Органы чувств человека
<<  Новый Год– праздник чувств «Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь  >>
Гений чувства
Гений чувства
Музыка Чайковского известна и горячо любима во всём мире
Музыка Чайковского известна и горячо любима во всём мире
«Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим
«Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим
Родители композитора: Александра Андреевна и Илья Петрович
Родители композитора: Александра Андреевна и Илья Петрович
«Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой
«Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой
Лишь через два года после окончания училища в 1861 году, в возрасте
Лишь через два года после окончания училища в 1861 году, в возрасте
В 1866 году в Москве начинается самостоятельная деятельность
В 1866 году в Москве начинается самостоятельная деятельность
Первое публичное исполнение произведения Чайковского – Симфонии № 1 –
Первое публичное исполнение произведения Чайковского – Симфонии № 1 –
Творческое дарование Чайковского в этот период развивается в разных
Творческое дарование Чайковского в этот период развивается в разных
В начале 1875 года Чайковский закончил произведение в новом для себя
В начале 1875 года Чайковский закончил произведение в новом для себя
В конце 1875 г.- первой половине 1876г
В конце 1875 г.- первой половине 1876г
Обратившись к сочинению своего первого балета «Лебединое озеро»,
Обратившись к сочинению своего первого балета «Лебединое озеро»,
Осенью 1877 года после нервного заболевания, вызванного неудачной
Осенью 1877 года после нервного заболевания, вызванного неудачной
В Италии Чайковский завершает работу над Четвёртой симфонией и оперой
В Италии Чайковский завершает работу над Четвёртой симфонией и оперой
В опере «Евгений Онегин» Чайковского, по словам Н. Д. Кашкина, «одном
В опере «Евгений Онегин» Чайковского, по словам Н. Д. Кашкина, «одном
В 1884 году «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Мариинского театра
В 1884 году «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Мариинского театра
Жизнь в Италии и Швейцарии настолько благотворно подействовала на
Жизнь в Италии и Швейцарии настолько благотворно подействовала на
Чем дольше жил Чайковский за границей, тем больше его тянуло на родину
Чем дольше жил Чайковский за границей, тем больше его тянуло на родину
Для творчества Чайковского 80-х годов характерны разнообразие поисков,
Для творчества Чайковского 80-х годов характерны разнообразие поисков,
Кроме того Чайковского волнуют такие вопросы, как конфликт человека с
Кроме того Чайковского волнуют такие вопросы, как конфликт человека с
Творческие устремления Чайковского отразились и в романсах 80-х годов
Творческие устремления Чайковского отразились и в романсах 80-х годов
«Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно
«Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно
Первая концертная поездка по Европе состоялась зимой 1887-88 года
Первая концертная поездка по Европе состоялась зимой 1887-88 года
Но настоящий триумф ожидал Чайковского в Праге
Но настоящий триумф ожидал Чайковского в Праге
«Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться,
«Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться,
Мощным подъемом творчества характеризуются последние четыре года жизни
Мощным подъемом творчества характеризуются последние четыре года жизни
«В своих операх Чайковский достиг того подлинного синтеза музыки,
«В своих операх Чайковский достиг того подлинного синтеза музыки,
Проблему борьбы добра и зла , жизни и смерти Чайковский ставит в
Проблему борьбы добра и зла , жизни и смерти Чайковский ставит в
Премьера оперы состоялась 7 декабря 1890 года в Мариинском театре
Премьера оперы состоялась 7 декабря 1890 года в Мариинском театре
«Жалеть прошедшее и надеяться на будущее, никогда не удовлетворяясь
«Жалеть прошедшее и надеяться на будущее, никогда не удовлетворяясь
Настоящим пристанищем после долгих лет скитаний и жизни у родных и
Настоящим пристанищем после долгих лет скитаний и жизни у родных и
Нет у Чайковского произведения более трагического по содержанию, чем
Нет у Чайковского произведения более трагического по содержанию, чем
«Что должен был перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь
«Что должен был перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь
Удивительна власть музыки Чайковского
Удивительна власть музыки Чайковского
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Холден, Э. Петр Чайковский [Текст] / Э. Холден
Холден, Э. Петр Чайковский [Текст] / Э. Холден
Чайковский, П. Манфред [Ноты] / П. Чайковский
Чайковский, П. Манфред [Ноты] / П. Чайковский

Презентация на тему: «Гений чувства». Автор: . Файл: «Гений чувства.pptx». Размер zip-архива: 1327 КБ.

Гений чувства

содержание презентации «Гений чувства.pptx»
СлайдТекст
1 Гений чувства

Гений чувства

ИИЦ-Научная библиотека представляет виртуальную выставку к 175-летию П.И.Чайковского

2 Музыка Чайковского известна и горячо любима во всём мире

Музыка Чайковского известна и горячо любима во всём мире

Её сердечность, душевная отзывчивость, простота, исключительное мелодическое богатство покоряют сердца слушателей, призывая любить человека, природу, жизнь.

3 «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим

«Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим

русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности великого народа и его человечнейшей культуры». Б.Асафьев

П.И.Чайковский 1860г.

Дом в Воткинске, где родился П.И.Чайковский

4 Родители композитора: Александра Андреевна и Илья Петрович

Родители композитора: Александра Андреевна и Илья Петрович

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая1840 года в семье горного инженера в заводском поселке Воткинск. Глубокий след оставила музыка, исполнявшаяся в семье Чайковских. С четырех лет уже ярко проявилась музыкальная одаренность Чайковского. В 1850 году мальчика отдают учиться в петербургское Училище правоведения. Музыкальная жизнь Петербурга обогащала новыми впечатлениями, и отец нанимает учителя для занятий музыкой, который однако не почувствовал в Чайковском будущего гения русской музыки.

5 «Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой

«Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой

красотой характеристических черт русской народной музыки». П.И.Чайковский

Семья Чайковских в 1848 году

6 Лишь через два года после окончания училища в 1861 году, в возрасте

Лишь через два года после окончания училища в 1861 году, в возрасте

почти 22-х лет, Чайковскому представилась возможность начать путь музыканта-профессионала. Он поступает в музыкальные классы, организованные при Русском Музыкальном обществе, а в 1862 году в открывшуюся первую русскую консерваторию, где занимается у Антона Рубинштейна, и начинает сочинять серьезную музыку. В качестве дипломной работы Чайковским была сочинена кантата «К радости».

Диплом Петербургской консерватории

П.И.Чайковский 1960-е годы

7 В 1866 году в Москве начинается самостоятельная деятельность

В 1866 году в Москве начинается самостоятельная деятельность

Чайковского – музыканта. Он преподает теорию музыки в музыкальных классах, а затем во второй русской консерватории. Композитор много и успешно сочиняет, создает свои первые оперы: «Воеводу», «Ундину», «Кузнеца Вакулу», позже преобразованную в оперу «Черевички» и начинает работу над «Евгением Онегиным».

Здание Московской консерватории на Воздвиженке, где преподавал П.И. Чайковский

8 Первое публичное исполнение произведения Чайковского – Симфонии № 1 –

Первое публичное исполнение произведения Чайковского – Симфонии № 1 –

состоялось в 1868 году и получило положительный отзыв музыкальной критики. В 1869 году в московском Большом театре состоялась премьера оперы «Воевода», после которой Николай Рубинштейн предсказал Чайковскому «серьезную музыкальную будущность». В начале 70-х годов с неизменным успехом все больше исполняется симфонических произведений композитора.

9 Творческое дарование Чайковского в этот период развивается в разных

Творческое дарование Чайковского в этот период развивается в разных

жанрах: в Москве им написаны первые три симфонии, увертюры «Буря», «Ромео и Джульетта», балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года». Успешно развертывается в Москве педагогическая деятельность Чайковского. Свыше четырехсот учеников прошло через классы композитора.

10 В начале 1875 года Чайковский закончил произведение в новом для себя

В начале 1875 года Чайковский закончил произведение в новом для себя

жанре – Концерт для фортепиано с оркестром, который открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Все в этом концерте было необычно: демократизм ликующе-светлых, празднично-радостных жизнеутверждающих образов, органичность сочетания различных, народно-песенных интонаций. Этот шедевр музыкального искусства стал одним из тех произведений, о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах, бывших для него самого идеалом.

11 В конце 1875 г.- первой половине 1876г

В конце 1875 г.- первой половине 1876г

Чайковский написал цикл пьес для фортепиано «Времена года». Эпиграфы к пьесам подобрал издатель – из произведений русских поэтов: Жуковского, Пушкина, Майкова, Плещеева, Фета и др. Каждая пьеса цикла рисует ту или иную картину русского быта в разные времена года и в то же время создает лирическое настроение. Жизнь природы и человека воплощена в искренних, правдивых музыкальных образах двенадцати пьес, всё выражает русский национальный характер, составляющий суть творчества композитора.

12 Обратившись к сочинению своего первого балета «Лебединое озеро»,

Обратившись к сочинению своего первого балета «Лебединое озеро»,

Чайковский не изобретал никаких новых форм сценической музыки и хореографии, но наполнил их живым дыханием симфонической и оперной музыки и создал новый вид балета – балет симфонический, став реформатором в этом жанре. Лирическая драма в балете на протяжении трех актов получила единую линию развития, отдельные танцевальные номера стали играть важную роль в разных музыкальных образах. Премьера балета, состоявшаяся 20 февраля 1877 года на сцене московского Большого театра, прошла с успехом.

Полина Карпакова, первая исполнительница партии Одетты - Одиллии

13 Осенью 1877 года после нервного заболевания, вызванного неудачной

Осенью 1877 года после нервного заболевания, вызванного неудачной

женитьбой, Чайковский уезжает за границу. К этому времени большая почитательница его таланта Надежда фон Мекк начинает систематически оказывать композитору денежную помощь, давая таким образом ему возможность сосредоточить все свои силы на музыкальном творчестве . На протяжении многих лет между композитором и фон Мекк продолжалась интенсивная дружеская переписка. Страстная любительница музыки, Н.Ф.фон Мекк оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, приглашала в свой дом русских и зарубежных музыкантов. Ей Чайковский посвятил свою Четвертую симфонию.

Надежда Филаретовна фон Мекк, друг Чайковского

14 В Италии Чайковский завершает работу над Четвёртой симфонией и оперой

В Италии Чайковский завершает работу над Четвёртой симфонией и оперой

«Евгений Онегин» (1878г.) . По желанию композитора опера была впервые исполнена 17 марта 1879 года учащимися Московской консерватории под управлением Николая Рубинштейна. Лишь в 1881 году опера прозвучала на сцене Большого тетра в Москве, а в 1884 – в Петербурге.

Сцена ссоры Онегина и Ленского из 4-й картины оперы в исполнении учеников Московской консерватории

15 В опере «Евгений Онегин» Чайковского, по словам Н. Д. Кашкина, «одном

В опере «Евгений Онегин» Чайковского, по словам Н. Д. Кашкина, «одном

из искреннейших произведений музыкальной литературы вообще, образы Пушкина получили как бы новую жизнь и новые черты, дополнившие их характеристику. Нам кажется, - отмечал критик, - что образ Татьяны был неразлучен с музыкой Чайковского и получил в ней как будто ещё более реальную жизненную форму».

М.Н.Климентова, первая исполнительница партии Татьяны

16 В 1884 году «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Мариинского театра

В 1884 году «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Мариинского театра

в Петербурге. Успех был невероятный, попасть на спектакль было трудно. После этого начинается триумфальное шествие оперы по театрам Европы.

17 Жизнь в Италии и Швейцарии настолько благотворно подействовала на

Жизнь в Италии и Швейцарии настолько благотворно подействовала на

композитора, что он смог написать новое сочинение – Концерт для скрипки с оркестром – подлинный гимн во имя жизни . Музыка концерта необычайно оптимистична, светла, передает упоение радостью бытия, жажду жизни. Премьера концерта состоялась в Вене в ноябре 1881 года, в симфоническом собрании Филармонического общества.

П.И.Чайковский с солистами Петербургской оперы – Н. И М. Фигнер Конец 80-х годов

18 Чем дольше жил Чайковский за границей, тем больше его тянуло на родину

Чем дольше жил Чайковский за границей, тем больше его тянуло на родину

тем больше он тосковал по русской природе, по русскому лесу. В России любимым местопребыванием Чайковского стала Каменка, деревня, где жила его сестра, Он проводит время в обществе детей, принимает участие в играх, домашних спектаклях. Особенной симпатией пользовался племянник Володя, чем-то напоминающий самого композитора в детстве. Для него был написан «Детский альбом», сборник чудесных маленьких пьесок, в которых поэтически нарисованы эпизоды из детской жизни.

19 Для творчества Чайковского 80-х годов характерны разнообразие поисков,

Для творчества Чайковского 80-х годов характерны разнообразие поисков,

стремление к новизне. Он пробует свои силы в разных жанрах, совершенно новые возможности открываются перед ним в жанре сюиты, которая предоставляет композитору полную свободу. Им написаны три сюиты для симфонического оркестра. Следующими операми после «Евгения Онегина» были «Орлеанская дева» и «Мазепа», написанные на исторические сюжеты.

20 Кроме того Чайковского волнуют такие вопросы, как конфликт человека с

Кроме того Чайковского волнуют такие вопросы, как конфликт человека с

обществом, который разрешается как психологическая проблема, как отражение жизненных противоречий в характере человека. В таком плане стоит эта проблема в симфонии «Манфред» (1885г.) и в Пятой симфонии.

21 Творческие устремления Чайковского отразились и в романсах 80-х годов

Творческие устремления Чайковского отразились и в романсах 80-х годов

Композитор пишет много романсов, очень разнообразных и по жанрам, и по настроению, и по характерам героев: драматическая песня в народном духе «Кабы знала я, кабы ведала» (сл. А.К.Толстого), лирическая «За окном в тени мелькает» (сл. Я. Полонского), задумчивый романс «Я тебе ничего не скажу» (сл. А.Фета) и другие.

22 «Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно

«Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно

и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек». П.И.Чайковский

23 Первая концертная поездка по Европе состоялась зимой 1887-88 года

Первая концертная поездка по Европе состоялась зимой 1887-88 года

Чайковский приезжает в Германию, где знакомится с Эдвардом Григом и Иоганнесом Брамсом. Чайковский выступает как дирижер своих произведений сначала в Лейпциге, затем в Гамбурге, Берлине. Огромный успех и восторженные отзывы доставляют композитору радость.

24 Но настоящий триумф ожидал Чайковского в Праге

Но настоящий триумф ожидал Чайковского в Праге

Антонин Дворжак, классик чешской музыки, встретил Петра Ильича так радушно, что между ними быстро сложились дружеские отношения. Музыкальный триумф сопровождал Чайковского и в Париже, и в Лондоне. Успешно закончившаяся первая зарубежная поездка принесла Чайковскому славу и уверенность в своих силах как дирижера.

Национальный театр в Праге

25 «Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться,

«Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться,

Чайковский был самым обаятельным. Его душевная тонкость неповторима. Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост , как очень немногие». С.Рахманинов.

26 Мощным подъемом творчества характеризуются последние четыре года жизни

Мощным подъемом творчества характеризуются последние четыре года жизни

Чайковского. В эти годы были созданы оперы «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», Шестая симфония – произведения, без которых облик композитора представляется нам неполным, незаконченным. В балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», в опере «Иоланта» композитор утверждает красоту подвига, победу человечности, добра, любви над злом, тьмой, насилием. В них – счастливый конец, радостный итог.

27 «В своих операх Чайковский достиг того подлинного синтеза музыки,

«В своих операх Чайковский достиг того подлинного синтеза музыки,

слова, драматического действия, который является идеалом музыкального театра». А.И.Шавердян, музыковед.

28 Проблему борьбы добра и зла , жизни и смерти Чайковский ставит в

Проблему борьбы добра и зла , жизни и смерти Чайковский ставит в

«Пиковой даме» и Шестой симфонии гораздо шире и решает ее глубже, чем в других произведениях. Композитор показывает, что основанием трагедии становятся причины объективные, не зависящие от воли человека. Более резко обнажаются мотивы конфликта, углубляется контраст образов. В опере «Пиковая дама» выражен протест против буржуазной морали , против власти «золотого тельца», против социального неравенства.

Лиза – М. И. Фигнер, Герман – Н.Н. Фигнер Мариинский театр 1890 год.

29 Премьера оперы состоялась 7 декабря 1890 года в Мариинском театре

Премьера оперы состоялась 7 декабря 1890 года в Мариинском театре

«Ни одна опера Петра Ильича на первом представлении не была исполнена так прекрасно, все главные исполнители блеснули своими выдающимися дарованиями. Самое трудное было лучше всего исполнено: Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и несомненно больше всех содействовали успеху оперы,» – отмечал М.И.Чайковский.

Сцена в игорном доме (7 картина) из оперы «Пиковая дама», Мариинский театр , 1890 год.

30 «Жалеть прошедшее и надеяться на будущее, никогда не удовлетворяясь

«Жалеть прошедшее и надеяться на будущее, никогда не удовлетворяясь

настоящим: вот в чем проходит вся моя жизнь». П.И. Чайковский -брату

31 Настоящим пристанищем после долгих лет скитаний и жизни у родных и

Настоящим пристанищем после долгих лет скитаний и жизни у родных и

друзей стал для Чайковского дом, снятый внаем в Клину в мае 1892 года. Здесь композитор создал Шестую симфонию, Третий фортепианный концерт, восемнадцать пьес, цикл романсов. К началу февраля 1893 года, когда Чайковский после триумфальной поездки вернулся в Клин, замысел нового сочинения – Шестой симфонии – уже созрел во всех деталях.

Кабинет-гостиная композитора

32 Нет у Чайковского произведения более трагического по содержанию, чем

Нет у Чайковского произведения более трагического по содержанию, чем

Шестая симфония, которая была написана за несколько дней. В ней композитор глубоко и правдиво разрешал проблему судьбы человека. Герой не ищет радости, не стремится победить себя, он борется до конца и гибнет. Но слава этому человеку за то, что он борется , сама его личность в этой борьбе становится прекраснее, чище, сильнее. Борьба за высокие идеалы жизни – это и есть подвиг. Вместе с расширением масштабов борьбы углубляется конфликт. В музыке Шестой симфонии все это выражено в ярчайших контрастах.

33 «Что должен был перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь

«Что должен был перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь

И какими простыми средствами он достигает такой глубины и подлинного чувства!» – писала исследователь творчества Чайковского Н. В. Туманина о Шестой симфонии, исполненной под управлением автора в концерте Петербургского отделения Русского музыкального общества 16 октября 1893 года. Этому концерту суждено было стать последним выступлением композитора перед публикой. Спустя несколько дней он заболел холерой и 25 октября умер.

34 Удивительна власть музыки Чайковского

Удивительна власть музыки Чайковского

Покоренные бессмертной её красотой , мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену. Музыка Чайковского рождает в нас поток свежих, ярких и сильных чувств, духовно обновляющих, смывающих налет обыденности, повседневности. Может быть, никто из русских композиторов ХIХ века не сказал своей музыкой так много о человеке, его внутреннем мире, духовной жизни; никто с такой силой и остротой не раскрыл трагическую судьбу своего современника.

35 Список использованной литературы

Список использованной литературы

Вайдман, П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского [Текст] / П. Е. Вайдман. – М. : музыка, 1988. – 176 с. Детский альбом [Ноты] / Ред. Т. Пиляева. – М. : ГФ Полиграфресурсы, 1994. – 135 с. П. И. Чайковский [Текст] / Сост. Г. Прибегина. – М. : Музыка, 1984. - 205 с. Петр Ильич Чайковский [Текст] / Сост. П.Е. Вайдман. – М. : Музыка, 1978. – 202 с. Полоцая, Е. Е. Петр Ильич Чайковский как учитель[Текст] / Е. Е. Полоцкая. – Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2007. – 388 с. Прибегина, Г. Петр Ильич Чайковский [Текст] / Г.Прибегина. – М. : Музыка, 1984. – 191 с. Протопопов, В. Оперное творчество Чайковского [Текст] / В. Протопопов. – М. : Изд-во Академии наук СССР, 1957. – 369 с. Ручьевская, Е. Петр Ильич Чайковский [Текст] / Е. Ручьевская. – Л. : Музыка, 1978. – 112 с. Сидельников, Л. 25 дней в Америке [Текст] / Л. Сидельников. – М. : Музыка, 1991. – 147 с. Синьковская, Н. О гармонии П. И. Чайковского[Текст] : очерки / Н. Синьковская. – М. : Музыка, 1983. – 79 с. Туманина, Н. Чайковский и музыкальный театр [Текст] / Н. Туманина. – М. : Музгиз, 1961. – 257 с.

36 Холден, Э. Петр Чайковский [Текст] / Э. Холден

Холден, Э. Петр Чайковский [Текст] / Э. Холден

– М. : Изд-во Эксмо, 2003. - 672 с. Холодковский, В. Дом в Клину [Текст] / В. Холодковский. – М. : Московский рабочий, 1962. – 348 с. Цуккерман, В. Выразительные средства лирики Чайковского [Текст] / В. Цуккерман. – М. : Музыка, 1971. – 244 с. Чайковский и зарубежные музыканты [Текст] / Сост. Н. Алексеева. – Л. : Музыка, 1970. – 239 с. Чайковский об опере и балете [Текст] / Сост. – И. Ф. Кунин– М. : Музгиз, 1960. – 292 с. Чайковский, М. Жизнь Петра Ильича Чайковского [Текст] / М. Чайковский. – М. : Алгоритм, 1997. – 511 с. Чайковский, П. Евгений Онегин [Ноты] / П. Чайковский. –М. : Музгиз, 1959. – 296 с. Чайковский, П. И. Дневники [Текст] / П. И. Чайковский. – М. : Наш дом, 2000. – 304 с. Чайковский, П. Избранные сочинения для фортепиано [Ноты] / П. Чайковский. – Л. : Музгиз, 1949. – 87с. Чайковский, П. Иоланта [Ноты] / П. Чайковский. –М. : Музыка, 1967. – 220 с. Чайковский, П. Концерт №1 для фортепиано с оркестром [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музгиз, 1961. – 16079 с. Чайковский, П. Лебединое озеро [Ноты] / П. Чайковский. –М. : Музыка, 1985. – 254 с.

37 Чайковский, П. Манфред [Ноты] / П. Чайковский

Чайковский, П. Манфред [Ноты] / П. Чайковский

– Л. : Музыка, 1977. – 124 с. . – М. : Музыка, 1984. – 137 с. Чайковский, П. Музыкально – критические статьи [Текст] / П. Чайковский. – М. : Музгиз, 1953. – 437 с. Чайковский, П. Пиковая дама [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1966. -315 с. Чайковский, П. Популярные пьесы [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1968. – 70 с. Чайковский, П. Популярные пьесы [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1968. – 70 с. Чайковский, П. Романсы [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музгиз, 1961.- 226 с. Чайковский, П. Сочинения для фортепиано [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1972. – 160 с. Чайковский, П. Спящая красавица [Ноты] / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1976. -285 с. Чайковский, П. Третья сюита для оркестра [Ноты] / П. Чайковский. – Л. : Музыка, 1975. – 135 с. Чайковский, П. Чародейка [Ноты] / П. Чайковский. –М. : Музыка, 1970. – 427 с. Чайковский, П. Черевички [Ноты] / П. Чайковский. –М. : Музыка, 1972. – 363 с. Чайковский, П. Шестая симфония [Ноты]/ П. Чайковский. –М. : Музгиз, 1955. –84с. Чайковский, П. Шесть пьес [Ноты] / П. Чайковский. – М. : П. Юргенсон, 2007.–52с. Чайковский, П. Щелкунчик [Ноты] / П. Чайковский. – Л. : Музыка, 1982. – 160 с. Ярустовский, Б. Чайковский [Текст] / Б. Ярустовский. – М. : Музгиз, 1961. – 48 с.

«Гений чувства»
http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/genij-chuvstva-139729.html
cсылка на страницу
Урок

Окружающий мир

79 тем
Слайды