Человек
<<  Прекрасное в человеке Человек и организация  >>
Человек И писатель
Человек И писатель
Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла
Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла
Едва ли многим из читателей и почитателей Ант
Едва ли многим из читателей и почитателей Ант
Он был красавец
Он был красавец
Познакомился я с Чеховым, когда он был сотрудником мелкой прессы,
Познакомился я с Чеховым, когда он был сотрудником мелкой прессы,
Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853 - 25 декабря 1921)
Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853 - 25 декабря 1921)
Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
Положительный, трезвый, здоровый, Чехов мне напоминал тургеневского
Положительный, трезвый, здоровый, Чехов мне напоминал тургеневского
О Чехове можно писать очень много
О Чехове можно писать очень много
Владимир Иванович Немирович-Данченко (11 (23) декабря 1858 — 25 апреля
Владимир Иванович Немирович-Данченко (11 (23) декабря 1858 — 25 апреля
Корней Иванович Чуковский (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969) —
Корней Иванович Чуковский (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969) —
Русская духовная жизнь 90-х годов XIX века и первого десятилетия XX
Русская духовная жизнь 90-х годов XIX века и первого десятилетия XX
Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953) русский
Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953) русский
Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) русский писатель
Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) русский писатель
Александр Валентинович Амфитеатров (14 [26] декабря 1862 — 26 февраля
Александр Валентинович Амфитеатров (14 [26] декабря 1862 — 26 февраля
Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)
Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)
Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)
Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)
Использованные источники Русское зарубежье о Чехове: Критика,
Использованные источники Русское зарубежье о Чехове: Критика,

Презентация: «Человек И писатель». Автор: Olga. Файл: «Человек И писатель.ppsx». Размер zip-архива: 2361 КБ.

Человек И писатель

содержание презентации «Человек И писатель.ppsx»
СлайдТекст
1 Человек И писатель

Человек И писатель

Антон Павлович Чехов в воспоминаниях современников

2 Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла

Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла

разностороннее отражение в воспоминаниях современников. В их записях, имеющих порой не только историко-литературное, но и художественное значение, раскрывается внутренний мир Чехова, характеризуются его отношения к важнейшим событиям эпохи, приводятся существенные страницы его биографии.

А.П. Чехов. Фотография Ж. Фабио (Ницца) 1897 г.

А. П. Чехов Фотография 1893 г.

А.П. Чехов. Ялта 1903 год.

Биография Чехова связана с именами многих выдающихся деятелей русской литературы и искусства XIX-XX вв.

Как художник и как человек Чехов представлял для своих современников глубочайший интерес, и, по существу, ни один из выдающихся писателей и деятелей искусства 80-90-х годов и начала XX века не прошел мимо Чехова. Чехов не оставил хоть сколько-нибудь подробной автобиографии, поэтому воспоминания современников о Чехове имеют особое значение, представляя важнейший материал о жизни и деятельности великого писателя и нередко являясь необходимым пособием для изучения его биографии.

3 Едва ли многим из читателей и почитателей Ант

Едва ли многим из читателей и почитателей Ант

П.Чехова известно, что судьба в ранние годы жизни заставила его играть за прилавком роль мальчика-лавочника в бакалейной лавке среднего разряда. И едва ли кто поверит, что этот строгий и безусловно честный писатель-идеалист был знаком в детстве со всеми приёмами обмеривания, обвешивания и всяческого торгового мелкого плутовства. Антон Павлович прошёл из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. В его произведениях внимательному читателю бросается в глаза одна, не особенно заметная с первого взгляда, черта: все выведенные им дети – существа страждущие или же угнетённые и подневольные. Варьке, отданной в услужение к мастеровому, нет времени выспаться, и она душит ребенка в колыбели, чтобы сладко заснуть ("Спать хочется"). Егорушка, которого родственник и сельский священник везут в город учиться, не выдастся во всем длинном рассказе ("Степь") ни одной чертой, которая говорила бы о его жизнерадостности. Ребенком он <Чехов> был несчастный человек. В зрелые годы своей жизни он не раз говаривал в интимном кружке родных и знакомых: «В детстве у меня не было детства...»

Александр Павлович Чехов (10 (22) августа 1855 — 17 (29) мая 1913) — прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат Антона Павловича Чехова, отец великого актёра и режиссёра Михаила Чехова

4 Он был красавец

Он был красавец

У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты... Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе, и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирожденная скромность, особая мера, даже застенчивость ? всегда были в Антоне Павловиче.

Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861 — 11 сентября 1939) русский живописец, театральный художник, педагог и писатель

5 Познакомился я с Чеховым, когда он был сотрудником мелкой прессы,

Познакомился я с Чеховым, когда он был сотрудником мелкой прессы,

строчившим ради заработка маленькие этюдики и разбрасывавшим их по мелким изданиям. Мы вместе с ним начинали в этих изданиях, - он писал сценки, я - стишки и тоже сценки да ещё репортерствовал. Разные мы с ним были люди, а любили друг друга. Я его, слабого и хрупкого, любил какой-то особой, нежной любовью. И как радостны бывали наши встречи! Антон Павлович очень любил свой тихий мелиховский уголок, свой "вишневый сад". Налево от передней помещался кабинет Антона Павловича, с полками книг и письменным столом, на котором всегда лежала папка с начатым рассказом или повестью. Он обыкновенно при гостях работал урывками, но всё-таки писал каждый день; напишет немного, потом оторвется от работы, выйдет к гостям поговорить, затем опять садится писать. Иногда во время обеда он внезапно вставал из-за стола, уходил в кабинет, набрасывал несколько строк и, вернувшись в столовую, продолжал застольную беседу. Удивительно легко у него гостилось. Здоровье его тогда находилось в сравнительно хорошем состоянии, был он жизнерадостен, любил природу. Да и задумываться было некогда: литературная работа, хозяйство, сад, в котором Антон Павлович всегда копался, занимаясь посадками, а потом вечная толпа баб и мужиков, приходивших к своему "дохтуру" с разными болезнями. И всегда - гости и гости…

Владимир Алексеевич Гиляровский (26 ноября (8 декабря) 1855 — 1 октября 1935) русский писатель, журналист, бытописатель Москвы

6 Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853 - 25 декабря 1921)

Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853 - 25 декабря 1921)

русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель

Вспоминаю первую встречу с ним. Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное, несмотря на то, что я сочувствовал далеко не всему, что было написано Чеховым. После выхода в свет "Пестрых рассказов" имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным, хотя оценка нового дарования вызывала разноречие и споры. Вся книга, проникнутая еще какой-то юношеской беззаботностью и, пожалуй, несколько легким отношением к жизни и к литературе, сверкала юмором, весельем, часто неподдельным остроумием и необыкновенной сжатостью и силой изображения. А нотки задумчивости, лиризма и особенной, только Чехову свойственной печали, уже прокрадывавшиеся кое-где сквозь яркую смешливость, - еще более оттеняли молодое веселье этих действительно "пестрых" рассказов.

7 Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

исключительно простой и скромный человек, никогда и никому не старавшийся импонировать, застенчиво избегавший всякого представительства и всякого чествования и вообще всяких людских сборищ, внушал всем какое-то невольное почтительное и бережное отношение к себе. Антон Павлович очень любил медицину, студентом и первое время по окончании добросовестно её изучал и не собирался бросить. Ещё в середине 80-х годов он писал, что «медицина - моя законная жена, а литература - любовница». Студентом он занимался на каникулах в Чикинской земской больнице Звенигородского уезда, потом короткое время заменял земского врача и в Москве принимал больных. По-видимому, собирался писать и работу специальную. После его смерти среди бумаг оказалось несколько исписанных листов с заметками по истории медицины в России. Чехов, впрочем, и на свой «Сахалин» смотрел как на некоторого рода медицинскую диссертацию. В Мелихове он принимал у себя крестьян и снабжал их лекарствами, конечно, бесплатно. На его письменном столе слева всегда лежал молоточек, трубочка для выслушивания и медицинский календарь Риккера за текущий год. Он принимал всегда деятельное участие в лечении своих домашних или заболевшей прислуги.

Исаак Наумович Альтшуллер (1870 - 1943) врач, специалист по туберкулезу. Один из основателей лиги для борьбы с туберкулезом. Лечил Чехова в последние годы его жизни и Л. Н. Толстого в Гаспре

8 Положительный, трезвый, здоровый, Чехов мне напоминал тургеневского

Положительный, трезвый, здоровый, Чехов мне напоминал тургеневского

Базарова. Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества. Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души.

Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] 1844— 29 сентября 1930) русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств

9 О Чехове можно писать очень много

О Чехове можно писать очень много

Следовало бы припомнить каждую его яркую мысль, останавливаться на каждом значительном выражении, чтобы облегчить этим работу его будущего биографа при восстановлении этой огромной фигуры в нашей жизни и литературе. Молодой и красивый, с прекрасными задумчивыми глазами, он на меня с первого же раза произвел неотразимое, чарующее впечатление. Он жил тогда в Москве и приезжал ненадолго в Петербург по зимам, где на сцене шли его водевили, а в "Новом времени" печатались его рассказы. Это был период его художественной деятельности, когда знакомое в литературной среде имя Антоши Чехонте уступало уже в широкой публике первым лучам славы имени Антона Чехова: помню, изданные Сувориным "Хмурые люди" и "Пестрые рассказы" как раз в это время производили сенсацию. Писал и работал Чехов много. По этому поводу у него сложилось определенное убеждение, которое он мне не раз высказывал: «Художник должен всегда работать, всегда обдумывать, потому что иначе он не может жить. Куда же денешься от мысли, от самого себя». Интерес к его вещам был настолько велик, что разговоры о новой повести Чехова буквально занимали всю Россию. И действительно, нельзя было читать без огромного подъема духа что-либо написанное им. Гениальный художник завоевал свою родину.

Владимир Николаевич Ладыженский (8 (20) марта 1859 — 19 января 1932) русский поэт, прозаик, общественный деятель.

10 Владимир Иванович Немирович-Данченко (11 (23) декабря 1858 — 25 апреля

Владимир Иванович Немирович-Данченко (11 (23) декабря 1858 — 25 апреля

1943) русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936).

Передо мной три портрета Чехова, каждый выхвачен из куска его жизни. Первый: Чехов "многообещающий". Пишет бесконечное количество рассказов, маленьких, часто крошечных, преимущественно в юмористических журналах и в громадном большинстве за подписью "А.Чехонте". Сколько их он написал? Много лет спустя, когда Чехов продал все свои сочинения и отбирал, что стоит издавать и что нет, я спросил его, - он сказал: "Около тысячи". Второй портрет: Чехов, уже признанный "одним из самых талантливых". Его книжка рассказов "Сумерки" получила полную академическую премию, пишет меньше, сдержаннее; о каждой его новой повести уже говорят; он желанный во всякой редакции. Лев Толстой говорит о нём: "Вот писатель, о котором и поговорить приятно". А старик Григорович, один из так называемых "корифеев" русской литературы, идет ещё дальше. Когда при нём начали сравнивать с Чеховым одного малодаровитого, но очень "идейного" писателя, Григорович сказал: «Да он недостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова». Третий портрет: Чехов в Художественном театре. Пишет он все меньше, две-три вещи в год; к себе становится всё строже. Самая заметная новая черта в его повестях - это то, что он, оставаясь объективным, изощряя свое огромное художественное мастерство, все больше и чаще позволяет своим персонажам рассуждать, преимущественно о жизни русской интеллигенции, заблудившейся в противоречиях, нежащейся в мечте и безволии. Каждый его новый рассказ ? уже литературное событие. Но главное в этом периоде: Чехов-драматург, Чехов - создатель нового театра.

11 Корней Иванович Чуковский (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969) —

Корней Иванович Чуковский (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969) —

русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист

Пишущие о Чехове любят цитировать его знаменитые строки о том, как он по капле выдавливал из себя раба, но вряд ли кто применил эти строки к его литературному стилю. В первые годы работы Антоша Чехонте, неугомонный остряк, развлекатель мещанской толпы, был подневольным поденщиком той мелкой бульварной прессы, для которой он без устали трудился, спасая от голода себя и семью. Но в то переходное время, когда он перестал называться Антошей но всё ещё не назвал себя Чеховым, он в пошлых бульварных листках начинает всё чаще и чаще выступать против обывательской пошлости. Уже к середине восьмидесятых годов Чехов окончательно сбрасывает с себя рабье ярмо и путём самовоспитания, путём неустанной борьбы с инстинктами, мыслями, чувствами, внушенными ему темной средой с самого раннего детства, облагораживает и себя и свой стиль. Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её. То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлет их туда целыми партиями. Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, увеличивает сумму человеческого счастья.

12 Русская духовная жизнь 90-х годов XIX века и первого десятилетия XX

Русская духовная жизнь 90-х годов XIX века и первого десятилетия XX

неразрывно связана с именем А.П. Чехова. Он воплотил в своей творческой личности так много художественного содержания, связанного с основными душевными качествами русских людей и отображающего тяжёлую пору упадка, распада, угнетенности сердец, что его писания являются одним из лучших исторических документов, не говоря уже о высоких чисто художественных их качествах. Чехов ? воплощение душевного изящества, уравномеренной скромности, при полном сознании своих высоких творческих качеств, и вежливость чувства, и деликатность во всём. Тонкое художество Чехова, его творчество, полное душевной боли, и великой разборчивости, и осторожности в выборе средств, духовное угадание Чехова на протяжении десятилетий стало лишь виднее и очаровательнее, и большую, всё большую силу благого колдования приобретает. Верным, хоть и случайным, показателем этого является его все растущая слава в Англии, где его любят как родного, во Франции, даже в Америке. Чехов - тонкий, чистый, благородный художник. Он - верный того святилища, которое называется Искусством. И прав французский поэт, сказавший: "Seul l'Arte est robuste" - "Только Искусство крепко".

Константин Дмитриевич Бальмонт (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942) поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков

13 Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953) русский

Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953) русский

писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933)

В Москве я видел человека средних лет, высокого, стройного, лёгкого в движениях. В Ялте я нашёл его сильно изменившимся: он похудел, потемнел в лице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Он был почти тот же, что в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживлённо, но ещё более просто и кратко и во время разговора всё думал о чем-то своем, предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своих мыслей, и всё глядел на море сквозь стекла пенсне, слегка приподняв лицо… Мне запомнилось несколько характерных фраз его. - Вы много пишете? - спросил он меня как-то. Я ответил, что мало. - Напрасно, - почти угрюмо сказал он своим низким, грудным голосом. - Нужно, знаете, работать... Не покладая рук... всю жизнь. И, помолчав, : По-моему, написав рассказ, следует вычёркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врём... И короче, как можно короче надо писать. Наедине со мной он часто смеялся своим заразительным смехом, любил шутить, выдумывать разные разности, нелепые прозвища. Говоря о литературе, часто восхищался Мопассаном, Толстым. Особенно часто он говорил именно о них да ещё о "Тамани" Лермонтова. Не могу понять, - говорил он, - как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно! Последнее время часто мечтал вслух: - Стать бы бродягой, странником, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера, сидеть летним вечером на лавочке возле монастырских ворот...

14 Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) русский писатель

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) русский писатель

В последние годы Чехов стал относиться к себе всё строже и всё требовательнее: держал рассказы по нескольку лет, не переставая их исправлять и переписывать, и всё-таки, несмотря на такую кропотливую работу, последние корректуры, возвращавшиеся от него, бывали кругом испещрены знаками, пометками и вставками. Где он черпал свои образы? Где он находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковывал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей. Говорят, после него осталось много записных книжек; может быть, в них со временем найдутся ключи к этим сокровенным тайнам? А может быть, они и навсегда останутся неразгаданными? Он умел слушать и расспрашивать, как никто, но часто, среди живого разговора, можно было заметить, как его внимательный и доброжелательный взгляд вдруг делался неподвижным и глубоким, точно уходил куда-то внутрь, созерцая нечто таинственное и важное, совершавшееся в его душе. Тогда-то Антон Павлович и делал свои странные, поражавшие неожиданностью, совсем не идущие к разговору вопросы, которые так смущали многих. Только что говорили и ещё продолжают говорить о неомарксистах, а он вдруг спрашивает: «Послушайте, вы никогда не были на конском заводе? Непременно поезжайте. Это интересно»…

15 Александр Валентинович Амфитеатров (14 [26] декабря 1862 — 26 февраля

Александр Валентинович Амфитеатров (14 [26] декабря 1862 — 26 февраля

1938) прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений

Крепка была духовная замкнутость Антона Павловича, редко и неохотно допускал он даже близких ему людей в тайники своего ума и сердца. А.С Суворин сказал мне однажды, что при всей своей близости с Чеховым, при всей своей в него влюбленности он лишь два раза видел Антона Павловича прозрачным до самого дна его глубокой души. Чехов был чрезвычайно интимный человек. Я знал Антона Павловича с первых его печатных опытов (вместе начинали в «Будильнике» и «Осколках») и оставался с ним в неизменно хороших отношениях больше двадцати лет. Как писатель Чехов — моя великая, пожалуй, даже величайшая, кроме Пушкина, любовь. Как человек он мне нравился безусловно. Чехов никогда не учительствовал, не проповедовал, не указывал «истинных путей» с ручательством за их непогрешимость. Но он сам был так органически истинен, так цельно напитан правдою творческого наблюдения и сочетающей образы мысли, что даже короткое и случайное общение с ним не проходило для писателя (за исключением, конечно, маньяков собственного величия) бесследно. Насыщенность Чехова талантом и здравым смыслом источала флюиды, которые усваивались ответным инстинктом каждого, кого Бог наделил хоть малою долею художественного чутья.

16 Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)

Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)

русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог

Чехов наряду с Пушкиным — чистейшие писатели в смысле той совершенной гармонии, которой дышат их сочинения. Чехов никогда бы не смог написать настоящий длинный роман — он был спринтером, а не стайером. Он словно не умел подолгу удерживать в фокусе узор жизни, который повсюду выхватывал его гений; он мог сохранять его живую прелесть ровно столько, сколько требуется для рассказа. Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс. Словарь его беден, сочетания слов почти банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятно-сливочный эпитет, внесённые на серебряном подносе, — всё это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его муза всегда одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Волшебство его искусства в том, что Чехов умел передать ощущение красоты, совершенно недоступное многим писателям. Добивается он этого, освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок — средний между цветом ветхой изгороди и нависшего облака. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни — все эти чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево.

17 Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)

Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] — 2 июля 1977)

русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог

Главная мысль, которую внушают читателю чеховские герои, состоит вот в чём: пока в России отсутствует настоящая нравственная, духовная и физическая культура, усилия благороднейших интеллигентов, которые строят мосты и школы рядом с вечной распивочной, будут тщетными. Его спокойный и тонкий юмор пронизывает серость созданных им жизней. Для русской философской или общественно настроенной критики он стал неповторимым выразителем неповторимого русского типа. Не заботясь о социальных или этических построениях, его гений раскрыл больше самых мрачных сторон голодной, сбитой с толку, рабской, злосчастной, крестьянской России, чем множество других писателей. Скажу больше: человек, предпочитающий Чехову Достоевского или Горького, никогда не сумеет понять сущность русской литературы и русской жизни и, что гораздо важнее, сущность литературного искусства вообще. Я от души советую вам почаще заглядывать в книги Чехова, чтобы, забываясь, пережить эти сказочные сны так, как они были задуманы. В век пышущих силой Голиафов полезно вспомнить о хрупких Давидах. Унылые пейзажи, увядшие ивы, склоненные вдоль удручающе грязных дорог, серые вороны, прорезающие серое небо, воспоминание, внезапно повеявшее в самом затрапезном углу — всю эту трогательную тусклость, всю эту чудную слабость, весь этот чеховский воркотливо-невзрачный мир стоит сберечь среди блистания могучих наглых миров, которые сулят нам поклонники тоталитарных государств.

18 Использованные источники Русское зарубежье о Чехове: Критика,

Использованные источники Русское зарубежье о Чехове: Критика,

литературоведение, воспоминания: Антология / Сост., предисл., примеч. Н.Г. Мельникова. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына. 2010. Гитович, Н.И. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: «Художественная литература». – 1986. *** Антон Павлович Чехов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000022/ index.shtml А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Электронная библиотека Fantasy Read [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fanread.ru/book/2004445/?page=1

«Человек И писатель»
http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/chelovek-i-pisatel-73796.html
cсылка на страницу
Урок

Окружающий мир

79 тем
Слайды