Государство
<<  Тема 9. Государство как политический институт Правоохранительные органы  >>
Теория насилия как теория происхождения государства (на примере
Теория насилия как теория происхождения государства (на примере
Истоки
Истоки
Фрасимах (
Фрасимах (
Фрасимах (цитата)
Фрасимах (цитата)
Томас Гоббс ( Thomas Hobbes) (1588 - 1679)
Томас Гоббс ( Thomas Hobbes) (1588 - 1679)
Бенедикт Спиноза (рожд
Бенедикт Спиноза (рожд
Создатели теории насилия
Создатели теории насилия
Евгений Дюринг
Евгений Дюринг
Людвиг Гумплович
Людвиг Гумплович
«Не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек,
«Не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек,
Карл Каутский
Карл Каутский
Вторжение дорийских племён привело к созданию государства
Вторжение дорийских племён привело к созданию государства
Поэт Тиртей, хотя и возводил пришлых спартанцев к Гераклу, прямо
Поэт Тиртей, хотя и возводил пришлых спартанцев к Гераклу, прямо
Диктатура дорийцев
Диктатура дорийцев
Дорийцы подчинили ахейцев, превратив их в илотов и периэков
Дорийцы подчинили ахейцев, превратив их в илотов и периэков
Возникновение частной собственности
Возникновение частной собственности
Переход собственности ахейцев в руки дорийцев
Переход собственности ахейцев в руки дорийцев
Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по
Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по
Спарта жила по законам царя Ликурга
Спарта жила по законам царя Ликурга
Ликург
Ликург
Спартанское государство – единый военный лагерь
Спартанское государство – единый военный лагерь
Мифологема гласит, что в Спарте сбрасывали детей с ограниченными
Мифологема гласит, что в Спарте сбрасывали детей с ограниченными
Умерщвление слабых детей
Умерщвление слабых детей
Система управления Спартой
Система управления Спартой
Спартанцам было запрещено заниматься чем-либо кроме подготовки к войне
Спартанцам было запрещено заниматься чем-либо кроме подготовки к войне
Археологические раскопки свидетельствуют о милитаризме спартанцев
Археологические раскопки свидетельствуют о милитаризме спартанцев
Обилие золота говорит о завоеваниях
Обилие золота говорит о завоеваниях
Все необходимое для жизни производили периэки и илоты
Все необходимое для жизни производили периэки и илоты
Оружие спартанцев изготавливали периэки
Оружие спартанцев изготавливали периэки
Находки Г. Шлимана гробницы «Агамемнона» свидетельствуют об успешных
Находки Г. Шлимана гробницы «Агамемнона» свидетельствуют об успешных
Дорийцы почитали общегреческих богов
Дорийцы почитали общегреческих богов
Зевс
Зевс
Арес – бог войны
Арес – бог войны
Артемида
Артемида
Артемида
Артемида
Культ силы
Культ силы
Особо в Спарте почитали Геракла
Особо в Спарте почитали Геракла
Афродита
Афродита
Из-за сбежавшей спартанки Елены началась троянская война
Из-за сбежавшей спартанки Елены началась троянская война
Троя
Троя
Стрелы Эрота сгубили Трою
Стрелы Эрота сгубили Трою
Теория насилия как теория происхождения государства
Теория насилия как теория происхождения государства
Теория насилия как теория происхождения государства
Теория насилия как теория происхождения государства
Список литературы
Список литературы
Список литературы
Список литературы

Презентация: «Теория насилия как теория происхождения государства». Автор: MUALLIM. Файл: «Теория насилия как теория происхождения государства.pptx». Размер zip-архива: 7746 КБ.

Теория насилия как теория происхождения государства

содержание презентации «Теория насилия как теория происхождения государства.pptx»
СлайдТекст
1 Теория насилия как теория происхождения государства (на примере

Теория насилия как теория происхождения государства (на примере

древней Спарты)

Риттер Владимир. 10 социально-гуанитарный класс Руководитель: Риттер Владимир Яковлевич

2 Истоки

Истоки

Зачатки теории насилия встречаются еще в древности, в частности, в сочинениях первого и второго поколения софистов. В их учениях государство рассматривается как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право - как средство подавления одних слоев общества в интересах других. Первоначально право предназначалось, по мнению софистов, для "обуздания сильного в интересах слабого".

3 Фрасимах (

Фрасимах (

?????????) (ок. 459—400 гг. до н. э.)

В сочинениях одного из известных мудрецов-софистов Фрасимаха из Халкедона постоянно проводится мысль о том, что в природе государства и права, государственной политики и законодательства, как и в области идеологии, нравственности господствуют воля и представления тех, в чьих руках находятся сила и государственная власть.

4 Фрасимах (цитата)

Фрасимах (цитата)

?????, ? ????????, ??? ??????????? ??? ?????????????? ??? ?????????????? ?????? ??????????? ????? ?????? ?????????, ??? ???? ?? ????? ??????, ?? ??? ??? ?????????? ???????? ?? ??????? ???????? ??, ?? ?? ?????? ????? ?????????? ?? ??? ????????. («Так-то вот, Сократ: несправедливость, достаточно обширная, сильнее справедливости, в ней больше силы, свободы и властности, а справедливость, как я с самого начала и говорил, — это то, что пригодно сильнейшему, несправедливость же целесообразна и пригодна сама по себе.»)

5 Томас Гоббс ( Thomas Hobbes) (1588 - 1679)

Томас Гоббс ( Thomas Hobbes) (1588 - 1679)

омас Гоббс ( Thomas Hobbes) (1588 - 1679)

Гоббс не знает для права индивида в естественном состоянии другой границы, кроме его силы, и признает государство, основанное на силе, наряду с договорным государством как "равноправные формы государства", одинаково осуществляющие принуждение по отношению к своим членам.

6 Бенедикт Спиноза (рожд

Бенедикт Спиноза (рожд

Барух Спиноза, ивр. ???? ????????; лат. Benedictus de Spinoza; 1632—1677)

Спиноза отождествляет право и силу. Помимо всего прочего это означает, что нет никакого объективного критерия "для измерения права и неправа естественных процессов" и что правопорядок, лишенный силы, "не может отстоять своего существования"

7 Создатели теории насилия

Создатели теории насилия

Суть теории

Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1821), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), известный "ревизионист марксизма" К. Каутский (1854-1939) и др. Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

8 Евгений Дюринг

Евгений Дюринг

Социологическая концепция Дюринга основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Генри Чарльза Кэри. Он выступал против политической экономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма.

9 Людвиг Гумплович

Людвиг Гумплович

"История не предъявляет нам ни одного примера, - где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения".

Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия

10 «Не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек,

«Не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек,

создается государство. Не отдельные личности и не семейства являются его основными частями". Только из различных "человеческих групп, из различных племен возникает государство и из них лишь состоит". Победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих". Все дело заключается во внутренней и внешней вражде племен. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждает Л. Гумплович, можно признать "главные основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству"

11 Карл Каутский

Карл Каутский

К. Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетенным и эксплуатируемым классом".

12 Вторжение дорийских племён привело к созданию государства

Вторжение дорийских племён привело к созданию государства

13 Поэт Тиртей, хотя и возводил пришлых спартанцев к Гераклу, прямо

Поэт Тиртей, хотя и возводил пришлых спартанцев к Гераклу, прямо

говорил о них, как о поздних пришельцах: Зевс Гераклидам вручил город, нам ныне родной. С ними, оставив вдали Эриней, обдуваемый ветром, Мы на широкий простор в землю Пелопа пришли Так нам из пышного храма изрек Аполлон-дальновержец, Златоволосый наш бог, с луком cepeбряным царь. Примечание: Эриней - город в среднегреческой области Дориде, где существовала дорийская тетраполия (4 небольших города) и откуда, дорийцы пришли в Пелопоннес. Пелоп — сын лидийского царя Тантала, переселившийся в Южную Грецию и подчинивший себе Пелопоннес (“остров Пелопа”), является скорее легендарной личностью. За ее мифическим образом стоит либо захват Эллады ахейцами, либо одна из дорийских волн завоеваний.

14 Диктатура дорийцев

Диктатура дорийцев

15 Дорийцы подчинили ахейцев, превратив их в илотов и периэков

Дорийцы подчинили ахейцев, превратив их в илотов и периэков

16 Возникновение частной собственности

Возникновение частной собственности

Социальным последствием, которое ассоциируется непосредственно с завоеванием и порабощением, является возникновение частной собственности. Насилие порождает рабство, а рабство ведет к появлению частной собственности. С последней же связан, согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому, земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно на физическую силу. Это - "государство племени". Его основа - физическое преобладание одного племени над другим.

17 Переход собственности ахейцев в руки дорийцев

Переход собственности ахейцев в руки дорийцев

Всю земля, завоёванная спартанцами, была поделена на на примерно равные участки (клеры), 9 тысяч клеров получили спартанцы по числу семей. Участки обрабатывали государственные рабы – илоты, отдававшие 50% урожая в качестве оброка спартанцам.

18 Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по

Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по

их имени была названа Ахайей, оставшиеся были большей частью обращены в илотов. Восстановить, хотя бы в общих чертах, действительную историю древнейшего периода Спарты невозможно, за недостатком точных данных.

19 Спарта жила по законам царя Ликурга

Спарта жила по законам царя Ликурга

20 Ликург

Ликург

Ликург - легендарный спартанский законодатель, которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общественного и государственного устройства (герусии, апеллы), раздел земель между спартанцами. Ликург принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты. Он задумал свои реформы, чтобы прекратить постоянно возникавшие у спартанцев раздоры и, совершив государственный переворот и получив в руки всю полноту власти, радикально изменил прежние порядки. Традиция связывала с его именем целый ряд нововведений, которые на самом деле явились результатом поэтапного реформирования государственного устройства Спарты, завершившегося лишь к середине VI в. до н. э. "Конституция Ликурга" включала в себя существование наряду с наследственной царской властью совета старейшин; распределение всей обрабатываемой земли вместе с прикрепленными к ней государственными рабами равноценными участками между гражданами полиса; отказ от золота и серебра как денежного эквивалента и введение железной монеты крайне низкой стоимости с целью воспрепятствовать накоплению богатств в частных руках; обязательное участие полноправных граждан (спартиатов) в устраиваемых вскладчину совместных трапезах; единообразная жесткая система воспитания подрастающего поколения в духе беспрекословного подчинения старшим и постоянной боеготовности. Умер Ликург и был похоронен на Крите. "Конституция Ликурга" обеспечила сплочение гражданского коллектива и одновременно усилила его военную организацию. Вплоть до начала IV в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутренней стабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.

21 Спартанское государство – единый военный лагерь

Спартанское государство – единый военный лагерь

22 Мифологема гласит, что в Спарте сбрасывали детей с ограниченными

Мифологема гласит, что в Спарте сбрасывали детей с ограниченными

возможностями со скалы

23 Умерщвление слабых детей

Умерщвление слабых детей

Легенды о том, что в Спарте умерщвляли младенцев, родившихся с явными признаками болезни, не выдерживает критики. Распространителем этого заблуждения считают как раз Плутарха. Но в «Древних обычаях» по этому поводу нет ни слова. Что может свидетельствовать либо о том, что данный текст написан не Плутархом, либо о том, что при подготовке «объективки» он предпочел не вносить в нее сомнительные домыслы. Так или иначе, современные исследователи не обнаружили никаких следов детских трупов в ущелье, где, якобы, спартанцы осуществляли этот жестокий ритуал, сбрасывая детей со скалы. Исследованные в течение пяти лет останки из ущелья показали, что возраст погибших здесь – от 18 до 35 лет. Кости датируются VI-V вв. до н.э. и принадлежат 46 мужчинам. Скорее всего, это были преступники или изменники.

24 Система управления Спартой

Система управления Спартой

25 Спартанцам было запрещено заниматься чем-либо кроме подготовки к войне

Спартанцам было запрещено заниматься чем-либо кроме подготовки к войне

26 Археологические раскопки свидетельствуют о милитаризме спартанцев

Археологические раскопки свидетельствуют о милитаризме спартанцев

27 Обилие золота говорит о завоеваниях

Обилие золота говорит о завоеваниях

28 Все необходимое для жизни производили периэки и илоты

Все необходимое для жизни производили периэки и илоты

29 Оружие спартанцев изготавливали периэки

Оружие спартанцев изготавливали периэки

30 Находки Г. Шлимана гробницы «Агамемнона» свидетельствуют об успешных

Находки Г. Шлимана гробницы «Агамемнона» свидетельствуют об успешных

набегах на соседей дорийских вождей

31 Дорийцы почитали общегреческих богов

Дорийцы почитали общегреческих богов

Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда, где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он средь грохота оружия, криков и стонов битвы между сражающимися, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним несутся его сыновья, Деймос и Фобос - ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует Арес; со стоном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вокруг жестокого бога. Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса, Афине-Палладе. Побеждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы. Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом, особенно, если им помогает светлоокая Афина-Паллада. Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стенами Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся по войску троянцев и греков ужасный крик раненого бога. Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в яростную битву, так закричал от боли покрытый медными доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, покрытый кровью, с жалобами на Афину к отцу своему Зевсу. Но отец Зевс не стал слушать его жалоб. Он не любит своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да убийства.

32 Зевс

Зевс

Он - отец богов и людей, хозяин всех благ и причина всех несчастий. Добиваясь власти, он победил много древних страшных чудовищ, относившихся к предыдущему поколению богов, и принес в мир плодородие, чувства радости, совести и стыда. Зевс - низверг в Тартар своего отца титана Кроноса. Поэтому совершенно справедливо, что Зевс внушает не только уважение, но и благоговейный ужас.

33 Арес – бог войны

Арес – бог войны

Арес (или Арей) - бог войны, сын Зевса и Геры. Он приносил смерть и разрушения, но в то же время пылко любил Афродиту. У них родились дети: Гармония и Эрос (любовь), а также Фобос (страх) и Деймос (ужас). Этот страстный бог способен как сильно любить, так и яростно ненавидеть. Тех, кому покровительствует, он наделяет страстной любовью и способностью к созиданию, но также силой и желанием достигнуть многого в жизни, идя к своей цели по поверженным врагам. Для того, чтобы преуспеть в жизни, людям Ареса необходимо быть счастливыми в семейной жизни. Символ Ареса – волчица.

34 Артемида

Артемида

Артемида - богиня охоты, покровительница рожениц, дочь Зевса. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Выступает строгой защитницей порядка во всех его проявлениях: в природе, в людских отношениях и даже на Олимпе. Люди Артемиды прямолинейны, честны, принципиальны, ставят истину превыше всего. Имеют призвание к духовному учительству, очень принципиальны и готовы преодолеть многие трудности во имя своих идеалов. Своих целей они с легкостью добиваются, так как обладают целеустремленностью. Их жизненные устремления могут с течением жизни сменять друг друга, но неизменно будут олицетворять чистоту и целомудрие. Часто они, как и их покровительница, любят путешествия, приключения и дикую, первозданную природу. Символ Артемиды – гончая.

35 Артемида

Артемида

36 Культ силы

Культ силы

В Спарте практически не было скульптур. Но процветал культ силы, здорового тела и духа. И если бы они всё же решились установить какую-нибудь скульптуру, то, вероятнее всего, это был бы копьеносец (Дорифор)

37 Особо в Спарте почитали Геракла

Особо в Спарте почитали Геракла

38 Афродита

Афродита

39 Из-за сбежавшей спартанки Елены началась троянская война

Из-за сбежавшей спартанки Елены началась троянская война

40 Троя

Троя

41 Стрелы Эрота сгубили Трою

Стрелы Эрота сгубили Трою

42 Теория насилия как теория происхождения государства
43 Теория насилия как теория происхождения государства
44 Список литературы

Список литературы

История Древней Греции: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности История. В. И Кузищин. – М.: Высшая школа, 1986г. 382 с. Е. А. Разин. История военного искусства. 1999г. Геродот. История. Перевод и примечания Г.А. Стратановского. 2002г. В.В. Латышев. Очерки греческих древностей. Государственные и военные древности. 1997г.

45 Список литературы

Список литературы

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра. - М.: Юристъ, 1996. 2. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран / Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма, 2008. 3. Волков, А. В. Спарта. Со щитом и на щите / А. В. Волков. - М.: Вече, 2005. 4. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. - М.: Юристъ. 5. История государства и права зарубежных стран / под ред. П. Н. Галанзы. - М.: Юрид. лит., 1963. 6. Виноградов, П. Г. История правоведения / П. Г. Виноградов. -М.: Типо-литография Венер, 1908. 7. Желудков, А. В. История государства и права зарубежных стран / А. В. Желудков, - М.: ПРИОР, 2002. 8. Федоров, К. Г. История государства и права зарубежных стран / К. Г. Федоров. — Ростов на Дону.: Рост. ун-та, 1994.

«Теория насилия как теория происхождения государства»
http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/teorija-nasilija-kak-teorija-proiskhozhdenija-gosudarstva-102219.html
cсылка на страницу
Урок

Обществознание

85 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по обществознанию > Государство > Теория насилия как теория происхождения государства