Московский Кремль
<<  Московский Кремль и его соборы Здания Кремля в Москве  >>
Успенский собор Московского кремля
Успенский собор Московского кремля
Успенский собор в Московском Кремле
Успенский собор в Московском Кремле
Успенский собор Ивана Калиты
Успенский собор Ивана Калиты
История Успенского собора
История Успенского собора
Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году
Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году
Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного
Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного
Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень
Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень
Успенский собор Московского кремля
Успенский собор Московского кремля
Фиораванти создает произведение, отличное от своего прототипа, с
Фиораванти создает произведение, отличное от своего прототипа, с
Словарь терминов
Словарь терминов
Иконостас
Иконостас
Стенопись
Стенопись
Иконы
Иконы
Святыни: ** Икона Пресвятой Богородицы Владимирская
Святыни: ** Икона Пресвятой Богородицы Владимирская
**Патриарший жезл - посох святителя Петра, митрополита Московского
**Патриарший жезл - посох святителя Петра, митрополита Московского
Усыпальница
Усыпальница
Царское моленное место
Царское моленное место
Фотографии
Фотографии
Из истории Московского Успенского собора
Из истории Московского Успенского собора
Презентацию подготовила : студентка 1курса отделения «Дизайн» ОГКИ
Презентацию подготовила : студентка 1курса отделения «Дизайн» ОГКИ

Презентация: «Успенский собор Московского кремля». Автор: Admin. Файл: «Успенский собор Московского кремля.pptx». Размер zip-архива: 5127 КБ.

Успенский собор Московского кремля

содержание презентации «Успенский собор Московского кремля.pptx»
СлайдТекст
1 Успенский собор Московского кремля

Успенский собор Московского кремля

2 Успенский собор в Московском Кремле

Успенский собор в Московском Кремле

В центре Московского Кремля есть три известных собора Успенский, Благовещенский и Архангельский, с видом на Соборную площадь. Успенский собор всегда являлся самым важным кафедральным собором российского государства. Успенский собор в Москве занимает особенное место в историческом прошлом России. В течение многих столетий эта церковь была государственным и религиозным центром России. Здесь происходили венчания на княжество великих князей и присяги на вассальную верность удельных князей, здесь короновали на царей, а затем императоров.

3 Успенский собор Ивана Калиты

Успенский собор Ивана Калиты

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Четверть века он исправно служил москвичам, пока Иван Калита, переманивший из Владимира в Москву митрополита, не затеял роскошное, как ему казалось, каменное строительство, стремясь подчеркнуть тем самым значение Москвы как столицы великого княжества — преемницы Киева и Владимира. Но амбиции Калиты явно превышали тогдашние возможности казны, и построенный им каменный собор никак не мог претендовать на роль храма общегосударственного значения. Несмотря на переезд митрополита в Москву, старый Успенский собор во Владимире продолжал оставаться главным храмом Русской земли — в нем проходили торжественные церемонии «посажения на стол» великих князей. К тому же собор Ивана Калиты быстро обветшал, так что спустя полтораста лет его приходилось подпирать толстыми бревнами, чтобы он не обвалился.

4 История Успенского собора

История Успенского собора

В начале 1470-х годов великий князь московский Иван III, государь всея Руси, повелел начать строительство нового огромного собора, который своим обликом должен был соответствовать создаваемому им единому Русскому государству. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине.

Успенский собор Андрея Боголюбского.

5 Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году

Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году

В 1473—1474 годах были сложены стены собора и сведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора: «Зане же жидко растворяху, ино не клеевито». Разрушение почти готового собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям.

Аристотелем Фиораванти,

Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил архитекторов из Италии. Посланный им в Венецию дьяк Семен Толбузин встретился там с Аристотелем Фиораванти, известным итальянским строителем из Болоньи..

6 Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного

собора Кремля – Успенского. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю – за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен велся при помощи «барана» – дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трех брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора.

7 Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень

Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень

Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод в Андроникове на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был намного крепче старого.

Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (т.е., около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством. Таким же новшеством была и кладка стен: между наружными и внутренними белокаменными стенами делалась полноценная крепкая кирпичная кладка, намного усиливающая здание. Выводить стены начали уже в 1475г., тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Форма столбов также была новшеством, так как прежде они всегда делались крестообразными в срезе, а Фиораванти поставил четыре круглых и два четырехугольных.

8 Успенский собор Московского кремля
9 Фиораванти создает произведение, отличное от своего прототипа, с

Фиораванти создает произведение, отличное от своего прототипа, с

присущими только ему архитектурно-художественными чертами. Они заключаются нe только в иной пропорциональности всех элементов, но и в строгой симметричности их расположения. Восточный фасад, зажатый двумя мощными контрфорсами1, расчленен пятью апсидами - по две с каждой стороны от центральной, главной апсиды2. Он завершен тремя дугами закомар3, образующими свободное пространство, заполненное над полусферами апсид живописью. Этот прием отличает произведение Фиораванти от Успенского собора во Владимире, где апсиды почти достигают высоты позакомарного покрытия. Южный и северный фасады имеют по четыре равных прясла4 степ, западный - три. В среднем прясле этого фасада, по оси центральной апсиды находится крыльцо, декоративно обработанное двойной арочкой с висячей гирькой посредине. Этот прием получил впоследствии очень широкое распространение в русской архитектуре. Боковые перспективные порталы смещены к третьему пряслу и образуют поперечную ось здания. Каждое верхнее окно прорезано по оси полукружия закомар, а среднее - по оси аркатурно-колончатого пояса5. Все отдельные элементы здания и его пропорции составляют единое гармоничное целое.

В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов. Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и "видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими".

10 Словарь терминов

Словарь терминов

1.Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. 2.Апсида (от др.-греч. ????, род. падеж ?????? — свод), абсида (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). 3.Закомара (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. 4.Прясло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями 5.Аркатурно-колончатый пояс. (арх.2) архитектурное украшение в виде небольших арок из колонн, прилегающих к стене.

11 Иконостас

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 г. по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

12 Стенопись

Стенопись

Еще при жизни Фиораванти, в 1481 г., были закончены основные циклы фресковой росписи, а к 1515 г. все стены, колонны и столбы полностью покрылись живописью. Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона. Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

13 Иконы

Иконы

Собрание икон XII – XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие.

Южная стена и юго-западный барабан Успенского собора Московского Кремля.

14 Святыни: ** Икона Пресвятой Богородицы Владимирская

Святыни: ** Икона Пресвятой Богородицы Владимирская

В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Русского государства — икона Владимирской Богоматери, перевезенная сюда в 1395 году из Владимира. В тот год, взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и не было спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день «Темир Аксак царь убояся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша». По преданию, икона Владимирской Богоматери была написана св. евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Боголюбскому. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах

15 **Патриарший жезл - посох святителя Петра, митрополита Московского

**Патриарший жезл - посох святителя Петра, митрополита Московского

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России. Благодаря тому, что митрополит Петр сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы. У мощей святителя Петра русские князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому, а посох святителя в течение многих столетий и вплоть до наших дней вручается Московским Патриархам при интронизации

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея России, чудотворец.

Посох митрополита Петра.

16 Усыпальница

Усыпальница

С 1326 г., когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских митрополитов, а с конца XVI в. по 1700 г. – русских патриархов. Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI в. над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX в. надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Усыпальница Годуновых в подклете Успенского собора.

17 Царское моленное место

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 г. для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано "Сказание о князьях владимирских", повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

18 Фотографии

Фотографии

Вид центральной части Успенского собора в Кремле, подготовленного к церемонии торжественной коронации. Дата съемки май 1896 г

Екатерина II на Царском месте во время коронования в Успенском соборе. 22 сентября 1762 года.

19 Из истории Московского Успенского собора

Из истории Московского Успенского собора

. Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы. После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

20 Презентацию подготовила : студентка 1курса отделения «Дизайн» ОГКИ

Презентацию подготовила : студентка 1курса отделения «Дизайн» ОГКИ

Вдовкина Мария

«Успенский собор Московского кремля»
http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlja-169028.html
cсылка на страницу
Урок

Окружающий мир

79 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по окружающему миру > Московский Кремль > Успенский собор Московского кремля