История психологии
<<  Магистратура по программе «Общая психология, история психологии» Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии  >>
Тема 2. История формирования и современное состояние кросс-культурной
Тема 2. История формирования и современное состояние кросс-культурной
Практическая необходимость в кросс-культурной психологии
Практическая необходимость в кросс-культурной психологии
Научные истоки кросс-культурной психологии
Научные истоки кросс-культурной психологии
Вклад антропологии в кросс-культурную психологию
Вклад антропологии в кросс-культурную психологию
Вклад антропологии в кросс-культурную психологию
Вклад антропологии в кросс-культурную психологию
Вклад социологии в кросс-культурную психологию
Вклад социологии в кросс-культурную психологию
Вклад социологии в кросс-культурную психологию
Вклад социологии в кросс-культурную психологию
Становление кросс-культурной психологии
Становление кросс-культурной психологии
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования
Возникновение кросс-культурной психологии в XX в. и ее развитие
Возникновение кросс-культурной психологии в XX в. и ее развитие
Важнейшие кросс-культурные исследования во второй половине XX в
Важнейшие кросс-культурные исследования во второй половине XX в
Крупнейшие центры кросс-культурной психологии за рубежом
Крупнейшие центры кросс-культурной психологии за рубежом
Наиболее известные современные кросс-культурные психологи (США)
Наиболее известные современные кросс-культурные психологи (США)
Наиболее известные coвременные кросс-культурные психологи (Европа и
Наиболее известные coвременные кросс-культурные психологи (Европа и
Кросс-культурная психология в СССР
Кросс-культурная психология в СССР
Кросс-культурная психология в современной России
Кросс-культурная психология в современной России
Кросс-культурная психология в современной России
Кросс-культурная психология в современной России

Презентация: «История формирования и современное состояние кросс-культурной психологии». Автор: Булат. Файл: «История формирования и современное состояние кросс-культурной психологии.pptx». Размер zip-архива: 449 КБ.

История формирования и современное состояние кросс-культурной психологии

содержание презентации «История формирования и современное состояние кросс-культурной психологии.pptx»
СлайдТекст
1 Тема 2. История формирования и современное состояние кросс-культурной

Тема 2. История формирования и современное состояние кросс-культурной

психологии

1. Практическая необходимость и научные предпосылки формирования кросс-культурной психологии. Ее междисциплинарные основы. 2. Становление кросс-культурной психологии после второй мировой войны. Вклад различных научных школ в ее развитие. 3. Современное состояние кросс-культурной психологии за рубежом. 4. Кросс-культурная психология в России и перспективы ее развития.

Казанский университет

2 Практическая необходимость в кросс-культурной психологии

Практическая необходимость в кросс-культурной психологии

XX век, несмотря на две мировые войны, стал веком все более и бо- лее расширяющейся интеграции различных культур и народов. Эко- номика человечества вышла за рамки отдельных территорий, и это стало основной причиной начавшихся процессов глобализации. Ми- ровые войны и множество локальных столкновений показали, одна- ко, что эти процессы не только несут перспективы, но и таят в себе серьезные опасности. Как их преодолеть? Как не допустить разрушительных столкновений Между огромными группами людей, говорящими на разных языках и верящими в разных богов? Как им научиться понимать друг друга? Это – непросто, что подтверждает начало XXI в., в котором сохраня- ется постоянная напряженность в Западной Азии, возросла угроза терроризма, происходят столкновения мигрантов с властями в евро- пейских странах. Кросс-культурная психология и возникла в середине XX в. как по- пытка найти ответы на эти и многие другие вопросы. Иначе говоря, ее формирование было вызвано потребностями социальной практи- ки людей.

Казанский университет

3 Научные истоки кросс-культурной психологии

Научные истоки кросс-культурной психологии

Казанский университет

4 Вклад антропологии в кросс-культурную психологию

Вклад антропологии в кросс-культурную психологию

Первая половина XX в. (функционализм)

Рут Бенедикт, 1887-1948 (США) Бенедикт – один из наи- более близких к психо- логии антропологов. Считается основателем научной школы «Куль- тура и личность». Осо- бое внимание уделяла проблеме национально- го характера (Этос) и психологическим типам взаимодействий в куль- турных группах. Явля- ется одним из учителей А.Маслоу.

Бронислав Малиновский, 1884-1942 (Польша-Англия) Малиновский считал, что культура неразрыв- но связана с психикой человека и выводил ее из потребностей и ин- стинктов. По его мне- нию, культура челове- чества универсальна, потому что одинаковы базовые потребности людей. Все ее внешнее разнообразие обуслов- лено лишь различия- ми в условиях жизни.

Казанский университет

5 Вклад антропологии в кросс-культурную психологию

Вклад антропологии в кросс-культурную психологию

Середина XX в. («культура и психология»)

Маргарет Мид,1901-1978 (США) О М.Мид уже говори- лось в предыдущей теме. Она является последовательницей Р.Бенедикт, но основ- ное внимание удели- ла изучению особен- ностей развития ре- бенка в разных куль- турах. Полагала, что общие для всех лю- дей биопсихические закономерности про- являют себя неодина- ково под влиянием культурных различий.

Клайд Клакхон, 1905-1960 (США) К.Клакхон тоже «при- надлежит к научной школе «культура и лич- ность. Он занимался изучением структур ценностей в разных культурах и до сих пор остается одним из на- иболее известных и ча- сто цитируемых специ- листов в этой сфере. В отличие от многих Других антропологов он больше интересовался изучением не примитив- ных, а развитых культур

Казанский университет

6 Вклад социологии в кросс-культурную психологию

Вклад социологии в кросс-культурную психологию

Первая половина XX в.

Флориан Знанецкий, 1882-1958 (Польша-США) Провел совместно с У.Томасом знамени- тое исследование («Польский кресть- янин в Европе и Америке»), которое является одним из первых кросс-куль- турных. Занимался проблемой ценнос- тей и дал класси- ческое для социоло- гии их определение.

Марсель Мосс, 1872-1950 (Франция) Ученик одного из основоположников социологии Э.Дюр- кгейма занимался изучением древних обществ и был бли- зок к антропологии. Пришел к выводу о том, что товарный обмен во всех куль- турах возник на ос- нове обмена дара- ми и жертвоприно- шений.

Казанский университет

7 Вклад социологии в кросс-культурную психологию

Вклад социологии в кросс-культурную психологию

Середина XX в.

Уолтер Липман, 1889-1974 (США) Не был професси- ональным ученым, но внес огромный вклад в социоло- гию. Ввел понятия «общественное мнение» и стерео- тип». Последнее стало широко ис- пользоваться сна- чала в социальной психоогии, а затем и в – кросс-куль- турной.

Талкотт Парсонс, 1902-1979 (США) Один из крупнейших социологов за всю ее историю. Разработал теорию «социального действия». Огромное значение имела его идея о необходимос- ти строго различать три системы; «систему общества», «систему культуры» и «систему личности». Они взаи- мосвязаны, но само- стоятельны.

Казанский университет

8 Становление кросс-культурной психологии

Становление кросс-культурной психологии

Кросс-культурной проблематикой интересовался еще В.Вундт, считающийся основателем научной психологии. Он в конце XIX в. издал десять томов под общим названием «Психология народов», в которых собраны различные материалы описательного характера. Первое экспериментально-психологическое кросс-культурное исследование было проведено тоже в конце XIX в. У.Х.Р.Риверсом в Индонезии и в Северной Европе (одним из его помощников был У. Мак-Дауголл, ставший позднее одним из основателей социальной психологии). В исследовании изучались особенности сенсорной сферы у разных народов и были получены противоречивые результаты. В дальнейшем вплоть до 60-ых г.г. XX в. кросс-культурные психологические исследования носили, во-первых эпизодический характер, во-вторых, чаще оказывались составной частью антропологических и культурологических изысканий в различных регионах Юго-Восточной Азии, Африки и Центральной Америки. Тем не менее, в первой половине XX в. в психологии сформировались научные школы, которые позднее дали мощный толчок взрывному развитию кросс-культурных исследований. Далее будут кратко рассмотрены только некоторые из них.

Казанский университет

9 Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Фрейдизм

Карл Густав Юнг, 1875-1961 (Швейцария) К.Г.Юнг является одной из крупнейших величин не только во фрейдизме, но во всей мировой психологии. Для разви- тия кросс-культурной психологии огромное значение име- ла его концепция «культурного бессознательного». Несмо- тря на общую расплывчатость и умозрительность, она по- зволила построить более конкретные теоретические мо- дели, объясняющие психологические различия между культурами. Особое значение имели те работы К.Г.Юнга, в которых анализировались различия между восточно- азиатским и западно-европейским типами мышления, о харатерности для первой из этих культур интровертиро- ванного, а для второй – экстравертированного личностных типов. Позднее эти утверждения получили эксперимен- тальное подтверждение.

Казанский университет

10 Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Лев Семенович Выготский, 1896-1934 (Россия) Л.С.Выготский до сих пор недостаточно оценен в отечес- твенной психологии. За рубежом он является самым из- вестным российским психологом, а в США постоянно проводятся «выготскианские чтения» (научные конферен- ции). По его работам читаются курсы лекций в целом ряде зарубежных университетов. Л.С.Выготский не только ут- верждал, что любая культура оказывает специфическое влияние на развитие личности, но и совместно с А.Р.Лу- рией блестяще подтвердил это в ставшем широко извест- ном исследовании (Узбекистан – Центральная Россия). Особенно важно то, что он рассматривал культуру как не- прерывно, но очень медленно эволюционирующее явле- ние. Поэтому для понимания сегодняшних психологичес- ких реалий нужно изучать историю становлений конкрет- ной культуры с древнейших времен.

Культурно-историческая психология

Казанский университет

11 Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Факторная школа

Рэймонд Бернард Кеттелл, 1905-1998, (Англия – США) Р.Б.Кеттелл, возможно, является самым плодовитым уче- ным среди психологов. За свою жизнь он написал около 340 книг и 400 статей, разработал или принимал участие в разра- ботке более 150 психологических тестов (в том числе знаме- нитый 16-PF), провел исследования в нескольких десятках стран с охватом нескольких десятков тысяч испытуемых. В те- чение всей своей научной карьеры он стремился создать два универсальных перечня: базовых свойств личности и мотивов ее действия. Универсальными же они могут считаться лишь тогда, когда одинаково наблюдаются в разных культурах. От- сюда – его интерес к исследованиям в разных странах. Сов- ременные кросс-культурные исследования подтвердили уни- версальность лишь некоторых из выделенных им 16 базовых свойств (big five).

Казанский университет

12 Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Когнитивная психология

Жан Пиаже, 1896-1980 (Швейцария) Ж.Пиаже, - один из крупнейших психологов за всю историю этой науки. Отнесение его к представителям когнитивного направления условно, т.к. он стал известен раньше, чем оно сформировалось. Основной сферой интересов Ж.Пиаже бы- ло когнитивное развитие личности, прежде всего, в возрасте до 16-17 лет. Первоначально он изучал формирование у де- тей нравственных представлений и отдельных компонентов самосознания. Затем разрабатывал теорию стадий развития интеллекта (по некоторым вопросам занимал позицию, про- тивоположную идеям Л.С.Выготского). Для кросс-культурной психологии имеют наибольшее значение его работы в обла- сти генетической психологии (генетическая теория позна- ния). Он полагал, что понять механизмы эволюционного развития интеллекта людей можно путем изучения развития мышления у ребенка в разных культурных условиях.

Казанский университет

13 Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Вклад различных школ психологии в кросс-культурные исследования

Когнитивная психология

Джером Брунер, 1915- (США) Дж.Брунер является, возможно, самым известным из ныне живущих психологов. Он внес огромный вклад в объедине- ние усилий психологов и представителей других наук для решения различных проблем. Во многом именно он способ- ствовал возникновению того, что сейчас называют когнитив- вной наукой, занимающейся изучением всего комплекса ин- формационных процессов. Для обозначения зависимости перцепции от прошлого опыта (в том числе культурного) ввел термины «социальное восприятие» и «категоризация». Дал определение интеллекта как результата усвоения ре- бенком выработанных в данной культуре средств, «усили- вающих» когнитивные возможности: разные культуры соз- дают разные «усилители». Благодаря своему огромному ав- торитету в 1972 г. был избран первым Президентом Между- народной ассоциации кросс-культурной психологии. .

Казанский университет

14 Возникновение кросс-культурной психологии в XX в. и ее развитие

Возникновение кросс-культурной психологии в XX в. и ее развитие

Первый Международный симпозиум по кросс-культурной психологии со-стоялся в 1966 г. в Ибадане (Нигерия), и в нем участвовало лишь 100 ис-следователей из разных стран. Однако уже через 7 лет более 1200 пси-хологов публиковали научные статьи по кросс-культурной проблемати-ке. В 1972 г. была основана International Association for Cross-Cultural Psychology (IACCP ) и в Гонконгском университете состоялся первый ее съезд. С этого времени Международная ассоциация кросс-культурной психологии проводит такие съезды каждые 2 года в разных регионах мира. В этом же году было создано Society for Cross-Cultural Research (SCCP). Эти организации сегодня объединяют усилия специалистов из разных стран. В 1974 г. Уолтером Лоннером и Джоном Берри было начато издание многотомной серии изданий по кросс-культурной психологии. Сегодня издано уже 26 томов, каждый из которых посвящен отдельным темам. В 1980 г. Гарри Триандис подготовил и опубликовал 6-ти томное Руководство по кросс-культурной психологии. Кросс-культурные исследования проводятся, в основном, по грантам, финансируемым различными фондами. Большая часть исследований на сегодняшний день проведена в США, Европе и Восточной Азии.

Казанский университет

15 Важнейшие кросс-культурные исследования во второй половине XX в

Важнейшие кросс-культурные исследования во второй половине XX в

В конце 40-ых – начале 50-ых г.г. Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Дж. Ле-винсон и Р.Сэнфорд провели исследование в рамках проекта под названи- ем «Авторитарная личность» и разработали методику (F-scale) для измере-ния выраженности авторитарных установок. Позднее с помощью этой мето-дики были проведены исследования во многих странах, что позволило по-лучить сравнительные данные. Получило известность исследование особенностей запоминания и обработ- ки информации (память и мышление) в Европе и Африке, проведенное М.Коулом и Р.Скрибнером с коллегами в 70-ые г.г. Оно показало, что для европейской культуры характерна дискретность и аналитичность когнитив- ных процессов, а для африканских – непрерывность и синкретичность. Ре- зультаты и выводы этого исследования продолжают вызывать споры. В конце 70-ых г.г. нидерландский специалист Г.Хофстеде (его трудно наз-вать ученым в прямом смысле слова, т.к. он работал в кадровой службе фирмы (IBM) провел масштабное изучение ценностей и установок работни-ков и служащих из 40 стран, в результате чего было выделено несколько социокультурных установок (dimensions) по-разному выраженные в разных культурах, но в том или ином виде присутствующие в каждой из них. Начиная с 80-ых г.г. проводилась целая серия кросс-культурных психолин- гвистических исследований, целью которых был поиск базовых элементов так называемой «универсальной грамматики» Н.Хомского (идея о том, что, несмотря на огромные различия между конкретными языками, в основе всех лежат единые принципы, которые обусловлены единством психики и являются у людей врожденными). Результаты оказались неоднозначными.

Казанский университет

16 Крупнейшие центры кросс-культурной психологии за рубежом

Крупнейшие центры кросс-культурной психологии за рубежом

Крупнейшими научными центрами кросс-культурной психологии сегодня являются: - Западный университет штата Вашингтон, - Иллинойский университет (Чикаго), - Университет Гонолулу (Гавайи), - Университет Гонконга, - Университет Осака (Япония) - Университет Тилбурга (Нидерланды). Кроме этого, в кросс-культурных исследованиях активно участвуют специалисты еще из нескольких десятков университетов по всему миру. Результаты кросс-культурных исследований публикуются в следующих научных журналах на английском языке: - Сross-Cultural Psychology Bulletin (c 1965, Гарри Триандис) - International Journal of Psychology (c1966 г.); - Journal of Cross-Cultural Psychology (с 1970 г., Уолтер Лоннер); - Ethos (с 1972 г.) - International Journal of Intercultural Relations (с 1978 г.). Кроме них существует еще около 20 журналов, созданных в разное время (большинство в 90-ые г.г. прошлого века) и издающихся с разной периодичностью.

Казанский университет

17 Наиболее известные современные кросс-культурные психологи (США)

Наиболее известные современные кросс-культурные психологи (США)

Джон Берри - считается одним из корифеев американской кросс-культур- ной психологии, работал в основном в канадских университетах (Га- мильтон, Торонто), недавно приезжал в Санкт-Петербург, автор и со- автор множества учебников и пособий для студентов. Майкл Коул - когнитивный психолог, работал в разных университетах, в том числе в Гарварде (Бостон), неоднократно приезжал в Россию, занимается изучением особенностей мышления (в частности, мате- матического) в разных культурах. Джон Лоннер - патриарх кросс-культурной психологии, основатель само- го известного научного журнала в этой области, большую часть карь- еры проработал в западном университете штата Вашингтон, специа- лист в теоретических проблемах кросс-культурных исследований. Дэвид Мацумото - представитель «новой волны» в американской кросс-культурной психологии, работает в Сан-Франциско, неодно- кратный участник Олимпийских игр, занимается изучением особен- ностей эмоциональной экспрессии в разных культурах. Гарри Триандис - возможно, самый известный сегодня кросс-культур- турный психолог, работал в Гонконге, Чикаго и Гонолулу, занимается изучением индивидуалистических и коллективистических установок в разных культурах.

Казанский университет

18 Наиболее известные coвременные кросс-культурные психологи (Европа и

Наиболее известные coвременные кросс-культурные психологи (Европа и

Азия)

Пьер Дасен (Швейцария) – работает в университете Женевы, ученик и последователь Ж.Пиаже, участник многих кросс-культурных ис- следований в разных регионах мира, интересуется вопросами личностного и когнитивного развития ребенка. Айпес Пууртинга (Нидерланды) – работает в университете Тилбурга, автор и соавтор многих книг и учебников, занимается изучением выраженности психологических свойств личности в разных культурах. Чигдем Кагытчыбаши (Турция) – крупнейший турецкий психолог, рабо- тает в одном из университетов Стамбула, известен своими кросс-культурными исследованиями семейных отношений (одно из них было проведено в 40 странах). Фрэнсис Хсю (Гонконг) – один из наиболее известных кросс-культурных психологов китайского происхождения, работал в университетах Гонконга и США (Иллинойс), занимается проблемами развития личности в западной и восточной культурах. Гарри Хуэ(Гонконг) – долго сотрудничал с Г.Триандисом, работает в уни- верситете Гонконга, занимается изучением социокультурных установок, автор наиболее известной методики измерения уста- новок в континууме «индивидуализм – коллективизм».

Казанский университет

19 Кросс-культурная психология в СССР

Кросс-культурная психология в СССР

Первое кросс-культурное психологическое исследование в СССР было проведено во второй половине 20-ые г.г. XX в. Л.С.Выготским и А.Р.Лурией. В нем была предпринята попытка сравнить некоторые особенности разви- тия личности ребенка (в частности интеллектуального) в Центральной России и в Узбекистане и определить влияние на этот процесс культурных факторов. В исследовании эта задача была решена: его результаты были доложены Лу- рией на Международном конгрессе в Берлине, получили большой резонанс и повлияли на последующее развитие всей кросс-культурной психологии, - но в самом СССР продолжения не плолучили. В 30-ые г.г. XX в. кросс-культурные исследования в СССР, по-суще- ству, прекратились и не проводились более 40 лет (за исключением этнографических и социологических). Это было связано с укреплением коммунистической идеологии, утверж- давшей, что в СССР нет межкультурных проблем. В эти годы отсутствовали внутренние исследования, а власти отказывали зарубежным ученым в прове- дении совместных исследований. Кросс-культурные психологические различия интересовали одного из крупнейших отечественных ученых этого времени, Л.Н.Гумилева, но, во-первых, он не был психологом и не проводил конкретных исследований, а во-вторых, его труды долго оставались неизданными. Кросс-культурные исследования в стране возродились в 80-ые г.г. XX в., но проведено их было до распада СССР очень мало и большого научного и практического значения они не имели.

Казанский университет

20 Кросс-культурная психология в современной России

Кросс-культурная психология в современной России

I. Внутрироссийские исследования С конца 80-ые г.г. стали активизироваться сначала этнопсихологические, а потом и кросс-культурные исследования. В этнопсихологических изучались те или иные особенности российских народов или особенности восприятия ими друг друга, в кросс- культурных сравнивались психологическим параметрам разные российские народы: Этнопсихологические исследования: - Гриценко В.В. (русские: отношения между «аборигенами» и мигрантами), - Лебедева Н.М. (русские: отношения между «аборигенами» и мигрантами), - Мухина В.С. (народы Севера: этническое самосознание), - Солдатова (Кцоева) Г.У. (русские и кавказские народы: стереотипы восприятия), - Юсупов И.М. (русские и татары, стереотипы восприятия). Кроме того, есть исследования С.К.Бондыревой, В.П.Левкович, А.П.Оконешнико- вой, Ю.П.Платонова, Л.Г.Почебут, Е.Н.Резникова, Т.Г.Стефаненко, А.В.Сухарева и др. Кросс-культурные исследования: - Алишев Б.С. (русские и татары: выраженность социокультурных установок), - Бендас Т.В. (русские и казахи: психология лидерства и гендерных различий), - Бызова В.М. (русские и коми: ценностные ориентации), - Воловикова М.И. (молдаване и цыгане: представления о справедливости). Есть другие исследования, а в работах Ю.Е. Алешиной, Т.В.Виноградовой, И.В.Грошева, И.С.Клециной, И.С.Кона и др. детально анализируется психология гендерных групп в российских условиях.

Казанский университет

21 Кросс-культурная психология в современной России

Кросс-культурная психология в современной России

2. «Внешние» исследования Такие исследования появились в середине 90-ых г.г. Их до сих пор немного. Они проводятся, как правило, по грантам международных фондов. Среди них можно отме- тить следующие: - Абалакина М. А. и Агеев В. С. (1990, русские и американцы: исследование выра- женности авторитарных установок и стереотипов), - Дьяконова Н.А. и Юртайкина В.В. (2000. русские и американцы: исследование выраженности авторитарных установок и стереотипов), - Митина О.В. и Петренко В.Ф. (2000, русские и американцы: исследование стерео- типов женского поведения), - Рукавишников В.О. (1998, россияне и нидерландцы: исследование моральных ценностей и психологии политического поведения), - Хвостов А.А. и Афонасенко Е.В. (2002, русские и китайцы: исследование особен- ностей морального сознания), - Шмелев А.Г. и др. (1993, россияне и американцы: психосемантическое исследова- ние особенностей национального характера). Есть другие исследования Одно из них было проведено мной и моими коллегами совместно с исследователями из Мексики и Ямайки в 2007-08 г.г. В нем изучались особенности восприятия справедливости наказания и распределения студентами из этих стран и России (Татарстан).

Казанский университет

«История формирования и современное состояние кросс-культурной психологии»
http://900igr.net/prezentacija/psikhologija/istorija-formirovanija-i-sovremennoe-sostojanie-kross-kulturnoj-psikhologii-166518.html
cсылка на страницу

История психологии

7 презентаций об истории психологии
Урок

Психология

42 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по психологии > История психологии > История формирования и современное состояние кросс-культурной психологии