Социология
<<  Социология управления Социология  >>
Социология потребления
Социология потребления
Потребление в социологии постмодерна
Потребление в социологии постмодерна
Модерн и постмодерн
Модерн и постмодерн
Периодизация общества модерна
Периодизация общества модерна
Постмодерн (общество постмодерна)
Постмодерн (общество постмодерна)
Модерн: социальные черты
Модерн: социальные черты
Черты постмодерна - социальные
Черты постмодерна - социальные
Модерн: экономические черты
Модерн: экономические черты
Черты постмодернизма - экономические
Черты постмодернизма - экономические
Черты постмодернизма - экономические
Черты постмодернизма - экономические
Модерн: политические черты
Модерн: политические черты
Черты постмодерна - политические
Черты постмодерна - политические
Черты постмодерна - культурные
Черты постмодерна - культурные
Соотношение между сферами общества (доминанта)
Соотношение между сферами общества (доминанта)
Постмодернизм (postmodernism)
Постмодернизм (postmodernism)
Основные черты постмодернизма
Основные черты постмодернизма
Основные черты постмодернизма
Основные черты постмодернизма
Модернизм и постмодернизм имеют много общих черт, поэтому:
Модернизм и постмодернизм имеют много общих черт, поэтому:
Вопросы:
Вопросы:
Постмодернистский поворот в характере знания и мышлении
Постмодернистский поворот в характере знания и мышлении
Великие ценности модерна прогресс свобода выгода идеал либерализм
Великие ценности модерна прогресс свобода выгода идеал либерализм
Эстетизация современной жизни
Эстетизация современной жизни
Три смысла эстетизации повседневной жизни
Три смысла эстетизации повседневной жизни
Изменения предпочтений потребителя
Изменения предпочтений потребителя
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Особенности потребления в эпоху постмодерна
Для потребления в эпоху постмодерна характерны пять основных
Для потребления в эпоху постмодерна характерны пять основных
Гиперреальность
Гиперреальность
Гиперреальность
Гиперреальность
Фрагментация
Фрагментация
Фрагментация
Фрагментация
Фрагментация
Фрагментация
Инверсия производства и потребления
Инверсия производства и потребления
Инверсия производства и потребления
Инверсия производства и потребления
Децентрированность субъектов
Децентрированность субъектов
Децентрированность субъектов
Децентрированность субъектов
Соседство противоположностей
Соседство противоположностей
Соседство противоположностей
Соседство противоположностей
Перемены в методологии и парадигме исследований потребителя
Перемены в методологии и парадигме исследований потребителя
Исследования стиля жизни в обществе постмодерна
Исследования стиля жизни в обществе постмодерна
Б.Лаир: критика Бурдье
Б.Лаир: критика Бурдье
Б.Лаир: критика Бурдье
Б.Лаир: критика Бурдье
Ф.Куланжон: досуговые практики
Ф.Куланжон: досуговые практики
Ф.Куланжон: досуговые практики
Ф.Куланжон: досуговые практики
М. Саваж, Дж
М. Саваж, Дж
М. Саваж, Дж
М. Саваж, Дж
Стиль жизни в России
Стиль жизни в России
Эмпирическая основа исследования
Эмпирическая основа исследования
Операционализация понятий
Операционализация понятий
Социальные классы
Социальные классы
Индикаторы стиля жизни
Индикаторы стиля жизни
Методология анализа
Методология анализа
Результаты исследования
Результаты исследования
Дифференциация практик социальных классов
Дифференциация практик социальных классов
Дифференциация практик социальных классов
Дифференциация практик социальных классов
Структура анализируемых полей социального пространства стилей жизни
Структура анализируемых полей социального пространства стилей жизни
Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга
Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга
Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга
Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга
Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга
Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга
Основные индикаторы:
Основные индикаторы:
Основные индикаторы:
Основные индикаторы:
Основные индикаторы:
Основные индикаторы:
Выводы по структуре пространства стилей жизни:
Выводы по структуре пространства стилей жизни:
Типологический анализ стилей жизни (факторный анализ)
Типологический анализ стилей жизни (факторный анализ)
Типологический анализ стилей жизни (кластерный анализ)
Типологический анализ стилей жизни (кластерный анализ)
Пассивные
Пассивные
Любящие разнообразие гурманы
Любящие разнообразие гурманы
Активные
Активные
Фаст-фудеры
Фаст-фудеры
Постмодернисты
Постмодернисты
Выводы
Выводы
Выводы
Выводы

Презентация на тему: «Социология потребления». Автор: user. Файл: «Социология потребления.pps». Размер zip-архива: 168 КБ.

Социология потребления

содержание презентации «Социология потребления.pps»
СлайдТекст
1 Социология потребления

Социология потребления

Рощина Яна, Высшая Школа Экономики департамент социологии 2015

2 Потребление в социологии постмодерна

Потребление в социологии постмодерна

3 Модерн и постмодерн

Модерн и постмодерн

Модерну соответствуют: в экономике – капитализм и массовое производство (и потребление); в политике – демократия; в социальной структуре – деление на классы; в культуре – массовая культура и информация, коммодификация (обретение товарной формы), рационализация всех аспектов социальной жизни, ускорение темпа обыденной жизни (однако единство мнений ученых об особенностях культуры пока не сложилось).

4 Периодизация общества модерна

Периодизация общества модерна

ВАРИАНТЫ: Самое раннее XIV-XVIII вв. – рождение капитализма чаще всего - XVIII-XIX вв. - эпоха индустриализации Редко - конец XIX - начало XX вв., хотя (но это уже время культурной трансформации модерна)

5 Постмодерн (общество постмодерна)

Постмодерн (общество постмодерна)

Общество «постмодерна» противопоставляется обществу «модерна» рождение эпохи постмодерна – чаще всего относят к середине 70-х – началу 80-х годов XX в. Ж.Ф. Лиотар “Состояние постмодерна”

6 Модерн: социальные черты

Модерн: социальные черты

Социальные классы

7 Черты постмодерна - социальные

Черты постмодерна - социальные

Классы теряют свое значение социальная структура - фрагментированная и сложная основания дифференциации наряду с классом, включает пол, этничность, возраст, потребительские ориентации и т.Д.

8 Модерн: экономические черты

Модерн: экономические черты

Фордизм в производстве и маркетинге Массовое производство для массовых рынков господство полуквалифицированного труда Научный менеджмент Участие профсоюзов (в том числе в переговорах о ЗП)

9 Черты постмодернизма - экономические

Черты постмодернизма - экономические

Постфордизм — используются методы специализированного производства продукта ограниченными партиями, что требует от рабочих широкой квалификации Рынки сегментированы (разные потребительские ниши), так как потребности и вкусы людей сильно дифференцированы и плохо упорядочены Фирмы становятся меньше по размерам, гораздо чаще прибегая к заключению субдоговоров

10 Черты постмодернизма - экономические

Черты постмодернизма - экономические

Методы управления - основанные на концепции "человеческих отношений« роль профсоюзов либо вообще сводится на нет, либо заметна только на уровне отдельного предприятия. роль бюрократических форм организации снижается по сравнению с ролью отношений конкуренции на рынке Экономика переходит от массовости и приоритета производства к приоритету потребления, развитию сферы услуг. Базовые потребности людей удовлетворены, появляется стремление к гедонизму, разнообразию, удовольствиям.

11 Модерн: политические черты

Модерн: политические черты

«Государство всеобщего благосостояния» развитый государственный аппарат общественная собственность на важнейшие коммунальные предприятия и услуги высокие социальные гарантии для людей значительное государственное вмешательство в экономику

12 Черты постмодерна - политические

Черты постмодерна - политические

Поддерживаются самостоятельность, конкурентоспособность, рыночное и частное предпринимательство исчезают многие компоненты «государства всеобщего благосостояния» специализированные пособия и услуги предоставляются лишь наиболее нуждающимся в них, остальные же обеспечивают себя сами компании, бывшие ранее государственной собственностью, распродаются со скидкой, а правительства все более неохотно принимают ответственность за управление всеми аспектами экономики.

13 Черты постмодерна - культурные

Черты постмодерна - культурные

Главенствующая роль культурных факторов: рост значения так называемой индустрии культуры; растущая эстетизация повседневной жизни, когда жизнь индивида начинает рассматриваться как эстетический или культурный проект; формирование идентичности на основании индивидуального выбора, а не посредством традиционной аскрипции; фрагментация индивидуальной идентичности в соответствии со сменой обстоятельств личной жизни и окружающей социальной среды; различия в опыте времени и пространства; постмодернизм

14 Соотношение между сферами общества (доминанта)

Соотношение между сферами общества (доминанта)

В средневековом обществе - культура (религия) в капиталистическом – экономика при организованном капитализме – политика в обществе постмодерна – опять культура недавно общество было индустриальным, трудовым и капиталистическим теперь оно – постиндустриальное, информационное и постмодерное

15 Постмодернизм (postmodernism)

Постмодернизм (postmodernism)

Постмодерн означает определенное состояние всего общества «постмодернизм» относится к движению в живописи, литературе, кино, на телевидении и в искусстве в целом

16 Основные черты постмодернизма

Основные черты постмодернизма

Пастиш (pastiche) — смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно разных контекстов и исторических эпох; рефлексивность - способность к самоосознанию, часто сопровождающаяся чувством иронии; релятивизм - провозглашение отсутствия объективных стандартов истинности;

17 Основные черты постмодернизма

Основные черты постмодернизма

Неприятие таких классических художественных приемов, как нарратив ("повествование") или репрезентация (отображение реальности); неуважение к границам между "популярной" и "высокой" культурой, а также границам между различными художественными формами; преуменьшение значимости автора как создателя текста (под текстом в постмодернизме принято понимать любое произведение искусства), который каждый читатель вправе интерпретировать по-своему.

18 Модернизм и постмодернизм имеют много общих черт, поэтому:

Модернизм и постмодернизм имеют много общих черт, поэтому:

Модернизм и постмодернизм правильнее рассматривать как художественные авангардистские движения они противопоставляют себя традиционному искусству но со временем сами становятся традиционными

19 Вопросы:

Вопросы:

Является ли «постмодернизм» культурой общества «постмодерна»? Является ли «постмодернизм» самостоятельной новой культурной формой? Или это быстроизменяющееся явление?

20 Постмодернистский поворот в характере знания и мышлении

Постмодернистский поворот в характере знания и мышлении

Раньше - стремление к: объективному знанию поиску универсальных законов природы и общества рациональному объяснению человеческого поведения просвещающей функции искусства Теперь - новое мировоззрение: смирение ограниченностью познания невозможность найти универсальные законы признание в обществе и в природе беспорядка и иррациональности допущение субъективности и пристрастности исследователя

21 Великие ценности модерна прогресс свобода выгода идеал либерализм

Великие ценности модерна прогресс свобода выгода идеал либерализм

истина наука — вытеснены признанием отсутствие прогресса и свободы необходимость расплаты за выгоду безыдейность идеалов ограниченность либерализма фикция как результат поиска истины зависимость науки от искусства

22 Эстетизация современной жизни

Эстетизация современной жизни

Featherstone M. Consumer Culture & Postmodernism. London, Sage, 1994 = стирание различий между искусством и повседневной жизнью Причины - в превращении: с одной стороны, художники преобразуют предметы повседневности в художественные объекты; с другой – обычные люди делают из своей повседневной жизни некоторый эстетический проект, выбирая по своему желанию определенный стиль в одежде, внешнем виде, домашней обстановке.

23 Три смысла эстетизации повседневной жизни

Три смысла эстетизации повседневной жизни

Преодоление сакрального смысла искусства, выход его из академических музеев. Это было связано с тем, что такие артистические субкультуры, как дадаизм и сюрреализм стерли границы между искусством и повседневной жизнью. Быстрое распространение знаков и образов в современном обществе, манипуляция ими, создание мира снов и иллюзий, которые конструируют повседневную жизнь. Центральными категориями потребительской культуры становятся эстетика потребительских практик, стиль жизни подчиняется выбранному человеком эстетическому проекту, а повседневная жизнь становится областью искусства.

24 Изменения предпочтений потребителя

Изменения предпочтений потребителя

С одной стороны, больше не воспринимает «высокое искусство» как нечто рафинированное, замкнутое, доступное только высшим слоям общества, встраивает его в свою повседневную жизнь с другой – выбирает среди множества товаров те, которые вписываются в им лично сконструированные эстетические стандарты

25 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Это мир: «всемирной паутины» круглосуточной работы банков спутникового телевидения не покидающей эфира «препарированной» политики «мобильникомании» трехминутной клиповой культуры обрывочного стиля жизни Эфемерности Непрочности стремительного распространения Фрагментарности галлюцинаций и хаоса

26 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Нет четкой социальной структуры Уровень потребления - главный критерий деления на социальные слои Разнородность массы «потребителей» Изменяется роль интеллектуалов в обществе – число их больше, но роль меньше Духовный центр от интеллектуалов сместился к массовому телевидению Исчезает аскетизм, главным становится гедонизм и желания, удовольствия и наслаждение В обществе нет идеологии, распространена гибкость мировоззрений и стиля жизни.

27 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Новый стиль жизни связан со средним классом современных западных городов характерна массовая культура, эстетизация, наличие анклавов потребления и досуга (центры торговли, музеи и т.д). деиерархизация и стандартизация стиля жизни он перестает быть символом принадлежности к определеннной социальной группе, несет в себе эклектичные черты не имеет единого согласованного организующего принципа: например, посещение концертов классической музыки и оперы сосуществует с дискотеками и поп-музыкой

28 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

потребление - форма представления себя другим людям ценность вещи конструируется с помощью смыслов, представляемых вещами возникновение множества типов потребителей распыление и дифференциация ценностей стилей смывание граней между культурой и контркультурой нежесткость моды эклектичность стилей сосуществование разных стилей и разных типов поведения даже у одного и того же человека культурный плюрализм и терпимость Возрастает интерес к национальным культурам культ старины, стиля ретро

29 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Меняется потребитель: на первый план выходят его индивидуальность, нестабильность стремлений и желаний, которые уже не могут быть удовлетворены стандартами массового производства и массового потребления На место правил приходит свободный выбор, на место моды – тенденции и веяния, на место соседской общины – разобщенность Совмещение фрагментов самых разных стилей жизни, взятых из разных культур и эпох

30 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

слушает регги, смотрит вестерн, ест на ланч гамбургеры, а на обед блюда какой-нибудь национальной кухни, в Токио пользуется французскими духами, а в Гонконге носит одежду в стиле ретро способен до изнеможения ходить по магазинам, ресторанам, кафе, а дома основным его предметом потребления становится телевизор, также вносящий свой вклад в фрагментарность жизни: современные беспроводные технологии породили любителей бесконечного блуждания по разным каналам, когда ни одна передача, фильм или реклама не досматриваются до конца

31 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Меняется торговля: постмодернистские торговые пассажи, «блестящие, воздушные, эклектичные, декорированные, тематические и неизменно радушные» постмодернистские центры заявляют, что хождение по магазинам — это удовольствие, а не рутина Посетители таких центров не столько покупают, сколько наслаждаются отдыхом, не столько удовлетворяют свои потребности, сколько фантазии и мечты Окружающая обстановка позволяет вообра­зить себя в другом мире или частью другого мира; она призывает приходить снова и снова, привести своих друзей и семью

32 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Меняется реклама: перестала обращаться к потребителю с прямолинейными призывами купить какой-либо товар, просто потому, что он хороший и нужный Главный канал трансляции – телевидение Рекламные ролики – произведения искусства, зачастую они сделаны как мини-кинофильмы и стоят дорого Реклама основана не на разуме, а на эмоциях и ассоциациях, с элементами юмора, шутки, озорства и иронии, цитатами из других культурных форм (мыльных опер, кино и т. п.).

33 Особенности потребления в эпоху постмодерна

Особенности потребления в эпоху постмодерна

Слоганы и образы вобращаются не к однородной массе и не к сегментированным группам потребителей, а к разношерстной и фрагментированной, но очень требовательной и искушенной масс-медиа аудитории Происходит потребление товарных марок как чувственных образов Не только сами вещи и услуги, но и внушаемые рекламные образы (хладнокровные, сексуальные, умные и т. д.) являются самой сутью товарного предложения

34 Для потребления в эпоху постмодерна характерны пять основных

Для потребления в эпоху постмодерна характерны пять основных

лейтмотивов

Гиперреальность фрагментация инверсия производства и потребления децентрированные субъекты соседство противоположностей firat A., Venkatesh A. Liberatory postmodernism and the reenchantment of consumption // journal of consumer research, 1995, № 22

35 Гиперреальность

Гиперреальность

Реальность как часть символического мира не дана, а скорее построена Возникновение символа и зрелища как основы реальности (симулякр) Стирание различий между реальным и виртуальным Бесконечность знаков и указателей

36 Гиперреальность

Гиперреальность

понятие связано с возникновением виртуальных миров киберпространства гиперреальность создается также в современных тематических парках развлечений, гостиницах и культурных центрах, которые могут воплотить самую буйную фантазию гиперреальность превосходит повседневную действительность посетители Диснейленда или Лас-Вегаса чувствуют себя актерами, создателями собственных эмоций, игроками или искателями приключений акцент на активной роли потребителя, его участии в действии

37 Фрагментация

Фрагментация

Многообразные фрагменты, несвязанные опыты потребления Составное «я» человека Термины «подлинное я» и «центрированные связи» под сомнением Отсутствие приверженности какому бы то ни было стилю Отказ от истории, происхождения и контекста Маркетинг выступает как деятельность, которая дробит знаки потребления и окружающую среду и переконфигурирует их с помощью стиля и моды Фрагментация как основа создания культуры

38 Фрагментация

Фрагментация

В эпоху массового потребления человек испытывал влияние «эффекта присоединения к большинству» или «эффекта сноба» теперь его поиск товаров в магазинах все меньше зависит от окружающих людей, от моды, от социального класса, к которому он принадлежит выбор индивидуален желание попробовать все предлагаемое обилие продуктов и брэндов

39 Фрагментация

Фрагментация

Выполнение социальных ролей почти одновременно (например - «мать и жена», «деловая женщина», «спортивный болельщик», «жертва моды», «мастер на все руки») каждая из этих ролей требует своего набора потребительских благ и подходящих торговых марок. Эти роли в современном мире не закреплены, не последовательны и не стабильны, а, напротив, изменчивы, непостоянны и даже могут меняться местами

40 Инверсия производства и потребления

Инверсия производства и потребления

Постмодернизм — культура потребления, тогда как модернизм - культура производства Отказ от идеи, что производство создает стоимость, а потребление – уничтожает Знаковая стоимость подменяет меновую стоимость как основу потребления Парадокс потребителя: как и продавцы, потребители являются активными производителями символов и знаков потребления Блага становятся активными действующими силами

41 Инверсия производства и потребления

Инверсия производства и потребления

Потребитель – не пассивный пользователь всего, что предлагает ему рынок Рост доходов, информированности, глобализация мировых экономических и социальных процессов позволяют ему стать активным участником самого процесса производства и рекламы потребление становится важнейшей социальной силой, определяющей тип отношений между людьми

42 Децентрированность субъектов

Децентрированность субъектов

Человек исторически и культурно сконструирован Язык, а не познание, является основой субъективности Коммуникативность заменяет социальную принадлежность На смену подлинному приходит придуманное «я».

43 Децентрированность субъектов

Децентрированность субъектов

В обществе модерна люди однозначно определяются по их роду занятий, классовой принадлежности, демографическим характеристикам, месту жительства и т. п. В обществе постмодерна человек перестает быть элементом социальной структуры, но одновременно он становится исторически и культурно сконструированным Потребитель лишается своего подлинного «я», которое заменяется «я» придуманным, составленным из разных фрагментов и кусочков

44 Соседство противоположностей

Соседство противоположностей

Стилизация как фундаментальный принцип сосуществования Практика потребления не подразумевает примирения различий и парадоксов, но позволяет им свободно сосуществовать

45 Соседство противоположностей

Соседство противоположностей

Для постмодернистского маркетинга типичен открытый, нецелевой, слабоочерченный, неточный подход, который оставляет простор воображению потребителя (например, ироничный тон рекламы, цель или даже сам «предмет» которой неясны) Ощущение плавного перехода достигается стилизацией, непрямолинейностью, радикальной противоречивостью, смешением и сопоставлением противоположностей, сочетанием противоречивых стилей, мотивов и аллюзий.

46 Перемены в методологии и парадигме исследований потребителя

Перемены в методологии и парадигме исследований потребителя

Выросла роль качественных методов, основанных на герменевтике, семиотике, феноменологии, этнографии В науке - внимание на новых вопросах - например, маниакальное потребление, идеи навязчивого коллекционирования, привычки ухода за внешностью, смысл личного владения, бездомные, наркотическая зависимость, проституция, потребление в развивающихся странах Потребитель превратился в коммуникатора, гедониста, исследователя, скитальца, ловкача, носителя смысла, что требует совершенно иных методов разработки маркетинговых стратегий

47 Исследования стиля жизни в обществе постмодерна

Исследования стиля жизни в обществе постмодерна

Э.Гидденс (постмодерн на уровне личности): переход современного человека к разработке его собственной жизненной политики, в основе которой лежит нравственная доминанта Стиль жизни сам по себе является синонимом самоидентификации людей, вне зависимости от критериев социального класса, богатства, или культурного капитала

48 Б.Лаир: критика Бурдье

Б.Лаир: критика Бурдье

В эпоху постмодерна различия не стираются, а становятся неявными, непрямыми неустойчивые по своей природе, стили жизни представляют собой различные модели самоидентификации, которые люди выбирают не в прямой зависимости от их классовых, половых, возрастных или этнических характеристик габитус, будучи главной детерминантой стиля жизни, предполагает различный опыт социализации индивида, и именно этот опыт делает людей и их вкусы многогранными, не сводимыми к единым классовым предпочтениям

49 Б.Лаир: критика Бурдье

Б.Лаир: критика Бурдье

Принадлежность человека к тому или иному классу не дает полного основания для автоматического определения его вкусов и ценностей для формирования вкусов и привычек существует множество условий и предпосылок, они разнообразны и отличны друг от друга

50 Ф.Куланжон: досуговые практики

Ф.Куланжон: досуговые практики

тенденция по увеличению расходов на культурный досуг жителей Франции и в целом в Европе серьезные социальные изменения в стилях жизни людей и в общей модели самоидентификации жителей Европы является ли подобная финансовая тенденция свидетельством демократизации и более свободного доступа к культурному досугу?

51 Ф.Куланжон: досуговые практики

Ф.Куланжон: досуговые практики

Вкусы людей и осуществляемые ими практики потребления формируют как систему предпочтений социальных групп, так и систему нежелательных практик

52 М. Саваж, Дж

М. Саваж, Дж

. Саваж, Дж. Барлоу и Т. Филдинг: стили жизни

Социальный класс и уровень дохода не являются больше детерминантами стиля потребления многих современных британцев высокий уровень дохода связан с так называемым экстравагантным, неумеренным стилем жизни, в том числе предполагающим употребление крепких спиртных напитков, посещение дорогих ресторанов и предпочтение иностранной кухни значительная часть привычек потребления, присущих представителям обеспеченных слоев общества (под которыми авторы подразумевают средний класс), не поддаются единой логике: неумеренность сочетается с заботой о теле, так же как пристрастие к дискотекам и поп-концертам не мешает представителям среднего класса посещать классические и джазовые концерты и ценить высокое искусство

53 М. Саваж, Дж

М. Саваж, Дж

. Саваж, Дж. Барлоу и Т. Филдинг: стили жизни

выделяют три стиля жизни, которых чаще всего придерживается средний класс в Великобритании: аскетический, постмодернистский и нейтральный

54 Стиль жизни в России

Стиль жизни в России

Постмодернисткий или нет?

55 Эмпирическая основа исследования

Эмпирическая основа исследования

база данных TGI-Russia (Российский Индекс Целевых Групп), собираемая компанией Synovate COMCON Мы используем данные R-TGI за 2008 г. для населения в возрасте 18-75 лет Годовой объем выборки составляет более 18 тысяч домохозяйств (более 32 тыс. респондентов в возрасте 18-75 лет) Исследование проводится в 60 городах России с населением 100 тыс. жителей и больше, генеральная совокупность – 55,5 млн. человек (в возрасте 18-75 лет)

56 Операционализация понятий

Операционализация понятий

В качестве эмпирической редукции понятия социального класса мы будем использовать сегментацию на основе методики ESOMAR, разбивающую совокупность респондентов R-TGI на шесть классов: А, B, C1, C2, D и E Под стилем жизни мы будем понимать "совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей" и определяют положение человека в социальном пространстве

57 Социальные классы

Социальные классы

A (Высший класс) Топ-менеджеры (высшие руководители) предприятий, организаций и учреждений, имеющие высшее образование и большое количество подчиненных В (Высший средний класс) Руководители среднего звена с высшим образованием крупных организаций/компаний, предприниматели среднего бизнеса С1 (Средний средний класс) Высококвалифицированные специалисты без управленческих функций в негосударственном секторе экономики, мелкие предприниматели, менеджеры среднего звена со средним или специальным образованием С2 (Низший средний класс) Квалифицированные специалисты в бюджетных организациях, состоятельные пенсионеры, служащие без высшего образования и квалифицированные рабочие в иностранных и совместных компаниях D (Низший класс) Квалифицированные рабочие и мастера на госпредприятиях и служащие в бюджетных организациях, большинство пенсионеров, мелкие торговцы без специального или высшего образования E (Низший низший класс) Неквалифицированные и подсобные рабочие со средним образованием, малообеспеченные пенсионеры

58 Индикаторы стиля жизни

Индикаторы стиля жизни

Активные (+ пассивные) практики в следующих полях: Досуг и отдых Питание Алкоголь Занятия спортом Автомобили и одежда Высказывания и питании и покупках

59 Методология анализа

Методология анализа

Корреляционный анализ (значимые различия между социальными классами по выбранным практикам) Анализ соответствий: практики в отдельных полях + социальные классы \ капиталы (доход и образование) Кластерный анализ: типология стилей жизни в пространстве всех выбранных практик

60 Результаты исследования

Результаты исследования

Рис. 1. Распределение горожан России в возрасте 18-75 лет по социальным классам. R-TGI, 2008, %.

61 Дифференциация практик социальных классов

Дифференциация практик социальных классов

Значимые связи между отобранными характеристиками и переменной "социальный класс« класс Е (низший-низший) не склонен к подавляющему большинству практик, кроме употребления пакетированных супов, вегетарианской пищи и любви готовить для класса D предпочтительно пить водку и пиво, скорее всего дома, курить и регулярно потреблять майонез класс С2 (низший-средний) наилучшим образом репрезентирует среднероссийского потребителя: только несколько реже ест морепродукты, и чаще посещает библиотеку

62 Дифференциация практик социальных классов

Дифференциация практик социальных классов

Три класса из "верхней половины стратификационной лестницы« (А,В,С1) хотя и отличаются друг от друга по характерным практикам, но в целом имеют довольно близкую их структуру: по переменным, отражающим культурный досуг, хорошее питание, более дорогие продукты, спорт, они значимо позитивно отличаются от среднего россиянина. высший класс, по сравнению со "средним-средним", меньше занимается спортом, но чаще ходит в кино, театр и рестораны, а также потребляет здоровые и престижные продукты (икру, морепродукты, парное мясо).

63 Структура анализируемых полей социального пространства стилей жизни

Структура анализируемых полей социального пространства стилей жизни

64 Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга

Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга

Средние и высшие классы: Театр: 1-6 раз в полгода Кино: 1-3 раза в месяц Рестораны: 1-3 раз в месяц Услуги турагентств Отели 4* Экскурсии за рубежом Высший класс (А) и средний средний (С1) Музей: 1-6 раз в полгода Покупают книги McDonald's, Кофе Хаус Отели 5*

65 Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга

Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга

Высший класс (А) Путешествия к знакомым за рубежом Средний средний (С1) Кафе: 1-6 раз в месяц Фаст-фуд: 1-3 раз в месяц Суши-бар: 1-3 раз в месяц Ездят в России к родным и знакомым Отдыхают в России «дикарем»

66 Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга

Индикаторы стиля жизни социальных классов: поле досуга

Низший низший класс (Е) не бывают: В библиотеке В ночном клубе На концерте джаза или классики На эстрадном концерте В цирке На дискотеке Низший класс (D) класс Е не бывают: В театре В кино В музее

67 Основные индикаторы:

Основные индикаторы:

Супы в пакетиках, бульонные кубики, сосиски, водка, пельмени: класс Е Курение, майонез: класс D Вино, растворимый кофе, замороженные ягоды, вино: класс С1 Мясо парное или мороженое: класс В Красная икра, креветки: А, В, С1 Молотый кофе, виски: А и С1 Шампанское, морепродукты: А и В Джин: А

68 Основные индикаторы:

Основные индикаторы:

Бокс, хоккей: класс Е Волейбол, легкая атлетика, рыбалка, спорт.гимн., шашки: класс D Баскетбол, футбол, скейт-боард: кл. D и Е Аэробика, бильярд: С2 Дартс, коньки, наст.теннис, плавание, фигурное катание: С1 Бильярд, боулинг, теннис: А и В Ролики, туризм, шахматы: А

69 Основные индикаторы:

Основные индикаторы:

Российская одежда: классы Е, D «Жигули»: классы D, В (Почему???) Sela, Mazda : класс C1 OGGI, Zara: классы С1 и А Mercedes-Benz, Volkswagen : класс В Audi, BMW, Opel: А и В Lacoste, Mexx, Ford, Mitsubishi, Toyota : А,В,С1 Peugeot, Nissan : класс А

70 Выводы по структуре пространства стилей жизни:

Выводы по структуре пространства стилей жизни:

между классами существует достаточно четкая дифференциация, в частностях совпадающая и с Францией 1960-х годов: высшие классы скорее ориентируются на "дорогие и престижные" виды спорта, такие как теннис и горные лыжи, а низшие - на рыбалку, шахматы и хоккей. Предпочтения и в области потребления питания, алкоголя и табака, а также предпочитаемых марок автомобилей и одежды являются классическими для иллюстрации социальной дифференциации между классами. для современной России различия в предпочтениях классов также оказались весьма существенными, что не позволяет нам отвергнуть гипотезу о взаимосвязи стиля жизни и социального класса, к которому принадлежит человек.

71 Типологический анализ стилей жизни (факторный анализ)

Типологический анализ стилей жизни (факторный анализ)

Пассивность, склонность к выпивке, неразборчивость в еде Разборчивость в еде, предпочтение изысканных блюд, разнообразие культурного досуга Активность, предпочтение разнообразного культурного досуга Предпочтение продуктов быстрого приготовления, а также предприятий быстрого питания вне дома

72 Типологический анализ стилей жизни (кластерный анализ)

Типологический анализ стилей жизни (кластерный анализ)

73 Пассивные

Пассивные

38% россиян Абсолютное большинство не отличается никакими видами культурной активности 6% посещают ночные клубы 19% - пивные бары 48% любят готовить 65% предпочитают вегетариантскую пищу

74 Любящие разнообразие гурманы

Любящие разнообразие гурманы

18,3% выборки 10% любят театр, 14% - посещают ночной клуб, 16% - музеи, тогда как 6% предпочитает концерты эстрады или вечера юмора 68% стараются подбирать алкогольные напитки к определенным блюдам 34% готовы платить больше, если знают, что переплачивают за экологически чистый продукт 50% употребляет свежее или свежемороженое мясо, 44% выбирают для себя различного типа морепродукты, 24% любят креветки, около 15% предпочитают овощные смеси, различные овощи

75 Активные

Активные

9,8% в выборке 21% ходит в кинотеатры, 11% посещает театр, 14% - ночной клуб, 13% - музей и концерты джазовой музыки, читальный зал, 8% - эстрадный концерт или вечер юмора полностью повторяют потребительские предпочтения «Гурманов» в еде

76 Фаст-фудеры

Фаст-фудеры

29% выборки 23% предпочитают рестораны быстрого питания, 27% - посещение городской столовой, 11% - суши-бара, 18% - уличных точек питания 13% фаст-фудеров предпочитает кетчуп, 16% - майонез Лишь 7% представителей данной группы готовы заплатить больше, если знают, что продукт экологически чистый не имеют активного культурного досуга (как и «пассивные»)

77 Постмодернисты

Постмодернисты

5% выборки обладают характеристиками всех вышеописанных кластеров, которых нельзя описать «одномерно» выбирают для себя как свежие морепродукты, так и майонез, в равной степени посещают как театр, так и кинотеатр, ходят в ночные клубы, музеи, чем повторяют стиль жизни «Активных» Их характеризует предпочтение крайне разнообразных продуктов питания, что свойственно «Гурманам» как и «Пассивные», они не занимаются спортом

78 Выводы

Выводы

В целом для российского общества все еще характерно разделение социальных классов по стилям жизни более высокие социальные группы предпочитают "высокую культуру" и дорогие рестораны, а низшие - рыбалку и паб высшие и высшие средние классы предпочитают «статусные» продукты питания, дорогой алкоголь.

79 Выводы

Выводы

Ряд практик (виды спорта, пища, автомобили, алкоголь) могут быть индикаторами социального класса Выделено 5 типов, различающихся стилем жизни Самая малочисленная группа – прообраз стиля «постмодерн»: фрагментарность, противоречивость и мозаичность стиля жизни, которую считают характерной для общества постмодерн

«Социология потребления»
http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/sotsiologija-potreblenija-246250.html
cсылка на страницу

Социология

21 презентация о социологии
Урок

Обществознание

85 тем
Слайды