Эмоции
<<  9 класс управление чувствами эмоциями Эмоции и психические состояния  >>
Тема 6. Культура и эмоции
Тема 6. Культура и эмоции
Сущность эмоций
Сущность эмоций
Базовые эмоции
Базовые эмоции
Модели эмоций
Модели эмоций
Импрессивная и экспрессивная сторона Эмоций
Импрессивная и экспрессивная сторона Эмоций
Исследования универсальности
Исследования универсальности
Критика идеи универсальности
Критика идеи универсальности
Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (1)
Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (1)
Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (2)
Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (2)
Культурные особенности распознавания эмоций
Культурные особенности распознавания эмоций
Исследования распознавания Интенсивностиэмоций
Исследования распознавания Интенсивностиэмоций
Общая модель эмоциональной экспрессии
Общая модель эмоциональной экспрессии
КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (1)
КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (1)
КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (2)
КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (2)
Выражение эмоций в коллективистических и индивидуалистических
Выражение эмоций в коллективистических и индивидуалистических
Выражение эмоций в маскулинных и феминных культурах
Выражение эмоций в маскулинных и феминных культурах
Культура и эмоциональные состояния
Культура и эмоциональные состояния
Субъективное благополучие личности в разных культурах
Субъективное благополучие личности в разных культурах
Кросс-культурные исследования субъективного благополучия
Кросс-культурные исследования субъективного благополучия
Неблагополучие и депрессия
Неблагополучие и депрессия
Культурно специфические синдромы
Культурно специфические синдромы
Суицид в разных культурах
Суицид в разных культурах

Презентация: «Эмоции 1 класс». Автор: Булат. Файл: «Эмоции 1 класс.pptx». Размер zip-архива: 770 КБ.

Эмоции 1 класс

содержание презентации «Эмоции 1 класс.pptx»
СлайдТекст
1 Тема 6. Культура и эмоции

Тема 6. Культура и эмоции

1. Универсальность эмоций 2. Проявление эмоций в разных культурах 3. Правила выражения эмоций 4. Субъективное благополучие и депрессия в кросс-культурном разрезе

Казанский университет

2 Сущность эмоций

Сущность эмоций

Значит ли все это, что в сфере эмоций не существует кросс- культурных различий?

По происхождению эмоции не имеют отно- шения к культуре. Их проявление легко на- блюдается в животном мире. Эмоции выполняют две важнейшие функ- ции. Первая – сигнальная: ее суть в том, что эмоции сообщают живому существу, какое значение имеет для него происходящее собы- тие. Вторая функция - регулятивная: она обе- спечивает изменение поведения в соответствии с испытываемой эмоцией. У человека в определении значений и регуляции поведения участвуют не только эмоции, но они продолжают выполнять у него ведущую роль при ограниченности времени, в ситуациях с высокой субъективной значимостью исхода и др. Функции эмоций одинаковы во всех культурах, что дает основание говорить об их универсальном характере. Одинаковы во всех культурах и физио-логические,механизмы эмоций.

Казанский университет

3 Базовые эмоции

Базовые эмоции

Базовыми часто называют конкретные эмоции, одинаковые и для животных, и для человека. Обычно их насчитывают 8: Как можно видеть, лишь одна из них является положительной, две могут считаться нейтральными, а пять носят негативный характер. Почему? Даже среди этого небольшого числа эмоций есть более первичные: соотношения между ними можно изобразить так. Итак, две эмоции являются исходными. Еще две возникают как реакция на неопределенность, а остальные являются ре- зультатом трансформаций эмоции «горе».

Радость

Интерес Удивление (Печаль)

Горе Страх Гнев Отвращение Презрение

Интерес

Горе (неудовольствие)

Радость (удовольствие)

Удивление

Страх

Гнев

Отвра-щение

Казанский университет

4 Модели эмоций

Модели эмоций

Модель Г. Шлосберга основывается на идее о том, что все эмоции могут быть расположены на двух осях: а) удовлетворение – неудовлетворение; б) принятие - отвержение

Теория дифференциальных эмоций (Ч.Дарвин - К. Изард). Разные эмоции имеют разное происхождение, в их основе лежат не одни и те и те же физиологические механизмы. Они образу- ют взаимосвязанную си-стему, но более важно изучать каждую из них во взаимосвязях с остальными, неже-ли разрабатывать общую модель.

Модель Ч. Осгуда основывается на факторном анализе психосемантических данных и располагает эмоции на трех осях: а) удовлетворение – неудовлетворение, б) сила – слабость, в) активность – пассивность.

Казанский университет

5 Импрессивная и экспрессивная сторона Эмоций

Импрессивная и экспрессивная сторона Эмоций

Любая эмоция является психическим переживанием, которое само по себе недоступно наблюдению и восприятию. Это – внутреннее пережи- вание, и его принято называть импрессивной стороной эмоций. В то же время, любая эмоция может быть проявлена внешне в интона- циях речи, в выражениях глаз, в мимике и движениях человека . Это – ее внешнее проявление, и его принято называть экспрессивной стороной эмоций. Обе стороны эмоций присутствуют в любой культуре. Однако в каж- дом случае есть межкультурные различия. Если говорить об импрессивной стороне эмоций, то эти различия за- ключаются в том, что одно и то же переживание в разных культурах мо- жет возникать в разных случаях и по разным поводам (то, что может на- пугать европейца, необязательно вызовет испуг у африканца). Если говорить об экспрессивной стороне эмоций, то межкультурные различия состоят в том, что в разных культурах приняты разные грани- цы допустимого (социально одобряемого) выражения эмоций. Напри- мер, одни культуры (западные) приветствуют внешнюю экспрессию, считая ее знаком искренности, а другие (восточные), на- против порицают ее и считают знаком социальной незрелости.

Казанский университет

6 Исследования универсальности

Исследования универсальности

С.Томкинс, П.Экман и У.Фризен провели 4 исследования. В 5-ти странах показали изображения проявлений этих эмоций. Совпадение в распознавании – 92%. 2. В папуасских племенах форе показали изображения их проявлений у европейцев. Распознавание составило около 80%. 3. . Европейцам показали изображения их проявле- ний у папуасов. Распозна-вание составило 86%. 4.Американцы и японцы выражали эти эмоции в од- них и тех же эксперимен-тальных условиях и затем одинаково их распознавали.

В чем тогда может состоять культурная специфика в выражении эмоций?

Казанский университет

7 Критика идеи универсальности

Критика идеи универсальности

Теория универсальности выражения эмоций в разных культурах в настоящее время является общепризнанной, но отдельные ее аспекты критикуются по трем направлениям:

Дж. Расселл не отрицает идеи универсальности, но указывает на недоста-точность доказательств: в исследованиях, как правило, опираются на психосемантические методы (демонстрация фотографий и анализ языковых обозначений эмоций), но остается неясным, насколько со-впадают значения слов в разных культурах и насколько корректны интерпретации этих значений исследовате-лями.

Д. Мацумото считает, что совпаде-ние эмоциональной экспрессии и ее распо-знавания в разных культурах имеется, но неполное, и, чем боль-ше две культуры отли-чаются, тем меньшим является совпадение; указывает на то, что теория универсально-сти нередко трактует-ся расширительно, ре-зультатом чего стано-вится полное отрица-ние межкультурных различий

Г. Триандис полагает, что совпаде-ние эмоциональной эк-спрессии и ее распоз-навания в разных куль-турах имеется, но толь-ко по 6-7 базовым эмо-циям; утверждает, что в каж-дой культуре есть эмо-циональные феноме-ны, которые характер-ны только для нее и не имеют аналогов в дру-гих культурах (в качес-тве примера при водит греческое понятие «филотимус»

Казанский университет

8 Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (1)

Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (1)

О

С

Культура (нормы и правила)

Ситуация

Выражение эмоции

В настоящее время в кросс-культурной психологии наиболее популярным являет- ся компонентный подход к проблеме эмоций. В соответствии с ним эмоции в разных культурах могут быть схожими в одном отношении и отличаться в другом. В рамках этого подхода выделяются следующие компоненты в эмоциональ- ном процессе: - ситуации, в которых возникают эмо- ции, - субъективное оценивание ситуации как позитивной, негативной или ней- тральной, - субъективные чувства (пережива- ние), - физиологические реакции, - готовность к действию, - поведенческое выражение эмоции в мимике, жестах, движениях и интона- циях речи, - культурное регулирование (нормы и правила) выражения эмоций.

Оценка

Переживание

Физиология

Казанский университет

9 Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (2)

Современный подход к про-блеме выраже-ния эмоций (2)

Исследование Дж.Буше (1985) в США, Ко-рее и на Самоа показало, что ситуации, вы-зывающие одинаковые эмоции сильно сов-падают в разных культурах. Исследование К.Шерера (1988) в США и Японии показало, что американцы оценива-ют одни и те же ситуации как более опас-ные, радостные и провоцирующие гнев. Это значит, что интенсивность этих эмоций у американцев выше, чем у японцев. Позднее такие различия были обнаружены и между другими культурами (Д.Мацумото, П.Эк-ман, 1989; Д.Мацумото, 1990, 1993). Другое исследование К.Шерера (1994, 1997), охватившее 37 стран, позволило выя-вить, что американцы испытывают радость и гнев чаще европейцев и японцев, а интен-сивность этих и некоторых других эмоций у них выше. В этом же исследовании было обнаруже-но, что эмоциональные реакции на дейст-вия людей в разных культурах неодинако-вы (см. схему).

Казанский университет

10 Культурные особенности распознавания эмоций

Культурные особенности распознавания эмоций

В нескольких исследованиях, проведенных на аме- риканских и японских выборках, было обнаружено, что первые при распознавании эмоций обращают внимание преимущественно на нижнюю половину лица (прежде всего, рот), а вторые – на верхнюю (пре- жде всего, глаза). Есть также данные о том, что это различие характерно, в це-лом, для запад- ных и восточных культур. В центре слай- да – лицо, выра- жающее удивле- ление. В правой части слайда оно разделено попо- лам. Считается, что данное различие может быть одной из причин того, что европейцы и американцы несколько лучше рас- познают отрица- тельные эмоции, а представители азиатских культур иногда не отличают печаль и отвра- щение, гнев и презрение. Однако эти утверждения остаются неубедительными. В основе этих различий могут лежать совершенно иные причины.

Казанский университет

11 Исследования распознавания Интенсивностиэмоций

Исследования распознавания Интенсивностиэмоций

Целый ряд современных исследований подтвердил ранние результаты П.Экмана и У.Фризена (см. слайд 7). В исследованиях Д.Мацумото и др. было показано, что боль-шое сходство между культурами имеется и в восприятии интенсивности выражения базовых эмоций. То есть люди, принадле-жащие к самым разным культурам, при-мерно одинаково определяют силу эмоции независимо от того, кто ее демонстрирует. В то же время, одни и те же мимические выражения лица воспринимаются в азиат-ских культурах как демонстрация несколь-ко менее сильных эмоций, а в Европе и США – несколько более сильных. Такие же различия обнаруживаются в сравнитель-ных исследованиях в Латинской Америке и США, различных расовых групп США. Эти данные позволяют говорить о том, что на восприятие интенсивности эмоций влияют культурные стереотипы и правила. В культурах, ориентированных на эмоцио-нальную сдержанность, эмоциональная экспрессия другого воспринимается как менее интенсивная.

Казанский университет

12 Общая модель эмоциональной экспрессии

Общая модель эмоциональной экспрессии

Эмоциональный стимул

Итак, во многих исследованиях была об-наружена универсальность выражения и распознавания эмоций. Но множество фактов говорит о наличии в этой сфере культурно обусловленных особенностей. Возникает очевидное противоре-чие. Приведенная схема (П,Экман) показывает в самом общем виде, как решается эта проблема. Как можно видеть, существуют врож-денные нейронные программы, управля-ющие движением лицевых мышц. Они универсальны. В то же время, импульсы в лицевом нер-ве формируются под влиянием культур-но выработанных правил. Культурные правила эмоциональной экспрессии должны были возникнуть очень давно, т.к. иначе не успело бы сложиться взаимодействие нейрон- ных и культурных механизмов.

Программа лицевого аффекта

Культурные правила выражения

Лицевой нерв

Выражение

Казанский университет

13 КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (1)

КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (1)

Более конкретно, эти правила определяют cоот- Культурные правила ветствие выражения каждой эмоции тем или определяют как долж- иным социальным обстоятельствам. Они усваи- ны выражаться универ- ваются в раннем возрасте и диктуют, как универ- сальные эмоции. сальные выражения эмоций будут изменяться в зависимости от ситуации. К зрелому возрасту их выполнение становится автоматическим.

В качестве хорошо известного примера можно указать на су-ществующие во всех культурах правила, ограничивающие или, наоборот, допускающие и даже поощряющие проявления гне-ва и агрессии в различных си-туациях

Во всех культурах существуют и правила, регулирующие проявления радости. Они, на-пример, часто указывают на недопустимость ее проявле-ния в ситуациях, когда кто-то рядом испытывает боль или горе (страдание)

Обычно эти правила несколько отличаются в зависимости от того, идет ли речь о «своих» или о «чужих»

Кросс-культурные психологи пришли к выводу о том, что культуры отличаются друг от друга в эмоциональной сфере именно принятыми в них правилами, регулирующими выражение различных эмоций.

Казанский университет

14 КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (2)

КУЛЬТУРНЫЕ Правила выражения эмоций (2)

В исследовании П.Экмана и У.Фризена (1972) американцам и японцам демонстрировали фильм с большим количеством сцен, вызывающих негативные эмоции.

Казанский университет

15 Выражение эмоций в коллективистических и индивидуалистических

Выражение эмоций в коллективистических и индивидуалистических

культурах

Типы культурных установок

Типы культурных установок

Д.Мацумото выдвинул предположение о том, что правила выражения эмо-ций связаны не с особен-ностями конкретной культуры как таковой, а с характерными для нее со-циокультурными установ-ками. В соответствии с этой ги-потезой выражение эмо-ций отличается в культу-рах с преобладанием ин-дивидуалистических или коллективистических, маскулинных или фемин-ных, авторитарных или демократических устано-вок, а также установок других типов.

Индивидуалис-тические

Коллективисти-ческие

Отношения человека и группы «своих»

Уместно выра-жать негативные чувства, меньше требований к выражению по-зитивных чувств

Подавляется про-явление негатив-ных чувств, боль-ше требований к проявлению по-зитивных чувств

Подавляются не-гативные чувст-ва, уместно вы-ражать позитив-ные чувства к чу-жакам

Поощряется вы-ражение негатив-ных чувств

Отношения человека и группы «чужих»

Казанский университет

16 Выражение эмоций в маскулинных и феминных культурах

Выражение эмоций в маскулинных и феминных культурах

В культурах с преобладанием маскулинных установок существует большее различие в выражении эмоций мужчинами и женщинами. Например, до-пускается большая экспрессивность женщин по сравнению с мужчинами в ситуациях горя (печали) и страха, но меньшая в ситуациях радости и гнева. В культурах с преобладанием феминных установок такие предписания но-сят более мягкий характер или отсутствуют.

Казанский университет

17 Культура и эмоциональные состояния

Культура и эмоциональные состояния

Ранее (слайд 9) были приведены данные о том, что частота возник-новения некоторых эмоций неодинакова в разных культурах. Однако эти данные получены на основе самоотчетов испытуе- мых, т.е. являются их субъективными утверждениями. В связи с этим возникает вопрос: Существуют ли действительные межкультурные различия такого рода? Ответить на него с точностью сегодня нет возможности, т.к. от-сутствуют надежные методы исследования. Поэтому основной интерес исследователей сейчас вызывает изучение особенностей проявления в разных культурах более общих (интегральных) состояний – таких, как «субъектив- ное благополучие» (subjective well-being) и депрессия. Их нельзя назвать в чистом виде эмоциональными состояния- ми, но они тесно связаны с эмоциональной сферой. Существуют ли межкультурные различия в проявлениях того и другого?

Казанский университет

18 Субъективное благополучие личности в разных культурах

Субъективное благополучие личности в разных культурах

В 2 раза (1994, 1997)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 лет назад стала исполь- зовать понятие «качество жизни» (КЖ, QOL – quality of life). Оно включает: - объективные факторы (уровень экономического благосостояния, состо- яние экологии, здравоохранения, образования и др.); - субъективные оценки объективных факторов. Общее определение КЖ звучит так: «динамическое взаимодействие меж- ду внешними условиями жизни и индивида и внутренним восприятием этих условий» (J.P.Browne и др., 1994). Субъективные аспекты качества жизни объединяются в понятии «субъек- тивное благополучие (СБС)». Оно характеризует удовлетворенность жизнью и баланс между положительными и негативными эмоциями в жизни челове-ка. СБС отождествляют со счастьем (М.Аргайл. Психология счастья, 2003).

Исследования субъективного бла-гополучия (удовлетворенности жизнью) ведутся уже около 50 лет и показали, что во всех культурах, несмотря на огромные различия между ними в объективных фак-торах КЖ (уровень жизни), пози-тивные эмоции преобладают над негативными.

В то же время, различия между странами порой очень велики.

Дания Австралия Исландия Швейцария Канада Нидерланды Сербия Нигерия Мексика Россия Болгария Латвия

Казанский университет

19 Кросс-культурные исследования субъективного благополучия

Кросс-культурные исследования субъективного благополучия

Различия в уровне субъективного благополучия лишь частично объясня-ются различиями в уровне благосостояния. Исследования E.Diener (1996) показали, что на СБС больше влияет не ма- териальное благополучие, а его динамика в относительно корот- кие (несколько лет) отрезки вре- мени. Справа на графике наибо- лее высокий уровень СБС будет характерен для группы, обозна- ченной линией красного цвета. В исследованиях этого же автора было показано, что существуют межкуль-турные различия в уровне СБС, которые вообще невозможно объяснить экономическими причинами. Например, уровень жизни на Кубе на поря-док ниже, чем в Японии и не от- личается никакой позитивной ди- намикой, но уровень СБС кубин- цев выше, чем у японцев (см. таб- лицу справа). Эти данные говорят о том, что могут существовать устойчивые культурные факторы, влияющие на уро-вень СБС – такие, как национальный характер и менталитет.

Повышенный СБС

Пониженный СБС

Аргентина Чили Бразилия Куба

Япония Польша Россия Болгария

Казанский университет

20 Неблагополучие и депрессия

Неблагополучие и депрессия

Депрессия характеризуется широким спектром симптомов, включая пло-хое настроение, недостаток энергии и интереса к жизни. Она сопровожда-ется эмоциональными, физическими изменениями и изменениями в пове-дении и в самооценке. Непсихотическая депрессия – обычное явление и время от времени возникает почти у каждого. В настоящее время принято считать, что общие симптомы депрессии оди-наковы во всех культурах (это показало исследование ВОЗ в Канаде, Швей-царии, Иране и Японии в 1983 г.), но ее проявления могут отличаться. A.L.Marsella (1980) полагает, что от культуры к культуре варьирует часто-та возникновения и жалоб на депрессию (различия в 2-3 раза). Кроме того, по его дан- ным, в «объективных» (более ориентированн- ых на внешний мир) и «субъективных» (более ориентированных на внутренний мир) куль- турах более выражены, соответственно, эмоцио- нальные и соматические симптомы депрессии. Однако другие исследования не всегда подтверждают существование та-ких различий.

«Объективные» (индивидуалистичес-кие) культуры

«Субъективные» (коллективистические) культуры

Жалобы преимущест-венно на плохое настро-ение., отсутствие моти-вации и т.п.

Жалобы преимущест-венно на соматические боли и отсутствие физи-ческих сил

Европа, США

Латинская Америка, Китай, Россия

Казанский университет

21 Культурно специфические синдромы

Культурно специфические синдромы

Витико – отвращение к обычной пище, одержимость, убийство и кан-нибализм. Люди, страдающие вити-ко нередко просят о смерти или со-вершают самоубийство, чтобы изба-виться от таких желаний (коренное население Канады и Аляски)

Амок – дикое, агрессивное поведе-ние (чаще мужское), ограниченное во времени, при котором наблюда-ются немотивированные жестокие нападения на других людей (Ма-лайзия, Индонезия, Таиланд, не-что похожее имело место среди древних викингов – берсеркеры)

Латах – подражающее пове-дение (чаще женское), при котором копируются жесты, движения, речь; в этом состо-янии наблюдается полное подчинение приказам (Ма-лайзия, Индонезия)

Вакама – силь-ное чувство стыда, самоу-ничижение, чувство непол-ноценности, чрезмерная за-стенчивость и скромность (маори Новой Зеландии)

Анорексия нервоса – ис-каженные представле-ния о собственном теле, страх ожирения, приво-дящие к голоданию, значительной потере веса, истощению и смерти (раньше наблю-далось лишь в Европе и США, сейчас встречает-ся шире).

Известен ряд культурно обусловленных психоэмо- циональных синдромов, встречающихся в одних культурах и отсутствующих в других. П. Яп предложил наиболее полную классификацию специ- фических синдромов (P.M. Yap. Comparative psychiatry, 1974)

Казанский университет

22 Суицид в разных культурах

Суицид в разных культурах

Разные культуры на протяже-нии длительного времени отли-чаются частотой суицида. Высо-кий уровень, например, у япон-цев, финнов, инуитов. Разные культуры отличаются структурой факторов суицид-ного поведения: в одних случа-ях преобладают ритуальные, в других – экономические, в третьих – психологические и др. Культуры отличаются также степенью принятия суицидных действий как допустимых (кате-горическое осуждение в ислам-ских странах, понимающее от-ношение у народов Севера).

Совершенно особым случаем в данном отношении является японская культура. Самоубийство - часть японской культуры, и связано, по меньшей мере, с двумя ее пси-хологическими характеристиками: - выраженный коллективизм, предпо-лагающий безусловный приоритет общест-венных целей над индивидуальными; - сильно развитые представления об индивидуальной чести и ответственности.

Данная проблема относится к числу давно изучаемых и, в то же время, чрезвычайно слож- ных. Имеющиеся данные до- вольно противоречивы и пло- хо поддаются интерпретации.

Казанский университет

«Эмоции 1 класс»
http://900igr.net/prezentacija/psikhologija/emotsii-1-klass-187360.html
cсылка на страницу

Эмоции

8 презентаций об эмоциях
Урок

Психология

42 темы
Слайды