Без темы
<<  Краевая детская психиатрическая больница Культурная модернизация  >>
Тема 3. Культура с психологической точки зрения
Тема 3. Культура с психологической точки зрения
Психосоциокультурная проблема
Психосоциокультурная проблема
Можно ли дать определение сущности культуры
Можно ли дать определение сущности культуры
Культура и культуры
Культура и культуры
Теории культуры
Теории культуры
Теории культуры (продолжение)
Теории культуры (продолжение)
К у л ь т у р а
К у л ь т у р а
К у л ь т у р а
К у л ь т у р а
Структура культуры
Структура культуры
Материальная культура (МК)
Материальная культура (МК)
Духовная культура (ДК)
Духовная культура (ДК)
Культурная деятельность (КД)
Культурная деятельность (КД)
Культура «видимая» и «невидимая»
Культура «видимая» и «невидимая»
Культура как регулятивная система
Культура как регулятивная система
Природа и культура
Природа и культура
Сознание и культура
Сознание и культура
Культура и нравственность
Культура и нравственность
Культурное единство человечества
Культурное единство человечества
Культурное разнообразие
Культурное разнообразие
Культурное разнообразие (языки)
Культурное разнообразие (языки)
Культурное разнообразие (психология)
Культурное разнообразие (психология)
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия

Презентация на тему: «Культура с психологической точки зрения». Автор: Булат. Файл: «Культура с психологической точки зрения.pptx». Размер zip-архива: 560 КБ.

Культура с психологической точки зрения

содержание презентации «Культура с психологической точки зрения.pptx»
СлайдТекст
1 Тема 3. Культура с психологической точки зрения

Тема 3. Культура с психологической точки зрения

Психосоциокультурная проблема. Понятие культуры. Основные типы теорий культуры Культура и взаимодействие в системе «субъект – объект». Структура культуры Культура как регулятивная система. Эволюционные корни культуры. Культурное единство человечества и межкультурные различия. Причины культурного разнообразия

Казанский университет

2 Психосоциокультурная проблема

Психосоциокультурная проблема

Уже в начале XX в. в психологии в психологии начался спор, во-первых, о со- отношении материального и идеального; во-вторых, о соотношении биологичес- кого и социального в возникновении и функционировании психики и сознания. Первый из этих споров будет обсуждаться позже. Что касается второго, то суть его состоит в следующем: если поведение и со- держание внутреннего мира человека обусловлено не только биологическими факторами, но и социокультурными, то каковы механизмы этого обуславлива- ния? Очевидно, что ссылки на гены, обеспечивающие существование врожден- ных форм поведения и инстинктивных реакций в данном случае не помогают. В генах действительно не может (?) содержаться информации культурного происхождения. Тогда как передается культурный опыт, и почему иногда он ока- зывается чрезвычайно устойчивым (одни и те же обычаи, представления и стере- отипы иногда существуют внутри какой-то общности тысячи лет), а иногда изме- няется очень быстро, в течение нескольких десятилетий? Существует теория «мемов» (от слова «memory» – память). Этим словом обо- значают единицы культурного опыта, которые якобы составляют основу коллек- тивной памяти любой общности людей и бессознательно передаются в ней из по- коления в поколение. Теория мемов активно развивается, но данное понятие по- ка нужно рассматривать только как удобный научный конструкт. Как бы то ни было влияние культуры на психику и сознание человека, а также обратное влияние того и другого на культуру огромно и нуждается в глубоком изучении.

Казанский университет

3 Можно ли дать определение сущности культуры

Можно ли дать определение сущности культуры

Когда произносят слово «культура» имеют в виду искусство и полити- ку, экономику и бытовую жизнь, общение и труд, любовь и дружбу, мир и войну, мораль и язык, веру и науку, а также многое другое. Если так, то, как в нескольких строчках сказать, что это такое? Ученые утверждают, что существует более 100 определений сущности культуры. Уже это говорит о том, что среди них нет такого, которое ох- ватывало бы все аспекты культуры, и с которой были бы согласны все специалисты. Любое из определений носит частичный характер. Но можно ли вообще дать общее определение? Возможно, – нет. Дело в том, что культура не есть реально существующее явление. Это, как и мемы, – научный конструкт, общая идея, указывающая на наличие единой основы во множестве разнородных объектов, явлений, связей между ними и т.д. Этот конструкт используется в философии, истории, антропологии, социологии, психологии и в других науках. В каждой из них он рассма- тривается под своим углом зрения. Отсюда – множество разных теорий культуры и определений ее сущности.

Казанский университет

4 Культура и культуры

Культура и культуры

Термин «культура» используется как обозначение фундаментального общего признака, атрибута человечества, который присущ разным группам и людям в разной степени. При таком его применении считается возможным говорить о более и менее культурно развитых общностях и людях. Термин «культура» используется как обозначение любой общности, облада-ющей культурными отличиями от других групп людей. Например, «культура маори», «русская культура» и т.д. В этом случае каждая культура понимается как нечто уникальное, ничем не лучшее и не худшее других. Оба варианта трактовки термина широко распространены. Первая возникла раньше, а вторая появилась в середине XIX в., когда английский антрополог Э.Тэйлор впервые заявил, что каждая культура уникальна и развивается в своем направлении. Поэтому нельзя считать западноевропейскую культуру более развитой по сравнению, например, с культурами африканских наро-дов: она более развита лишь в технологическом отношении. Кросс-культурная психологии, как и современная антропология, в большей степени придерживается второго подхода.

Казанский университет

5 Теории культуры

Теории культуры

Историко-генетические

Описательные

Символистские

Трансценден-талистские

Казанский университет

6 Теории культуры (продолжение)

Теории культуры (продолжение)

Структурно- функциональные

Аксиологические

Психологические

Казанский университет

7 К у л ь т у р а

К у л ь т у р а

Культура как операционная оболочка

Культура как

Взаимодействие

Субъект

Объект

Культуру можно пред- ставить в качестве неко- его посредника между человеком и окружаю- щим миром, а также между самими людьми, обеспечивающего сравнительно единые цели (ценности), средства и правила взаимодействия. Можно также провести аналогию с широко используемым ныне понятиями «операционная оболочка» и «интерфейс». Действительно, культура очень похожа на общую для определенной группы людей операционную оболочку (систему), кото-рая способствует достижению некоторого достаточного для сохранения группы уровня унификации образов реальности, целей жизнедеятельности и поведения в часто повторяющихся ситуациях. Поскольку эта «оболочка» охватывает боль-шое количество людей, составляющих конкретную культуру, постольку между ними возникает взаимопонимание и чувство близости. В различных теориях культуры можно также встретить попытки описать культу- ру с помощью понятий «рамка» и «контекст».

Казанский университет

8 К у л ь т у р а

К у л ь т у р а

Такая «операционная оболочка» необходима, в первую очередь, пото- тому что человек живет во времени, и его жизнь устремлена в будущее. Но оно являет- ся неопределенным. Жить в условиях полнойн неопределенности невоз- можно. Она должна преодолеваться. Поэ- тому человек планирует и прогнозирует, старается что-то предусмотреть. Но как это сделать, если будущее зависит и от действий других? Нужно, чтобы существовали единые для всех людей правила и технологии действия, распространяющиеся на будущее. Это и есть ядро культуры. Следова- тельно, важнейшая ее функция – снижение общего уровня неопреде- ленности и создание универсального инструмента (механизма) ее преодоления. Различные элементы культуры (язык, верования, нормы, обы- чаи, гадания, предсказания, логика) направлены на решение этой задачи. Теоретически возможно (и практически необходимо) наличие разных таких оболочек. Поэтому существует не одна-единственная культура. Но каждая куль- тура позволяет группам людей по-разному преодолевать неопределенность.

Казанский университет

9 Структура культуры

Структура культуры

Объект

Взаимодействие

Субъект

Структура

Технология

Образ

Функция

Ценность

Смысл

Культурная деятельность (КД)

Духовная культура (ДК)

Материальная культура (МК)

Культуру давно принято разделять на материальную и духовную, но и та, и другая могут существовать, только если их связывает человеческая деятельность. Материальная культура (предметная «оболочка») образуется совокупностью вещей, созданых многими поколениями людей и чаще всего являющихся ре- зультатом преобразования естественных объектов. Духовная культура (менталь- ная «оболочка») представляет собой совокупность общих образов и смыслов (значений), наполняющих внутренний психический мир людей (субъектов). Культурная деятельность – это технологии взаимодействия субъекта с различны- ми объектами, но за каждой из них «стоят» определенные ценности, в том числе нравственные. В этом плане культура является, прежде всего, регулятивной си- стемой.

Казанский университет

10 Материальная культура (МК)

Материальная культура (МК)

Естественные и искусственные, материальные и иде- альные объекты, используемые и создавае- мые человеком: например, дом, карандаш, государство, язык, научная теория и т.д. Любой объект обладает определенным строением, т.е. состоит из различных элементов, которые благодаря связям между собой образуют целостность. Любой объект «служит» реализации какой- то функции, т.е. прямо или кос- венно обслуживает удовлетворе- ние какой-либо потребности субъ- екта.

Объект

Структура

Функция

Казанский университет

11 Духовная культура (ДК)

Духовная культура (ДК)

Индивиды, а также образуемые ими малые и большие группы, ведущие себя как единое целое. Лю- бой субъект может выступать как объект для других субъектов. Субъект воспринимает объекты в виде образов, а также способен конструировать образы не существующих и невозможных объ- ектов. Многие образы складываются в целостный «образ мира». Любой образ, а следовательно и объект, мо- жет иметь для субъекта множест- венные и разнообразные значе- ния, различающиеся, как по сте- пени, так и по у содержанию.

Субъект

Образ

Смысл

Казанский университет

12 Культурная деятельность (КД)

Культурная деятельность (КД)

Фундаментальное понятие всех наук, которому не- возможно дать определение. Все, что сущест- вует, может существовать только во взаимо- действии. Совокупности последовательных операций, с помощью которых создаются объекты и образы. В первом случае они носят предметный (в том числе, социальный) характер, во втором – психический. Все технологии могут использоваться в разных целях. Поэтому культура устанавливает, кем, когда, как и для чего их можно применять. В основе этих правил – ценности.

Взаимодействие

Технология

Ценность

Казанский университет

13 Культура «видимая» и «невидимая»

Культура «видимая» и «невидимая»

Мк

Кд

Дк

Структуры

Технологии

Образы

Функции

Ценности

Смыслы

Объективное субъективное

Здесь в слегка измененном и повернутом на 90° виде представлена та же схема, что и на слайде 9. Она позволяет выделить два «пласта» культуры. Первый – «поверхностный», доступный прямому наблюдению, второй – «глубинный», скрытый от непосредственного восприятия. Благодаря первому существует все, что можно назвать продуктами культуры, но второй определяет ее суть. Очевид- но, что интересы психологии смещаются в правую часть этой схемы, а левая часть больше интересует антропологию и социологию.

Казанский университет

14 Культура как регулятивная система

Культура как регулятивная система

Выше (на слайде 7) было предложено понимание культуры как операцион- ной оболочки, обеспечивающей организацию взаимодействий в системе «субъ- ект – объект». Но эта «оболочка» не всегда была такой, как сейчас. В начале своего развития она была, прежде всего, регулятивной системой. Такая система есть у любого вида животных (и в их сообществах), т.к. он мо- жет обеспечить свое существование только, если отдельные особи будут: а) при- мерно одинаково реагировать на однотипные стимулы (при условии эффектив- ности реакции); б) способны к необходимому уровню сотрудничества. Для того, чтобы решать эти задачи, нужна общая система правил, соблюдаемых всеми. В животном мире такую роль выполняет система инстинктов. С появлением сознания у человека эта система перестала справляться со сво- ими функциями, т.к. сознание позволяет подавлять инстинкты. Механизмы ре- гуляции взаимодействия, основанные на инстинктах стали нарушаться, и воз- никла угроза хаоса. Необходимо было формирование новой регулятивной сис- темы. Это и есть культура в самом начале ее развития. Так, когда-то давно культура начала развиваться как система правил, кото- рых должны придерживаться члены сообщества для выживания и взаимного понимания. Следовательно, у древнего человека (как и у его предков – прима- тов) не было материальной и духовной культуры в современном их понимании, но у него формировалась культура как система регуляции деятельности и пове- дения, включающая в себя принципы нравственности.

Казанский университет

15 Природа и культура

Природа и культура

Противопоставление культуры и природы характерно для теорий, разрабо- танных философами (например, для трансцендента- листских и экзистенциалистских). Такое противопос- тавление связано со сложной структурой современной культуры, что создает иллю- зию ее полной независимо- сти от природной сущности человека. На самом деле культура не есть что-то оторванное от природы. Она развивает- ся эволюционно, начиная с древнейших времен. Это касается даже таких куль- турных феноменов, как нравственность и религия. Об этом начали писать еще в XIX в. Ч. Дарвин, Э.Дюркгейм и П.Кропоткин. Об этом пишут и современные ученые (Р.Докинз, Э.Уилсон и др.), утверждающие, что культура начинает за- рождаться еще в животном мире («культура приматов»). Если современный человек своими действиями начинает наносить все боль- ший вред окружающей природе, то виновата в этом не культура, а бескультурье. Дело в том, что материально-технологическая сторона культуры развивается более динамично, нежели ее духовно-ценностная сторона. В результате этого и возникают различные диспропорции в развитии человечества

«Противоположностью природе… является культура, как то, что не-посредственно создано человеком…» (Г.Риккерт)

«Человек не имеет при- роды, он имеет историю» ю» (Х.Ортега-и-Гассет)

Казанский университет

16 Сознание и культура

Сознание и культура

Эволюционное развитие сознания позволило человеку не ограничиваться ге- нетически заданными ответами на внешние стимулы, а выбирать ответ из мно- жества возможных. В результате, во-первых, резко расширилась вариативность поведения (и адаптивность), во-вторых, резко уменьшилась его предсказуемость. Его поведение стало трудно предсказуемым и для сородичей. Следствием дол- жны были стать неизбежные трудности в организации сотрудничества внутри сообщества: оно может быть эффективным лишь, если имеется некоторая мера единообразия реакций, а инстинкты этого обеспечить уже не могли. Так возникла культура как новая регулятивная система, обеспечивающая необходимую меру единообразия поведения и оценок древних людей в типич- ных ситуациях. Поэтому культуру и сознание нельзя от- рывать друг от друга; они развивались одновременно. Но культура не сводится к сознанию. Она содержит в себе значительную долю бессознательного, на что обратили внимание З. Фрейд и особенно К,Г.Юнг, который первым использовал понятие «культурное бессознательное». Оно образуется регуляторами, часть из которых (А) является продолжением биологических инстинктов (табу, некоторые уста- новки и нравственные запреты), а другая (Б) возникает в ходе со- циокультурного развития, становится привычной и перестает осо- знаваться (установки, правила коммуникации и др.).

Казанский университет

17 Культура и нравственность

Культура и нравственность

Нравственность как система норм и правил, регулирующих взаимо- действия, является древнейшей составной частью культуры, которая ста- ла утверждаться многие сотни тысяч лет назад и не имеет ничего общего с религией, возникшей значительно позже. Русский биолог и философ П.А.Кропоткин еще в конце XIX в. на основе своих полевых исследова- ний в Забайкалье пришел к выводу, что в нравственности нужно выде- лять три составные части: 1) инстинкт, т.е. наследованную привычку общительности; 2) понятие разума – справедливость и, 3) чувство, которое можно назвать самоотвержением.

«…нравственное чувство чело-века зависит от его природы в той же степени, как и его фи-зический организм;…и то и другое являются наследством от… процесса эволюции…» (П.А.Кропоткин).

Человек и общество

Казанский университет

18 Культурное единство человечества

Культурное единство человечества

Кажется, что, если культура имеет естественное происхождение и яв- ляется регулятивной системой, возникшей в ходе эволюции на основе системы инстинктов, она должна быть одинаковой во всех группах лю- дей, т.к. у них одинаковы инстинкты и потребности. Но на самом деле существует много разных культур (причины этого будут обсуждаться далее), порой очень не- похожих друг на друга. Значит ли это, что у человечества отсутствует культурное единство? Нет, не означает. Челове- чество едино в культурном отношении. В основе всех существующих культур ле- жат единые формы восприя- тия и эмоции, потребности и ценности, одни и те же базовые нормы нравственности и многое другое.

Казанский университет

19 Культурное разнообразие

Культурное разнообразие

Культурное многообразие в мире очень велико. Группы лю- дей отличаются по полу, возрасту, расовому типу, религи- озной и этнической принадлежности, языку, особенностям общественного экономического и по- политического устройства, обра- зу жизни, бытовым традициям и обычаям, ритуалам об- общения и т.д. На схеме приведены лишь некото- рые виды культурных групп. Культурное разнообра- зие существует даже вну- три больших культурных групп (субкультуры). Культурное разнообра- зие создает проблемы, но на самом деле является благом, т.к. культурная гомогенность (однородность), ско- рее всего, привела бы к остановке развития.

Казанский университет

20 Культурное разнообразие (языки)

Культурное разнообразие (языки)

По разным классификациям в мире существует от 3 до 7 тысяч языков. Одно- значно определить это невозможно, т.к. между многими из них нет четких гра- ниц: иногда разные языки более похожи, чем диалекты одного языка. Чаще всего языки объединяют в «семьи», внутри которых выделяют группы и подгруппы. Языковых семей много. Самые крупные из них – индоевропей- ская и ханьская, но, если в первую входит очень много разных языков (англий- ский, русский, французский, фарси, таджикский, хинди, урду, осетинский и др.), то вторая представлена китайским и его диалектами. Кроме них есть семито-хамитская (арабы), алтайская (татары, турки, чуваши и др.), финно-угорская (венгры, марийцы, удмурты), кавказская (грузины, абха- зы, чеченцы). тайская (Тайланд), дравидийская (Южная Индия), бенуэ-конго, шари-нильская, кордофанская (в Африке) и многие другие языковые семьи. Есть также языки, которые не похожи ни на какой другой язык. Их называют «изолированными». Крупнейшим из них (по числу говорящих) является япон- ский. В Европе изолированным является язык басков («эускалдунак»). Есть та- кие языки и в России: языки нивхов, селькупов, ительменов и др. Во многих регионах мира существует сильная языковая чересполосица, а го- сударственные границы крайне редко совпадают с языковыми и этническими границами даже в Европе.

Казанский университет

21 Культурное разнообразие (психология)

Культурное разнообразие (психология)

Психологические особенности предста-вителей разных культур можно свести в несколько групп, в том числе: Этос – совокупность устойчивых и одобряемых в данной группе форм поведения, тесно связанных с типичными чертами характера. Образ мира – совокупность устойчивых для дан-ной группы представлений о том, как устроена природная и социальная действительность. Менталитет – совокупность характерных для группы и слабо рефлексируемых в ней социаль-ных установок и ценностей. Эти и другие психологические парамет-ры могут быть разными даже у близких в других отношениях культурных групп и похожими у совершенно, казалось бы, далеких.

Пример из книги Л.Н.Гумилева В трамвае хулиганит пьяный пассажир. Трое мужчин: русский, латыш и татарин, - реагируют по-разному. Русский пыта-ется его успокоить, ла-тыш ищет глазами мили-цию, татарин старается отойти в сторонку. Можно не согласиться с тем, что именно так будут вести себя представители названных этнокультур- ных групп. Но нельзя не согласить-ся с тем, что у каждой та-кой группы есть свои пси-хологические особеннос-ти.

Казанский университет

22 Причины культурного многообразия

Причины культурного многообразия

Главной причиной культурного разнообразия яв- ляется разнообразие условий жизни людей (тундра и пустыня, равнины и горы, джунгли и степи и т.д.), различие климата, растительного и животного мира. Люди, приспосабливаясь к разным условиям, по- разному одевались, питались, начинали вести раз- ный образ жизни. Другая причина состоит том, что с древнейших времен группы людей расселялись все дальше и дальше. Между ними терялись контакты и культур- ная эволюция начинала идти не одинаково. Мелкие отличия накапливались, превращались в большие, возникали противоположные формы культуры в группах, имеющих общее происхождение. Третья причина заключается в намеренном созда- нии некоторых различий. Это наблюдалось у близко живущих групп людей, которым было нужно отли- чать своих от чужих. С этой целью они постепенно вносили изменения в свой язык, предметы обихода, в ритуалы общения и т.д.

Казанский университет

«Культура с психологической точки зрения»
http://900igr.net/prezentacija/psikhologija/kultura-s-psikhologicheskoj-tochki-zrenija-90732.html
cсылка на страницу

Без темы

220 презентаций
Урок

Психология

42 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по психологии > Без темы > Культура с психологической точки зрения