Виды делового общения
<<  Трудовое воспитание в детском саду Образ сказочного героя изо 1 класс  >>
Методическая разработка «Психологические аспекты подготовки ученика
Методическая разработка «Психологические аспекты подготовки ученика
Оглавление
Оглавление
Глава II
Глава II
Введение
Введение
Цель методической разработки
Цель методической разработки
Задачи методической разработки
Задачи методической разработки
Слагаемые оптимальной концертной готовности (ОКГ)
Слагаемые оптимальной концертной готовности (ОКГ)
Концертная лихорадка и апатия
Концертная лихорадка и апатия
Концертная лихорадка и апатия
Концертная лихорадка и апатия
Основные причины сценического волнения
Основные причины сценического волнения
Основные причины сценического волнения
Основные причины сценического волнения
Сущностный подход к проблеме волнения
Сущностный подход к проблеме волнения
Методологические блоки
Методологические блоки
Метод
Метод
Факторы, повышающие эффективность решения проблемы
Факторы, повышающие эффективность решения проблемы
Заключительный этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Заключительный этап
Выводы
Выводы
Литература
Литература

Презентация: «Психологические аспекты подготовки ученика класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению». Автор: Ринат. Файл: «Психологические аспекты подготовки ученика класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению.pptx». Размер zip-архива: 169 КБ.

Психологические аспекты подготовки ученика класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению

содержание презентации «Психологические аспекты подготовки ученика класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению.pptx»
СлайдТекст
1 Методическая разработка «Психологические аспекты подготовки ученика

Методическая разработка «Психологические аспекты подготовки ученика

класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению»

«Для многих пианистов и (тем более) учащихся публичное исполнение является далеко не простым делом!» Г. Г. Нейгауз

Автор: Почетный работник общего образования РФ, преподаватель высшей категории по классу фортепиано Еникеева Раиса Асхатовна

МОУДОД «Красногорская детская музыкальная школа»

Красногорск - 2014

2 Оглавление

Оглавление

Введение

Глава I. Роль и место сценического волнения в общей структуре публичного выступления юного пианиста по классу фортепиано детской музыкальной школы (ДМШ) 1.1. Основные слагаемые оптимальной концертной готовности. Психологическая природа, виды и формы проявления деструктивного сценического волнения 2.2. Основные детерминанты и признаки сценического волнения. Их влияние на качество выступления музыканта-исполнителя

3 Глава II

Глава II

Психолого-педагогические аспекты оптимизации нервно-психических состояний ученика класса фортепиано в ходе подготовки к публичному выступлению 2.1. Основные методы и приемы формирования психологической устойчивости у ученика в репетиционный период подготовки к публичному выступлению 2.2. Особенности психолого-педагогической подготовки ученика на заключительном этапе концертной деятельности Заключение Список использованной и рекомендуемой литературы

4 Введение

Введение

Актуальность

Существующим противоречием между высоким уровнем сценического волнения при публичном выступлении ученика и степенью изученности этой проблемы

Существующим противоречием между практикой профессионально-технической подготовки ученика к публичному выступлению и недостаточной психологической составляющей этой подготовки

Нет детально разработанного раздела методики в программе курса ДМШ по подготовке учащихся к публичному выступлению

Существованием различных точек зрения на проблему: Противостояние сценическому волнению практически невозможно При необходимой компетенции преподавателя и соответствующей направленности его действий – вполне возможно

Методические рекомендации преподавателя по вопросам саморегуляции ученика, как правило, основаны на его субъективных ощущениях, часто без учета индивидуальных особенностей учащегося

5 Цель методической разработки

Цель методической разработки

Проанализировать методологию психологической адаптации ученика класса фортепиано ДМШ к публичному выступлению; уточнить роль и место преподавателя в этом процессе

6 Задачи методической разработки

Задачи методической разработки

Показать основные виды и формы деструктивного сценического волнения Определить психологическую природу, основные детерминанты и признаки сценического волнения Раскрыть основные факторы по оптимизации нервно-психических состояний учащихся в ходе репетиционной и концертной деятельности Вооружить преподавателя и ученика психолого-дидактическим инструментарием саморегуляции и самоконтроля Показать, что фатализм в отношении сценического волнения неправомерен. Попытки решить проблему – отнюдь не бесперспективны

7 Слагаемые оптимальной концертной готовности (ОКГ)

Слагаемые оптимальной концертной готовности (ОКГ)

Физическая подготовка Умственная подготовка Эмоциональная подготовка Два последних компонента ОКГ представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем самочувствие музыканта

8 Концертная лихорадка и апатия

Концертная лихорадка и апатия

ОКГ противостоят концертная лихорадка и апатия

Формы проявления

Концертная лихорадка. Характеризуется тем, что нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся процессом торможения

Болезненная тревожность, страх, тряска рук и дрожание ног, боязнь выходить на сцену. В игре появляется суетливость и торопливость

9 Концертная лихорадка и апатия

Концертная лихорадка и апатия

Апатия. Характеризуется тем, что у ученика наступает полное безразличие к тому, что с ним может произойти в данный момент

Формы проявления

Вялость и сонливость, замыкание в себе. Психические состояния могут трансформироваться в подавленное состояние духа, безволие, неверие в свои силы

10 Основные причины сценического волнения

Основные причины сценического волнения

Сам факт, что действия пианиста происходят в эпицентре внимания слушателей Оценка выступлений ученика со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку Внушенная извне мысль о возможном провале, которая может развиться в опасное самовнушение Неадекватно высокая или низкая оценка своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности

11 Основные причины сценического волнения

Основные причины сценического волнения

Не доведенная до конца работа над произведением Боязнь забыть нотный текст Явления перцептивной установки перед выходом на сцену: «Я сейчас ничего не сыграю» и т.п. Сознание того, что исполнитель не имеет права на ошибку. На сцене исправлять ошибки уже поздно Физическая и эмоциональная усталость Опосредованное воздействие родителей на излишнюю тревожность ребенка

12 Сущностный подход к проблеме волнения

Сущностный подход к проблеме волнения

Не подавлять эмоционально-стрессовые состояния, возникающие у юного пианиста на сцене, а сделать волнение управляемым, изменить его деструктивную направленность и использовать заложенный в нем конструктивно-позитивный потенциал.

13 Методологические блоки

Методологические блоки

Действия преподавателя по регулированию волнением

Практически-операциональный

Суггестивно- психологический («психотерапевтический»)

14 Метод

Метод

Формирование психологической устойчивости в репетиционный период

Сосредоточения (концентрации) внимания

Иррадиации (распределения) внимания

Суггестии (внушения)

Предварительного обыгрывания

Ролевой подготовки (имаготерапии)

Игры перед воображаемой аудиторией

Медиативного погружения

Выявления потенциальных ошибок

Провокации ошибок

Перспективного мышления

15 Факторы, повышающие эффективность решения проблемы

Факторы, повышающие эффективность решения проблемы

Задача преподавателя

Методические рекомендации

работать над закалкой воли ученика необходимо с той же настойчивостью, что и над развитием пианистических умений и навыков не выпускать ученика не сцену с «сырым», недоработанным произведением Рациональная организация режима дня должна входить в целостную структуру подготовки ученика к выступлению

16 Заключительный этап

Заключительный этап

День выступления

Методические рекомендации

Заключительный этап состоит из двух составляющих: день выступления выступление

Перед выходом из дома собираться, не торопясь на дорогу предусмотреть время с запасом меньше разговаривать, избегать шумной компании (подход индивидуальный) преподавателю важно контактировать с учеником не напоминать о разного рода деталях и частностях. Не играть на полный желудок если играть, то немного, а лучше не подходить к роялю

17 Заключительный этап

Заключительный этап

День выступления

Методические рекомендации

Если репетировать, то не учить и не повторять программу разыгрываться в умеренном темпе, с приглушенными эмоциями разыгрываться на произведениях, которые еще в работе преподавателю позаботиться о высоте сиденья, освещении обувь и одежда должны быть удобными мысли о волнении должны изгоняться, а разговоры – пресекаться внушить ученику уверенность в себя: программа выучена и подготовлена, он играет с удовольствием и хочет поделиться этим с публикой выходить на сцену с установкой на успех – верой в себя, в удачу и победу

18 Заключительный этап

Заключительный этап

Выступление

Выходя на сцену и уходя с нее, никогда не торопиться передвигаться по сцене с приподнятым подбородком, с переносом центра тяжести вперед на сцене проверить сиденье, переждать шум в зале войти в образную атмосферу произведения быть в образе на протяжении всего выступления

Методические рекомендации

19 Заключительный этап

Заключительный этап

Выступление

Методические рекомендации

Вести себя собранно, но не скованно, свободно, но не развязно не разглядывать публику в зале если выступление не удалость, преподавателю не устраивать «разнос» ученику не забывать, что критика должна быть конструктивной и позитивной, определяться ее целесообразностью

20 Выводы

Выводы

Заключение

Точка зрения о невозможности противостоять сценическому волнению не имеет под собой оснований при достаточной компетенции преподавателя негативные формы волнения вполне преодолимы не выпускать ученика на сцену с «сырым» произведением каждый исполнитель должен выбрать свой собственный, проверенный временем способ подготовки к выступлению формирование значимых психологических качеств является одним из неиспользованных резервов оптимизации подготовки юного пианиста к публичному выступлению

21 Литература

Литература

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, 1971. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. Коган Г.М. Работа пианиста. – 3 изд., доп. – М.: Музыка, 1979. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. – М.: Сов. композитор, 1983. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, 1988. Петрушин В.И. // Музыкальная психология и психотерапия. – 2009. №3. С. 66-86 Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, 1964.

«Психологические аспекты подготовки ученика класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению»
http://900igr.net/prezentacija/psikhologija/psikhologicheskie-aspekty-podgotovki-uchenika-klassa-fortepiano-detskoj-muzykalnoj-shkoly-k-publichnomu-vystupleniju-85759.html
cсылка на страницу

Виды делового общения

18 презентаций о видах делового общения
Урок

Психология

42 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по психологии > Виды делового общения > Психологические аспекты подготовки ученика класса фортепиано детской музыкальной школы к публичному выступлению