Человек
<<  Человек, создавший себя самого Прекрасное в человеке  >>
Проблемы человека, сущность, содержание
Проблемы человека, сущность, содержание
План
План
Философская антропология -
Философская антропология -
Науки, изучающие человека
Науки, изучающие человека
Специфика философской антропологии
Специфика философской антропологии
Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении
Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении
И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о
И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о
Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт,
Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт,
Теории о происхождении человека
Теории о происхождении человека
Основные теории антропогенеза
Основные теории антропогенеза
Теологическая концепция (креационизм)
Теологическая концепция (креационизм)
Концепция биологической эволюции
Концепция биологической эволюции
Концепция космической эволюции человека
Концепция космической эволюции человека
Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет
Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет
Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям,
Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям,
Австралопитек
Австралопитек
Человек умелый
Человек умелый
Человек прямоходящий
Человек прямоходящий
Древнейший человек разумный
Древнейший человек разумный
Человек разумный - неандерталец
Человек разумный - неандерталец
Человек разумный (кроманьонец)
Человек разумный (кроманьонец)
Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека
Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека
Факторы антропогенеза
Факторы антропогенеза
Язык
Язык
Биологические факторы и формы социальной деятельности тесно
Биологические факторы и формы социальной деятельности тесно
Представления о человеке в истории философской мысли
Представления о человеке в истории философской мысли
Таблица «Принципы понимания человека»
Таблица «Принципы понимания человека»
Представления о человеке в Древнем мире
Представления о человеке в Древнем мире
Классическая античная философия
Классическая античная философия
Представление о человеке в Средневековье
Представление о человеке в Средневековье
Августин Аврелий (354-430 гг
Августин Аврелий (354-430 гг
Религиозная философия Средневековья
Религиозная философия Средневековья
Представление о человеке в эпоху Возрождения
Представление о человеке в эпоху Возрождения
Уильям Шекспир (1564-1616)
Уильям Шекспир (1564-1616)
Представление о человеке в Новое время
Представление о человеке в Новое время
Мыслю, следовательно, существую
Мыслю, следовательно, существую
Представление о человеке в конце XIX – XX вв
Представление о человеке в конце XIX – XX вв
Мишель Фуко (1926-1984)
Мишель Фуко (1926-1984)
Фрэнсис Фукуяма (р
Фрэнсис Фукуяма (р
Представление о человеке в XX веке
Представление о человеке в XX веке
Философская антропология XX века
Философская антропология XX века
Макс Шелер (1874-1928)
Макс Шелер (1874-1928)
Макс Шелер о человеке
Макс Шелер о человеке
Гельмут Плеснер (1892-1985)
Гельмут Плеснер (1892-1985)
Арнольд Гелен (1904-1976)
Арнольд Гелен (1904-1976)
Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является
Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является
Природа человека
Природа человека
Специфически человеческие свойства и качества
Специфически человеческие свойства и качества
Особенности списка специфических качеств человека
Особенности списка специфических качеств человека
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть
Проблема сущности человека
Проблема сущности человека
1.Zoon politikon (политическое или общественное животное)
1.Zoon politikon (политическое или общественное животное)
Человек – общественное существо
Человек – общественное существо
2.Homo sapiens (человек разумный)
2.Homo sapiens (человек разумный)
Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека
Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека
3.Homo faber (человек созидающий)
3.Homo faber (человек созидающий)
4.Homo ludens (человек играющий)
4.Homo ludens (человек играющий)
5.Homo religiosus (человек религиозный)
5.Homo religiosus (человек религиозный)
Другие определения человека
Другие определения человека
«Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский
«Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский
Поиск и выбор верного пути остаётся за каждым конкретным человеком
Поиск и выбор верного пути остаётся за каждым конкретным человеком
Жизнь трагична
Жизнь трагична
Пессимистический подход
Пессимистический подход
Пессимистический подход представлен в философии
Пессимистический подход представлен в философии
Буддизм
Буддизм
Философия иррационализма
Философия иррационализма
Философия экзистенциализма
Философия экзистенциализма
Современная философия постмодернизма
Современная философия постмодернизма
Натуралистический подход
Натуралистический подход
Гедонистическая традиция(гедонизм)
Гедонистическая традиция(гедонизм)
Эвдемонистическая традиция(эвдемонизм)
Эвдемонистическая традиция(эвдемонизм)
Утилитаристская традиция(утилитаризм)
Утилитаристская традиция(утилитаризм)
Авторитарный подход
Авторитарный подход
Для верующего человека смысл жизни – это жизнь по божественным
Для верующего человека смысл жизни – это жизнь по божественным
Авторитарный подход
Авторитарный подход
Субъективная теория смысла жизни
Субъективная теория смысла жизни
Австрийский психолог Виктор Франкл указал три основных направления
Австрийский психолог Виктор Франкл указал три основных направления
Человек свободен в выборе своего пути
Человек свободен в выборе своего пути
Индивид
Индивид
Понятие «индивид»
Понятие «индивид»
Понятие «индивид»
Понятие «индивид»
Понятие «индивидуальность»
Понятие «индивидуальность»
Понятие «личность»
Понятие «личность»
Понятие «личность»
Понятие «личность»
Основные концепции личности
Основные концепции личности
Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку – это путь
Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку – это путь
Философ
Философ
Биологическое и социальное в человеке
Биологическое и социальное в человеке
Биологическое образует природные силы человека как живого существа и
Биологическое образует природные силы человека как живого существа и
Благодаря социальным силам человек становится личностью
Благодаря социальным силам человек становится личностью
Человек
Человек
Ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо
Ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо
Личностью не рождаются, личностью становятся в итоге длительного
Личностью не рождаются, личностью становятся в итоге длительного
Структура личности
Структура личности
Физическая личность
Физическая личность
Социальная личность
Социальная личность
Духовная личность
Духовная личность
Потребность в духовном развитии личности ненасыщаема, в отличие от
Потребность в духовном развитии личности ненасыщаема, в отличие от

Презентация на тему: «Проблемы человека, сущность, содержание». Автор: Admin. Файл: «Проблемы человека, сущность, содержание.ppt». Размер zip-архива: 1997 КБ.

Проблемы человека, сущность, содержание

содержание презентации «Проблемы человека, сущность, содержание.ppt»
СлайдТекст
1 Проблемы человека, сущность, содержание

Проблемы человека, сущность, содержание

Урок 19

2 План

План

Теории о происхождении человека. Представления о человеке в истории философии. Природа и сущность человека, смысл его существования в истории философии. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Структура личности. Формирование и развитие личности.

3 Философская антропология -

Философская антропология -

Это раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека

4 Науки, изучающие человека

Науки, изучающие человека

Человек

Психология

Медицина

Нейрофизиология

5 Специфика философской антропологии

Специфика философской антропологии

Философская антропология пытается создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных, духовных качеств

6 Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении

Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении

занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей

На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт

Платон 427-347 до н.э.

Аристотель 384-322 до н.э.

Августин 354-430

Рене Декарт 1596-1650

7 И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о

И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о

познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»: «Что такое человек?»

Иммануил Кант 1724-1804

8 Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт,

Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт,

выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания

Каково происхождение человека?

Основные проблемы философской антропологии

Как можно определить человека?

Что такое личность?

В чём состоит смысл человеческой жизни?

Как изменялся образ человека в истории?

9 Теории о происхождении человека

Теории о происхождении человека

Антропогенез

Происхождение и дальнейшее развитие человека

Один из наиболее спорных вопросов в современной науке – вопрос о происхождении человека

10 Основные теории антропогенеза

Основные теории антропогенеза

Три основные теории антропогенеза

Теологическая концепция (креационизм)

Концепция биологической эволюции (эволюционная теория)

Концепция космической эволюции

11 Теологическая концепция (креационизм)

Теологическая концепция (креационизм)

Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Адам и Ева

12 Концепция биологической эволюции

Концепция биологической эволюции

Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора

Чарльз Дарвин (1809-1882) - основоположник эволюционного учения

13 Концепция космической эволюции человека

Концепция космической эволюции человека

Человек произошёл от космических астральных форм жизни, которые появились на Земле под влиянием эволюционного импульса с одной из планет Солнечной системы

14 Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет

Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет

сведения, полученные различными науками

При всём разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство учёных придерживается эволюционной теории

Эволюционная теория подтверждается рядом археологических и биологических данных

15 Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям,

Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям,

предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн. и 10 млн.лет назад

В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн.лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада»

16 Австралопитек

Австралопитек

Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее близкий предок человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

17 Человек умелый

Человек умелый

Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4-1,5 млн. лет назад. Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.

18 Человек прямоходящий

Человек прямоходящий

Человек прямоходящий жил 1,8 млн. – 300 тысяч лет назад. Основные признаки: примитивная речь простые формы коллективной деятельности поддержание огня

19 Древнейший человек разумный

Древнейший человек разумный

Человек разумный древнейший жил 500-200 тысяч лет назад. Переходный этап от прямоходящего человека к современному. Основные признаки: среднеразвитая речь формы коллективной деятельности

20 Человек разумный - неандерталец

Человек разумный - неандерталец

Жил 230-30 тыс. лет назад. Основные признаки: продвинутые формы речи сложные формы коллективной деятельности (загонная охота) забота о членах племени добывание огня

21 Человек разумный (кроманьонец)

Человек разумный (кроманьонец)

Череп кроманьонца

Человек разумный появился в Африке около 130 тыс.лет назад. Основные признаки: сложная речь мышление искусство развитие сельского хозяйства, ремёсел, религии

Реконструкция кроманьонки

22 Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека

Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека

После них остались многочисленные артефакты: пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения

Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс.лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству).

23 Факторы антропогенеза

Факторы антропогенеза

Биологические факторы

Формы деятельности

Прямохождение развитие руки большой мозг способность к членораздельной речи

Труд сыграл ведущую роль в процессе становления человека коллективная деятельность мышление язык и общение нравственность

24 Язык

Язык

Прямохождение

В процессе совместного труда

Освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки позволило их эффективно применять

Складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к заботе о членах племени, к необходимости общения (речь)

Способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия

Позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества

25 Биологические факторы и формы социальной деятельности тесно

Биологические факторы и формы социальной деятельности тесно

взаимосвязаны и зависят друг от друга

Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом

26 Представления о человеке в истории философской мысли

Представления о человеке в истории философской мысли

Каждый исторический период создавал свой собственный образ человека, исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений

27 Таблица «Принципы понимания человека»

Таблица «Принципы понимания человека»

Древний мир

Космоцентризм

Средневековье

Теоцентризм

Возрождение

Новое время

Рационализм

Историческая эпоха

Ведущий принцип

Основное положение

Антропоцентризм

Человек растворяется в природе, является её частью

Человек – творение бога и полностью зависит от него

Человек – свободный творец своей жизни

Сущность человека определена его разумом

28 Представления о человеке в Древнем мире

Представления о человеке в Древнем мире

В мифологических системах Древнего Мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир

Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира

Цель жизни человека – достижение гармонии с природой

29 Классическая античная философия

Классическая античная философия

Протагор «Человек есть мера всех вещей»

Аристотель «Человек есть общественное животное»

Сократ призывал обратиться к познанию разума человека

Переломным пунктом стала философия Сократа

30 Представление о человеке в Средневековье

Представление о человеке в Средневековье

Человек

Средневековье обращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия

Слабое создание, всецело зависимое от милости бога

Венец творения, властвующий над другими живыми существами

31 Августин Аврелий (354-430 гг

Августин Аврелий (354-430 гг

«Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?»

32 Религиозная философия Средневековья

Религиозная философия Средневековья

Цель и смысл жизни человека – приобщение к богу как залог спасения души и вечной жизни

Религиозная философия Средневековья сосредоточилась прежде всего на совершенствовании внутренних, душевных способностей

33 Представление о человеке в эпоху Возрождения

Представление о человеке в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека

Человек становится свободным творцом самого себя

34 Уильям Шекспир (1564-1616)

Уильям Шекспир (1564-1616)

«Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Английский драматург, поэт эпохи Возрождения

35 Представление о человеке в Новое время

Представление о человеке в Новое время

Философия Нового времени определяет человека как носителя разума

Человек отличается от животных своей способностью к мышлению

Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя

36 Мыслю, следовательно, существую

Мыслю, следовательно, существую

Рене Декарт (1596-1650)

37 Представление о человеке в конце XIX – XX вв

Представление о человеке в конце XIX – XX вв

С XIX века всё большую популярность приобретает иррационализм

В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии

Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д.

38 Мишель Фуко (1926-1984)

Мишель Фуко (1926-1984)

Мишель Фуко провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.

Французский философ, теоретик культуры и историк

39 Фрэнсис Фукуяма (р

Фрэнсис Фукуяма (р

1952 г.)

Фрэнсис Фукуяма считает, что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?

Американский политолог, философ, политэконом и писатель

40 Представление о человеке в XX веке

Представление о человеке в XX веке

В XX веке понятие человека переживало кризис - оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие

Восстановление целостного образа человека

Важнейшая задача философии

41 Философская антропология XX века

Философская антропология XX века

У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы

Гельмут Плеснер – эксцентричность и неопределённость

Арнольд Гелен – недостаточность и деятельность

Макс Шелер – «надмирность» и самосознание

42 Макс Шелер (1874-1928)

Макс Шелер (1874-1928)

«Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». М.Шелер. Положение человека в Космосе.

Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

43 Макс Шелер о человеке

Макс Шелер о человеке

Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя

Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его

Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность

Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью.

44 Гельмут Плеснер (1892-1985)

Гельмут Плеснер (1892-1985)

Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны

Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний

Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

45 Арнольд Гелен (1904-1976)

Арнольд Гелен (1904-1976)

Человек – «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению.

Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя

Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

46 Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является

Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является

недостатком

Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека

Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека

47 Природа человека

Природа человека

Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ

Разум

Основные особенности человека

Язык

Способность к труду

Мораль

Коллективная деятельность

48 Специфически человеческие свойства и качества

Специфически человеческие свойства и качества

Вера

Смех

Творчество

Духовность

Свобода

Воображение и фантазия

Осознание своей смертности

49 Особенности списка специфических качеств человека

Особенности списка специфических качеств человека

Незавершённость списка

Человек – не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее

Несуммативность списка

Природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать её простым перечислением

50 Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть

животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Платон

Диоген

51 Проблема сущности человека

Проблема сущности человека

Сущность человека

В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д.

Основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека

52 1.Zoon politikon (политическое или общественное животное)

1.Zoon politikon (политическое или общественное животное)

Аристотель 384-323 до н.э.

Аристотель указывал на разумность человека, осознание им своей смертности, способность к восприятию понятий добро и зло, способность смеяться. Но всё же глубинную сущность он усматривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества.

53 Человек – общественное существо

Человек – общественное существо

Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека

Это не значит, что человек растворён в обществе, лишён своей индивидуальности

54 2.Homo sapiens (человек разумный)

2.Homo sapiens (человек разумный)

Определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю.

Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью»

Аристотель

Рене Декарт 1596-1650

55 Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека

Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека

подчёркивает французский философ Блез Паскаль

Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознаёт.

Блез Паскаль 1623-1662

56 3.Homo faber (человек созидающий)

3.Homo faber (человек созидающий)

Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована

Человек стал человеком, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий создало искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь

Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д.

57 4.Homo ludens (человек играющий)

4.Homo ludens (человек играющий)

Йохан Хейзинга (1872-1945) нидерландский философ и культуролог

Это определение принадлежит Й.Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создаётся особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

58 5.Homo religiosus (человек религиозный)

5.Homo religiosus (человек религиозный)

Человек понимается как «образ и подобие Бога»

Сущность человека проявляется к вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности

Человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом

Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог

59 Другие определения человека

Другие определения человека

Норберт Винер «Человек общающийся»

Эрнст Кассирер «Человек – символическое животное»

Эрнст Блох «Человек мечтающий»

Мартин Хайдеггер «Человек скучающий»

60 «Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский

«Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский

Вне зависимости от удачности или неудачности всех попыток строгого описания человека, окончательное и исчерпывающее определение его невозможно.

Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека.

Ф.М.Достоевский (1821-1881)

61 Поиск и выбор верного пути остаётся за каждым конкретным человеком

Поиск и выбор верного пути остаётся за каждым конкретным человеком

История философии не предлагает единого, раз и навсегда заданного решения вопроса о смысле человеческой жизни: различные течения предлагают ряд несхожих, иногда противоречащих друг другу трактовок проблем смысла жизни.

62 Жизнь трагична

Жизнь трагична

Смысл жизни состоит в самой жизни

Основные подходы к смыслу жизни человека

Натуралисти-ческий

Пессимисти-ческий

Авторитар-ный

Смысл жизни – вне жизни – в боге или великой идее

63 Пессимистический подход

Пессимистический подход

Жизнь

Трагедия человека в мире одиночества, страха и страдания

Это наиболее древний подход в определениях смысла жизни

64 Пессимистический подход представлен в философии

Пессимистический подход представлен в философии

Буддизма

Иррационализма

Экзистенциализма

Постмодернизма

65 Буддизм

Буддизм

В качестве первой и величайшей истины провозглашает: жизнь есть бесконечное страдание, и прервать порочный круг перерождений может только нирвана – блаженство, достигаемое путём потери собственного Я.

66 Философия иррационализма

Философия иррационализма

Артур Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что человек живёт в вечном страхе, «не ведая, какое несчастье готовит судьба – болезнь, преследование, бедность, увечье, слепоту, безумие».

Эдуард Гартман (1842-1906) считал, что источником несчастья является желание счастья, которое иллюзорно.

67 Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма

Основой жизни являются забота, тревога и страх

Представители этого направления хотя и призывали к гуманизму и творческому самовыражению, но считали, что никакие усилия не способны изменить трагический мир

68 Современная философия постмодернизма

Современная философия постмодернизма

Отрицает не только смысл жизни, но и какие-либо установленные смыслы в целом

Единственный смысл жизни – ирония – отрешённо-критический взгляд на хаотический мир

Ценностей не существует

69 Натуралистический подход

Натуралистический подход

Стремления к наслаждению

Стремления к счастью

Стремления к пользе

Гедонизм

Эвдемонизм

Утилитаризм

Смысл жизни выводится из естественных законов самой жизни

70 Гедонистическая традиция(гедонизм)

Гедонистическая традиция(гедонизм)

Избежание страдания и получение наслаждения

Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия – мудрость, общение с друзьями

Наслаждением, согласно Демокриту, является «эвтюмия» - радостное и безмятежное состояние духа

Эпикур 342-271 до н.э. древнегреческий философ

Демокрит 460-370 до н.э. древнегреческий философ

71 Эвдемонистическая традиция(эвдемонизм)

Эвдемонистическая традиция(эвдемонизм)

Счастье – ведущий принцип жизни

Поль Анри Гольбах 1723-1789 Французский философ

Дени Дидро 1713-1784 Французский философ

Счастье понимается как творческая реализация возможностей человека и общества

Наслаждение понимается как чувственное удовольствие

72 Утилитаристская традиция(утилитаризм)

Утилитаристская традиция(утилитаризм)

Основная цель деятельности человека – польза, выгода как в материальном, так и в духовном плане

Солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения обеспечит «наибольшее счастье наибольшему числу людей»

Джон Стюарт Милль 1806-1873 Английский философ

Иеремия Бентам 1748-1832 Английский социолог

73 Авторитарный подход

Авторитарный подход

Смысл жизни выводится за рамки как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее)

«Богочеловек Христос…есть для нас «путь, истина и жизнь» и именно поэтому есть вечный и неразрешимый смысл нашей жизни». С.Л.Франк «Смысл жизни»

Семён Людвигович Франк 1877-1950 Выдающийся русский философ

74 Для верующего человека смысл жизни – это жизнь по божественным

Для верующего человека смысл жизни – это жизнь по божественным

моральным законам и стремление к Богу

Философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи», под данной идеей понимает общественное благо

75 Авторитарный подход

Авторитарный подход

Развитие авторитаризма приводит к слепой приверженности идее - фанатизму

Религиозному (фундаментализм, сектантство)

Идейному (фашизм)

Рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей погибали и погибают люди

76 Субъективная теория смысла жизни

Субъективная теория смысла жизни

Рассматривается отдельный человек и его цели

«В том-то как раз и заключается дело, что жизнь… не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами бытия придаём ей».

Отечественный философ Николай Николаевич Трубников (1929-1983)

77 Австрийский психолог Виктор Франкл указал три основных направления

Австрийский психолог Виктор Франкл указал три основных направления

поиска смысла жизни: творчество (созидание и самосозидание) переживание (восхищение красотой, добром, правдой) отношение (оптимистическое восприятие мира)

Виктор Франкл 1905-1997 Австрийский психолог

78 Человек свободен в выборе своего пути

Человек свободен в выборе своего пути

Смысл жизни невозможно получить готовым – его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком

79 Индивид

Индивид

Индивидуальность

Личность

В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия

80 Понятие «индивид»

Понятие «индивид»

Индивид (от лат. Individuum - неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей.

В качестве индивида человек воспринимался в первобытном обществе. Любая несхожесть с другими, необычное поведение вызывали подозрения: все должны были действовать в рамках единых традиций, освящённых временем и успешно обеспечивавших выживание на протяжении тысячелетий.

81 Понятие «индивид»

Понятие «индивид»

В целом индивид есть отдельный атом общества

Впервые понятие «индивид» использовал в своих сочинениях древнеримский философ и политик Цицерон. Так он перевёл с греческого слово «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей.

Марк Туллий Цицерон 106-43 до н.э.

82 Понятие «индивидуальность»

Понятие «индивидуальность»

Индивидуальность

Неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого

В психическом плане людей друг от друга отличает темперамент

Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности формируют самобытную и неповторимую индивидуальность человека

Люди отличаются друг от друга на биологическом уровне (отпечатки пальцев)

83 Понятие «личность»

Понятие «личность»

Личность

Обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств

В европейских языках понятие «личность» восходит к латинскому «persona», которое первоначально обозначало театральную маску актёра

84 Понятие «личность»

Понятие «личность»

В русский язык этот термин ввёл писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. По звучанию он близок к слову «личина», которое первоначально также обозначало маску ряженого на народных гуляниях.

Н.М.Карамзин 1766-1826 Выдающийся историк, крупнейший русский литератор

85 Основные концепции личности

Основные концепции личности

Личность как сущностная характеристика человека

Личность как ролевая характеристика человека

В европейской философии подчёркивается самобытная, самостоятельная, целостная природа личности. Когда о человеке говорят «это – настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира.

Личность может быть раскрыта как система социальных ролей. В процессе воспитания, обучения, общения с другими людьми он воспринимает стратегии правильного социального поведения в различных ситуациях. Постепенно он усваивает основные модели отношений в обществе.

86 Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку – это путь

Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку – это путь

философа, художника или святого

Фридрих Ницше 1844-1900 Немецкий философ

87 Философ

Философ

Художник

Святой

Занимается созерцанием окружающего мира и размышлением о его общих законах . Его цель – истина, а орудие - мудрость

Человек эмоциональный и тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее

Человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Основа его жизни – милосердие.

88 Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке

Человек принадлежит к двум мирам – природному и социальному

Биологическое в человеке (данное от природы)

Социальное в человеке

Анатомия тела, физиологические процессы, центральная нервная система с мозгом, генофонд, половые характеристики людей

Способность мыслить и практически действовать, духовность, самосознание и мировоззрение, отношение к внешнему миру

89 Биологическое образует природные силы человека как живого существа и

Биологическое образует природные силы человека как живого существа и

Активно влияет на процесс деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни

Сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на развитии некоторых способностей – наблюдательности, реакции на внешний мир, силе воли

Природные силы в основе своей передаются детям от родителей посредством рождения, однако дают человеку лишь возможность существования в мире в качестве человека

90 Благодаря социальным силам человек становится личностью

Благодаря социальным силам человек становится личностью

Социальные силы формируются в общественной среде через механизмы социализации (воспитание и самовоспитание), т.е. приобщения человека к миру культуры и реализуются в разнообразной деятельности

91 Человек

Человек

И

Целостное единство

Биосоциальное существо

Биологического

Социального

92 Ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо

Ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо

И всё-таки в момент рождения он – лишь кандидат в человека. Он никак не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

93 Личностью не рождаются, личностью становятся в итоге длительного

Личностью не рождаются, личностью становятся в итоге длительного

процесса созревания

Становление личности происходит в процессе социализации

Усвоения личностью опыта и ценностных ориентаций данного общества

94 Структура личности

Структура личности

Физическая личность

Социальная личность

Духовная личность

95 Физическая личность

Физическая личность

Музей-квартира А.С.Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге

Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Как много можно сказать о человеке по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека – украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д.

96 Социальная личность

Социальная личность

Складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребёнком. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.

97 Духовная личность

Духовная личность

Это ядро нашего «Я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремлённость к определённым духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, её нельзя приобрести путём образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, как стержень, но и является высшим благом, во имя которого даже жертвуют жизнью.

Сергий Радонежский 1314-1392 величайший подвижник земли Русской, монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой

98 Потребность в духовном развитии личности ненасыщаема, в отличие от

Потребность в духовном развитии личности ненасыщаема, в отличие от

физических и социальных потребностей

Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей

История даёт массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, учёных, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия

«Проблемы человека, сущность, содержание»
http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/problemy-cheloveka-suschnost-soderzhanie-107756.html
cсылка на страницу

Человек

34 презентации о человеке
Урок

Окружающий мир

79 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по окружающему миру > Человек > Проблемы человека, сущность, содержание