Пожар
<<  Проект «огонь у мастера в руках» Ну, а вам, ребята, ясно, что с огнем шутить ОПАСНО  >>
Культ огня у карел
Культ огня у карел
Хотя образ духа-хозяина огня достоверно и не зафиксирован в поверьях
Хотя образ духа-хозяина огня достоверно и не зафиксирован в поверьях
В верованиях народов Карелии, связанных с колдовством, огонь считался
В верованиях народов Карелии, связанных с колдовством, огонь считался
Загоревшееся от молнии здание обходили с иконой Купины Неопалимой, а
Загоревшееся от молнии здание обходили с иконой Купины Неопалимой, а
В Заонежье верили, что от молнии уберегает венец над окнами,
В Заонежье верили, что от молнии уберегает венец над окнами,
Внеся в дом первый раз новорожденного, повитуха или мать просто
Внеся в дом первый раз новорожденного, повитуха или мать просто
К помощи духов домашнего очага в Карелии нередко прибегали в магии,
К помощи духов домашнего очага в Карелии нередко прибегали в магии,
Повсеместно в Карелии невеста, прощаясь с родительским домом, сидела у
Повсеместно в Карелии невеста, прощаясь с родительским домом, сидела у
В этом контексте обычай прикасаться к печи ладонями после возвращения
В этом контексте обычай прикасаться к печи ладонями после возвращения
Всем народам Карелии известно было поверье, что огонь, даже
Всем народам Карелии известно было поверье, что огонь, даже
Автор презентации - Протасова Мария, 11 класс МОУ «Нововилговская
Автор презентации - Протасова Мария, 11 класс МОУ «Нововилговская

Презентация: «Культ огня у карел». Автор: Елена. Файл: «Культ огня у карел.ppt». Размер zip-архива: 1551 КБ.

Культ огня у карел

содержание презентации «Культ огня у карел.ppt»
СлайдТекст
1 Культ огня у карел

Культ огня у карел

2 Хотя образ духа-хозяина огня достоверно и не зафиксирован в поверьях

Хотя образ духа-хозяина огня достоверно и не зафиксирован в поверьях

народов Карелии, пережитки культа огня имеются безусловно.

3 В верованиях народов Карелии, связанных с колдовством, огонь считался

В верованиях народов Карелии, связанных с колдовством, огонь считался

самой мощной стихией. Большинство колдунов, установив, что порча, насланная на человека, была сожжена в огне, отказывались помогать пострадавшему. Отказ мотивировался стандартно: черти, помощники колдуна, способны обыскать всю землю, все озера и реки, болота, но проникнуть в огонь им не под силу. Тем не мене, укрощение огня, вызванного падением на землю молнии ("огня небесного"), признавалось возможным. У всех трех народов Карелии в таких случаях полагались, прежде всего, на помощь божественных сил.

4 Загоревшееся от молнии здание обходили с иконой Купины Неопалимой, а

Загоревшееся от молнии здание обходили с иконой Купины Неопалимой, а

за ее неимением - с какой-либо иной иконой Пресвятой Богородицы, чтобы прекратить распространение огня на соседние здания. Верили, что пожар, начавшийся от молнии, нельзя залить обычной водой, но можно загасить, заливая коровьим молоком и закидывая огонь пасхальными яйцами. Оберегами от пожара от молнии повсеместно считалось хранение в божнице уже упомянутой иконы Купавы Неопалимой. С языческих времен до наших дней, сохранилось поверье, что дом от молнии способна уберечь щепка над окном от расколотого молнией дерева.

5 В Заонежье верили, что от молнии уберегает венец над окнами,

В Заонежье верили, что от молнии уберегает венец над окнами,

срубленный рядом с разбитым молнией деревом. Вера основывалась на убеждении, что Бог дважды один и тот же предмет или человека молнией не поражает. Поэтому такую щепку могли носить с собой в качестве оберега от молнии. Смерть от удара молнии рассматривалась либо как наказание Божие за грехи его, либо как трагическая случайность. Якобы Бог так ненавидит черта, что мечет в него молнии, даже если черт прячется за человека. Душу убитого при этом человека, по поверьям, Бог лично брал на небеса.

6 Внеся в дом первый раз новорожденного, повитуха или мать просто

Внеся в дом первый раз новорожденного, повитуха или мать просто

возлагали его на время на шесток печи или на лавку около печи. Заговор же с просьбой "принять новорожденного" адресовался ко всем домашним духам сразу. Карелы, кроме того, возлагали на шесток печи и мертворожденных, предварительно омыв их, завернув в тряпочку и поместив внутрь самого большого лаптя.

7 К помощи духов домашнего очага в Карелии нередко прибегали в магии,

К помощи духов домашнего очага в Карелии нередко прибегали в магии,

направленной на противодействие удачному сватовству или свадебному застолью. В первой ситуации тайком ворошили (на уровне магии уподобления "мешали") угли в загнетке печи хозяйской мутовкой, чтобы в реальности помешать сватовству, во второй ситуации "переворачивали" угли и пепел в загнетке печи, чтобы все перевернулось с ног на голову на свадебном пиру и началась драка.

8 Повсеместно в Карелии невеста, прощаясь с родительским домом, сидела у

Повсеместно в Карелии невеста, прощаясь с родительским домом, сидела у

печи или подходила к печи. Обряд же жертвоприношения ленты"воли" из волос невесты духам-хозяевам домашнего очага обыгрывался, как правило, лишь в свадебных причитаниях. Эту ленту на углях загнетка крестьянской печи сжигали только тогда, когда у невесты не было младших сестер на выданье или подруг, которым хотелось повысить свою "славу" и быстрее выйти замуж.

9 В этом контексте обычай прикасаться к печи ладонями после возвращения

В этом контексте обычай прикасаться к печи ладонями после возвращения

с кладбища может рассматриваться не только в качестве способа очищения после кладбища, но и как знак духам-хозяевам печи, что люди похоронили члена семьи и собираются вместе на поминальную трапезу.

10 Всем народам Карелии известно было поверье, что огонь, даже

Всем народам Карелии известно было поверье, что огонь, даже

беспрестанно поддерживаемый в загнетке крестьянской печи, со временем теряет свои защитные функции. Поэтому когда-то принято на Рождество "обновлять" огонь в очаге. Получали его не от другого огня, а добывали трением друг о друга овинных колосников. Такой же огонь считался не подвластным порче и назывался "живым огнем". Вплоть до начала 1-й Мировой войны "живой огонь" добывали в деревнях во время эпизоотий сибирской язвы, чтобы обойти с ним вокруг деревни (создать магическое защитное кольцо), разжечь этим огнем все печи в деревне. "Живой огонь" также добывали после постройки церкви ли часовни, чтобы зажечь им в первый раз свечи и разжечь кадила у икон.

Добывание «живого» священного огня Реконструкция

11 Автор презентации - Протасова Мария, 11 класс МОУ «Нововилговская

Автор презентации - Протасова Мария, 11 класс МОУ «Нововилговская

средняя школа №3» Руководитель - Трофимюк Елена Анатольевна

«Культ огня у карел»
http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/kult-ognja-u-karel-223694.html
cсылка на страницу
Урок

Окружающий мир

79 тем
Слайды