Виды воспитания
<<  Отдела деловых мероприятий Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Ногинск Московская область «ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА» «Воспитание – великое дело: им  >>
Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ
Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ
Утёс
Утёс
СЛОВАРЬ Утёс – высокая скала Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева
СЛОВАРЬ Утёс – высокая скала Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева
Находим в стихотворении два ключевых образа
Находим в стихотворении два ключевых образа
Придумываем ассоциации к ключевым образам
Придумываем ассоциации к ключевым образам
Молодость, радость бытия
Молодость, радость бытия
Старость, одиночество
Старость, одиночество
Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении
Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении
Антитеза (основа всей художественной системы)
Антитеза (основа всей художественной системы)
Работаем над словом
Работаем над словом
Работаем над словом
Работаем над словом
Эпитеты (делают образы более яркими)
Эпитеты (делают образы более яркими)
Олицетворения (переводят действие в символический план)
Олицетворения (переводят действие в символический план)
Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая)
Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая)
Какова же роль средств художественной изобразительности в
Какова же роль средств художественной изобразительности в
Работаем над глаголом
Работаем над глаголом
Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего
Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего
Утёс-великан
Утёс-великан
Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо
Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо
Средства связи предложений
Средства связи предложений
Рифма –– соразмерность, созвучность (греч
Рифма –– соразмерность, созвучность (греч
Продолжим работу над рифмой
Продолжим работу над рифмой
? Перекрёстная Парная Опоясывающая
? Перекрёстная Парная Опоясывающая
Какими частями речи выражены рифмующиеся слова
Какими частями речи выражены рифмующиеся слова
В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя великана – рано во 2-ой
В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя великана – рано во 2-ой
Тучка
Тучка
Фонетический орнамент стихотворения
Фонетический орнамент стихотворения
Звуковой фон очень значим в стихах
Звуковой фон очень значим в стихах
Вывод: в создании образа «активно участвуют» лексические
Вывод: в создании образа «активно участвуют» лексические
?
?
О чем же это стихотворение
О чем же это стихотворение
Домашнее задание
Домашнее задание

Презентация на тему: «Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»». Автор: User. Файл: «Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс».pptx». Размер zip-архива: 904 КБ.

Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»

содержание презентации «Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс».pptx»
СлайдТекст
1 Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ

Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ

стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе Автор – учитель Светлана Георгиевна Хадарцева МКОУ СОШ №3 г. Беслана Республики Северная Осетия-Алания

2 Утёс

Утёс

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

3 СЛОВАРЬ Утёс – высокая скала Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева

СЛОВАРЬ Утёс – высокая скала Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева

(устар. и высок.) 2. Природная светло-синяя краска Пустыня – 1. Большое, не заселённое людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью 2. Безлюдная, малонаселенная местность

4 Находим в стихотворении два ключевых образа

Находим в стихотворении два ключевых образа

Тучка

Утёс

5 Придумываем ассоциации к ключевым образам

Придумываем ассоциации к ключевым образам

С чем ассоциируется тучка?

С чем ассоциируется утёс?

6 Молодость, радость бытия

Молодость, радость бытия

Тучка

Светлая

Лёгкая

Легкомыс- ленная

Подвижная

Беззаботная

7 Старость, одиночество

Старость, одиночество

8 Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении

Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении

9 Антитеза (основа всей художественной системы)

Антитеза (основа всей художественной системы)

тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

10 Работаем над словом

Работаем над словом

Слово лазурь относится к устаревшей лексике и высокому стилю. Какую роль играет оно в предложении? Найдите контекстуальный антоним к данному слову. В чем суть противопоставления этих слов?

11 Работаем над словом

Работаем над словом

Лазурь –небо Пустыня – земля Контекстуальные антонимы Лазурь – пустыня ? Какой мир – небесный или земной – ближе душе поэта?

12 Эпитеты (делают образы более яркими)

Эпитеты (делают образы более яркими)

Тучка золотая весело

Утес-великан влажный след старый одиноко

13 Олицетворения (переводят действие в символический план)

Олицетворения (переводят действие в символический план)

Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет

14 Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая)

Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая)

чего-нибудь]

Приём градации усиливает ощущение безысходности

… Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

15 Какова же роль средств художественной изобразительности в

Какова же роль средств художественной изобразительности в

стихотворении «Утёс»

Придают речи большую выразительность помогают точнее передать мысли и чувства автора

16 Работаем над глаголом

Работаем над глаголом

? В какой временной форме употреблены глаголы , характеризующие действия тучки? А глаголы , характеризующие действия утёса?

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

? К какому выводу можно прийти, сравнивая глаголы обеих строф?

17 Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего

Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего

времени. Такая форма убеждает в неподвижности, постоянности образа жизни утёса.

Анализируя глаголы, можно сделать следующие выводы:

Глаголы, характеризующие поведение тучки, даны в форме прошедшего времени. Автор стремится убедить нас в том, что тучка здесь уже побывала, а сейчас она где-то далеко…

18 Утёс-великан

Утёс-великан

Синтаксические средства выразительности

Найдите приложение (определение, выраженное именем существительным)

Определите роль приложения в тексте

Приложения обозначают признак предмета и помогают «нарисовать» образ; придают предложению или тексту в целом лаконичную выразительность.

19 Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо

Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо

значимые слова)

Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…

20 Средства связи предложений

Средства связи предложений

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

В 1строфе связь между предложениями бессоюзная

Во 2 строфе – союзная: противительный союз но, соединительный союз и, усиливающий однородность действий утёса

21 Рифма –– соразмерность, созвучность (греч

Рифма –– соразмерность, созвучность (греч

слово). Созвучие окончаний стихов. Виды рифмы: Рифмующиеся строки: перекрёстная 2) опоясывающая ? 3) парная

Поработаем над рифмой

22 Продолжим работу над рифмой

Продолжим работу над рифмой

Женская (с последним безударным слогом)

Мужская (с последним ударным слогом)

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них мне и больно и стыдно. (М. Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь»)

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. (А. С. Пушкин. «Узник»)

23 ? Перекрёстная Парная Опоясывающая

? Перекрёстная Парная Опоясывающая

Женская Мужская

Определим вид рифмы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

24 Какими частями речи выражены рифмующиеся слова

Какими частями речи выражены рифмующиеся слова

В 1-ой части ?

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Во 2-ой части ?

25 В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя великана – рано во 2-ой

В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя великана – рано во 2-ой

части рифмуются слова в морщине – в пустыне одиноко - глубоко Обратите внимание: в 1 части стихотворения срифмованы различные части речи, а во 2 части - одни и те же. (Напоминаем: такая рифма называется грамматической) ? Как бы вы объяснили такое различие в подаче рифмующихся частей речи, учитывая содержание текста?

26 Тучка

Тучка

Утёс

Лёгкая Находящаяся в постоянном движении Весёлая, игривая Не одинаковая, всегда разная

Одинаково угрюмый в любое время В его жизни нет никаких перемен Его жизнь словно застыла

27 Фонетический орнамент стихотворения

Фонетический орнамент стихотворения

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя

Аллитерация - повторение определенных согласных звуков. Помогает изобразить картину, передать чувство, выделить наиболее значимые слова.

[нач’ивала туч’ка залатаj’а На груд’и ут’оса в’ил’икана]

Ассонанс – повторение определенных гласных звуков. Служит для большей выразительности. Звук [а] ассоциируется с широтой, свободой, волей, которыми дорожит тучка

28 Звуковой фон очень значим в стихах

Звуковой фон очень значим в стихах

Сравним конечные звуки 1 и 2 строф

Ночевала тучка золота[j?а] На груди утеса-великан[а]; Утром в путь она умчалась ран[а] По лазури весело игра[j?а]; Но остался влажный след в морщин[ь] Старого утеса. Одинок[ъ] он стоит. Задумался глубок[ъ], И тихонько плачет он в пустын[ь].

[А] > простор, свобода, воля, жизнь, т. Е. Всё, к чему стремится тучка

Ущемлённые гласные звуки, затрудняющие выдох воздуха наружу. – Утёс замкнут в пустыне

29 Вывод: в создании образа «активно участвуют» лексические

Вывод: в создании образа «активно участвуют» лексические

синтаксические морфологические фонетические средства

30 ?

?

Цветовая гамма стихотворения

Цветовой фон 1 части

Золотая (что-то светлое, сияющее, радующее глаз)

Лазурь (светло-синий небесный простор)

Цветовой фон 2 части

31 О чем же это стихотворение

О чем же это стихотворение

(интерпретация)

Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?

32 Домашнее задание

Домашнее задание

Используя метод сопоставления, написать небольшое сочинение на тему «Ключевые образы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утёс»

«Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»»
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/vnutritekstovyj-khudozhestvenno-rechevoj-sopostavitelnyj-analiz-stikhotvorenija-m.-ju.-lermontova-utjos-142513.html
cсылка на страницу
Урок

Педагогика

135 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по педагогике > Виды воспитания > Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»