Социология
<<  Великие женщины мира Социология потребления  >>
Социология потребления
Социология потребления
Функции и этика потребления
Функции и этика потребления
Функции потребления в культурологическом контексте
Функции потребления в культурологическом контексте
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Что такое потребление благ и зачем оно нужно
Примеры ритуального потребления
Примеры ритуального потребления
Примеры ритуального потребления
Примеры ритуального потребления
Примеры ритуального потребления
Примеры ритуального потребления
Ритуальное движение благ = система символического обмена
Ритуальное движение благ = система символического обмена
Как происходит процесс присваивания значений благам
Как происходит процесс присваивания значений благам
Как происходит процесс присваивания значений благам
Как происходит процесс присваивания значений благам
Как происходит процесс присваивания значений благам
Как происходит процесс присваивания значений благам
Ценность блага не объективна, а устанавливается человеческим суждением
Ценность блага не объективна, а устанавливается человеческим суждением
Основные потребительские классы
Основные потребительские классы
Этика потребления
Этика потребления
Предпосылки анализа потребления К.Кемпбелл
Предпосылки анализа потребления К.Кемпбелл
Главный акцент - на этику потребления
Главный акцент - на этику потребления
Идея К.Кемпбелл :
Идея К.Кемпбелл :
Зарождение романтической этики
Зарождение романтической этики
Зарождение романтической этики
Зарождение романтической этики
Разница между традиционным и современным потреблением
Разница между традиционным и современным потреблением
Разница между традиционным и современным потреблением
Разница между традиционным и современным потреблением
Разница между традиционным и современным потреблением
Разница между традиционным и современным потреблением
Развитие потребления с этикой романтизма
Развитие потребления с этикой романтизма
Если для M.Вебера развитие капитализма было связано с внутренним
Если для M.Вебера развитие капитализма было связано с внутренним
Традиционный и новый гедонизм
Традиционный и новый гедонизм
Различие между необходимостью и роскошью
Различие между необходимостью и роскошью
Две противоречащие друг другу модели поведения
Две противоречащие друг другу модели поведения
Различия между необходимостью и роскошью
Различия между необходимостью и роскошью
Различие между традиционным и современным гедонизмом
Различие между традиционным и современным гедонизмом
Традиционный гедонизм
Традиционный гедонизм
Переход к новому гедонизму
Переход к новому гедонизму
Переход к новому гедонизму
Переход к новому гедонизму
Переход к новому гедонизму
Переход к новому гедонизму
Различия между традиционным и современным гедонизмом
Различия между традиционным и современным гедонизмом
Различия между традиционным и современным гедонизмом
Различия между традиционным и современным гедонизмом

Презентация: «Социология потребления». Автор: user. Файл: «Социология потребления.pps». Размер zip-архива: 157 КБ.

Социология потребления

содержание презентации «Социология потребления.pps»
СлайдТекст
1 Социология потребления

Социология потребления

Рощина Яна Высшая Школа Экономики Москва, Факультет социологии 2015

2 Функции и этика потребления

Функции и этика потребления

Лекция

3 Функции потребления в культурологическом контексте

Функции потребления в культурологическом контексте

Культурологический подход к анализу потребления был разработан в работе социологов-антропологов М.Дуглас и Б.Ишервуда "Мир благ. К созданию антропологии потребления" Потребление = процесс использования благ

3

4 Что такое потребление благ и зачем оно нужно

Что такое потребление благ и зачем оно нужно

Ответ - через определение функций потребления 1. Блага необходимы, чтобы сделать видимыми и стабильными категории культуры. Полезность благ определяется их культурным контекстом, использование любого предмета имеет культурную значимость. Часть их полезности связана именно с их значением. Социальная жизнь людей выражается в присваивании, обмене и использовании вещей. Товары – это, во-первых, часть культуры и, во-вторых, выражение культурных значений.

4

5 Что такое потребление благ и зачем оно нужно

Что такое потребление благ и зачем оно нужно

2. Блага необходимы для формирования и поддержки социальных связей. Вместо индивидуального потребителя мы видим сеть дружеских, враждебных, семейных, властных и прочих связей между людьми.

5

6 Что такое потребление благ и зачем оно нужно

Что такое потребление благ и зачем оно нужно

3. Главная функция потребления – не просто удовлетворять потребности наилучшим способом (т.е. для пищи - просто удовлетворяет потребность в еде), но способность придавать смысл процессу. не так важно то, что еда хороша для питания, как то, что она хороша для осмысления

6

7 Что такое потребление благ и зачем оно нужно

Что такое потребление благ и зачем оно нужно

4. Блага имеют значение тем, что делают видимыми и стабильными категории, на основе которых мы классифицируем людей. Поэтому блага выступают как источники для социальной идентичности.

7

8 Что такое потребление благ и зачем оно нужно

Что такое потребление благ и зачем оно нужно

5. Потребление выступает как ритуал. Главной основой общественного консенсуса служат некоторые согласованные способы выбора и фиксации общих, понимаемых многими людьми, значений. Блага имеют ритуальный смысл, и потребление выступает как ритуальный процесс, чья главная функция – придать смысл потоку событий. Главная цель потребителя – построить осмысленный, познаваемый мир, при помощи тех благ, которые он выбирает.

8

9 Примеры ритуального потребления

Примеры ритуального потребления

Ритуал обладания связан с коллекционированием фотографий, постеров, сувениров и пр. Обладание – не статический процесс, а деятельность, персонификация предмета, которым человек обладает. Посредством обладания предметами человек конструирует мир, отражающий его опыт, его восприятие мира и себя. Этот ритуал помогает установлению социальной идентичности.

9

10 Примеры ритуального потребления

Примеры ритуального потребления

Ритуал дарения реализуется в праздники - день рождения, рождество и т.д. Даритель выбирает благо, потому что оно обладает определенным значением, которое он хочет передать тому, кому дарит. Принимающий воспринимает стиль подарка, делает вывод о качествах дарителя. Подарки выступают не только как материальные объекты, но и как способ межличностных коммуникаций и влияния.

10

11 Примеры ритуального потребления

Примеры ритуального потребления

Ритуал опустошения, очищения реализуется, когда вещь передается от одного собственника к другому. Когда покупают подержанный автомобиль или дом, хотят избавиться от значений, которые были присвоены вещи прежним владельцем. Чистка и новое украшение дома играют роль освобождения от старого смысла. Второе значение –освобождение от вещи, от ее значения вместе с утрачиваемой вещью. Значение вещи при передаче, продаже зачастую изменяется или утрачивается.

11

12 Ритуальное движение благ = система символического обмена

Ритуальное движение благ = система символического обмена

Потребление является системой реципрокных ритуалов в контексте социального события

12

13 Как происходит процесс присваивания значений благам

Как происходит процесс присваивания значений благам

1. Коннцептуальный процесс. является результатом активного участия человека в конкретной культуре в процессе присваивания значений. Индивид является источником суждения о благе, у него есть классификационная схема этих благ, и взаимодействие людей присваивает значимость предметам, связанным с определенными событиями.

13

14 Как происходит процесс присваивания значений благам

Как происходит процесс присваивания значений благам

2. Люди стараются попасть на определенные социальные позиции, на которых они имеют не просто доступ к благам, а контроль над ними. Люди принимают те стратегии, которые не делают их маргиналами по отношению к обществу.

14

15 Как происходит процесс присваивания значений благам

Как происходит процесс присваивания значений благам

Разные общественные группы и слои имеют разные наборы потребительских благ, и на основании этих наборов создают свои собственные классовые смыслы мира.

15

16 Ценность блага не объективна, а устанавливается человеческим суждением

Ценность блага не объективна, а устанавливается человеческим суждением

в зависимости от контекста. ценность социально конструируется. Удовлетворение от потребления товаров связано не только с их физическим потреблением, но и с отношением к благу как к определенному знаку. Потребление товаров высокой культуры (искусство, музыка, философия и т.п.) представляет собой потребление значений и эстетических ценностей.

16

17 Основные потребительские классы

Основные потребительские классы

Бедный потребительский класс ассоциируется с потреблением продуктов ежедневного пользования (питание, одежда, бытовые услуги), которые производятся в основном производственном секторе; средний потребительский класс ориентирован на потребление технологического класса товаров, производимого во вторичном секторе; высший потребительский класс имеет специфику в потреблении информационных товаров третичного производственного сектора (информация, образование, искусство и т.П.).

17

18 Этика потребления

Этика потребления

К.Кемпбелл рассматривает потребление в «идеалистичном» аспекте, с точки зрения этики. Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism

18

19 Предпосылки анализа потребления К.Кемпбелл

Предпосылки анализа потребления К.Кемпбелл

Люди имеют независимые желания к достижению удовольствия; произошли изменения в социальной организации и выражении следования этому желанию; потребление представляет собой волюнтаристский, самоуправляемый и творческий процесс; потребление вызывает изменения культурных ценностей и идей, а также само подвержено историческим изменениям.

19

20 Главный акцент - на этику потребления

Главный акцент - на этику потребления

Вебер: производство как стимул для дальнейшего производства, ведущегося во славу бога, и производство становится частью этики. К.Кемпбелл: складывается ли потребление под воздействием определенной этики и какой?

20

21 Идея К.Кемпбелл :

Идея К.Кемпбелл :

этический смысл потребления - во благо самому себе. Это этика романтизма.

21

22 Зарождение романтической этики

Зарождение романтической этики

Протестансткая этика - аскетизма и пуританство + чувства благородства, симпатии, жалости к людям. ? изменяется эмоциональная жизнь людей, вырастает чувственность. Распространение этики романтизма – через группу писателей и художников (Дж. Китс, П.Шелли и др), которые превозносили сентиментальность, ностальгию и одновременно – стремление получить от жизни разнообразные удовольствия. Важная роль литературы в распространении этики романтизма: основными потребителями литературы были женщины среднего класса.

22

23 Зарождение романтической этики

Зарождение романтической этики

В романтической литературе главное – чувства. литература рождала чувство неудовлетворенности, женщины погружались в мир бесконечных возможностей и экспериментирования, в том числе и в области потребления. В людях возбуждалось желание все большего и большего, неудовлетворенность существующим положением. Это дало основу для возникновения нового гедонизма (т.е. поведения, ориентированного на получение удовольствий, наслаждений, в отличие от аскетизма), где удовольствие отделено от способа его физического удовлетворения и где оно возникает под воздействием мечтаний (а не потребностей как таковых).

23

24 Разница между традиционным и современным потреблением

Разница между традиционным и современным потреблением

Параметры сравнения

Традиционное потребление

Современное потребление

Соотношение производства и потребления

Единство производства и потребления

Отделение производства от потребления

Главенство принадлежит

Производству

Потреблению

Соответствующий тип цивилизации

Доиндустриальная

Индустриальная

Широта набора потребностей

Ограниченный набор потребностей

Неограниченный набор потребностей

Количество и качество предметов и образцов потребления

Ограничено

Не фиксировано

24

25 Разница между традиционным и современным потреблением

Разница между традиционным и современным потреблением

Параметры сравнения

Традиционное потребление

Современное потребление

Направленность желания, объект потребностей и желаний

Конкретная активность, конкретный предмет, благо

«Желание желания», желание отделено от предмета его удовлетворения

Скорость изменения

Медленная

Быстрая

Степень рациональности

Рациональный расчет

Удовлетворение желаний, стремление к максимизации

Мотивация деятельности

Дисциплина, труд,

Индивидуальность, самореализация

25

26 Разница между традиционным и современным потреблением

Разница между традиционным и современным потреблением

Параметры сравнения

Традиционное потребление

Современное потребление

Направленность целеполагания деятельности

Производство во славу бога

Потребление на благо самому себе

Соответствующая этика

По Веберу, протестантская этика – аскетизм, подчеркивает роль производства

Этика потребления – романтизм, подчеркивает роль удовольствия

Термины

Самоограничение, производственный капитализм

Самоудовлетворение, потребительский консьюмеризм

26

27 Развитие потребления с этикой романтизма

Развитие потребления с этикой романтизма

Этика романтизма как реакция на рациональную философию: чувства вместо знаний, воображение вместо интеллекта, внутренний мир вместо внешнего. внешний мир рассматривается как продолжение и даже противоположность внутреннего. Человек выступает как автономное существо, его работа становится развитием его уникальности. Вместо дисциплины и самоограничения целями деятельности становятся индивидуальность и самореализация. Центральная идея этики романтизма – идея личности, самовыражения и саморазвития.

27

28 Если для M.Вебера развитие капитализма было связано с внутренним

Если для M.Вебера развитие капитализма было связано с внутренним

аскетизмом и деятельностью по самоограничению, для K.Кемпбелл развитие консьюмеризма связано с постоянной деятельностью по самоудовлетворению. Такая этика кажется противоречивой, но она приводит к развитию потребительского капитализма как способа жизни.

28

29 Традиционный и новый гедонизм

Традиционный и новый гедонизм

К.Кемпбелл показывает, как пуританская этика связана с деятельностью потребляющего агента, направленной на поиск удовольствий. Ключевое понятие – автономный контроль

29

30 Различие между необходимостью и роскошью

Различие между необходимостью и роскошью

От необходимых предметов (благ) люди получают удовлетворение нужды (потребностей), избегают дискомфорта, от предметов роскоши они получают удовольствие.

30

31 Две противоречащие друг другу модели поведения

Две противоречащие друг другу модели поведения

При возникновении потребности мы ощущаем необходимость ее удовлетворения и это связано с конкретными вещами или видами деятельности. в стремлении к удовольствию большая роль принадлежит стимулам, которые могут быть не связаны непосредственно с нуждой либо потребностью. Удовольствие (наслаждение) человек может получать даже не от самого блага, а мыслей о нем.

31

32 Различия между необходимостью и роскошью

Различия между необходимостью и роскошью

Необходимость

Роскошь

Удовлетворение нужды (потребностей)

Удовольствие

Конкретные вещи или виды деятельности (блага)

Стимулы, непосредственно не связанные с нуждой или потребностью (например, мысли)

32

33 Различие между традиционным и современным гедонизмом

Различие между традиционным и современным гедонизмом

Традиционный гедонизм связан с чувствами. Каждое удовольствие было конечным и дискретным, связанным со специфической деятельностью, например, с едой. оно было стандартизовано, существовала прямая связь между удовольствием и способом получения удовольствия. Новый гедонизм возник в конце XVIII в. в западный странах. Он связан с этикой романтизма, пришедшей на смену протестантской этике.

33

34 Традиционный гедонизм

Традиционный гедонизм

Поиск удовольствий был связан с поиском ощущений богатые слои удовлетворение потребностей - в процессе еды, а удовольствие - во все большем количестве еды или в новых блюдах. Для таких удовольствий существовали естественные ограничения – прежде всего физиологические.

34

35 Переход к новому гедонизму

Переход к новому гедонизму

Объясняется сменой удовольствия от ощущений удовольствием от эмоций связано со способностью эмоций вызывать длительные стимулы к получению удовольствия, и эмоции могут быть под автономным контролем людей. Современный человек способен сам решать, сдерживать или стимулировать свои чувства.

35

36 Переход к новому гедонизму

Переход к новому гедонизму

Возникновение способности контролировать эмоции связано с пуританством: пуританство научило людей только сдерживать свои эмоции теперь человек может выражать свои эмоции контролируемым способом

36

37 Переход к новому гедонизму

Переход к новому гедонизму

Пуританство боролось с «естественными», природными эмоциями теперь человек часто имеет дело с «искусственными» эмоциями. Когда человек смотрит фильм ужасов, он получает определенное удовольствие (а именно, от эмоции «страх»), но это возможно именно потому, что этот процесс контролируем это удовольствие от контроля над значением блага, а традиционный гедонизм – удовольствие от самого блага.

37

38 Различия между традиционным и современным гедонизмом

Различия между традиционным и современным гедонизмом

Параметры сравнения

Традицион-ный гедонизм

Современный гедонизм

Источник удовольствия

Конкретные практики

Любая деятельность

Социальные группы – субъекты гедонизма

Только богатые

Любые

С чем связано удовольствие

С ощущениями

С эмоциями

38

39 Различия между традиционным и современным гедонизмом

Различия между традиционным и современным гедонизмом

Параметры сравнения

Традиционный гедонизм

Современный гедонизм

Контролируемость эмоций

Эмоции сдерживаются

Эмоции под контролем

Удовольствие от контроля над какими объектами

Блага, события, практики

Значения благ и событий

Наличие пределов удовольствия

Физиологические и другие ограничения

Неограниченность

39

«Социология потребления»
http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/sotsiologija-potreblenija-249045.html
cсылка на страницу

Социология

21 презентация о социологии
Урок

Обществознание

85 тем
Слайды