Композиторы
<<  Осень глазами поэтов, художников, композиторов Авторы сценария: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай Режиссер-постановщик: Леонид Гайдай Операторы-постановщики: Сергей Полуянов, Виталий Абрамов Художник-постановщик: Евгений Куманьков Композитор: Александр Зацепин, тексты песен:  >>
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
Актуальность
Актуальность
Цель:
Цель:
Задачи:
Задачи:
Объект исследования:
Объект исследования:
Предмет исследования:
Предмет исследования:
Методы :
Методы :
Окказионализм -
Окказионализм -
Окказионализмы
Окказионализмы
Серебряный век - век нового слова
Серебряный век - век нового слова
Футуризм
Футуризм
В декабре 1912 года вышел в свет сборник “Пощечина общественному
В декабре 1912 года вышел в свет сборник “Пощечина общественному
Задачи кубофутуристов:
Задачи кубофутуристов:
Серебряный век с его “революционными” идеями явился благоприятной
Серебряный век с его “революционными” идеями явился благоприятной
Причины возникновения окказионализмов :
Причины возникновения окказионализмов :
Типы окказионализмов :
Типы окказионализмов :
Окказионализмы Северянина:
Окказионализмы Северянина:
Образования глаголов: крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит,
Образования глаголов: крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит,
Он расширяет круг существительных: по типу “тишь” создает сочь, влажь,
Он расширяет круг существительных: по типу “тишь” создает сочь, влажь,
Компонует целые гнезда новообразований
Компонует целые гнезда новообразований
Весенься вечно, бог пьяный слепо, Всегда весенься, наивный бог
Весенься вечно, бог пьяный слепо, Всегда весенься, наивный бог
Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком - над
Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком - над
луна - олунить; луна - луниться; луна - лунеть; луна - лунь; луна -
луна - олунить; луна - луниться; луна - лунеть; луна - лунь; луна -
В твоем саду вечернем бокальчики сирени Росою наполняет смеющийся июнь
В твоем саду вечернем бокальчики сирени Росою наполняет смеющийся июнь
Вывод:
Вывод:
Окказионализмы Цветаевой
Окказионализмы Цветаевой
многословное сращение: Верстами - врозь - разлетаются брови
многословное сращение: Верстами - врозь - разлетаются брови
Семантические окказионализмы: Не дрожат ресницы длинные, Личико
Семантические окказионализмы: Не дрожат ресницы длинные, Личико
Виктор Владимирович Хлебников 1885 - 1922
Виктор Владимирович Хлебников 1885 - 1922
Окказионализмы В.Хлебникова:
Окказионализмы В.Хлебникова:
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
На берега озер черниловодных”, “печальнооких жен”, “в степях
На берега озер черниловодных”, “печальнооких жен”, “в степях
О, рассмейтесь, смехачи
О, рассмейтесь, смехачи
Сыновеет , (по типу вечереет) Красотинцы, смеюнчики, смехачи, времири,
Сыновеет , (по типу вечереет) Красотинцы, смеюнчики, смехачи, времири,
Достоевскимо, пушкиноты, чингисхань, ниагарится Сложные слова:
Достоевскимо, пушкиноты, чингисхань, ниагарится Сложные слова:
Бобэоби пелись губы
Бобэоби пелись губы
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
Выводы:
Выводы:

Презентация: «Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века». Автор: . Файл: «Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века.ppt». Размер zip-архива: 1192 КБ.

Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века

содержание презентации «Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века.ppt»
СлайдТекст
1 Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века

Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века

Исследовательская работа

2 Актуальность

Актуальность

Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание отыскать собственные образные речевые средства приводит к созданию окказионализмов; эти слова часто показывают способности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание лишь на словах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К.Чиркова: “…если мы желаем представить себе будущее языка, то мы обязаны так же тщательно изучить окказиональные явления речи, как изучают диалектизмы для лучшего понимания прошедшего языка…”

3 Цель:

Цель:

Исследовать окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века

4 Задачи:

Задачи:

Дать понятие термина “окказионализм”; Выявить предпосылки возникновения огромного количества новообразований в творчестве поэтов “серебряного века”; Выяснить, какие приемы употребляли поэты Серебряного века для образования “нового языка”; Выявить модели словообразования, используемые В.Хлебниковым, И.Северяниным, М.Цветаевой при разработке окказионализмов.

5 Объект исследования:

Объект исследования:

Принципы образования окказионализмов в творчестве поэтов Серебряного века, их роль в тексте

6 Предмет исследования:

Предмет исследования:

Структурно-семантические особенности новообразований В.Хлебникова, И.Северянина, М.Цветаевой на материале стихотворений, включенных в сборники “Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзия Серебряного века”, “Избранное”.

7 Методы :

Методы :

Описательный семантический комплексный анализ сравнительно-сопоставительный

8 Окказионализм -

Окказионализм -

слово, образованное по непродуктивной модели, используемое лишь в условиях данного контекста” (Словарь-справочник лингвистических терминов” Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой) Несмотря на это, их нельзя назвать неполноценными, так как они несут огромную эмоциональную нагрузку и являются более насыщенными по смыслу, чем слова общеупотребительные. Поэтому они частенько употребляются в поэтической речи.

9 Окказионализмы

Окказионализмы

Создаются авторами индивидуально; тесно соединены с контекстом; чаще носят эмоционально-экспрессивный характер; они сохраняют новизну, ощущаются как новейшие, независимо от времени собственного сотворения; у них отсутствует ориентация на общеупотребительность; они могут создаваться по продуктивным и непродуктивным моделям.

10 Серебряный век - век нового слова

Серебряный век - век нового слова

Более плодотворным в плане образования новейших слов был “серебряный век”. Появляются такие разные литературные течения как символизм, акмеизм, футуризм Писатели рубежа веков ощутили кризис эры, охвативший практически все отрасли: социально-экономическую, политическую, философскую, эстетическую. Все чувствовали необходимость выхода из тупика, но каждый по- своему. Символисты стремились сделать сверхискусство, где поэт-демиург творил легенду. Акмеисты, отрицавшие “литургическую”, мистическую линию символизма, провозгласили культ земного. “Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, таковая же красивая форма, как музыка для символистов”. Задачей же футуристов было создание искусства грядущего.

11 Футуризм

Футуризм

(от лат. Futurum - будущее) - одно из декадентских течений начала 20 века. Используя русский корень, Велимир Хлебников создал аналог этого наименования - “будетляне”, люди грядущего мира. “Гилея”, кубофутуристы: В.Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, В.Каменский, В.Маяковский, А.Крученых и др. “Ассоциация эгофутуристов”: Игорь-Северянин, И.Игнатьев и др. “Мезонин поэзии”: Хрисанф, Рюрик, Ивнев и др. “Центрифуга”: С.Бобров, Б.Пастернак, Н.Асеев и др.

12 В декабре 1912 года вышел в свет сборник “Пощечина общественному

В декабре 1912 года вышел в свет сборник “Пощечина общественному

вкусу”, открывавшийся программной статьей кубофутуристов. В данной статье они утверждали: “только мы - лицо нашего времени”, и предлагали “сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности”, они устанавливали свои права “на увеличение словаря в его объеме случайными и производными словами” (Русс. лит-ра. Смирнова, 264).

Стоят: Н.Д. Бурлюк, Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, сидят: В.В. Хлебников и издатели футуристических сборников Г.Л. Кузьмин и С.Д. Долинский. 1913 г.

13 Задачи кубофутуристов:

Задачи кубофутуристов:

В 1913 году в сборнике “Садок судей ” они более конкретизировали свои задачи: “Мы расшатали синтаксис”, “нами осознана роль приставок и суффиксов”, “…мы отрицаем правописание”, “характеризуем существительные не лишь прилагательными, но и другими частями речи, а также отдельными знаками и числами”, “нами уничтожены знаки препинания”. Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию окказионализмов

14 Серебряный век с его “революционными” идеями явился благоприятной

Серебряный век с его “революционными” идеями явился благоприятной

почвой для образования не только новейших слов, но и новой поэзии во имя искусства грядущего.

В

Казанский университет

15 Причины возникновения окказионализмов :

Причины возникновения окказионализмов :

Необходимость точно выразить мысль; стремление автора кратко выразить мысль; потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику; потребность избежать тавтологии; необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.

16 Типы окказионализмов :

Типы окказионализмов :

Фонетические лексические семантические грамматические окказиональные сочетания слов

17 Окказионализмы Северянина:

Окказионализмы Северянина:

Поэтическая декларация Северянина: “... пора популярить изыски”; “Я облеку, как ночи, - в ризы Свои загадки и грехи, В тиары строф мои капризы, Мои волшебные сюрпризы, Мои ажурные стихи”; “Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив. Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.”

18 Образования глаголов: крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит,

Образования глаголов: крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит,

юнится, лунятся, кострят, солнцевеют, ручьится, ракетит, трелит, беззвучу, центрит, вуалится, водопадит, газелит, солнится, листвеют... формы разнообразны: поэкстазить, офлерила, огрезят, весенься, окандалив, омгленный... Во вдохновении словотворчества И. Северянин оглаголивает свой поэтический мир, придавая ему особый динамизм

19 Он расширяет круг существительных: по типу “тишь” создает сочь, влажь,

Он расширяет круг существительных: по типу “тишь” создает сочь, влажь,

ажурь, смуть, лунь... И творит в данном случае в русле словообразовательных языковых тенденций нашего века. Компонует целые гнезда новообразований. Опорные слова: поэтизмы “грёза” и “луна”.

20 Компонует целые гнезда новообразований

Компонует целые гнезда новообразований

Опорные слова: поэтизмы “греза” и “луна”.

Грёза - грезить - грезэр - грезэрка грёза - безгрезье; грёза - грёзо-фарс; грёза - грезоломня; грёза - грёзный - грёзно; грёза - грёзовый - грёзово; грёза - огрезить;

Грёза - грезить - грезиться -погрезиться; грёза - грезить - грезиться -пригрезиться; грёза - грезить - загрезить; грёза - грезить -погрезить;

21 Весенься вечно, бог пьяный слепо, Всегда весенься, наивный бог

Весенься вечно, бог пьяный слепо, Всегда весенься, наивный бог

Душа грезэра, как рай, нелепа! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я упоен. Я вещий. Я тихий. Я грезэр. Грезэр (то есть “тот, кто грезит”)

22 Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком - над

Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком - над

бестинным прудом! Как мечты сюрпризэрки Над качалкой грезэрки Истомленно лунятся: то - Верлэн, то – Прюдом ------------------------------------------------ Мне кажется, гораздо лучше надеяться, хоть безнадежно, Чем мертвому, в немом безгрезьи, покоиться бесстрастно-нежно. .

23 луна - олунить; луна - луниться; луна - лунеть; луна - лунь; луна -

луна - олунить; луна - луниться; луна - лунеть; луна - лунь; луна -

луноструна; луна - лунокудрая; луна - лунный - лунно-бликие; луна - лунный - лунно; луна - лунный - лунно - лунно-направленные. Итак, к 29 существительным “луна” И. Северянин добавляет девять своих “лунных” слов.

24 В твоем саду вечернем бокальчики сирени Росою наполняет смеющийся июнь

В твоем саду вечернем бокальчики сирени Росою наполняет смеющийся июнь

И сердце утопает в мелодиях курений, И сердце ускользает в развеенную лунь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Немой Морфей Соткал июнь, вуаля лунь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Как блекло ткал лиловый колокольчик Линялую от луни звукоткань.

25 Вывод:

Вывод:

Приведенный анализ окказиональных компонентов словообразовательных гнезд со стержневыми словами “греза” и “луна” показывает, какое большое значение имеют окказиональные производные для формирования индивидуального лексикона И. Северянина и какими выразительными ресурсами обладает словообразовательная система современного русского литературного языка.

26 Окказионализмы Цветаевой

Окказионализмы Цветаевой

М.Цветаева использует лексические окказионализмы Так - только Елена глядит над кровлями Троянскими! В столбняке зрачков Четыре провинции обескровлено И обезнадежено сто веков. Так - только Елена над брачною бойнею, В сознании: наготой моей Четыре Аравии обеззноено И обезжемчужено пять морей. Так только Елена - не жди заломленных Рук! - диву дается на этот рой Престолонаследников обездомленных И родоначальников, мчащих в бой.

27 многословное сращение: Верстами - врозь - разлетаются брови

многословное сращение: Верстами - врозь - разлетаются брови

Две достоверности розной любови, Черные возжи-мои-колеи - Дальнодорожные брови твои! --------------------------------------------------------- Над окаянной - Взлет осиянный. Праведник душу урвал - осанна! Каторжник койку-обрел-теплынь. Пасынок к матери в дом. - Аминь.

28 Семантические окказионализмы: Не дрожат ресницы длинные, Личико

Семантические окказионализмы: Не дрожат ресницы длинные, Личико

недвижное. Словно кто на лоб ей выжал Персик апельсинный. Апельсинный, абрикосный, Лейся, сок души роскошный, Лейся вдоль щек - Сок преценный, янтаревый, Дар души ее суровой, Лейся в песок!

29 Виктор Владимирович Хлебников 1885 - 1922

Виктор Владимирович Хлебников 1885 - 1922

Хлебников не поэт для потребителей. Его нельзя читать. Хлебников – поэт для производителя. В. Маяковский.

30 Окказионализмы В.Хлебникова:

Окказионализмы В.Хлебникова:

Нам удалось найти 139 новообразований Велимира Хлебникова. Лишь в стихотворении “Заклятие смехом” встречаем 16 окказиональных слов. Прилагательные, созданные методом сложения двух основ: огнивом-сечивом; зыбку-улыбку; куревом-маревом; желтострунный и стройно-плечистых, смелоликих. Часто он употребляет корни с совсем различным лексическим значением, к примеру из двух таковых различных слов как вечер и грива (которые несовместимы по смыслу) Хлебников образует новое слово вечерогривы. Что было - в водах тонет. И вечерогривы кони, И утровласа дева, И нами всхожи севы.

31 Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
32 На берега озер черниловодных”, “печальнооких жен”, “в степях

На берега озер черниловодных”, “печальнооких жен”, “в степях

глубокожирных”. Хлебников создал целую “периодическую систему слова”. Свободно обращается со звуками, заменяя в словах один звук на другой. К примеру, вместо слова дня употребляется его аналог – зня Хлебников мог образовать множество слов от одного корня. В его стихотворении “Заклятие смехом” мы встречаем 16 окказиональных слов, созданных на базе корня “смех”:

33 О, рассмейтесь, смехачи

О, рассмейтесь, смехачи

О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешиц надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, Смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. ! О, засмейтесь, смехачи!

34 Сыновеет , (по типу вечереет) Красотинцы, смеюнчики, смехачи, времири,

Сыновеет , (по типу вечереет) Красотинцы, смеюнчики, смехачи, времири,

времыня, жарирей, поюны. Такие слова можно принимать лишь в контексте: Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели свора легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели свора легких времирей…

35 Достоевскимо, пушкиноты, чингисхань, ниагарится Сложные слова:

Достоевскимо, пушкиноты, чингисхань, ниагарится Сложные слова:

бесповеликая, предземшарвеликая (земной шар + великий), хорошеуки (хороший +наука), лебедиво (лебедь+диво), Перунепр (Перун+Днепр) . Серпень (как ливень). Очаревна - от очарование - по типу слова царевна Мореречи - слияния словосочетания “море речи”.

36 Бобэоби пелись губы

Бобэоби пелись губы

Вээоми пелись взоры. Пиээо пелись брови. Лиэээй пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

Классические примеры фонетических окказионализмов находим в экспериментальном стихотворении В. Хлебникова:

37 Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века
38 Выводы:

Выводы:

Богатым на языковые опыты был серебряный век русской литературы. Дифференциация индивидуально-авторских новообразований по их соответствию-несоответствию моделям словообразовательной системы русского языка привела к следующим результатам: в творчестве поэтов Серебряного века встречаются все типы окказионализмов, большая часть которых созданы по индивидуально- авторским моделям, по новым, ранее неизвестным моделям либо же с внедрением обычных способов, но с нарушениями и отступлениями. Хлебников не только создавал слова для данного контекста, но старался объединить их в единый язык Исследование окказионализмов нужно, так как позволяет проникнуть в авторскую “мастерскую” поэта. Без описания схожих явлений нельзя считать картину русского словообразования полной.

«Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века»
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/okkazionalizmy-v-tvorchestve-poetov-serebrjanogo-veka-86234.html
cсылка на страницу

Композиторы

8 презентаций о композиторах
Урок

Музыка

27 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по музыке > Композиторы > Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века