Исследование
<<  Технология исследования «Работа за границей» (результаты исследования)  >>
Методология гуманитарных исследований
Методология гуманитарных исследований
Культурология – наука о культуре
Культурология – наука о культуре
Культурология – предмет исследования
Культурология – предмет исследования
Методы исследования культуры
Методы исследования культуры
Классические методы исследования культуры
Классические методы исследования культуры
Классические методы исследования культуры
Классические методы исследования культуры
Классические методы исследования культуры
Классические методы исследования культуры
Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод
Историко-генетический метод
Историко-генетический метод
Историко-типологический метод
Историко-типологический метод
Функциональный метод
Функциональный метод
Функциональный метод
Функциональный метод
Структурно - функциональный метод
Структурно - функциональный метод
Структурно - семиотический метод
Структурно - семиотический метод
Новая парадигма методов
Новая парадигма методов
Информационный и информационно-семиотический методы
Информационный и информационно-семиотический методы
Системный метод
Системный метод
Синергетический метод
Синергетический метод
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Методология гуманитарных исследований». Автор: Астафурова И.С.. Файл: «Методология гуманитарных исследований.ppt». Размер zip-архива: 1032 КБ.

Методология гуманитарных исследований

содержание презентации «Методология гуманитарных исследований.ppt»
СлайдТекст
1 Методология гуманитарных исследований

Методология гуманитарных исследований

Автор: доктор культурологии Нина Алексеевна Коноплева

2 Культурология – наука о культуре

Культурология – наука о культуре

Культурология в широком смысле – это совокупность наук, изучающих культуру: историческая культурология, социология культуры, философия культуры, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография)

Культурология в узком понимании выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, каковыми являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре

Проблемно-тематические поля культурологии как науки: культура как тотальность человеческого существования, качественные характеристики человеческого существования, организация человеческой жизнедеятельности (С.Ю. Решетников). Главная задача культурологии осмысление «закономерностей культурных процессов в этом смысле она является систематизированным знанием о культуре как специфическом и уникальном феномене» (П.С. Гуревич)

Культурология может исследовать ту сферу (или вид бытия), «которая целиком и полностью зависит от самого человека, определяется не божественным установлением и не природной необходимостью, а свободой. Культура – это все, что существует по законам свободы» (В.М. Межуев).

Современная культурология не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности; в ней есть своя художественность и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность (И.В. Кондаков)

3 Культурология – предмет исследования

Культурология – предмет исследования

Культурология – это системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры (С.Н. Иконникова, В.П. Большакова и др)

Задача исследователя выявить исходные, взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты структуры бытия культуры как целостности, определить то, что обусловливает эту целостность (Э.А. Орлова)

Культурология – единственная из всех социально-гуманитарных наук ориентирована на изучение культуры как особого феномена, как самостоятельного, целостного объекта исследования, что может позволить «построить систему знаний о культуре, адекватную масштабу и многообразию данного объекта, типологизировать многоликие и, на первый взгляд несопоставимые культурные явления, сделать предметом анализа соотношение сущности культуры и ее проявлений, выявить варианты культурных процессов и форм, их модификации в различных социальных пространствах и временах (И.М. Быховская)

Культура в своей глубинной сущности есть развернутое во времени и пространстве самоосуществление человека, его бытия. «Более глубокое «открытие» субъекта в его сущностных характеристиках становится необходимым условием не только понимания и объяснения саморазвития- развития общества, но и познания человека в его эволюции, самоопределении, самореализации (Э.В. Сайко)

4 Методы исследования культуры

Методы исследования культуры

Метод – (от греч. metodos) – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Прием, способ, образ действия, путь продвижения к истине; путь от незнания к знанию; совокупность способов, с помощью которых достигается цель. Методология – (от метод и логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе: 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методах познания и преобразования мира

5 Классические методы исследования культуры

Классические методы исследования культуры

Включают в себя сравнительные процедуры и кросскультурные исследования, состоящие в сравнительном анализе двух и более культур, (например, России и Китая; России и Японии и т.д.). При этом сравнительные процедуры имеют общий термин – компаративистика) и включают в себя: сравнительно-исторический; историко-типологический (сравнительно-типологический); историко-генетический методы. К классическим методам относятся также: функциональный; структурно-функциональный; структурно-семиотический методы, которые не обязательно предполагают сравнение исследуемого явления с другими.

6 Классические методы исследования культуры

Классические методы исследования культуры

Объединяющим началом во всех первых трех методах являются сравнительно – сопоставительные процедуры: Первый этап: сравнение исследуемых явлений, осуществляется на основе сравнительно-сопоставительного анализа различных культурных явлений (мифов, легенд, символов, стереотипов и т.д.) Второй этап: получение ответов на вопросы: А) является ли количество выявленных при исследовании cходных культурных явлений достаточным для их сравнения. Б) случайно или закономерно выявленное совпадение, соответствие между сравниваемыми исследователем признаками предмета исследования; В) являются ли выявленные свойства исследуемых объектов обязательными, специфическими характеристиками этих объектов. Третьим этапом является классификация или систематика исследовательского материала.

7 Классические методы исследования культуры

Классические методы исследования культуры

Четвертым – выявление на основе систематизации материала и его первичного осмысления сходств и различий исследуемых явлений, то есть общего и специфического Пятым этапом будет выявление причин сходств и различий: культурных; социальных; морфологических; генетических; типологических. Шестой этап выявление повторяемости культурных явлений (имидж учителя, культурный тип творческой личности и т.п.).

8 Сравнительно-исторический метод

Сравнительно-исторический метод

(Э.Тэйлор, Дж. Фрэзер, Ф. Боас, Дж. Мердок, М. Мид, Г. Гачев, А.А. Потебня и др. ) Достоинство метода в том, что историческое начало в подходах к исследованию культур позволяет: выявить пути развития культурного явления на определенных этапах его существования, историю развития; выявить факторы внешней среды, способствующие формированию этих явлений или видоизменившие их; раскрыть психологические факторы, определившие облик явления (личности, организации, коллектива и т.д.); определить влияние исторических связей. Сравнительный метод представляет собой такой метод, благодаря которому исследователь переходит от частного к общему или от общего к более общему.

9 Историко-генетический метод

Историко-генетический метод

Историко-генетический метод основан также на сравнительно-сопоставительных процедурах, объясняет сходство выявленных артефактов, явлений, процессов их родством по происхождению; позволяет рассмотреть тот или иной феномен культуры с точки зрения его возникновения и развития. Этот метод применим к однородным элементам в разных культурах (например, сказки различных этносов, мифы, бытующие в разных культурах). Обязательными правилами этого метода являются следующие: основательное изучение фактологического материала ; определение времени и места появление искомого объекта, предполагающее «фиксацию» самого раннего факта существования данного объекта (миф, символ, маска и др.), обозначение верхней и нижней границы присутствия или отсутствия искомого объекта. Этот метод позволяет выявить причины, породившие тот или иной культурный объект и природу явления или объекта (генетические корни волшебной сказки, сказочных мотивов, телесного украшательства и проч.).

10 Историко-типологический метод

Историко-типологический метод

Историко-типологический (сравнительно-типологический) метод) М. Вебер, Ю.М. Лотман, В.Н. Романов, Б. Малиновский, А.Я. Флиер, П. Сорокин, Э. Фромм и др.). Типология, типологизация) от греч. – отпечаток, форма, образец) – метод, в основе которого расчленение систем объектов, «совокупности объектов» на обладающие определенными свойствами, упорядоченные и систематизированные группы с помощью обобщенной модели или типа («человек просвещённый»; «человек творческий»). Обязательными процедурами в конструировании культурных типов является сравнение, предполагающее дальнейшие процедуры систематики, классификации, анализа и структурирования признаков исследуемых объектов. Применение этого метода имеет в качестве основной цели построение различного уровня типологических конструкций, моделей, объясняющих культурные системы, процессы, явления, формы общим происхождением, общей структурой, той или иной функцией (стили деятельности, типы образов, типы личности и т.д.)

11 Функциональный метод

Функциональный метод

Функциональный метод (Бронислав Малиновский). Функция – (от латинского «исполнение», «осуществление», «назначение». Этот метод позволяет выявить роль одного элемента некоторой целостности (системы) по отношению к другому элементу или целостности. При этом культура определяется как соответствующая фундаментальным потребностям человека система артефактов, в которой каждый элемент системы выполняет определенного рода функцию. Целостность культуры по Б. Малиновскому детерминируется единством биологических (потребности), социальных (институты) и культурных (символы, ценности, идеалы, нормы) начал жизни.

12 Функциональный метод

Функциональный метод

Единицей функционального анализа могут быть не только социальные институты, но и такие универсальные единицы культуры, как миф, ритуал, обычай, религия, брак, семья, искусство, творчество, язык и многое другое, то есть исследователь должен понимать, что институт как целое неотделим от «форм института», представленных различными материальными субстратами (артефактами), социальными связями людей (типы поведения), символическими актами, главным из которых является язык.

13 Структурно - функциональный метод

Структурно - функциональный метод

Структурно-функциональный метод (А. Радклифф – Браун, В.Я. Пропп). Под структурно-функциональным методом в исследовании социума, культуры понимают анализ системно - организованной целостности, в которой каждый элемент имеет функциональное значение (функцию внутри целостности). Например, функции героев в сказках.

14 Структурно - семиотический метод

Структурно - семиотический метод

(К. Леви-Стросс, Р.О. Якобсон, Е.М. Мелетинский, Ю.М. Лотман). Для структурализма понять значит упорядочить, отыскать в исследуемом явлении систематическую организованность. Структурный метод в своей основе исходит из интерпретации понятий «структуры» и «системы» как синонимичных. «Структура имеет системный характер». Объект исследования должен быть «связан» с другими объектами своего класса отношением сходства или несходства. В структурно-семиотическом анализе культуры акцентируется знаковость того или иного системного элемента (костюм, маска и др. как знаки, символизирующие динамику культурной картины мира; примером являются мифы, символы, стереотипы как знаки имиджа).

15 Новая парадигма методов

Новая парадигма методов

Информационный и информационно-семиотический методы В современной культуре решающую роль играют коммуникационные информационные связи. Историческая типология культур в аспекте изменений, связанных с получением и передачей информации: эпоха дописьменная – культура «уха»; эпоха фонетического письма; эпоха печатного станка; аудиовизуальная эпоха;

16 Информационный и информационно-семиотический методы

Информационный и информационно-семиотический методы

В понимании алгоритма информационного подхода к изучению культуры следует исходить из следующих моментов: культура рассматривается как совокупность знаков (текстов), в которых зашифрована информация (духовная, социальная, историческая); артефакты культуры выступают как носители знания; основным способом получения информации является декодирование«смыслов», заложенных в артефактах культуры (текстах): символ, архетип, ритуал, костюм, маска, татуировка и др. механизмом декодирования смыслов текстов являются «культурные коды» исторических эпох (культурная память). В пространстве культуры (особенно искусства) в качестве кода наиболее эффективно выступает символ, аккумулирующий в себе культурную информацию. В качестве источника информации выступает человек, объекты, книги, фильмы, информационные программы и другие источники, продуцирующие поток знаков и сигналов.

17 Системный метод

Системный метод

Системный метод в анализе текстов культуры (Вильгельм Оствальд, Л. Уайт). Система – это иерархически упорядоченная структура элементов в одном объекте («взаимосвязанное множество» - М.С. Каган) или («объекты, взаимоотношения между которыми образуют целое, единство»). Главная задача системного анализа – выявление в той или иной системе системообразующего отношения, придающего ей целостность. Системный метод обеспечивает логику смысловой интерпретации культуры во всех ее конкретных проявлениях. Он осуществляется на всех уровнях анализа культуры (культура в целом, культура определенной эпохи, конкретного социума, личности и др.); либо на уровне отдельных подсистем культуры (наука, художественная культура, религия и др). Методологический алгоритм системного анализа: выявление компонентов системы их связей (структурный анализ) определение функции каждого элемента; различение внешнего и внутреннего функционирования системы, то есть жизнь системы в среде и жизнь каждого ее компонента; учет развития системы;

18 Синергетический метод

Синергетический метод

Синергетический метод в анализе культуры (синергетика – от греч. – совместное действие) (Г. Хакен, Изабелла Стенгерс, И. Пригожин, В.С. Степин, А. Назаретян и др.). Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе, обществе, культуре. Синергетический метод сосредоточивает внимание на процессах неустойчивости, хаоса, порождающих организацию. При этом объекты культуры и культура (в целом) рассматриваются как сложные объекты. Основная задача при этом найти в недрах культуры движущие силы развития, механизмы саморазвития. «Хаос обладает способностью рождать новый порядок» (выявляется способность человека к непрерывному изменению порядка действий, новых средств деятельности). Задача выявить эти механизмы (развития и саморазвития) – т.е. социокультурной динамики.

19 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Методология гуманитарных исследований»
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/metodologija-gumanitarnykh-issledovanij-233984.html
cсылка на страницу

Исследование

11 презентаций об исследовании
Урок

Педагогика

135 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по педагогике > Исследование > Методология гуманитарных исследований