», ему поручалась главная мелодия. Ниже тенора звучал бас, а выше – альт. Самый же верхний получил название сопрано, то есть возвышающийся над всеми.

Джованни Палестрина (ок. 1525 - 1594) - итальянский композитор.

7 С возникновением католичества в разных странах начали возникать

С возникновением католичества в разных странах начали возникать

критические учения, направленные против него и получившие названия протестантизма. Одной из его главных движущих сил была борьба крестьян и городской бедноты с феодальным господством. Социально-политическая борьба принимала религиозную окраску – выдвигались новые требования к проведению богослужения.

Однако, несмотря на все запреты церкви, мирские чувства и образы все более властно проникали в музыку богослужений. Особенно яркий тому пример – творчество И.С.Баха. Выдающимся творением композитора являются «Страсти по Матфею» - для исполнения их требовалось два четырехголосных хора, каждый со своими солистами и огромный оркестр. «Страсти по Матфею» состояли из семидесяти номеров и исполнялись в течение четырех часов! Другое величайшее произведение композитора – Высокая месса (Месса си минор). Композитор создал огромное, необычайное по глубине и силе музыкальное полотно, в котором отражен необъятный мир чувств и настроений. Здесь скорбь и радость, сострадание и ликование, раскрытые в самых многочисленных оттенках. Особое единство придают мессе повторяющиеся время от времени образы и темы, которые, как арки в соборах, связывают всю конструкцию воедино. Одним из таких ведущих образов является тема хорала «Даруй нам мир!», которым месса заканчивается. Смысл этих слов многозначен. Это – призыв к миру на земле и в душе человека, призыв к ясности и чистоте человеческих помыслов.

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) – немецкий композитор, органист и клавесенист.

8 Развитие хоровой музыки в России

Развитие хоровой музыки в России

Правители русского государства и высшее духовенство также уделяли большое внимание музыке церковных богослужений, поэтому создавались придворные хоровые коллективы. Однако православное богослужение, в отличие от католического, всегда оставалось чисто вокальным искусством, оно исполнялось хором a capella. Очень важным в истории развития русского богослужебного искусства был XV век, когда из Киева в Москву пришло многоголосное партесное пение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв. Самым сложным произведением был хоровой концерт, исполнявшийся в праздничные дни. Такое светское по настроению искусство резко отличалось от привычного ранее отрешенного, благочестивого пения. Поэтому написанные в новом стиле канты и псальмы исполнялись и в домашнем быту. В XVIII – XIX веках под влиянием нового полифонического искусства и новых форм инструментальной музыки родился русский классический хоровой концерт. Авторами его были М.Березовский и Д.Бортнянский. Музыка этих композиторов воплощала глубокие человеческие чувства. Именно поэтому мы с таким большим интересом слушаем теперь произведения Бортнянского и Березовского, когда они звучат в концертах старинной хоровой музыки.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 - 1825) – русский композитор.

9 Певческие школы и капеллы

Певческие школы и капеллы

Старейшая римская певческая школа «Schkola cantorum» возникла еще в VI веке. В 40-х годах XIV века было положено начало папской капелле, которая стала именоваться Авиньонской. В 1473 году на основе Авиньонской школы был создан образцовый хор для обслуживания церкви ватиканского дворца – Сикстинская капелла. Хор пел, как правило, без инструментального сопровождения, отличался безукоризненным строем и ансамблем. Одновременно с Сикстинской капеллой была сформирована Юлианская капелла при соборе св. Петра. Для участия в капелле отбирались лучшие музыканты из многих стран.

10 Зарождение светского хорового искусства

Зарождение светского хорового искусства

Первые светские хоровые произведения принадлежали композиторам, которые жили в VII – VI веках до н.э. в Спарте. Спартанские композиторы писали хоровые военные песни, которые исполнялись во время сражений. Большую роль играла музыка и в культурном центре Римской империи – Александрии. Здесь часто устраивались всевозможные празднества и уличные шествия. Однако настоящий расцвет светской хоровой музыки начинается с XIII – XIV веков, в эпоху Возрождения. Любовь к к жизни и прославление ее – в противовес религиозному отрешению, характерному для средневековья, - были основой содержания нового искусства этой эпохи. В середине XV века мировое первенство не только в церковном, но и в светском искусстве завоевывают Нидерланды. Путешествуя по различным странам и работая во многих городах, нидерландские композиторы оказали огромное влияние не только на немецкую, но и на итальянскую, австрийскую, французскую, чешскую национальные музыкальные школы.

11 Одним из величайших нидерландских композиторов был Орландо Лассо,

Одним из величайших нидерландских композиторов был Орландо Лассо,

прозванный «бельгийским Орфеем». Его песни, созданные в жанре французской шансон, пронизаны грубоватым добродушным юмором и меткой сатирой. В них возникает целая галерея персонажей того времени, зарисовки семейного быта.

Композитор уделял большое внимание и жанру мотета, и мадригала, но наибольшую популярность приобрело его произведение, написанное в жанре итальянской бытовой песни, «Эхо»; текст его принадлежит самому Лассо. Красочное сочинение построено на сопоставление двух хоров, создающем эффект эха. «Это был музыкант, гениальный по глубине и мощи своего искусства, огромного диапазона и творческой силы, один из титанов Возрождения, - писал о Лассо советский историк музыки К. Розеншильд. – Он вполне достоин сопоставления со своими великими современниками Рубенсом и Шекспиром».

Орландо Лассо (ок. 1532 - 1894) – Франко-фламандский композитор.

12 От Генделя до наших дней

От Генделя до наших дней

Создателем классического типа оратории явился немецкий музыкант Георг Фридрих Гендель, обобщивший в ней многие достижения других жанров, главным образом оперы и инструментального концерта. Все сочинение строится из отдельных законченных номеров, а солистам поручаются арии и ансамбли. Главным действующим лицом в оратории становится хор, ему поручается выражение основного смысла произведения. Поэтому для наиболее полного его раскрытия композитор использует самые разнообразные типы хоровой фактуры: мощные прозрачные звучания, полифонические переплетения голосов, аккордовый склад. Генделем создано 32 оратории, самые известные: «Иуда Маккавей», «Саул», «Самсон», «Мессия». Музыка Генделя волновала композиторов всех поколений. В генделевской героике, его мудрой простоте черпали вдохновение Бетховен, Гайдн, Глюк. Еще один тип оратории был создан композиторами XIX века. Однако эти оратории были только лишь лирическими произведениями. Русские композиторы почти не обращались к жанру оратории. Их больше привлекала кантата, в которой можно было с большей лиричностью и простотой выразить чувство любви к Родине, философские размышления, нарисовать образы природы.

Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759) – немецкий композитор и органист.

13 Тип оратории, созданный Генделем и представляющий собой произведение,

Тип оратории, созданный Генделем и представляющий собой произведение,

воздействующее на огромные массы слушателей, стал особенно созвучным XX веку, для которого так важны контакты с большой аудиторией людей. Поэтому новое и яркое развитие он получил в творчестве композиторов разных стран именно нашего века.

Французский композитор Артюр Онеггер – автор трех ораторий. Одна из них – «Крики мира». Это рассказ о современном человеке и его жизни в городе. Но самая замечательная оратория композитора – «Жанна д‘Арк на костре». Она посвящена образу народной героини Франции. Это оригинальное, полное драматизма произведение включает в себя элементы многих других жанров: средневекового представления, оперы, народной игры.

Совсем другие настроения воплощены немецким композитором Карлом Орфом в его оратории «Кармина Бурана», созданной на текст стихотворений французских, итальянских, немецких и английских поэтов. Содержание стихов касается всех сторон жизни. Орф выбрал песни о любви и весне, застольные песни и сатирические строфы, высмеивающие церковную мораль. Он оставил старинные тексты неприкосновенными, чтобы литературный колорит первоисточника служил таким же средством воздействия на слушателей, как и музыка. А музыка оратории необыкновенна. Необыкновенна своей простотой и вместе с тем современностью звучания. Вся она построена на контрастах. Здесь и грозные голоса судьбы, и картины весеннего обновления природы, и экстатические пляски, и восторженные светлые гимны любви, жизни. Этот разнообразный мир чувств и звуков целиком захватывает слушателя.

Артюр Онеггер (1892 – 1955) – французский композитор.

Карл Орф (1895 - 1982) – немецкий композитор, педагог, драматург и актер.

14 Советские композиторы воплощают в жанре оратории самые разные темы

Советские композиторы воплощают в жанре оратории самые разные темы

Прежде всего это темы мирного строительства и борьбы за мир («Песнь о лесах» Шостаковича), картины предреволюционной России («Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова) и образы революции («Патетическая оратория» Свиридова). Оратории Свиридова, созданные на протяжении нескольких десятилетий, - очень яркая и интересная страница в развитии жанра. Открытая эмоциональность в выражении чувств, ораторский пафос, колористическая яркость производят всегда огромное впечатление.

К жанру оратории обращаются сейчас многие композиторы разных поколений, и все они стремятся обогатить его новыми находками, внести что-то свое. Это может быть и необычный национальный колорит, связанный с интонациями народных песен и звучанием редких народных инструментов, введение партии чтеца и элементов театрального действа, и слияние оратории с симфонией.

Георгий Васильевич Свиридов

15 Формы хоровой организации

Формы хоровой организации

В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления: академическое и народное. Академический хор опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В зависимости от профиля деятельности академические хоровые коллективы именуются капеллами, ансамблями песни и танца, оперными хорами, учебными хорами и т.д. Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение, вокальная манера, фонетика). Народные хоры строят свою работу, как правило, на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяются разнообразие составов и манеры исполнения народных хоров. Народные хоры работают на импровизации. Поют певцы без дирижера. Многие народные хоры называются ансамблями песни и танца. В основе их деятельности также лежит пропаганда национального искусства.

16 Формы хорового исполнительства

Формы хорового исполнительства

Ансамбль песни и танца свидетельствует об объединении вокального и хореографического жанров. Имеет распространение не только в профессиональном, но и в детском исполнительстве (Ансамбль песни и пляски им. В.Локтева). Как специфическая форма профессионального исполнительства, сложившаяся в нынешнем столетии, армейские ансамбли песни и пляски организованы во многих воинских частях, подразделениях, родах войск. Оперные хоры как отдельная форма возникли в начале XVIII века. Специфическое отличие оперного хора от любого другого заключено в синтезе оперного жанра – музыкально-сценического спектакля, где певцы хора выполняют определенные образно-актерские задачи. Учебные хоры создаются в учебных заведениях и служат развитию профессиональных навыков студентов. Среди основных задач учебного хора знакомство с вокально-хоровым репертуаром, развитие индивидуальных вокально-певческих навыков посредством пения в хоре. При учебных заведениях создаются также и самодеятельные любительские хоровые коллективы, в которых принимают участие студенты и преподаватели учебного заведения. Такая форма хорового исполнительства распространена во всем мире. В России – Камерный хор МВТУ им. Баумана «Гаудеамус», Мужской хор МИФИ, Камерный хор МГУ и т.д.

17 Словарь терминов

Словарь терминов

Григорианский хорал – многоголосное хоровое песнопение с текстом духовного содержания. Псалмодия – пение псалмов(духовных песен и молитв на тексы из Ветхого завета) в форме мелодической декламации. Секвенция – вид духовных песнопений, первоначально построенный на распевании одного слова из псалма. Гимн – песня торжественного характера. Месса – многоголосное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст главного богослужения католической церкви.

Имитация – повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Фуга – важнейший жанр полифонической музыки, основанный на имитационном проведении во всех голосах темы. Мотет – многоголосное вокальное произведение, возникшее во Франции.

Страсти – монументальное циклическое вокально-драматическое произведение для хора, солистов и оркестра на сюжет о страданиях и смерти Иисуса Христа.

18 Словарь терминов

Словарь терминов

Партесное пение – вид многоголосного хорового пения без сопровождения с разделением хора на группы голосов. Хоровой концерт – полифоническое музыкальное или вокально-инструментальное произведение духовного содержания, основанное на состязании отдельных групп исполнителей. Кант – бытовая многоголосная песня, исполняющаяся ансамблем певцов или хором без сопровождения. Псальма – бытовая многоголосная песня духовного содержания, исполнявшаяся дома.

Мадригал – первоначально итальянская одноголосная песня на родном языке; в эпоху Возрождения многоголосное вокальное произведение светского содержания.

Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра светского содержания, предназначенное для концертного исполнения. Кантата – циклическое вокальное произведение торжественного или лирико-эпического характера.

«Хоровая музыка»
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/khorovaja-muzyka-186869.html
cсылка на страницу

Музыка

37 презентаций о музыке
Урок

Музыка

27 тем
Слайды